Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание в условиях глобализации'

Патриотическое воспитание в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1282
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ИНТЕРНЕТ / GLOBALIZATION / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTISM / THE INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чангалиди Дмитрий Николаевич

Автор публикации рассматривает технологию патриотического воспитания в контексте глобальных проблем человечества. Особое внимание уделено современным средствам патриотического воспитания, в том числе интернет-сайтам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чангалиди Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic education in conditions of globalization

The author of the article deals with the technology of patriotic education in the context of global problems of mankind. Particular attention is paid to modern means of patriotic education, including Internet sites

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание в условиях глобализации»

2010/1

УДК 37.035.6

Д.Н. Чангалиди

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Автор публикации рассматривает технологию патриотического воспитания в контексте глобальных проблем человечества. Особое внимание уделено современным средствам патриотического воспитания, в том числе интернет-сайтам.

Ключевые слова: глобализация, патриотическое воспитание, патриотизм, интернет.

DN Changa/idi

PATRIOTIC EDUCATION IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION

The author of the article deals with the technology of patriotic education in the context of global problems of mankind. Particular attention is paid to modern means of patriotic education, including Internet sites.

Key words: globalization, patriotic education, patriotism, the Internet.

Образование является ключевой структурой общества, поэтому его развитие необходимо рассматривать в контексте общепланетарных проблем современной эпохи, таких как мировой финансово-экономический кризис, голод, бедность, нарушение экологического равновесия, демографический кризис, международный терроризм и экстремизм, наркомания и алкоголизм, качество образования и медицинского обслуживания, девальвация моральных ценностей и т.д. [3]

Мы рассматриваем образование как среду, в которой формируются важнейшие компетенции современной личности, способной участвовать в решении глобальных проблем человечества. В частности, речь идет о социокультурной компетенции подрастающего поколения [1].

Развитие социокультурной компетенции играет особую роль в современном мире, где нередко обостряются межнациональные отношения и большое значение имеют патриотическое и интернациональное воспитание. Социокультурная компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном глобализирующемся мире. В решении этой задачи необходимо опираться на закономерности, принципы патриотического воспитания.

Основными закономерностями системы патриотического воспитания являются соответствие целей и задач воспитания требованиям общества, государственной службы - идеалам патриотизма; соответствие воспитательных воздействий личному примеру воспитателя, уровню его культурно-нравственного развития; соответствие воспитательной деятельности индивидуальным и коллективным особенностям граждан, уровню их развития; соответствие средств, методов и результатов системы воспитания поставленным целям и задачам [2].

Рассматривая специфические педагогические закономерности процесса патриотического воспитания, следует иметь в виду, что они проявляются в сфере человеческих отношений, где всегда действуют факторы объективного и субъективного, закономерного и случайного характера. Их учет на практике предполагает наличие высокого уровня общей, профессиональной, правовой и психолого-педагогической культуры, профессионально-педагогического мастерства. Данный вид закономерностей, как показывает практика, предусматривает обязательную целенаправленную, активную, сознательную деятельность всех людей, включенных в процесс патриотического воспитания, настойчивость, творчество в определении и решении воспитательных задач.

Основными принципами патриотического воспитания являются единство сознательного и бессознательного, естественного и целенаправленного воспитания - патриотического воспитания в широком смысле слова. Патриотические чувства формируются в процессе жизни и бытия человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе и культуре своей страны, быту своего народа.

Поэтому базой формирования патриотизма как устойчивой личностной подструктуры являются бессознательные глубинные переживания человеком любви, привязанности к культуре

С.Ю. Хлебникова. КОМПОНЕНТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

своего народа, своей земле, воспринимаемыми в качестве родной, естественной и привычной среды его обитания. Естественно развивающееся бессознательное чувство привязанности к отеческим ценностям становится предметом сознательной рефлексии и осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на его основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.

Системность как принцип патриотического воспитания включает, во-первых, системное понимание структуры патриотизма как высшей духовной подструктуры личности, во-вторых, организацию системы воспитательной работы.

В формировании патриотизма большую роль играет естественная среда обитания - территория, климатические условия, язык или привычный хозяйственно-бытовой уклад, но и они еще не отождествляются с понятием «Родина». Не определяется патриотизм и формальным гражданством человека. Можно числиться гражданином страны, но не любить ее, не быть ее патриотом. Все указанное - лишь предпосылка для формирования патриотических чувств.

