Научная статья на тему 'Компоненты, формирующие толерантность у детей-сирот и детей, остав шихся без попечения родителей, во время обучения в системе начального профессионального образования'

Компоненты, формирующие толерантность у детей-сирот и детей, остав шихся без попечения родителей, во время обучения в системе начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПСЕВДОТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ORPHANS / VOCATIONAL SCHOOL / COMMUNICATION TOLERANCE / INTOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлебникова Светлана Юрьевна

В статье представлен анализ различных подходов к пониманию толерантности как сложнокомпонентного явления. Приведены аргументы в пользу важности исследуемого явления для детей-сирот в условиях профессионального образования. Рассмотрены основные компоненты толерантности, воздействие на которые формирует это важнейшее социальное качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The components, forming tolerance of orphans and children without parental support, during the training in system of initial vocational training

The article deals with the analysis of different approaches in understanding of tolerance as a complicated phenomen. The arguments in favour of high importance of the studying phenomen for orphans in condition of vocational training are given. Basic components of tolerance, influence on which forms this important social quality, are considered.

Текст научной работы на тему «Компоненты, формирующие толерантность у детей-сирот и детей, остав шихся без попечения родителей, во время обучения в системе начального профессионального образования»

С.Ю. Хлебникова. КОМПОНЕНТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Веб-форум - это класс веб-приложений для организации интерактивного общения посетителей веб-сайта. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующем обсуждении этих тем. В настоящее время веб-форумы почти полностью вытеснили новостные группы и являются одним из наиболее популярных способов обсуждения вопросов во Всемирной паутине.

Поэтому организаторам системы патриотического воспитания следует обратить пристальное внимание на этот ресурс. Так как Интернет всё активнее входит в нашу жизнь, дети, молодежь проявляют к нему интерес. Для них это окно в большой реальный мир, возможность оказаться полноправным участником реальных событий. Педагогам необходимо все шире использовать возможности интернет-форумов, осуществляя новый, современный подход к воспитанию. Создавая свои сайты для молодежи, участвуя в веб-форумах, педагоги показывают, что им не всё равно, чем интересуется молодежь.

Литература

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eidos.ru/iournal/2006/0505.htm (10 июня 2009).

2. Лутовинов В.И. Российский патриотизм: история и современность // Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы развития: материалы междунар. конф. // Вестник ВЭГУ. Сер. История. - Уфа, 2000. - № 12-13. -С.56

3. Сапунов В.Б. Философия глобальных проблем человечества [Электронный ресурс]. - URL:

http://sir35.ru/Sapunov/FILGLOB_093.html

4. Сухомлин В.В., Сухомлин В.А. Военно-исторический портал www.vif2.ru как технологическая основа интернет-конкурсов патриотического воспитания школьников. Памяти Интернет-журналиста Кливера // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. тр. I Междунар. науч.-практ. конф / под ред. В.А. Сухомлина. -М.: МАКС Пресс, 2005. - С. 858-862.

Чангалиди Дмитрий Николаевич, соискатель кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Е-mail: dmitriy123 [email protected]

Changalidi Dmitriy Nikolaevich, competitor of department of pedagogy of Buryat State Universiry. Е-mail: dmitriy123 [email protected]

УДК 373.6:371.4:172

С.Ю. Хлебникова КОМПОНЕНТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен анализ различных подходов к пониманию толерантности как сложнокомпонентного явления. Приведены аргументы в пользу важности исследуемого явления для детей-сирот в условиях профессионального образования. Рассмотрены основные компоненты толерантности, воздействие на которые формирует это важнейшее социальное качество.

Ключевые слова: толерантность, дети-сироты, профессиональное училище, коммуникативная толерантность, интолерантность, псевдотолерантность.

S.Yu. H/e6nkova

THE COMPONENTS, FORMING TOLERANCE OF ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT, DURING THE TRAINING IN SYSTEM OF INITIAL VOCATIONAL TRAINING

The article deals with the analysis of different approaches in understanding of tolerance as a complicated phenomen. The arguments in favour of high importance of the studying phenomen for orphans in condition of vocational training are given. Basic components of tolerance, influence on which forms this important social quality, are considered.

Key words: tolerance, orphans, vocational school, communication tolerance, intolerance.

