6 Исправительно-трудовая педагогика: учебник / под ред. И.Т. Богатырева. М., 1978. С. 186—187.
7 Там же. С. 188—189.
8 Там же. С. 189.
9 Там же.
10 Там же. С. 135.
11 Там же. С. 136.
12 ПищелкоА.В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных: учеб. пособие. М., 1992. С. 128—130.
13 Цикл лекций для проведения занятий с личным составом уголовно-исполнительной системы Министерства
юстиции Российской Федерации / сост. С.В. Ботенков, Г.В. Строева. С. 92, 128.
14 Строева Г.В. Новые технологии в процессе исправления осужденных (на примере программы Криминон) // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 9. С. 159—167.
15 Цикл лекций для проведения занятий с личным составом уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации / сост. С.В. Ботенков, Г.В. Строева.
16 Поздняков В.И. Критерии оценки исправления осужденного: какими им быть? // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 8. С. 42—45.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
УЧИЛИЩА
С.Ю. ХЛЕБНИКОВА
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор
Н.А. ПЕРЕЛОМОВА
Аннотация. В работе представлен анализ разных подходов к пониманию толерантности как слож-нокомпонентного явления. Приведены аргументы в пользу высокой важности исследуемого явления для детей-сирот в условиях профессионального образования. Рассмотрены основные компоненты толерантности, воздействие на которые формирует это важнейшее социальное качество.
Ключевые слова: толерантность, дети-сироты, профессиональное училище, коммуникативная толерантность, интолерантность, псевдотолерантность.
PEDAGOGICAL ASPECTS OF TOLERANCE ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN A VOCATIONAL SCHOOL
S.Y. KHLEBNIKO VA
The summary. Analysis different approach is presented In work in understanding tolerance, as complicated of the phenomena. The Broughted arguments, in favour of high importance of the under investigation phenomena for orphans in condition of the vocational training. They are Considered main components tolerance, influence on which forms this the most important social quality.
Key words: tolerance, orphans, vocational school, communication tolerance, intolerance.
Формирование толерантности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуально. Для этой категории детей, получающих профессию, свойственны нежелание приспосабливаться к социальному окружению, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Их контакты с окружающими бедны по содержанию и эмоционально не насыщены.
Из общей категории учащихся профессионального училища можно выделить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по следующим причинам:
$ скудный опыт социальных контактов; $ выраженные иждивенческие склонности; $ недостаточное развитие индивидуальности, низкая личная активность;
® сопротивление правилам, нормам, предъявляемым обществом.
Все это не способствует успешной социализации детей-сирот после окончания училища. Задача педагогического коллектива профессионального училища заключается в том, чтобы учащиеся-выпускники не только освоили профессию, но и стали самостоятельными, обладающими толерантным мировоззрением как основой своей жизненной позиции людьми.
Компоненты толерантности важно развивать в условиях учебно-воспитательного пространства профессионального училища. Теоретическая разработка проблемы формирования толерантности на современном этапе ведется интенсивно в педагогике и во всех смежных науках: философии, психологии, социологии, культурологии и т.д. Признание идеи толерантности важным элементом системы демократических ценностей, главным ориентиром в воспитании толерантных межличностных отношений обосновано в многочисленных исследованиях.
Необходимость и важность воспитания толерантности в образовании прописаны в Декларации принципов терпимости ООН, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. В ней раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений — толерантности (терпимости): «Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости — это воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве важнейшей задачи... Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях».
Явление толерантности представляется сложным и может быть рассмотрено с разных точек зрения: философской, культурологической, социологической, этнологической, политологической, а также психолого-педагогической. Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс находится в развитии и сейчас. В настоящее время существует множество толкований этого понятия.
В философской энциклопедии толерантность определяется как слово латинского происхождения «ЫетпИа» — терпение, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность по С.И. Ожегову — «терпимое отношение к кому-, чему-нибудь»1. В латинских этимологических словарях (например, в классическом оксфордском словаре), а также словарях европейских языков представлены
две точки зрения на толерантность — как на «терпимость» и как на «поддержку»2.
Пояснения толерантности свидетельствуют об активной позиции личности в следующих процессах: # познание и признание своего «Я» и позиции другого;
определение тактики поведения и диалога с другими;
взаимодействие с другими при сохранении своего
«Я»;
умение анализировать результаты взаимодействия.
Проявление той или иной формы зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет, от воспитания, которое получает. Все это влияет на его индивидуальность, мировоззренческие приоритеты, стереотипы поведения и стиль общения с окружающими людьми. При всех различиях сообществ, их ментальности, религиозных или политических предпочтений существуют некие ценности для всех. Во все времена имелись общие для всех «спасательные» ценности — терпимость, доброжелательность, сотрудничество, человеческие отношения.
