Научная статья на тему 'Особенности формирования толерантного отношения к детям группы социального риска у инспекторов под-разделений по делам несовершеннолетних'

Особенности формирования толерантного отношения к детям группы социального риска у инспекторов под-разделений по делам несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
406
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПРОГРАММА / CHILDREN AT RISK / TOLERANCE / METHODS AND FORMS OF FORMATION OF TOLERANCE / PROGRAMME

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коровкина Татьяна Евгеньевна, Смирнов Александр Евгеньевич

В статье приводится понятие «дети группы риска», категории детей, относящихся к детям группы риска, их характеристика. Рассматривается актуальность воспитания толерантности на современном этапе развития общества, приводятся различные подходы к определению сущности понятия «толерантность», раскрывается специфика понятия, отраженная в Декларации принципов толерантности. Обосновывается необходимость формирования толерантного отношения к детям группы риска у инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, поскольку это обусловлено спецификой профессиональной деятельности данного сотрудника полиции. Характеризуются особенности формирования толерантного отношения к детям группы риска у инспекторов ПДН, характеризуется программа по формированию толерантного отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of tolerant attitude towards children at social risk from the inspectors of divisions on affairs of minors

The article presents the concept of «children at risk», the category of children belonging to at-risk children, their characteristics. Discusses the relevance of tolerance education at the present stage of devel-opment of society, various approaches to definition of essence of concept «tolerance», reveals the specificity of the notion, reflected in the Declaration of principles of tolerance. The necessity of formation of tolerant at-titude towards children at risk from the inspectors of divisions on Affairs of minors, because it is caused by specificity of professional activity of the police officer. Peculiarities are characterised by the formation of tol-erant attitude to children at risk the inspectors of minors, characterised by a programme on tolerance.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования толерантного отношения к детям группы социального риска у инспекторов под-разделений по делам несовершеннолетних»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 37.04

Коровкина Татьяна Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Смирнов Александр Евгеньевич

[email protected], [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА У ИНСПЕКТОРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В статье приводится понятие «дети группы риска», категории детей, относящихся к детям группы риска, их характеристика. Рассматривается актуальность воспитания толерантности на современном этапе развития общества, приводятся различные подходы к определению сущности понятия «толерантность», раскрывается специфика понятия, отраженная в Декларации принципов толерантности. Обосновывается необходимость формирования толерантного отношения к детям группы риска у инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, поскольку это обусловлено спецификой профессиональной деятельности данного сотрудника полиции. Характеризуются особенности формирования толерантного отношения к детям группы риска у инспекторов ПДН, характеризуется программа по формированию толерантного отношения.

Ключевые слова: дети группы риска, толерантность, методы и формы формирования толерантности, про-

грамма.

Нестабильность социально-экономической ситуации в России, наличие проблем, охватывающих значительное число населения страны, негативно сказываются на уровне жизни россиян, на моральном, психологическом состоянии граждан, на степени удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью. Из-за подобной ситуации многие люди попадают в группу так называемого социального риска, однако особенно сильно страдают дети, оказавшиеся в силу тех или иных неблагоприятных факторов причисленными к вышеуказанной категории.

Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, детей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. В настоящее время дети группы риска рассматриваются как отдельная категория, нуждающаяся в особом внимании, заботе, так как дети группы риска стечением жизненных обстоятельств постоянно в обществе подвергаются какому-либо негативному воздействию создающему риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития [3, с. 40].

Факторы адаптации к ситуациям риска у различных групп населения, в том числе у несовершеннолетних, различны. Те группы несовершеннолетних, которые в силу сочетания объективных и субъективных причин максимально подвержены различным социальным и социально-педагогическим рискам, называют «группами» или «категориями риска». Типичными «группами риска» считают дезадаптантов, девиантов, делинквентов [5, с. 3].

Дети и подростки «группы риска» - дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функции институтов социализации (семья, школа, детский сад и т. п.) [2].

И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шуль-га под понятием «дети группы риска» подразумевают следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации [3, с. 41].

Количество «групп риска» в настоящее время значительно увеличилось. К ним относят детей из семей безработных, мигрантов (репатриантов, беженцев, вынужденных переселенцев), малоимущих, сирот, безнадзорных детей и др., а также одаренных детей и детей из семей «новых русских». Слои и категории населения, у которых закрепилось объективно и субъективно заданное состояние потенциального риска, принято называть социально-уязвимыми группами населения. К таковым традиционно в мировой практике относят детей и молодежь [5, с. 3].

Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конститу-

218

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Коровкина Т.Е., Смирнов А.Е., 2016

цией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В Законе все дети группы риска определяются одним термином - «дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации». В нем предложены критерии их дифференциации по следующим признакам: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении [4].

В связи с этим, данная категория детей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование [3, с. 42].

Одним из специалистов, взаимодействующих с детьми группы риска является инспектор по делам несовершеннолетних. Инспектор по делам несовершеннолетних - это сотрудник полиции Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющий службу в подразделении по делам несовершеннолетних, в обязанности которого входит решение специфических задач по вопросам профилактики, предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также профилактике семейного неблагополучия. Вышеуказанный сотрудник полиции наделен особыми полномочиями представителя исполнительной власти, что выражается в исполнении специфических задач возложенных на него государством, направленных на защиту жизни, здоровья, прав и свобод детей и ответственностью, которую он обязан нести в связи с неисполнением своего служебного долга.

Для качественного осуществления профессиональных обязанностей инспектор по делам несовершеннолетних должен обладать различными навыками и деловыми качествами, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей, к числу которых относится и толерантность.

Толерантность является социальным явлением, обозначающим терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности. Социальная толерантность заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственными интересами, взглядами, служить ценностям, сложившимся в обществе. Это принятие, правильное понимание и уважение других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Декларация толерантности (терпимости), принятая Организацией Объединенных Наций на Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, закрепляет следующее понятие толерантности (терпимости), - это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Это не уступка, снисхождение или потворство, это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность (терпимость) не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность (терпимость) должны проявлять отдельные люди, группы и государства [1].

Особенность формирования толерантного отношения к детям группы социального риска у инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних заключается в специфике профессиональной деятельности данного сотрудника полиции.

Моральные качества, к которым в том числе относится и толерантность воспитываются, прежде всего, в семье, кроме этого за счет жизненного опыта, в котором человеку встречаются люди достойные подражания или вызывающие отторжение, за счет чтения художественной литературы, просмотра фильмов.

Формирование устойчивых установок на толерантное отношение к детям у инспекторов по делам несовершеннолетних осуществляется также и в профессиональном коллективе, посредством проведения комплексной целенаправленной работы со стороны кадровых сотрудников полиции. Данная работа заключается в использовании соответствующих технологий, разработанных практическими психологами и адаптированных для сотрудников органов внутренних дел.

Для эффективного формирования толерантного отношения к детям группы риска нами была составлена и апробирована специальная программа.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Программа состоит из нескольких блоков, к которым относятся следующие: диагностический, информационно-просветительский, практический.

Диагностический компонент заключался в проведении исследований, направленных на изучение уровня развития толерантности у инспекторов по делам несовершеннолетних. Проведение диагностических методик, направленных на выявление самочувствия, активности и настроения испытуемого; изучения поведенческих реакций связанных с принятием решений по выходу из трудных жизненных ситуаций; оценки чувствительности к кризису; диагностики самооценки психического состояния личности, предрасположенности к конфликтному поведению, а также определение показателей и форм агрессии, поисков острых ощущений; изучении психологических «помех» в установлении эмоциональных контактов, мотивации в различных жизненных ситуациях и стиля преодоления сложных стрессовых ситуаций; определение уровня развития толерантности личности.

Информационно-просветительский компонент заключался в проведении занятий, направленных на формирование дополнительных знаний, восполнения недостающих информационных пробелов, получении дополнительных консультаций по проблемным вопросам. Для проведения занятий привлекались специалисты из различных сфер: юриспруденции, образования, культуры. Были проведены следующие занятия: лекторий «Права и обязанности ребенка в мировом сообществе и Российской Федерации»; круглый стол «Толерантное поведение - бесконфликтное общество»; групповая беседа «Какой он, ребенок с девиант-ной формой поведения?»; лекторий «Культура общения»; урок самоконтроля и сглаживания конфликтных ситуаций; лектории по вопросам внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации. Данные занятия способствовали формированию знаний в области права, возрастной и социальной психологии, социальной педагогики, культурологии. Ведущая роль уделялась восполнению пробелов знаний в области права, связанных с вопросами по защите прав ребенка, а также уголовном и административном законодательстве, относительно тех статей, которые предусматривают ответственность несовершеннолетних за совершенные ими противоправные деяния. Для закрепления полученных знаний по окончанию каждого занятия инспекторам по делам несовершеннолетних задавались контрольные вопросы в форме опроса, по которым они давали ответы.

Практический компонент предусматривал проведение занятий: тренинг «Развитие личностного толерантного общения»; тренинг Г. У Солдатовой «Учимся толерантности»; тренинг «Кто похвалит себя лучше всех?»; тренинг «Умеем ли мы делать комплименты?»; тренинг «Я и они: толерантность

к себе и другим»; упражнение Г.У. Солдатовой «Карта терпимости».

