Научная статья на тему 'Сущность и структура профессиональной толерантности сотрудника органов внутренних дел'

Сущность и структура профессиональной толерантности сотрудника органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1049
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭМПАТИЯ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOLERANCE / PROFESSIONAL TOLERANCE / PERSONNEL OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / PROFESSIONAL TRAINING / EMPATHY / SERVICE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Турская Елена Романовна

В статье раскрывается содержание и структура профессиональной толерантности сотрудника органов внутренних дел. На основе анализа теоретического материала автор рассматривает толерантность как необходимое и обязательное качество сотрудника органов внутренних дел, как профессионально значимое свойство, что обусловлено спецификой и особенностями правоохранительной деятельности. Приводится анализ эмпатии как значимой характеристики толерантности, рассматривающей ее сущность как жизненнонеобходимый принцип, как атрибут профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, а также затрагиваются проблемы профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Турская Елена Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL TOLERANCE OF THE EMPLOYEE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

The article deals with the content and structure of the professional tolerance of the bodies of internal Affairs. On the basis of analysis of theoretical material, the author examines the concept of tolerance, as a necessary and essential quality of the bodies of internal Affairs, as a professionally significant properties due to the specificity and peculiarities of law enforcement. The article provides an analysis of the perception of empathy from the point of view of different scientific theories, as significant characteristics of tolerance, considering it as the essence of the vital principle, as an attribute of professional activity of the bodies of internal Affairs, touches on the problems of professional training of employees of internal Affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура профессиональной толерантности сотрудника органов внутренних дел»

УДК 37.01 ББК 74.5

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

| Е.Р. Турская

Аннотация. В статье раскрывается содержание и структура профессиональной толерантности сотрудника органов внутренних дел. На основе анализа теоретического материала автор рассматривает толерантность как необходимое и обязательное качество сотрудника органов внутренних дел, как профессионально значимое свойство, что обусловлено спецификой и особенностями правоохранительной деятельности. Приводится анализ эмпатии как значимой характеристики толерантности, рассматривающей ее сущность как жизненно-необходимый принцип, как атрибут профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, а также затрагиваются проблемы профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: толерантность, профессиональная толерантность, сотрудник органов внутренних дел, профессиональное обучение, эмпатия, служебная деятельность.

THE ESSENCE AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL TOLERANCE OF THE EMPLOYEE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

I E.R. Turskaya

143

Abstract. The article deals with the content and structure of the professional tolerance of the bodies of internal Affairs. On the basis of analysis of theoretical material, the author examines the concept of tolerance, as a necessary and essential quality of the bodies of internal Affairs, as a professionally significant properties due to the specificity and peculiarities of law enforcement. The article provides an analysis of the perception of empathy from the point of view of different scientific theories, as significant characteristics of tolerance, considering it as the essence of the vital principle, as an attribute of professional activity of the bodies of internal Affairs, touches on the problems of professional training of employees of internal Affairs bodies.

Keywords: tolerance, professional tolerance, personnel of bodies of internal affairs, professional training, empathy, service activities.

144

Проблема профессиональной толерантности сотрудника органов внутренних дел очень сложна ввиду особенностей их служебной деятельности, которая предусматривает применение физической силы и оказание давления, а также, при необходимости, силовое воздействие. Существует убеждение, что сотрудники органов внутренних дел, с одной стороны, представляют собой профессионалов, для которых толерантность — необходимое качество, составляющая профессии, поскольку основной их функцией является защита прав и свобод человека. С другой стороны, право нормативно разрешенного применения силового воздействия не способствует проявлению толерантности в служебном поведении. К этому же подталкивает и сама среда профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Поэтому при формировании профессиональной толерантности таких сотрудников необходимы особые педагогические средства и подходы.

Понятие профессиональной толерантности сотрудников органов внутренних дел включает в себя как общие основания толерантности, так и особенности, обусловленные их профессиональной деятельностью. Отметим, что в целом толерантность является значимым условием функционирования современного общества, в котором происходят демократические преобразования. Однако провозглашение гуманистических идеалов вовсе не тождественно их автоматической реализации

Толерантность как качество личности необходима для всех профессий сфер «человек-человек».

Очевидно, что для сотрудника органов внутренних дел она имеет важное значение, так как его служебная деятельность обусловлена правовыми нормами, требующими регулирования межличностных отношений, что влияет на его поведение в ситуациях профессионального риска.