2010/1

Значительное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания школы продолжает обучение в системе начального профессионального образования. В воспитательном пространстве современного профессионального училища в связи с продолжающейся стратификацией общества актуализируется проблема формирования толерантного поведения обучающихся. Мы выделяем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из общей категории учащихся профессионального училища. Для этой категории учащихся, получающих профессию, свойственны нежелание приспосабливаться к социальному окружению, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Их контакты с окружающими бедны по содержанию и эмоционально не насыщены. Другими словами, для них характерны скудный опыт социальных контактов; выраженные иждивенческие склонности; недостаточное развитие индивидуальности, низкая личная активность; сопротивление правилам, нормам, предъявляемым обществом. Все это не способствует успешной адаптации их к самостоятельной жизни после окончания училища. Следовательно, важнейшая задача педагогического коллектива профессионального училища заключается в том, чтобы учащиеся не только осваивали профессию, но и становились самостоятельными личностями, обладающими толерантным мировоззрением как основы жизненной позиции.

Теоретическая разработка проблемы формирования толерантности на современном этапе ведется достаточно интенсивно в педагогике и во всех смежных науках. Признание идеи толерантности важным ориентиром в воспитании толерантных межличностных отношений обосновано в многочисленных исследованиях. Нами были рассмотрены общефилософские вопросы толерантности (Ю. Бромлей, Р.Р. Валитова, Б.С. Гершунский, Д.В. Зиновьев, В.М. Золотухин, В.А. Лекторский), исследованы общие вопросы психологии и педагогики толерантности, а также ее противоположности - интолерантность и псевдотолерантность (И.В. Абакумова, Н.А. Асташова, А.М. Байбаков, Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Л.С. Братченко, Б.Э. Риэрдон, Г.М. Шеламова).

Необходимость и важность формирования толерантности прописаны в «Декларации принципов терпимости» ООН в 1995 г., где показана сущность этого ключевого понятия человеческих взаимоотношений: «... наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости -это воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве важнейшей задачи. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях» [6, с.131].

В философской энциклопедии толерантность определяется как слово латинского происхождения «1о1егапйа» - терпение, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность, по С.И. Ожегову, - «терпимое отношение к кому-, чему-нибудь» [10, с. 436]. В латинских этимологических словарях (например, классическом оксфордском словаре), а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность - как на «терпимость» и как на «поддержку» [1, с.6].

Указанные пояснения толерантности свидетельствуют об активной позиции личности в таких процессах, как:

- познание и признание своего «Я» и позиции другого;

- определение тактики поведения и диалога с другими;

- взаимодействие с другими при сохранении своего «Я»;

- умение анализировать результаты взаимодействия.

Проявление той или иной формы зависит от условий жизни человека, среды, в которой он живет, воспитания, которое получает. Все это влияет на его индивидуальность, мировоззренческие приоритеты, стереотипы поведения и стили общения с окружающими людьми.

По наблюдению А. Гжегорчика [5], существуют виды взаимодействия, которые благоприятствуют толерантному поведению: помощь, содействие в сфере планирования, сотрудничество, передача истины, которая возможна «.через диалог. в свободном непринужденном взаимодействии» [5, с.49].

Мы делаем вывод о том, что умение и стремление человека к диалогу, взаимодействию, со-

С.Ю. Хлебникова. КОМПОНЕНТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

трудничеству с другими субъектами характеризуется коммуникативной толерантностью (это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею не принятых или не приемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию) [2, с.200].

Противоположными толерантности, терпимости можно назвать такие качества личности, как упрямство, сопротивляемость, нетерпимость. В науке это свойство обозначается термином «интолерантность». Деление человека на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой чертой личности.

В настоящее время мы встречаем еще один вид толерантности - псевдотолерантность, «вынужденную толерантность» [3], которая подразумевает «выученные и скопированные виды толерантности, не осмысленные и не принятые как ценность» [3, 201].

Авторское понимание толерантности базируется в первую очередь на том, что это активное морально-нравственное качество личности, которое подразумевает умение человека принимать окружающих людей такими, какие они есть, проявлять терпимость, взаимную помощь, доверие. Такое толкование играет существенную роль для развития обыденного сознания, благодаря чему человек может прийти к осознанию того, что взаимная помощь и терпимость людей выступают как важный фактор эволюции взаимоотношений в целом. Мы рассматриваем толерантность в двух аспектах: во-первых, это овладение определенной философией толерантного сознания, во-вторых отношение к действительности, которое базируется на взаимопонимании и диалоге.