По наблюдению А. Гжегорчика, существуют виды взаимодействия, которые благоприятствуют толерантному поведению: помощь, содействие в сфере планирования, сотрудничество, передача истины, которая возможна «через диалог., в свободном непринужденном взаимодействии»3. Диалог принимается для осуществления толерантного поведения, которое обусловлено нравственной зрелостью человека, его культурной заинтересованностью.
Умение и стремление человека к диалогу, взаимодействию, сотрудничеству с другими субъектами характеризуется коммуникативной толерантностью. Коммуникативная толерантность — это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею не принятых или не приемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию4.
Понятие «толерантность» хотя и отождествляется в большинстве источников с понятием «терпение», однако имеет более яркую активную направленность. Толерантность — не пассивная, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с другими людьми.
Толерантность — это активное морально-нравственное качество личности, которое подразумевает умение человека принимать окружающих людей такими, какие они есть, проявлять терпимость, взаимную помощь, доверие. Такое толкование имеет существенное значение для развития обыденного сознания, благодаря чему человек может прийти к осознанию того, что взаимная помощь и терпимость людей выступают важными факторами эволюции
взаимоотношений. Толерантность можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это овладение определенной философией толерантного сознания, во-вторых, отношение к действительности, которое базируется на взаимопонимании и диалоге.
Противоположными толерантности, терпимости можно назвать упрямство, сопротивляемость, нетерпимость. В науке это свойство обозначается термином «интолерантность». Деление человека на толерантную и интолерантную личность условно, однако склонность проявлять себя толерантно или интоле-рантно может стать устойчивой чертой личности.
В настоящее время встречается еще один вид толерантности — псевдотолерантность, вынужденная толерантнсть, которая подразумевает «выученные и скопированные виды толерантности, не осмысленной и не принятой как ценность»5.
Толерантность у подростков при создании определенных условий можно формировать. Толерантность предполагает заинтересованное отношение к окружающим людям, желание почувствовать их «инако-вость», которое побуждает разум к работе уже потому, что мироощущение других людей иное, отличное от своего собственного.
Толерантность — это активное морально-нравственное качество личности. Она основывается на терпимости и эмпатии человека к окружающим людям, предполагает коммуникативность, знания об образцах толерантности, осознание (рефлексию) взаимодействия в коллективе. Толерантность позволяет расширять опыт человека через взаимодействие с другими людьми, не предусматривает приспособления, а проявляется в активном поиске точек соприкосновения.
Толерантность — многокомпонентный феномен, имеющий несколько линий проявления и развития. Структура толерантности, оказывающей влияние на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя: терпимость; эмпатию;
коммуникативность; знания о толерантности; рефлексию.
Е.И. Касьянова утверждает, что «толерантность не может быть гарантирована ни знаниями — умениями-навыками, ни набором тех или иных «психических черт», ни внешними условиями как таковыми. Толерантные отношения не даны человеку, а заданы так же, как в гуманистической трактовке человека ему задана возможность, потенциал реализации здорового и конструктивного начала, который актуализируется не только при определенных условиях, но и при соответствующих усилиях самого человека»6.
С точки зрения педагогики, в образовательном учреждении необходимо создавать максимальные условия, которые увеличивают вероятность формирования толерантных качеств детей-сирот, формиру-
ющихся через знания, умения, навыки. Толерантные отношения заданы человеку как в гуманистической трактовке, однако большую роль следует отводить образовательному и воспитательному пространству профессионального училища.
Толерантность возникает не за счет уступок, снисхождения, терпеливого отношения социальной несправедливости, а благодаря активному отношению, признанию индивидуальности другого человека.
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой; 20-е изд., стереотип. М., 1988. С. 436.
2 Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. М., 2002. С. 6.
3 Гжегорчик А. Социальные мотивации и воздействия (к вопросу о психологическом анализе ненасильственных действий) // Этика ненасилия: материалы междунар. конф. М., 1991. С. 49.
4 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996. С. 200.
5 Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997. С. 201.
6 Касьянова Е.И. Нравственная активность как сущностная характеристика // Вестник МГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2008. № 1. С. 58.
Литература
1. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. М., 2002.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.
3. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997. С. 201—222.
4. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1996. № 1.
5. Гжегорчик А. Социальные мотивации и воздействия (к вопросу о психологическом анализе ненасильственных действий) // Этика ненасилия: материалы междунар. конф. М., 1991. С. 44—53.
6. Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Век толерантности: науч.-публиц. вестник. М., 2001. С. 131—137.
7. Касьянова Е.И. Нравственная активность как сущностная характеристика // Вестник МГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2008. № 1.
8. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Ростов-н/Д, 2001.
9. Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки. 1997. № 3—4.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой; 20-е изд., стереотип. М., 1988.
11. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учеб. пособие. СПб., 2005.