in sports radio direction finding: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
2. Platonov, V.N. (2004), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, publishing house Olympic Literature, Kiev, Ukraine. Контактная інформація: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.11.2012.
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
Анатолий Васильевич Зюкин, доктор педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,
Ренат Алексеевич Лайшев, кандидат педагогических наук, Генеральный директор, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр Образования Самбо-
70 (ГБОУЦО Самбо-70), г. Москва
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению психологопедагогических условий, необходимых для подготовки сотрудников ОВД к работе с молодежью.
В качестве основных психолого-педагогических условий, авторы отмечают следующие: направленность обучения сотрудников ОВД на эффективное использование средств, форм и приемов педагогической деятельности; использование методических приёмов во время подготовки сотрудников ОВД, раскрывающих смысл и особенности работы с молодежью; обеспечение насыщенности процесса подготовки сотрудников ОВД современными методами работы с молодежью. Кроме того, к числу важных условий авторы относят формирование мотивов у сотрудников ОВД, связанных с ростом познавательных интересов к работе с молодежью; создание эффективной системы контроля над формированием навыков работы с молодежью у сотрудников ОВД; направленность обучения сотрудников ОВД на познание ценностных ориентиров молодежи. А также проведение мероприятий по инициированию активности сотрудников ОВД во время их подготовки к работе с молодежью
Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел; мотивация; педагогическая деятельность; молодежь; психолого-педагогические условия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p32-35
PSYCHOLOGICALLY PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR PREPARATION OF INTERNAL AFFAIRS DEPARTMENT STAFF TO WORK WITH
YOUTH
Anatoly Vasilyevich Zyukin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg,
Renat Alekseevich Layshev, the candidate of pedagogical sciences, Director General,
Public budgetary educational institution Center of Sambo Education -70, Moscow
Annotation
The article presents the results of authors' researches on identification of the psychologically pedagogical conditions necessary for preparation of staff of Internal Affairs Department to work with youth.
As the main psychologically pedagogical conditions, the authors note the following: orientation of Department of Internal Affairs staff training on effective usage of means, forms and skills of pedagogical
activity; application of methodical procedures during preparation of the Department of Internal Affairs staff, revealing the sense and features of work with youth; providing a saturation of process of preparation of the Department of Internal Affairs staff with modern methods of work with youth. Besides, the authors refers to the number of important conditions the formation of interests among the staff of Department of Internal Affairs in work with youth; creation of the effective monitoring system over formation of skills of work with youth among the staff of Department of Internal Affairs; orientation of training of Department of Internal Affairs staff on perception of valuable reference points of youth. Also carrying out the action items for initiation of activity of Department of Internal Affairs staff during their preparation for work with youth.
Keywords: staff of law-enforcement bodies, motivation, pedagogical activity, youth, psychologically pedagogical conditions.
Сложившаяся к настоящему времени система работы сотрудников ОВД с молодежью не соответствует требованиям современного этапа развития страны, не обеспечивает эффективного решения оперативно-служебных задач. В стране происходит становление новой формации, а это привело к изменению ценностных ориентиров и всего уклада общества. Особенно это касается молодежи, на которую ложится ответственность за проведение дальнейших реформ и обустройство России.
Все вышесказанное требует пересмотра воспитательной работы с молодежью. Главной целью воспитательной работы с молодежью в настоящее время должно стать формирование всесторонне и интеллектуально развитой, профессионально подготовленной, морально, психологически и нравственно устойчивой личности. При этом основным звеном в решении этой задачи является территориальное отделение внутренних дел, имеющее непосредственный контакт с молодежью и выполняющее повседневные обязанности по профилактической и оперативной деятельности на конкретной территории и с определенным контингентом.
Анализ практики показывает, что в системе органов внутренних дел все еще имеются существенные недостатки по работе с молодежью. У некоторых сотрудников ОВД отмечается отсутствие стремления к работе с молодежью. Основными причинами наличия этих недостатков являются: недостаточный уровень психологической устойчивости и профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к работе с молодежью. Это является следствием недостаточного научно-методического обеспечения организации подготовки сотрудников ОВД. В настоящее время не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием психолого-педагогических условий, необходимых для подготовки сотрудников ОВД к работе с молодежью.
