Научная статья на тему 'Экспериментальное определение уровней сформированности эмоциональной гиб- кости у будущих педагогов-психологов'

Экспериментальное определение уровней сформированности эмоциональной гиб- кости у будущих педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ / СТРУКТУРА / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наумова Мария Вадимовна

В статье раскрыта структурная составляющая эмоциональной гибкости, экспериментально обоснована пяти уровневая шкала сформированности показателей исследуемого феномена, раскрыта их количественная и качественная характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное определение уровней сформированности эмоциональной гиб- кости у будущих педагогов-психологов»

УДК 378+159.9:37,015.3

Наумова Мария Вадимовна

Аспирантка Шадринского государственного педагогического института, naumova_ maria@mail.ru, Шадринск

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГИБКОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Naumova Maria Vadimovna

Assistant professor Shadrinsk State Pedagogical Institute, naumova_maria@mail.ru, Shadrinsk

EXPERIMENTAL DETERMINATION OF FORMING THE EMOTIONAL FLEXIBILITY OF FUTURE EDUCATIONAL

PHYCHOLOGISTS

Феномен эмоциональной гибкости, в частности его содержание, структурно-функциональная составляющая, уровневость развития в современной психолого-педагогической литературе не имеет конкретной научной обоснованности. Тем не менее, в последнее время остро встает вопрос о формировании у студентов, будущих педагогов-психологов новых профессионально важных личностных качеств, среди них все чаще встречается способность к эмоциональной гибкости (Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец, Е. М. Семенова, Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк и др.).

Понятие эмоциональной гибкости впервые было обоснованно Л. М. Митиной (1994) в концепции профессионального развития личности педагога. В дальнейшем исследованием методологического обоснования эмоциональной гибкости занимались Е. С. Асмаковец (2000), Е. М. Семенова (2002) и другие.

В нашем исследовании под «эмоциональной гибкостью» педагогов-психологов мы понимаем целостное структурное образование, позволяющее личности быстро, легко адаптироваться к новым, неожиданным ситуациям, проявляющееся в способности понимать, осознавать и управлять своими и чужими эмоциональными состояниями, настроением, выражающееся в способности адекватно внешние экспрессивно, выразительно предъявлять свои эмоции, входить в эмоциональное состояние собеседника, создавая атмосферу сопереживания и соучастия.

На этапе констатирующего эксперимента, после проведения факторного анализа показателей эмоциональной гибкости, мы получили четыре фактора. Первый фактор мы назвали эмоциональная устойчивость, которая характеризуется общей адаптированностью, приспособленностью человека к жизни, выраженную в эмоциональных параметрах, проявляющуюся в способности и потребности понимать свои и чужие эмоциональные состояния, управлять ими, своим настроением, вызывать, «заражать» желательными

эмоциями других людей и держать иод контролем нежелательные, преодолевать отрицательные эмоциональные реакции, особенно умение найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение; под фактором эмоциональная экспрессия мы понимаем способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои эмоции, проявляющуюся в умении вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, обладать повышенным запасом радостного настроения и осознавать то, как проявляются его эмоции в поведении; фактор эмпатии включает в себя способность предвосхищать (прогнозировать) эмоциональное состояние другого, действовать в условиях дефицита исходной информации о нем, умение понять внутренний мир другого на основе сопереживаний, соучастия, отзывчивости постановки себя на место партнера (без утраты своего личного Я), а также способность к подражанию; и под фактором рефлексия своих эмоциональных состояний мы понимаем не только как процесс познания (знания, понимания, осознания) личностью самого себя и своих эмоциональных состояний, но и выяснение отношений к себе окружающих - как другие знают и понимают специалиста, его личностные особенности, эмоциональные реакции.

После определения структурных компонентов эмоциональной гибкости перед нами встала задача, связанная с проблемой выделения уровней сфор-мированности эмоциональной гибкости у студентов педагогов-психологов.

Идея уровневости применительно к эмоциональной гибкости является необходимым условием в формировании и развитии структурных компонентов и их показателей.

При выделении и описании уровней эмоциональной гибкости мы учитывали общие требования к их выделению: уровни должны выступать как четко различимые индикаторы развития объекта, при этом каждый уровень должен взаимодействовать как с предшествующим, так и с последующим, являясь либо условием, либо результатом развития объекта [2, с. 107].

