УДК 37.01 ББК 74.5
КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
I Е.Р. Турская
Аннотация. В статье раскрывается понятие профессиональной толерантности сотрудника органов внутренних дел как необходимого профессионального качества, показывается степень изученности проблемы готовности сотрудников органов внутренних дел к принятию решений в различных служебных ситуациях. Приводятся критерии уровня развития профессиональной толерантности, одним из которых является умение взаимодействовать с коллегами, гражданами, которые как сами стали жертвами правонарушений, так и являются субъектами совершения правонарушений. Раскрываются особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел, в частности наличие способностей к разрешению противоречия между необходимостью принимать властные решения и быть толерантным одновременно, приводятся характеристики служебного поведения, показате-188 ли диагностики уровня профессиональной толерантности сотрудников ОВД, которые позволят оценить выраженность ее структурных компонентов. Названы компоненты профессиональной толерантности сотрудников ОВД и раскрыто их содержание, приводятся результаты комплексного исследования уровня развития профессиональной толерантности у сотрудников органов внутренних дел, проходящих профессиональное обучение.
Ключевые слова: толерантность, профессиональная толерантность, сотрудник органов внутренних дел, критерии развития профессиональной толерантности, показатели уровня профессиональной толерантности, профессиональное обучение, служебная деятельность.
CRITERIA OF DEFINING THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL TOLERANCE AMONG THE EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE COURSE OF VOCATIONAL EDUCATION
I E.R. Turskaya
Abstract. The article deals with the concept of professional tolerance of the employees of internal affairs bodies as a necessary professional quality and analyzes the problem of the staff readiness for decision making in various situations. The article presents criteria of the level of development of professional tolerance, one of which is the ability to interact with colleagues, citizens who both became the victims of offenses and were subjects of commission of offenses. The author outlines the feature of activity of the staff to solve a contradiction between the need to make imperious decisions and to be tolerant at the same time, presents the characteristics of behavior, indicators of diagnostics of level of professional tolerance of the staff of Department of Internal Affairs that allow to estimate its structural components. The article provides information on the indicators of the content of components of professional tolerance of the staff of Department of Internal Affairs and the results of a complex research of the level of development of professional tolerance among the staff undergoing vocational education.
Keywords: tolerance, professional tolerance, employees of Internal Affairs, criteria of development of professional tolerance, indicators of level of professional tolerance, vocational education, professional duties.
Проблема готовности сотрудников органов внутренних дел к принятию решений, связанных со служебной деятельностью, в современных правовых условиях требует разработки теоретических основ профессионального обучения лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел на различные должности.
Профессиональная толерантность сотрудника органов внутренних дел выглядит как профессиональная ценность, которая всегда ориентирована на конструктивное разрешение конфликтов (например, как последствия
189
совершения правонарушения) в различных сложных и экстремальных ситуациях. Разумеется, одним из критериев уровня развития профессиональной толерантности является умение взаимодействовать с коллегами, гражданами, которые являются как объектами, так и субъектами правонарушений.
Так, в ряде гуманитарных наук толерантность определяется как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. В преамбуле Устава ООН толерантность обозначается как проявление терпимости и
способности жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи. Именно эти качества заложены в понятии профессиональной толерантности сотрудника внутренних дел. Более того, существует мнение, что сотрудники органов внутренних дел представляют собой профессионалов, для которых толерантность — важная составляющая их профессии, поскольку основной их функцией является защита прав и свобод человека.
Таким образом, понятие профессиональной толерантности сотрудников органов внутренних дел включает в себя как общие основания толерантности, так и особенности, обусловленные их профессиональной деятельностью [1, с. 142]. Профессиональная деятельность в ОВД обладает ярко выраженными психологическими особенностями, что предъявляет особые специфические требования к профессиональным и личным качествам сотрудников, которые эту деятельность осуществляют. Эти требования предполагают наличие 1ПП способностей к разрешению противо-190 речия между необходимостью принимать властные решения и быть толерантным одновременно.
Как свойство и качество личности, профессиональная толерантность сотрудников органов внутренних дел вырабатывается в процессе профессионального взаимодействия и выражается в способности конструктивно взаимодействовать с профессиональной средой при выполнении служебных задач в любых сложных ситуациях, с целью не только эффективного выполнения задач, но и сохранения социально-психологической адаптивности и профессионального саморазвития.
Профессиональная среда — совокупность физического компонента служебно-профессиональной деятельности (условия труда), непосредственно профессионального компонента (специфические особенности объекта и предмета деятельности, служебно-профессиональные задачи, средства служебно-профессиональной деятельности, служебно-профессиональная информация и т.д.) и социально-психологических компонентов служебно-профессиональной деятельности (различные служебные и жизненные ситуации, групповые нормы, построение взаимоотношений в процессе осуществления служебно-профессиональной деятельности как с коллегами, так и с гражданами и т.д.).