Формирование патриотизма происходит в том случае, когда указанные предпосылки превращаются из внешних условий бытия во внутренние, глубинные побудители поведения и мировосприятия, позднее - в высшие, базовые личностные ценности. Любовь к Родине становится в этом случае одним из смыслообразующих факторов жизнедеятельности человека, побуждает человека к соответствующему поведению. Речь идет о высшем типе любви - любви духовной, включающей не только смутные ощущения комфорта, связанные с пребыванием в естественной для человека среде, но и осознание, прежде всего, ценностей и достоинств объекта своей любви, ориентирующего человека на их защиту и преумножение.

Патриотизм составляет связанную, системно организованную совокупность качеств и психических состояний человека. Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна, характеризующаяся в отличие от западных развитых стран коллективистским типом культуры. В силу объективно сложившихся особенностей исторического уклада жизни в России возрождение упрощенного "унифицированного" патриотизма обречено по меньшей мере на неэффективность со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями как духовнонравственного, так и социально-политического характера.

В связи с этим, говоря о патриотизме в современных условиях, необходимо иметь в виду, с одной стороны, любовь и преданность своему многонациональному Отечеству, которое отстаивает и защищает национальные интересы (экономические, политические, безопасности) и культурную самобытность всех народов нашей страны как целостного российского суперэтноса; с другой - сохранение культурной самобытности каждого этноса, входящего в состав Российского государства; адресность воздействия в системе патриотического воспитания.

Эффективность патриотического воспитания в значительной степени определяется его целевой, адресной направленностью, учитывающей реальное состояние объекта воздействия, его место и позицию в обществе и в соответствии с этим осуществляющей отбор и использование адекватных объекту методов и средств воздействия; необходимость управленческих преобразований как механизма решения проблемы патриотического воспитания. Издержки качества государственного управления, рост энергетических и транспортных издержек неизбежно приведут к усилению тенденции к дезинтеграции страны. Нужна смена менталитета элиты, связанная не просто с ужесточением внутренней и внешней государственной политики, но и формированием национально ориентированного человеческого капитала в качестве одного из главных приоритетов развития страны. В настоящее время появилась возможность конструктивных управленческих преобразований и создания новой российской элиты, которая должна формироваться из людей, способных к созидательной, гражданско-ориентированной деятельности. И этот аспект должен также стать неотъемлемой составляющей, одним из принципов функционирования системы патриотического воспитания в России.

В процессе патриотического воспитания граждан России предусматривается использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.

К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий, музеи, места бывших сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военно-патриотические клубы, кружки, секции туристов, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, трена-

2010/1

жеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства, интернет-ресурсы.

Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению патриотического воспитания, формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества.

Организационные средства патриотического воспитания - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи формирования и развития личности гражданина и патриота. Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъектов и объектов этой деятельности способствует достижению ее главной цели.

В условиях стремительного распространения Интернета в России создание специализированных сайтов и порталов представляется весьма эффективным средством патриотического воспитания подрастающего поколения, формирования гражданской позиции, уважительного отношения к истории страны. Интернет-ресурсы на патриотическую тематику способствуют повышению социальной активности пользователей глобальной сети, развивают интерес к теме патриотизма в условиях взаимодействия в социальной сети. Одним из успешных в этой области является Военно-исторический портал www.vif2.ru, который был осуществлен в 2000 г. студентом МГУ им. Ломоносова В.В. Сухомлиным (сетевое имя С1гуег). Целью разработки являлось создание многофункционального некоммерческого ресурса общего пользования, предназначенного для поддержки в Рунете Российских Вооруженных сил, объединения в Сети военных экспертов, исследователей истории Вооруженных Сил, специалистов по военно-политическим вопросам и вопросам национальной безопасности, любителей истории [4].

Полагаем, что интернет-пространство необходимо заполнять подобными ресурсами. Поэтому автор статьи создал собственный сайт «Patriotday.ru» (http://patriotday.ru/) и адресовал его тем, кто:

- считает себя патриотом, служил или хочет служить Отечеству, интересуется военной историей нашей страны, подвигами великих русских полководцев, провел лето в военноспортивном лагере, играл в Зарницу,

- не задумывался о том, что такое патриотизм, ничего не знает о победных днях России, никогда не участвовал в военно-патриотических играх, хочет поспорить на тему о том, что такое патриотизм и как он связан со служением Отечеству.