Ориентируясь на профессиональное обучение, в котором акцентируется внимание на развитии толерантности сотрудников органов внутренних дел, необходимо учитывать, что любая образовательная система в настоящее время функционирует на основе компетентностного подхода. В профессиональной деятельности сегодня выделяются базисные компетенции (их требуют профессиональные обязанности) и «надпро-фессиональные», дополняющие ключевые, базисные, и способствующие идентификации с профессиональными ситуациями. Толерантность связана с «уважительными реакциями», так как уважение помогает понимать сущность и содержание происходящего. И хотя долг сотрудника органов внутренних начинается с выполнения непосредственных обязанностей, его эмоциональная реакция на происходящее может быть различной и не обязательно предусматривать эмпатию. Однако без сопереживания нет толерантности: понять другого можно лишь «проникнувшись» его проблемами. Именно в этом случае сочувствие бескорыстно, а значит, адекватно правовым нормам. Эмпатия лежит в основе познания сущности взаимодействия, являясь специфической формой познания, основным объектом которого является человек.

Анализируя восприятие эмпатии исследователями различных научных направлений, можно сделать вывод о том, что эмоциональный компонент в деятельности сотрудника органа внутренних дел в современных условиях общества важно выделить в качестве доминирующего (способность распознавать и понимать психологическое состояния другого). Формирование, развитие и регуляция эмпатии как внутренней движущей силы определяет уровень и степень готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению стоящих перед ними не всегда простых служебных задач.

Доказано, что развитие эмпатии, которая представляется значимой характеристикой толерантности, обусловлено доминированием ее каналов. Так, для сотрудников органов внутренних дел важно развитие соответствующих качеств, таких как: отзывчивость, умение проникнуться проблемами, вежливость, внимательность для общения с целью достижения компромисса в соответствии с требованиями профессии и для принятия адекватных решений. Сущность толерантности как профессионально значимого свойства обусловлена спецификой и особенностями деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Недостаточно высокий уровень развития вышеуказанных качеств свидетельствует о возможных профессиональных деформациях личности: неуменение сопереживать и понять эмоциональное состояние гражданина; неспособность к быстрому и четкому реагированию на страдание и боль других, невнимательность. Неординарная ситуация, которая

может возникнуть в экстремальных условиях службы, должна решаться следующим образом: моментальная реакция (увидеть, вспомнить, почувствовать, понять); эмоционально-психологическая реакция (выразить настроение, переживания, чувства); оптимальное решение проблемы (высказать мысли, сделать обобщение, дать оценку вариантам решения проблемы). Таким образом, способность к психо-эмоциональному распознанию требует специального профессионального опыта для правильного ответа на переживания другого.

В основе понятия толерантности находятся отношения между людьми и различными социальными группами в обществе — конфликт, борьба или взаимные отношения. Рассмотрение разных точек зрения позволяет анализировать толерантность или как норму, позволяющую игнорировать «другого» и автономно сосуществовать рядом с ним, или как базовую культурную ценность, предполагающую сохранение многообразия социокультурной реальности, заинтересованность в другом. Толерантность трактуется как способность принимать ценности и нормы «другого», не отказываясь и не противопоставляя их своим ценностям и нормам, а встраивая их в собственную культуру [1; 2; 3].

С точки зрения специфики и особенностей деятельности органов внутренних дел толерантность имеет «идеализирующую роль». Важность толерантности заключается в том, что она представляет собой благо, ориентир движения в постоянно развивающемся мире.

Толерантность постоянна в связи с тем, что возникнув единожды,

145

она не исчезнет, становясь несовременной. В исключительных обстоятельствах она проявляется, когда возникает потребность недопущения в применении силы, в недопущении зла и несправедливости, при устранении конфликтных ситуаций.

Ценностный ряд толерантности сопровождается понятиями «мораль», «нравственность», «ценность», «сопричастность». Толерантность позволяет снять моральное отчуждение, препятствующее пониманию и единению людей. Она побуждает к уважению другого для преодоления нравственного напряжения, пессимистического взгляда на нравственность в современном мире, поддерживает надежду на справедливость и милосердие. Толерантность, как привычка нравственности, требует исполнения норм морали и ориентирует сотрудников на определение смысла профессиональной деятельности; как служебный инструмент — на снижение силы зла и насилия. Для общества толерантный сотрудник органов внутренних дел стано-146 вится культурным эталоном. Таким образом, еще раз убеждаемся, что в современных условиях значимой становится такая функция толерантности, как идентификация, представляющая проявление эмпатии.