Результатом профессиональной толерантности является конструктивное служебное поведение, в котором сотрудник органов внутренних дел стремится к самоактуализации, самосовершенствованию и реализации своих имеющихся возможностей подобающе оценивать сложные слу-жебно-профессиональные ситуации, с одной стороны, и возможности нахождения выхода из любой сложившейся ситуации.
Поднимая вопрос о конструктивном служебном поведении, хотелось бы обозначить его характеристики, основными из которых являются:
• соответствие всем правовым нормам, регламентирующим слу-жебно-профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел, в частности предъявляемыми Федеральным законом от 07.02.2011 г. ФЗ-№ 3 «О полиции», образцу поведения сотрудника; высокая активность при выполнении служебных задач (ответственность за
выполнение работы, проявление инициативы и т.д.);
• успешность (уровень и постоянное повышение квалификации, доброжелательный характер взаимоотношений с коллегами и т.д.) и устойчивая эффективность деятельности без серьезных нарушений физического и психического здоровья, при благоприятном эмоциональном самочувствии и высокой степени удовлетворенности результатом служебной деятельности;
• гибкость и разнообразие, лежащие в основе адаптивного характера служебного поведения в сложных и нестандартных профессиональных ситуациях;
• оптимальный комплекс профессиональных мотивов, мотиваци-онно-ценностное отношение к слу-жебно-профессиональной деятельности [2-4].
Служебное поведение сотрудников ОВД характеризуется всеми вышеперечисленными показателями. Однако учитывая специфику данной деятельности, необходимо подчеркнуть, что на первое место здесь выходит соответствием всем правовым нормам, регламентирующим деятельность и желаемым образцам поведения. Таким образом, говоря о конструктивном служебном поведении сотрудников ОВД, серьезное внимание следует уделять нравственно допустимому поведению как наиболее важному для них и не всегда однозначно оцениваемому обществом и государством в целом.
Нравственно допустимое поведение укладывается в рамки нравственности, но вследствие действия объективных обстоятельств не является идеальным с точки зрения об-
щепринятой морали. Допустимое поведение может в какой-то мере отступать от нравственного идеала, являясь при этом нормой для определенных конкретных обстоятельств, при осуществлении задач, возложенных на органы внутренних дел. Нравственная допустимость устанавливает предел, за которым начинается безнравственность. Критерием определения данного предела являются не столько субъективные составляющие, сколько совокупность объективных условий. Однако в содержании нравственно допустимого поведения очень актуален психологический аспект, который заключается в понимании сотрудником органов внутренних дел, что в данных условиях такое поведение является исключительно возможным. Действие, совершенное на базе нравственной допустимости, может определяться: причинением наименьшего ущерба; наличием достаточно высоких нравственных последствий, то есть получением всеобщего одобрения общества; соблюдением интересов достаточно большого круга людей; со- 191 блюдением принципа разумной достаточности используемых средств [5, с. 198]. Таким образом, можно сказать, что конструктивное служебное поведение сотрудников ОВД соответствует правовым нормам, регламентирующим данную деятельность и желаемым образцам поведения, носит нравственно допустимый и адаптивный характер и отличается высокой служебной активностью, успешностью и эффективностью.
Профессиональная толерантность сотрудников ОВД обладает признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности
личности профессионала. В этой связи ее нельзя рассматривать как набор точечных и относительно независимых характеристик. Анализируя ее содержание и структуру, можно выделить отдельные компоненты устойчивости лишь в исследовательских целях.
Важнейшим условием эффективного формирования и развития профессиональной толерантности является внедрение ее диагностики на всех этапах профессионального обучения сотрудников ОВД. Использование различных диагностических методик способствует осуществлению необходимых изменений в когнитивных, мотивационных и эмоционально-волевых структурах личности обучающегося и позволяет своевременно производить необходимую корректи-
ровку содержания обучения и форм организации учебной деятельности, оптимизируя тем самым весь процесс профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел.
Для диагностики уровня профессиональной толерантности сотрудников ОВД можно выделить показатели, которые позволят оценить выраженность ее структурных компонентов (см. табл. 1).