В ходе теоретического исследования эмоциональной гибкости и результатов констатирующего эксперимента мы выделили пять уровней сфор-мированности исследуемого феномена у будущих педагогов-психологов: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Для доказательства надежности получаемой информации мы опирались на работы Г. И. Саганенко и В. А. Ядова, которые доказали, что правильность и точность измерения можно повысить путем расчета относительной ошибки измерения, которая позволяет сопоставлять правильность замеров по двум и более шкалам разной чувствительности и устойчивости шкалы.

Проанализировав на чувствительность семичленную, пятичленную и трехчленную шкалы мы получили следующие результаты: относительные ошибки семичленной шкалы (0,25) и трехчленной (0,24) практически совпадали, а пятичленной были существенно выше (0,49); устойчивость по пя-тичленной, трехчленной и семичленной шкалам составило 99%, 95% и 75% соответственно. Следовательно, данный анализ позволил нам заключить,

что пятичленная шкала имеет более высокую устойчивость и приемлемую ошибку.

Нами был разработан механизм оценки уровня сформированности эмоциональной гибкости у будущих педагогов-психологов, который включал в себя показатели структурных компонентов эмоциональной гибкости: эмоциональная устойчивость включала в себя - способность к пониманию своих и чужих эмоций, способность к управлению своих и чужих эмоций, управление чужими эмоциями, понимание чужих эмоций, управление своими эмоциями, понимание своих эмоций, индекс жизненной удовлетворенности, эмоциональную устойчивость, склонность к преодолению страха, склонность к преодолению гнева; эмоциональная экспрессия - шкалу спонтанности, шкалу сензитивности, шкалу контактности, склонность к переживанию радости; эмпатия - общий уровень эмпатии, установки, интуитивный канал эмпатии, идентификация, эмоциональный канал эмпатии и рефлексия - шкалу самопонимания, рефлексию и адекватную личностную тревожность. Каждый показатель измерялся соответствующей ему диагностической методикой, баллы по которой соотносились со следующими уровнями: низкий уровень - 0 баллов, ниже среднего - 1 балл, средний 2 балла, выше среднего - 3 балла и высокий 4 балла. Таким образом, суммарный балл по всем показателям в нашем случае менялся в пределах от 0 до 88. Опираясь на выводы П. В. Новицкого [1] о том, что при 5%-ном уровне значимости распределение случайных величин подчиняется нормальному закону уровни сформированности эмоциональной гибкости определялись нами по методике шкалирования уровней сформированности эмоциональной гибкости, которая включала в себя 5 интервалов, характеризующих уровни низкий (0-18), ниже среднего (19-36), средний (37-54), выше среднего (55-72) и высокий (73-88). Решение вопроса о том, на каком уровне сформированности эмоциональной гибкости находится будущие педагоги-психологи, принимался на основе сравнения полученного им суммарного балла со шкалой измерения уровня.

Предложенная диагностическая программа оценки уровня сформированности эмоциональной гибкости апробировалась нами в ходе констатирующего эксперимента и использовалась в обучающем эксперименте, а затем применялась на этапе контрольного эксперимента с целью выявления изменения уровня эмоциональной гибкости у студентов будущих педагогов-психологов до и после эксперимента.

Выделение уровней сформированности изучаемого феномена потребовало разработки оценочного листа - качественного описания уровней сформированности эмоциональной гибкости по выделенным показателям.

Раскроем их содержание. Низкий уровень сформированности эмоциональной гибкости у студентов педагогов-психологов характеризуется отсутствием следующих способностей: к пониманию и вербальному описанию своих и чужих эмоциональных состоянии на основе внешних проявлений эмоций (мимики, жестикуляции, звучания голоса); к осознанию своих