Все тренинговые занятия проводились профессиональными психологами Центра психофизиологической диагностики МСЧ МВД России по Костромской области. Целью проведения тре-нинговых занятий было создание условий для становления и развития личности толерантного типа, способной вступать в глубокие отношения на основе толерантного поведения.

Основными задачами выступали - обучение приемам, направленным на поддержание стрес-соустойчивости личности; формирование умений вести себя в ситуации конфликта, а также снижать напряженность в ситуациях связанных с назревающим конфликтом; развитии навыков самоконтроля при общении с детьми социальной группы риска, проявляющими девиантные формы поведения; формировании умений проявлять эмпатию и сострадание к ребенку, обратившемуся за помощью. Кроме этого были проведены занятия по боевой и физической подготовке «Обеспечение минимального риска при применении специальных средств защиты и приемов борьбы в отношении несовершеннолетних правонарушителей». Служебно-бое-вая и физическая подготовка инспекторов по делам несовершеннолетних имеет особое значение, она позволяет расширить знания о профессиональном облике сотрудника полиции, способах выполнения профессиональных обязанностей с учетом территориальной обстановки и приобрести способности к действиям в типичных экстремальных ситуациях. Осуществлялось стимулирование профессионально-личностного развития инспектора по делам несовершеннолетних с помощью выполнения требований Программы направленных на использование активных способов толерантного общения с детьми социальной группы риска, проявляющим девиант-ные формы поведения. Все практические занятия были направлены на создание ситуаций имитирующих реальные условия, с которыми может столкнуться инспектор по делам несовершеннолетних в ходе своей профессиональной деятельности

По результатам опытно-экспериментальной работы направленной на формирование толерантного отношения инспекторов по делам несовершеннолетних к детям социальной группы риска сделаны следующие выводы.

1. При реализации целенаправленного толерантного отношения инспекторов по делам несовершеннолетних к детям группы социального риска в процессе осуществления профессиональной деятельности наблюдается формирование устойчивого толерантного поведения, как с детьми обозначенной выше группы, так и в служебном коллективе.

2. Формирование толерантного отношения к детям социальной группы риска происходит под влиянием информационной компетентности ин-

220

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

спекторов по делам несовершеннолетних - об особенностях социализации детей в неблагоприятных для них условиях, психоэмоционального развития подростков и так далее. Следовательно, чем больше инспектора по делам несовершеннолетних узнавали информации о детях социальной группы риска, а также о методах работы с ними, тем лучше они понимали насущные проблемы таких детей, могли находить общие точки соприкосновения при конструировании беседы.

3. Рефлексия, то есть переосмысление своего опыта, позволила инспекторам по делам несовершеннолетних прогнозировать свое будущее общение с детьми социальной группы риска, для того чтобы избегать возникновения конфликтных ситуаций. Кроме этого саморефлексия способствовала формированию позитивного отношения к ним.

4. Стимулирование поведенческого компонента, за счет предъявления требований профессиональной этики к инспекторам по делам несовершеннолетних в процессе служебной деятельности имело положительный эффект, так как обеспечивало укрепление дисциплины и самоконтроля у сотрудников полиции.

Формирование толерантного отношения к людям и детям у инспекторов по делам несовершеннолетних осуществляется в служебном коллективе, через предъявление высоких требований к морально-нравственному облику сотрудника полиции, с учетом специфики профессии и особенностей правоохранительной деятельности. Профессиональная толерантность инспектора по делам несовершеннолетних требует проведения подготовительных мероприятий основанных на применении специализированных адаптированных под сотрудников полиции программ по формированию толерантного поведения. Данные про-

граммы в обязательном порядке должны включать отдельные компоненты, состоящие из диагностического блока, информационного и служебно-бое-вой подготовки. Положительным элементом в профессиональной деятельности вышеуказанного сотрудника полиции является его умение использовать толерантность как профессиональное качество личности для достижения высоких показателей эффективности своей работы с детьми группы социального риска. Следовательно, толерантность необходимо рассматривать не только как неотъемлемое качество профессиональной личности инспектора по делам несовершеннолетних, а также как отдельную технологию реализации успешного взаимодействия вышеуказанного сотрудника полиции с детьми социальной группы риска.

Библиографический список

1. Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc (дата обращения 17.02.2016).

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru/87.html (дата обращения 17.02.2016).

3. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. .№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ivo.garantm/#/document/179146/paragraph/20340:1 (дата обращения 17.02.2016).

5. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2008. -272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.