REFERENCES
1. Kuraev, G.A. (1999), Physical development: assessment of somatic systems' state of organism in ontogenesis, publishing house RGU, Rostov-on-Don, Russian Federation.
2. Policarpova, O.A. (2007), Prophylaxis of habit scoliosis by using gymnastics for young schoolchildren with individual approach: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Spirin ,V.K. (2002), "Correction of children posture by physical training take into account inherent faculties for doing speed work and for endurance", Physical training: upbringing, education and training, No. 2, pp. 48-52.
4. Spirin, V.K. (2003), Theory-methodical aspects of individual orientation for schoolchildren’s physical training studies: dissertation, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2012.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент,
Алексей Александрович Плаксин, соискатель,
Военный институт внутренних войск МВД России, Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по выявлению педагогических условий, необходимых для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудника органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей. К ним, авторы продолжая исследования Н.Н. Северина, относят: создание обстановки на занятиях для повышения уровня познавательной активности (ранговый показатель; насыщенность процесса профессиональной подготовки сотрудников ОВД активными формами и методами обучения; применение комплексных упражнений для развития навыков задержания преступников и правонарушителей; создание в ходе занятий благоприятной атмосферы для самосовершенствования сотрудников ОВД; формирование установки на профессиональное саморазвитие сотрудников ОВД; выработка объективных критериев оценки уровня профессиональной готовности; применение педагогических методов в ходе занятий для развития смелости, решительности, упорства и других морально-волевых качеств; оказание помощи сотрудникам ОВД в их профессиональном становлении; формирование толерантности. Экспериментально доказана высокая эффективность выявленных педагогических условий, необходимых для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудника органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей.
Ключевые слова: педагогические условия, сотрудники ОВД, профессиональная готовность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p153-156 PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR EFFECTIVE FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS AT EMPLOYEES OF LAW-ENFORCEMENT BODIES TO PERFORMANCE OF OFFICIAL DUTIES
Michael Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey Aleksandrovich Plaksin, the competitor,
Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St.-Petersburg
Annotation
The work presents the results of the carried-out research on identification of the pedagogical conditions necessary for effective formation of professional readiness at employees of law-enforcement bod-
ies to performance of official duties. The authors include in them, following N. N. Severin's researches: situation creation for increase of level of cognitive activity at lessons; saturation of process of vocational training of staff of department of internal affairs with active forms and training methods; application of complex exercises for development of skills for detention of criminals and offenders; creation of the fa vorable atmosphere during occupations for self-improvement of staff of department of internal affairs; formation of settings on professional self-development of staff of department of internal affairs; development of objective criteria for assessment of level of professional readiness; application of pedagogical methods during occupations for development of courage, determination, persistence and other moral and strong-willed qualities; assistance to the staff of department of internal affairs in their professional formation; formation of tolerance. High efficiency of the revealed pedagogical conditions necessary for effective formation of professional readiness among the the employees of law-enforcement bodies to performance of official duties has been experimentally proved.
Keywords: pedagogical conditions, employees of department of internal affairs, professional readiness.
Сложившаяся к настоящему времени система воспитательной работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел не соответствует требованиям современного этапа развития страны, не обеспечивает эффективного решения оперативнослужебных задач. В Федеральном законе Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» определены новые задачи, которые определяют деятельность сотрудников ОВД по охране общественного порядка, противодействию преступности и обеспечению общественной безопасности. Все вышесказанное требует пересмотра воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. Главной целью воспитательной работы с личным составом в настоящее время должно стать формирование всесторонне и интеллектуально развитой, профессионально подготовленной, морально, психологически и нравственно устойчивой личности сотрудника. Формирование этих качеств и определяет уровень профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей [1].
При этом основным звеном в решении этой задачи является территориальное отделение внутренних дел, имеющее непосредственный контакт с населением и выполняющее повседневные обязанности по профилактической и оперативной деятельности на конкретной территории и с определенным контингентом.
Анализ практики показывает, что в системе органов внутренних дел все еще имеются существенные недостатки и даже нарушения законности, связанные с наличием фактов сращивания с преступным элементом, несоответствием служебной дисциплины, предъявляемым требованиям. У некоторых сотрудников отмечается отсутствие стремления к повышению профессионального мастерства.
Основными причинами наличия этих недостатков являются: низкий нравственноинтеллектуальный уровень, недостаточный уровень психологической устойчивости и профессиональной готовности личного состава органов внутренних дел к решению служебных задач. Это является следствием недостаточного научно-методического обеспечения организации воспитательного процесса в подразделениях, слабого использования психолого-педагогического потенциала в организации работы органов внутренних дел.
С целью определения ранговой структуры педагогических условий, необходимых для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудника органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей, был проведен опрос 87 респондентов. При формировании опросной анкеты авторы ориентировались на исследования
Н.Н. Северина [2]. Результаты этого опроса представлены в таблице 1.
Эффективность выявленных педагогических условий была проверена в ходе педагогического эксперимента. Результаты педагогического эксперимента свидетельствует о том, что правоохранительная деятельность более эффективна в тех подразделениях, где менее жесткая система связей между основными характеристиками жизнедеятельности служебных коллективов (табл. 2).