Сайт посвящен памятным датам в истории нашего Отечества, есть интересный региональный материал о Хасанских боях, серии столкновений в 1938 г. между Японской императорской армией и РККА из-за споров о принадлежности территории у озера Хасан и реки Туманная и боях на Халхин-Голе (монг. Халхын голын байлдаан), это вооружённый конфликт (необъявленная война), продолжавшийся с весны по осень 1939 г. у реки Халхин-Гол на территории Монголии недалеко от границы с Маньчжурией (Маньчжоу-го), между СССР и Японией.

Также мы организовали обсуждение патриотической тематики на крупнейшем региональном веб-форуме «Улановка.Ру (http://u1anovka.ru), в котором участвует 18 тыс. пользователей, в основном это молодые люди 20-22 лет. По данным форума, о событиях на Халхин-Голе знают только 29% опрошенных:

Знаете ли вы о событиях на Халхин-Голе в 1939 году?

Поверхностно £__________]

Всего проголосовало : 1382

Да

Нет

С~

с: ]

29% [ 408 ] 47% [ 660 ] 22% [ 314 ]

С.Ю. Хлебникова. КОМПОНЕНТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Веб-форум - это класс веб-приложений для организации интерактивного общения посетителей веб-сайта. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующем обсуждении этих тем. В настоящее время веб-форумы почти полностью вытеснили новостные группы и являются одним из наиболее популярных способов обсуждения вопросов во Всемирной паутине.

Поэтому организаторам системы патриотического воспитания следует обратить пристальное внимание на этот ресурс. Так как Интернет всё активнее входит в нашу жизнь, дети, молодежь проявляют к нему интерес. Для них это окно в большой реальный мир, возможность оказаться полноправным участником реальных событий. Педагогам необходимо все шире использовать возможности интернет-форумов, осуществляя новый, современный подход к воспитанию. Создавая свои сайты для молодежи, участвуя в веб-форумах, педагоги показывают, что им не всё равно, чем интересуется молодежь.

Литература

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (10 июня 2009).

2. Лутовинов В.И. Российский патриотизм: история и современность // Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы развития: материалы междунар. конф. // Вестник ВЭГУ. Сер. История. - Уфа, 2000. - № 12-13. -С.56

3. Сапунов В.Б. Философия глобальных проблем человечества [Электронный ресурс]. - URL:

http://sir35.ru/Sapunov/FILGL0B_093.html

4. Сухомлин В.В., Сухомлин В.А. Военно-исторический портал www.vif2.ru как технологическая основа интернет-конкурсов патриотического воспитания школьников. Памяти Интернет-журналиста Кливера // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. тр. I Междунар. науч.-практ. конф / под ред. В.А. Сухомлина. -М.: МАКС Пресс, 2005. - С. 858-862.

Чангалиди Дмитрий Николаевич, соискатель кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Е-mail: dmitriy123 78@mail.ru

Changalidi Dmitriy Nikolaevich, competitor of department of pedagogy of Buryat State Universiry. Е-mail: dmitriy123 78@mail.ru

УДК 373.6:371.4:172

С.Ю. Хлебникова

КОМПОНЕНТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен анализ различных подходов к пониманию толерантности как сложнокомпонентного явления. Приведены аргументы в пользу важности исследуемого явления для детей-сирот в условиях профессионального образования. Рассмотрены основные компоненты толерантности, воздействие на которые формирует это важнейшее социальное качество.

Ключевые слова: толерантность, дети-сироты, профессиональное училище, коммуникативная толерантность, интолерантность, псевдотолерантность.

S.Yu. H/e6nkova

THE COMPONENTS, FORMING TOLERANCE OF ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT, DURING THE TRAINING IN SYSTEM OF INITIAL VOCATIONAL TRAINING

The article deals with the analysis of different approaches in understanding of tolerance as a complicated phenomen. The arguments in favour of high importance of the studying phenomen for orphans in condition of vocational training are given. Basic components of tolerance, influence on which forms this important social quality, are considered.

Key words: tolerance, orphans, vocational school, communication tolerance, intolerance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.