Толерантность как смысл и жизненно-необходимый принцип, конечно, важна для каждого, но при этом существуют некие профессиональные группы, для участников которых толерантность — необходимое качество, атрибут их профессии. Это сотрудники органов внутренних дел, для них толерантность является средством и орудием их ежедневной деятельности. Особым проблемным моментом

становится профессиональное обучение сотрудников органов внутренних, которое предполагает изменение деструктивных, интолерантных установок, воспитание и развитие толерантности, уметь выявлять зарождающиеся конфликты и предупреждать и разрешать их, понимать отношение другой стороны и принимать компромиссные решения.

Выделенные вышеуказанные средства предотвращения и предупреждения конфликтов во многом совпадают со способами проявления толерантности.

Формирование толерантности является ключевой проблемой в современных социальных, политических, культурных, образовательных процессах. Сложность понятия и особенности интерпретации обусловили множество трактовок. В «Декларации принципов толерантности» особое внимание обращено на то, что толерантность — не уступка, а деловое отношение к жизни, которое исходит из признания прав и свобод человека [2], толерантность понимается как: базовая форма социальных связей [там же]; нравственное требование; базовая культурная ценность; универсальный поведенческий образ; элемент в системе этических ценностей. Охарактеризованы многие виды толерантности (этническая, социальная, религиозная, профессиональная и т.д.) [3, с. 24].

Для определения сущности профессиональной толерантности сотрудников органов внутренних дел, необходимо осмысливать ее, анализируя трактовки различных научных дисциплин и направлений. Так, с позиций философии толерантность предстает как нравственная цен-

ность, этический принцип, проявляющийся в выборе определенных идеалов, приобретении позиции. В психологии толерантность понимается как терпимое отношение к «другому», социокультурным различиям при наличии собственной устойчивой позиции; как условие устойчивости к воздействиям стресса и как адаптационный потенциал. Принцип толерантности в русле гуманистической концепции «полноценного функционирования личности» предполагает оказание помощи другому человеку в самоопределении и самосознании с установкой на позитивные изменения, снятие противоречия (между «реальным Я» и «идеальным Я». Следовательно, действенный характер толерантности проявляется в осознанном выборе линии поведения. В ситуации несовпадения взглядов, оценок, мнений, верований толерантность проявляется в снижении чувствительности к объекту за счет применения средств терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль).

В педагогике толерантность представляет инструмент согласованности отношений для осуществления успешной служебной деятельности. По мнению философов, психологов, педагогов, толерантность является интегративной характеристикой: ценностной, когнитивной, отношен-ческой и поведенческой. Она харак-теризируется способностями к неагрессивному поведению, сохранению контроля над своими эмоциями и поведением и направленностью на разрешение конфликтных ситуаций. Поэтому под профессиональной толерантностью сотрудника органов внутренних дел понимается объеди-

ненное качество личности, ситемоо-бразующими компонентами которого являются ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий, в свою очередь детерминированные доминантами философского, психологического и педагогического знания.

Профессиональная толерантность сотрудников органов внутренних дел выражается способами взаимодействия с другими людьми в различных служебных ситуациях. Важнейшими основаниями отбора и конкретизации показателей профессиональной толерантности сотрудников органов внутренних дел можно выделить следующие:

• во-первых, это свойство не индивидуальное, а профессионально-групповое, в котором проявляются не только личные, но прежде всего профессиональные ценности;

• во-вторых, профессиональная толерантность — не постоянное качество, а динамичное свойство, выражающееся проявлением определенных социально-профессиональных действий, обусловленных множе- 147 ством факторов (личностных, ситуационных, поведенческих);

• в-третьих, для формирования профессиональной толерантности необходим процесс ее конструирования в условиях определенной группы людей с учетом того, что индивидуальные особенности личности, несомненно, влияют на толерантность / интолерантность ее установок и детерминируют исходный, психофизиологический обусловленный уровень профессиональной толерантности (так, например, эмоциональная устойчивость может предопределять «естественную» толерантность, урав-

новешенность личности; авторитарный тип личности, как социальный характер, имеет практически не поддающуюся коррекции склонность к деструктивности, агрессии, предвзятости и стереотипности);

• в-четвертых, проявления профессиональной толерантности требуют не все профессиональные ситуации, а те, которые характеризуются возможностью негативного отношения, неприятия другого в силу различных причин: личностных, поведенческих, обстоятельственных, этнических, конфессиональных, социальных и т.д.