эмоций, что проявляется в отсутствии умения к распознаванию и иденти-фицикации своих эмоции, понимания причины их возникновения; к управлению своими эмоциями. Студенты, находящиеся на данном уровне, не умеют: выражать свои эмоции в социально допустимой форме, что внешне проявляется в эмоциональной экономии, отсутствии позитивного взгляда на мир, неадекватном, избирательном эмоциональном реагировании с преобладанием эмоций страха, гнева; снижать интенсивность нежелательных эмоций; эмоционально воздействовать на людей; «заражать» их положительными эмоциями, вышесказанное проявляется в низкой адаптивности, неприспособленности человека к жизни, психологическом дискомфорте, падании общего тонуса и ослаблении нервной системы. У респондентов низкого уровня сформированности эмоциональной гибкости наблюдается заторможенность в выражении эмоций; скованность в поведении; хаотичность в движениях; низкий порог в отношении фрустрации, такие личности избегают требований действительности, раздражительны, сердиты, обидчивы, эмоционально возбудимы, имеют невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства). Отмечается ригидность личности по отношению к внутренним состояниям других людей. На данном уровне сформированности эмоциональной гибкости у будущих педагогов-психологов проявляются установки, препятствующие эмпатии: они стараются избегать личных контактов, считают неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедили себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Студенты данного уровня сталкивается с затруднениями в установлении глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактах с людьми, диагностируется неадекватная личностная тревожность, низкая способность к рефлексии своих эмоциональных состояний, отсутствует стремление к самопониманию.

Уровень сформированности эмоциональной гибкости у студентов педагогов-психологов ниже среднего характеризуется слабо развитыми способностями: к пониманию чужих эмоциональных состоянии на основе внешних проявлений эмоций (мимики, жестикуляции, звучания голоса), к осознанию своих эмоций, т. е. редко правильно распознают и идентифицируют свои эмоции, с трудом понимают причины их возникновения, к управлению своих эмоций; обладают не выраженной способностью к вербальному описанию своих эмоций: наблюдается импульсивность, хаотичность во внешнем (вербальном) проявлении своих эмоций; отсутствует интуитивное восприятие эмоционального состояния другого человека, не умеют снижать интенсивность нежелательных эмоций, вызывать у других людей положительные или отрицательные эмоциональные состояния, воздействовать на людей, «заражать» их положительными эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные, т. е. низкий уровень эмоциональной устойчивости. У студентов наблюдается низкий порог в отношении фрустрации, предрасположенность к невротической утомляемости, раздражительности, эмоциональной возбудимости, к

отрицательным эмоциональный реакциям: страху, гневу. На данном уровне сформированности эмоциональной гибкости у студентов проявляются установки, препятствующие эмпатии, затрудняющие действие всех эмпа-тических каналов: человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия, поэтому личность сталкивается с затруднениями в установлении глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов с людьми, диагностируется неадекватная личностная тревожность. Чаще всего будущие педагоги-психологи, находящиеся на данном уровне сформированности исследуемого феномена не стремятся к рефлексии и самопониманию своих эмоциональных состояний.

Средний уровень сформированности эмоциональной гибкости отражает способность студентов педагогов-психологов чаще всего понимать чужие эмоциональные состояния на основе внешних проявлений эмоций (мимики, жестикуляции, звучания голоса). Проявляются некоторые способности к осознанию своих эмоций: распознаванию и идентификации, пониманию причин их возникновения, хотя встречаются ошибки в вербальном описании своих эмоций. Будущие специалисты способны в некоторых случаях управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и контролировать нежелательные, т. е. эмоциональная стабильность превалирует над нестабильностью. Иногда у студентов данного уровня эмоциональной гибкости наблюдается способность эмоционально воздействовать на людей, «заражать» их положительными эмоциями, выражать эмоции в социально допустимой форме; уменьшено количество эмоций страха, гнева. На этом уровне у будущих педагогов-психологов проявляются некоторые сформированные установки, способствующие эмпатии: стараются устанавливать личные контакты, во многом считают уместным проявлять любопытство к другой личности, не спокойно относятся к переживаниям и проблемам окружающих. В некоторых случаях студенты способны устанавливать глубокие и тесные эмоционально насыщенных контакты с людьми; в большинстве случаев диагностируется адекватная личностная тревожность. Чаще всего они стремятся к рефлексии и самопониманию своих эмоциональных состояний.