Таблица 1
Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудника органов внутренних дел к __________________выполнению служебных обязанностей (п=87)___________________
Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель,%
1 Создание обстановки на занятиях для повышения уровня познавательной активности 19,2
2 Насыщенность процесса профессиональной подготовки сотрудников ОВД активными формами и методами обучения 17,8
3 Применение комплексных упражнений для развития навыков задержания преступников и правонарушителей 15,3
4 Создание в ходе занятий благоприятной атмосферы для самосовершенствования сотрудников ОВД 14,4
5 Формирование установки на профессиональное саморазвитие сотрудников ОВД 10,6
6 Выработка объективных критериев оценки уровня профессиональной готовности 9,7
7 Применение педагогических методов в ходе занятий для развития смелости, решительности, упорства и других морально-волевых качеств 7,2
8 Оказание помощи сотрудникам ОВД в их профессиональном становлении 5,8
9 Формирование толерантности 5,2
Таблица 2
Субъективные оценки удовлетворенности службой сотрудников ОВД контрольной _________________________и экспериментальной групп (%)____________________________
Характеристики Контрольная группа (п=85) Экспериментальная группа (п=73)
Удовл. Неудовл. Удовл. Неудовл.
Удовлетворенность взаимоотношениями в коллективе 45 33 81 12
Удовлетворенность оценкой служебного вклада 53 7 76 17
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности выявленных педагогических условий, необходимых для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудника органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей.
Количество испытуемых достигших высокого уровня развития профессиональной готовности в конце педагогического эксперимента составило в ЭГ - 27%, а в КГ - 23%; среднего - 58% и 41%; низкого - 15% и 36% соответственно. Наиболее существенные отличия у испытуемых ЭГ по сравнению с КГ отмечались в развитии таких личностных качеств как трудолюбие, дисциплинированность, смелость, решительность, упорство и самообладание.
Объективным показателем высокой эффективности разработанной педагогической модели формирования профессиональной готовности у сотрудников ОВД к выполнению служебных обязанностей явились результаты выполнения комплексных профессиональных задач испытуемыми контрольной и экспериментальной групп. Так, по окончании педагогического эксперимента, в ЭГ количество лиц, выполнивших профессиональные задачи на оценку «отлично», составило 27%, а в контрольной, лишь 18% и, наоборот, количество «двоечников» в ЭГ было, лишь 3%, а в КГ - 7%.
ВЫВОД: В результате педагогического эксперимента установлено, что выявленные педагогические условия, необходимы для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудника органов внутренних дел к выполнению служебных
обязанностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алдошин, А.В. Педагогическая технология специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов / А.В. Алдошин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 9 (43). - С. 3-7.
2. Северин, Н.Н. Педагогические условия, необходимые для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России / Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 131-134.
REFERENCES
3. Aldoshin, A.V. (2008), "Pedagogical technology of special physical preparation of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs to fulfillment of fighting problems in the conditions of local conflicts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 43 No. 9, ppv.3-7.
4. Severin, N.N. (2012), "Pedagogical conditions necessary for formation of professionalism at employees of state fire service of the Ministry of Emergency situations of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83 No. 1, pp. 131-134.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2012.
УДК 796.011.3(075)
КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ С НАПРЯЖЕННЫМ ХАРАКТЕРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ (СПОРТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУТЕМ СОЧЕТАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
Олег Альбертович Старостин, врач-психотерапевт,
Северо-Западный институт управления здравоохранением, С.-Петербург
Аннотация
С целью оценки эффективности сочетанного использования разномодальных физических факторов в коррекции психофизиологических качеств лиц с напряженными и сложными условиями трудовой (спортивной) деятельности обследованы 48 мужчин - студентов в начальном периоде обучения, имевших признаки ухудшения психофизиологических функций, связанных с трудностями учебно-профессиональной адаптации. В основной группе (28 человек) применялись сочетания физических факторов (контрастные температурные процедуры, вибромассаж, ароматерапия, цве-торитмотерапия, музыкотерапия). Общее число ежедневных 25^35-минутных сеансов - 12-14. В группе сравнения (20 человек) назначали традиционные физиотерапевтические средства. При идентичном по продолжительности реабилитационном периоде общая длительность использованных физиотерапевтических процедур в группе сравнения была в три раза большей. В результате проведения коррекционных программ с использованием сочетаний физических факторов было выявлено повышение скорости и точности сенсомоторных реакций (р=0,002^0,027), лабильности слуховой (р=0,012^0,021) и зрительной (р=0,007) сенсорных систем, улучшение сбалансированности нервных процессов, координации двигательных действий. Применение разработанной коррекционной программы, базирующейся на сочетанном использовании разномодальных физических факторов, обеспечивает восстановление психофизиологических качеств у лиц с напряженным и сложным характером профессиональной (спортивной) деятельности. Полученные данные позволяют рекомендовать разработанный метод к использованию в восстановительной, спортивной, медицине, тренировочном процессе.
Ключевые слова: коррекция психофизиологических качеств, сочетанное действие физических факторов.