Таким образом, профессиональная толерантность сотрудников органов внутренних дел, как свойство и качество личности, вырабатывается в процессе профессионального взаимодействия, выражается в конструктивном, неагрессивном разрешении профессиональных ситуаций разного уровня сложности, способствует высокой продуктивности служебной деятельности.

В целом для сотрудников органов внутренних дел характерно понима-148 ние необходимости профессиональной толерантности в их служебной деятельности. Достаточно большое количество сотрудников считают принцип толерантности достаточно важным и необходимым принципом своей служебной деятельности.

Сотрудники органов внутренних дел по-разному понимают содержание понятия толерантности. Одни относят толерантность к личностными качествами (терпимость, сдержанность, спокойствие), другие — к взаимоотношениям с людьми других национальностей, другого вероисповедания, третьи рассматривают толерантность в тесной связи со своей

служебной деятельностью и функциональными обязанностями, говоря о толерантности как о правовом аспекте. В систему профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел необходимо включение средств обучения и развития профессиональной толерантности.

Подготовка кадров обусловлена значительными преобразованиями в деятельности органов внутренних дел, что требует обращения к опыту профессионального обучения сотрудников, к личности которых сегодня предъявляются особые требования. Исследование проблем, возникающих в деятельности органов внутренних дел, свидетельствуют о том, что криминогенность, коррупция и борьба с ними могут вызывать агрессивное поведение при исполнении служебных обязанностей. Требуется коррекция способов принятия решения в служебных ситуациях, что вызывает необходимость в профессиональном обучении сотрудников органов внутренних дел, целью которого ставится формирование свойств, способствующих выстраиванию отношений с различными группами граждан, а именно профессиональной толерантности.

Сегодня формирование гуманистического отношения к человеку предполагает организацию системы профессионального обучения, акцентирующей внимание на проблеме осознания своего профессионального долга и ответственности, восприятия человека как высшей ценности. Сотрудники органов внутренних дел должны уважительно и терпеливо относиться к людям с учетом социально-исторических, религиозных, этических традиций и обычаев.

Особенности деятельности органов внутренних дел предполагают наличие способностей к разрешению противоречия между необходимостью принимать властные решения и быть толерантным одновременно.

Профессиональная толерантность, как основа поведения сотрудника органов внутренних дел, содержит компоненты, отражающие этические принципы деятельности, социокультурные нормы, инструмент гармонизации отношений и разрешения конфликтных ситуаций.

Таким образом, теоретическое исследование профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел остается до настоящего времени актуальным направлением для изучения. Для формирования профессиональной толерантности сотрудников органов внутренних дел в системе профессионального обучения требуется разработка и правовая регламентация «Концепции развития профессиональной толерантности сотрудников органов внутренних дел».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [Текст] / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2002. - № 7. - С. 3-12. Декларация принципов толерантности [Текст] // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М., 2001. -С. 131-137.

Победа, Н.А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация [Текст] / Н.А. Победа // Социологические исследования. - 2007. -№ 6. - С. 13-28.

REFERENCES

"Deklaracija principov tolerantnosti", in: Vek tolerantnosti: Nauchno-publicisticheskij vest-nik, Moscow, 2001, pp. 131-137. (in Russian) Gershunskij B.S., Tolerantnost v sisteme cennostno-celevyh prioritetov obrazovanija, Pedagogika, 2002, No. 7, pp. 3-12. (in Russian)

Pobeda N.A., Tolerantnost: soderzhatelnye smysly i sociologicheskaja interpretacija, Sociologicheskie issledovanija, 2007, No. 6, pp. 13-28. (in Russian)

149

Турская Елена Романовна, старший преподаватель, кафедра общеправовых дисциплин, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел России, [email protected] Turskaya E.R., Senior Lecturer, General Legal Disciplines Department, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.