Опишем уровень сформированности эмоциональной гибкости выше среднего. Студенты, находящиеся на данном уровне характеризуются достаточно выраженными способностями: к пониманию эмоционального состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимики, жестикуляции, звучания голоса); к контролю внешних проявлений своих эмоций; к правильному вербальному описанию своих эмоциональных состояний; к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов с людьми. У будущих педагогов-психологов наблюдается: стремление к осознанию своих эмоций, а именно их распознаванию и иденти-

фикации, пониманию причин их возникновения; способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций (возможна, склонность к манипулированию людьми); высокая потребность (а вместе с ней и хорошо сформированная способность) управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные, т. е. эмоциональная устойчивость. Студенты данного уровня обладают повышенной чуткостью к внутренним состояниям других людей, уверенностью в себе, они не подвержены случайным колебаниям настроения, трезво оценивают действительность, активны, обладают эмоциональной зрелостью, т. е. способны справляться со своими страхами, и отрицательными эмоциональными состояниями (гнев, сердитость, раздражение, негодование). Обладают значительным запасом радостного настроения, даже в трудных ситуациях не теряют хорошее расположение духа, всякие огорчения у них быстрее сглаживаются, чутко отзываются на любое приятное возбуждение, противодействует всяким последствиям огорчения. Студенты, находящиеся на данном уровне сфор-мированности эмоциональной гибкости, способны видеть поведение партнеров (т. е. обладают интуитивным восприятием); действовать в условиях дефицита исходной информации о них; понять партнера на основе сопереживаний, постановки себя на его место; к идентификации, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать на него. Данный уровень характеризует личность умеющую выражать свои чувства, вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции; хорошо развита рефлексивность своих эмоциональных состояний, самопонимание.

Высокий уровень сформированности эмоциональной гибкости у студентов педагогов-психологов характеризуется следующими ярко выраженными способностями: к пониманию эмоционального состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса); к грамотному и уместному ситуации контролю внешних проявлений своих эмоций; чуткости и отзывчивости к внутренним состояниям других людей; к осознанию своих эмоций: их распознаванию и идентификации, к пониманию причин их возникновения, в связи, с чем хорошо развиты рефлексивные способности своих эмоциональных состояний; к правильному вербальному описанию своих эмоциональных состояний; к подражанию и гибкости эмоций. Хорошо сформирована способность вызывать у других людей тех или иных эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций (правда, возможно, склонность к манипулированию людьми), видеть (прогнозировать) поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании (т. е. обладать интуитивным восприятием человека). Будущие педагоги-психологи, находящиеся на данном уровне сформированности эмоциональной гибкости, обладают способностью естественно и адекватно ситуации выражать свои чувства, вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции; способны к быстрому установлению глубоких

и тесных эмоционально насыщенных контактов. В большинстве ситуаций такие личности веселы, довольны, радостно настроены, даже в трудных условиях не теряют хорошего расположения духа, всякие огорчения быстрее сглаживаются, чутко отзываются на любое приятное возбуждение, противодействуют всяким последствиям огорчения. У студентов данного уровня сформированности исследуемого феномена наблюдается высокая потребность (а вместе с ней и ярко сформированная способность) управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные, т. е. эмоциональная устойчивость. Такие личности отлично справляется со своими страхами, они не являются для них преградой в установлении отношений или в решении жизненных проблем, а также отрицательными эмоциональными состояниями (гнев, сердитость, раздражение, негодование); у них хорошо сформировано умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера, т. е. эмоционально отзывчивы. Постоянно стремятся к самопониманию.

Итак, феномен эмоциональной гибкости, рассматриваемый со стороны своей структуры, представляет собой целостное образование, состоящий из четырех компонентов: эмоциональной устойчивости, эмоциональной экспрессии, эмпатии и рефлексии эмоциональных состояний, взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой. Экспериментальное выделение уровней развития является показателем развитости эмоциональной гибкости, это дает возможность измерять ее как в количественных, так и в качественных характеристиках, что очень важно в дальнейшем ходе нашего исследования - выделении эффективных механизмов формирования эмоциональной гибкости у студентов педагогов-психологов.

Библиографический список

1. Новицкий, П. В. Метрология [Текст]/ П. В. Новицкий. - М., 1979. - 112 с.

2. Самарокова, И. В. Формирование эмоциональной культуры будущего учителя: монография. [Текст]/ И. В. Самарокова. - Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.