На основании анализа изученных материалов [1, 3, 4, 6, 9, 10] мы приходим к пониманию толерантности как активного морально-нравственного качества личности, которое основывается на терпимости и эмпатии человека к своему окружению, предполагает коммуникативность, знание об образцах толерантного поведения, осознание (рефлексию) взаимодействия в коллективе. Толерантность позволяет расширять опыт человека через взаимодействие с другими людьми, не предусматривает приспособление и проявляется в активном поиске точек соприкосновения и компромиссов.

Толерантность - многокомпонентный феномен, имеющий несколько линий проявления и развития. На основе изученного материала мы выделяем следующие компоненты толерантности, которые, на наш взгляд, оказывают влияние на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: терпимость; эмпатию; коммуникативность; знания о толерантности; рефлексию.

Остановимся на каждом из этих компонентов. С. Ожегов приводит следующее определение терпимости: «умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам» [10, 649]. На наш взгляд, терпимость необходимо рассматривать не как вседозволенность и всепрощение, она заключает в себе и активное действие по отношению крайних форм нетерпимости. Терпимость предполагает настроенность на понимание другого, диалог с ним, признание права другого на свое мнение.

Рассмотрим следующий компонент. Эмпатия - это «постижение эмоционального состояния, проникновение - чувствование в переживания другого человека» [10, 97]. Данная составляющая толерантности включает в себя способность человека переживать те чувства, которые испытывает другая личность. Эмпатия - это эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям. «Развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков» [11,199]. Эмпатия позволяет компенсировать возможные разногласия между собеседниками, препятствуя их перерастанию в межличностное противостояние и нетерпимость.

Компонент «коммуникативность» - собирательный. Здесь находят отражение следующие факторы: воспитание, опыт общения, культура, ценности, потребности, установки, характер, темперамент. «Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек не видит ярких различий между подструктурами своей личности и личности партнера либо не испытывает негативных эмоций по поводу различий» [1, 21].

Формирование знаний о толерантности и рефлексия взаимоотношений носят непрерывный характер на протяжении всей жизни человека. Здесь не подразумевается поверхностное знание о толерантности, которое может свидетельствовать о знакомстве человека с общими идеями толерантности.

2010/1

Каждому компоненту соответствуют следующие показатели. Так, компонент «терпимость» раскрывает следующие характеристики:

-диалог с другими;

-понимание;

-признание права на другое мнение.

Компонент «эмпатия» раскрывает такие показатели, как:

-эмоциональное понимание;

-установка на доброжелательное взаимодействие с людьми.

Компонент «коммуникативность» характеризуется следующими показателями:

-умение общаться без коммуникативных барьеров;

-умение взаимодействовать с другими, разрешая конфликт;

-умение воспринимать другого таким, какой он есть.

Компонент «знание о толерантности» раскрывают показатели:

-информация о толерантности;

-представление о чертах толерантной личности.

Компонент «рефлексия»:

-умение анализировать себя в качестве толерантной личности;

-умение анализировать ситуации.

Обозначенные компоненты свидетельствуют об уровне сформированности данного интегративного качества в процессе развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выделенные характеристики толерантности как качества личности можно условно объединить в две группы. Первая группа отражает систему ценностных ориентаций личности, здесь можно говорить об эмпатии, коммуникативности. Данная группа отражает ценностные ориентации индивидов на толерантность как ценность социокультурной системы. Ценностные ориентации определяют «избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему его установок и убеждений, предпочтений, выраженную в сознании и поведении» [7, 57]. Вторая группа отвечает деятельностному признаку, который характеризуется такими показателями, как диалог с другими, понимание, информация о толерантности. Данный признак характеризуется предрасположенностью к определенному типу поведения, позитивно эмоционально окрашенному, осознанием значимости толерантного поведения.

Мы сгруппировали составляющие толерантности по двум направлениям. Это дает возможность выработать способы воздействия на составляющие толерантности в работе педагогического коллектива с подростками.