При проведении исследования на установление уровня развития профессиональной толерантности по выделенным критериям необходимо использовать сочетание методик, основанных на различных диагностических подходах:
• объективный подход, предполагающий осуществление диагностики на основе показателей успеш-
Таблица 1
Показатели содержания компонентов профессиональной толерантности
сотрудников ОВД
192
Компоненты профессиональной толерантности Показатели
Когнитивно-оценочный 1. Уровень сформированного профессионального мировоззрения, основанного на идеях толерантности; 2. Представление о понятии толерантности, толерантном поведении и его роли в осуществлении служебно-профессиональной деятельности; 3. Уровень развития профессионального мышления; 4. Соответствие личностной и профессиональной самооценки
Мотивационно-ценностный 1. Степень выраженности ориентации на толерантность как мировоззренческий идеал, нравственный критерий служебно-профессиональной деятельности; 2. Степень сформированности мотивационно-ценностного отношения к выбранной профессии; 3. Оптимальность комплекса профессиональных мотивов
Эмоциональный 1. Уровень эмоциональной устойчивости; 2. Уровень развития эмпатийных (толерантных) способностей
Поведенческий 1. Уровень развития способностей к эмоционально-волевой саморегуляции; 2. Уровень развития волевых качеств личности; 3. Уровень конфликтоустойчивости и стрессоустойчивости
ности (результативности) и способа (или особенностей) выполнения деятельности;
• субъективный подход, который основывается на осуществлении диагностики на основе сведений сообщаемых респондентом о самом себе, самоописании особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях;
• проективный подход, в рамках которого диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральными и неопределенными стимулами, задуманными и предъявляемыми таким образом, чтобы испытуемый мог спроецировать на них свои индивидуальные свойства, стремления, опасения и ожидания [2].
На основе вышеуказанных разработок было проведено исследование уровня развития профессиональной толерантности слушателей из числа лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел на должности среднего и старшего начальствующего составов, проходящих профессиональное обучение (профессиональную подготовку) в Дальневосточном юридическом институте МВД России.
Результаты комплексного исследования показали, что в условиях существующей системы профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников ОВД профессиональная толерантность развита и сформирована не на самом высоком и необходимом уровне, следовательно, необходимо разработать и внедрить педагогическую технологию развития профессиональной толерантности у сотрудников органов внутренних дел в процессе профессионального обучения.
«Чему мы пытаемся обучать, и что развивать, когда говорим о толерантности (профессиональной толерантности). Операционализируя это понятие в контексте разработки практических технологий, выделяются четыре основных компонента: психологическая устойчивость, система позитивных установок, комплекс индивидуальных качеств, систему личностных и групповых ценностей. Профессиональная толерантность, как интегральная характеристика личности сотрудника органов внутренних дел, включает все эти компоненты, и на их развитие и формирование должны быть направлены разрабатываемые педагогические технологии» [6, с. 5].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Турская, Е.Р. Сущность и структура профессиональной толерантности сотрудника органов внутренних дел [Текст] / Е.Р. Турская // Преподаватель XXI век. -2016. - № 2. - С. 142-149.
2. Диагностика здоровья. Психологический практикум [Текст] / Под ред. Г.С. Никофо- 1DQ рова. - СПб.: Речь, 2007. -950 с.
3. Ромашов, О.В. Социология труда: Учебное пособие [Текст] / О.В. Ромашов. - М.: Гардарики, 1999. - 320 с.
4. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь [Текст] / Отв. ред. В.А. Ядов. - СПб.: Наука, 2006.
5. Щеглов, А.В. К вопросу о проблеме воспитания профессиональной нравственной культуры сотрудника правоохранительных органов [Текст] / А.В. Щеглов // Вестник ЮИ МВД России. - 1997. - № 1. - С. 198-205.
6. Тренинги толерантности [Текст] / Под ред. Г.У Солдатовой. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006.
7. Федеральный закон от 07.02.2011 г. ФЗ-№ 3 «О полиции». - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11 0165/ (дата обращения: 12.12.2016).
ВЕК
REFERENCES
1. Diagnostika zdorovja. Psihologicheskij praktikum, ed. G.S. Nikoforova, St. Petersburg, 2007, 950 p. (in Russian)
2. Federalnyj zakon ot 07.02.2011 g. FZ-№3 "O policii", available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_1101 65/ (accessed: 12.12.2016). (in Russian)
3. Romashov O.V., Sociologija truda: Ucheb-noe posobie, Moscow, 1999, 320 p. (in Russian)
4. Shheglov A.V., K voprosu o probleme vospi-tanija professionalnoj nravstvennoj kultury
sotrudnika pravoohranitelnyh organov, Vest-nik Juriditcheskogo Instituta Ministerstva Vnutrennih Del Rossii, 1997, No. 1, pp. 198205. (in Russian)
5. Sociologija truda. Teoretiko-prikladnoj tolkovyj slovar, ed. V.A. Jadov, St. Petersburg, 2006, (in Russian)
6. Treningi tolerantnosti, ed. G.U. Soldatovoj, Moscow, 2006. (in Russian)
7. Turskaja E.R., Sushhnost i struktura profes-sionalnoj tolerantnosti sotrudnika organov vnutrennih del, Prepodavatel XXI vek, 2016, No. 2, pp. 142-149. (in Russian)
Турская Елена Романовна, старший преподаватель, кафедра общеправовых дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России; адъюнкт, кафедра психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, подполковник полиции, [email protected]
Turskaya E.R., Senior Lecturer, Department of General Disciplines, Eastern Law Institute of the Interior Ministry of Russia; Adjunct, Department of Psychology, Pedagogics and Organization Work with the Staff, Academy of Management of MIA of Russia, Police Lieutenant Colonel, [email protected]
194