Исследователь Е.И. Касьянова утверждает: «толерантность не может быть гарантирована ни знаниями - умениями - навыками, ни набором тех или иных «психических черт», ни внешними условиями как таковыми. Толерантные отношения не даны человеку, а заданы так же, как в гуманистической трактовке человека ему задана возможность, потенциал реализации здорового и конструктивного начала, который актуализируется не только при определенных условиях, но и при соответствующих усилиях самого человека» [7, с.58].

Таким образом, в учебном заведении необходимо создавать максимальные условия, которые увеличивают вероятность формирования толерантных качеств детей-сирот, формирующихся через знания - умения - навыки. Не оспариваем тот факт, что толерантные отношения заданы человеку как в гуманистической трактовке, однако большую роль мы отводим образовательному и воспитательному пространству профессионального училища.

Литература

1. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. - М.: Изд. центр АПО, 2002. - 92 с.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.

3. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997. - С.201-222.

4. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. -1996. №1.

5. Гжегорчик А. Социальные мотивации и воздействия (к вопросу о психологическом анализе ненасильственных действий) / Этика ненасилия: материалы междунар. конф. - М.: Философское общество СССР, 1991. - С. 44-53.

6. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: науч.-публиц. вестник. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - С. 131-137.

7. Касьянова Е.И. Нравственная активность как сущностная характеристика // Вестник ВГУ. Сер.: Гуманитарные науки. - 2008. - №1.

Б.П. Эрдниев, Л.Д. Дугаржапова. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ БУРЯТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

8. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. - Ростов н/Д, 2001. - 404 с.

9. Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки. - 1997. - №3-4.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1988.

11. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2005. - 628 с.

Хлебникова Светлана Юрьевна, аспирант кафедры педагогики и технологии образовательного процесса Иркутского института повышения квалификации работников образования, заместитель директора по воспитательной работе оздоровительно-образовательного центра «Галактика». Е-mail: [email protected].

Hlebnikova Svetlana Yurievna, postgraduate student of department of pedagogy and technology of educational process of Irkutsk Institute of Advahced studies of educational employees, vice principal on educational work of health-educational center “Galaktika”. Е-mail: hlebnikova-7 7 @mail.ru

УДК 373.5

БП Эрдниев, Л Д. Дугаржапова

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ БУРЯТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Применение технологии УДЕ улучшает качество изучения геометрии, усиливает мотивацию к обучению, позволяет включать в содержание образования этнокультурный компонент, способствующий воспитанию человека с национальным сознанием, способного освоить мировую культуру.

Ключевые слова: укрупненные дидактические единицы, этнокультурный компонент, математика монгольских народов

B.P. Erdm'ev, L.D. Dugarzhapova

THE EXTENSION OF DIDACTIC UNITS TECHNOLOGY IN STUDYING GEOMETRY AT 7th GRADE OF BURYAT NATIONAL SCHOOL

The technology of didactic units extension improves the quality of studying geometry, intensifies studying motivation, lets to include the ethnic-cultural component into the contents of the education and assists young generation with national consciousness to study world culture.

Key words: extension of didactic unit’s technology, ethnic-cultural component, math’s of Mongolian peoples.

Идея укрупнения дидактических единиц не является новой в педагогической науке. Для нас большой интерес представляют подходы исследователя П.М. Эрдниева, по мнению которого дидактическая единица усвоения должна представлять основную «клеточку» учебного процесса, т.е. локальную и относительно самостоятельную ступень учебной деятельности, обладающую сложнокомпонентным составом и быстрым во времени осуществлением. При этом дидактической единицей может быть совокупность вопросов или группа задач, обрабатываемых, как правило, в пределах одного урока. Автор указывает следующие способы укрупнения дидактических единиц, которые можно использовать в этнокультурном образовании учащихся:

• совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы;

• преобразования решенной задачи в обратную или аналогичную, что позволяет вычерпывать все новое содержание с каждым видоизменением исходного упражнения;

• метод дифференцированных упражнений, в которых искомым является не один, как обычно, а несколько элементов задания; благодаря этому приему в мышлении образуется рациональная система знаний;

• усиление удельного веса творческих заданий по самостоятельному составлению учащимися задач, примеров, уравнений и т.п. [11].

Теоретические и практические выводы П.М. Эрдниева привлекают внимание учителей-предметников бурятской национальной школы. Крупноблочная система, при которой учебный процесс идет от общего к частному, рекомендуется учеными Бурятии и Саха-Якутии -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.