С целью выявления психолого-педагогических условий, необходимых для подготовки сотрудников ОВД к работе с молодежью проводился опрос преподавательского состава вузов, Министерства внутренних дел России. Всего в опросе приняло участие 78 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для подготовки сотрудников ОВД к работе с молодежью отмечается направленность обучения сотрудников ОВД на эффективное использование средств, форм и приемов педагогической деятельности. При этом большое внимание должно уделяться использованию методических приёмов во время подготовки сотрудников ОВД, раскрывающих смысл и особенности работы с молодежью. Важными психолого-педагогическими условиями являются: обеспечение насыщенности процесса подготовки сотрудников ОВД современными методами работы с молодежью, формирование мотивов, связанных с ростом познавательных интересов у них к работе с молодежью, создание эффективной системы контроля над формированием навыков работы с молодежью у сотрудников ОВД. Большое значение при подготовке сотрудников ОВД к работе с молодежью должно уделяться направленности обучения на познание ценностных ориентиров молодежи, а также проведению мероприятий по повышению уровня методической подготовленности преподавательского состава для внедрения средств, форм и методов подготовки сотрудников ОВД к работе с
молодежью и инициированию их активности во время обучения.
Таблица 1
Психолого-педагогические условия, необходимые для подготовки сотрудников ОВД ___________________________к работе с молодежью (п=78)____________________________
Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (в %)
1 Направленность обучения сотрудников ОВД на эффективное использование средств, форм и приемов педагогической деятельности 19,7
2 Использование методических приёмов во время подготовки сотрудников ОВД, раскрывающих смысл и особенности работы с молодежью 17,8
3 Обеспечение насыщенности процесса подготовки сотрудников ОВД современными методами работы с молодежью 15,1
4 Формирование мотивов у сотрудников ОВД, связанных с ростом познавательных интересов к работе с молодежью 14,2
5 Создание эффективной системы контроля над формированием навыков работы с молодежью у сотрудников ОВД 10,8
6 Направленность обучения сотрудников ОВД на познание ценностных ориентиров молодежи 9,9
7 Проведение мероприятий по повышению уровня методической подготовленности преподавательского состава для внедрения средств, форм и методов подготовки сотрудников ОВД к работе с молодежью 7,2
8 Проведение мероприятий по инициированию активности сотрудников ОВД во время их подготовки к работе с молодежью 5,3
Таким образом, выявленные психолого-педагогические условия жизненно необходимы для подготовки сотрудников ОВД к работе с молодежью. Создание этих условий позволит в значительной степени повысить качество подготовки сотрудников ОВД к работе с молодежью.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания психолого-педагогических условий, для подготовки сотрудников ОВД к работе с молодежью. Эти условия инициируют соответствующую направленность и энергию личности сотрудника ОВД, ее психофизический ресурс, волевой потенциал, несут определенный побудительный импульс к работе с молодежью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойчевский, А.В. Формирование ценностно-мотивационных компонентов педагогической деятельности / А.В. Бойчевский // Проблемы подготовки молодежи к педагогическому труду. - Курган, 1996. - С. 60-61.
2. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.
3. Поварницына, Л. А. Исследование связи ценностных ориентаций с выбором профессии у студентов педвузов / Л. А. Поварницына // Тез. докл. науч. конф. «Трудовая активность молодежи и факторы ее повышения». - Курган : Изд-во Курганского гос. пед. ин-та, 1984. - С. 49-51.
4. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
5. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые за-
писки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
REFERENCES
1. Bojchevsky, A.V. (1996), “Formation worth-motivational pedagogical activity”, Problems of preparation of youth to pedagogical work, pp. 60-61.
2. Kljuchnikova, N.N. (2008), “Psychological technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 48-53.
3. Povarnitsyna, L.A. (1984), “Research of communication of valuable orientations with you-pine forests trades at students of teacher training Universities”, Conference «Labor activity of youth and its factors», Kurgan, pp. 49-51.
4. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 146-148.
5. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No.
5, pp. 127-130.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2012.
УДК 796.96
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ В
КЁРЛИНГЕ
Евгений Анатольевич Изотов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены сведения об изменении отношения спортсменов-кёрлингистов к использованию идеомоторной тренировки, произошедшие за последние 10 лет. Идеомоторная тренировка весьма эффективное средство подготовки спортсмена к соревнованию, однако, на практике эффективность идеомоторной тренировки снижена из-за отсутствия у спортсменов навыков корректного её применения. Есть основания для констатации того факта, что идеомоторная тренировка постепенно становится всё более популярной психологической методикой у спортсменов в кёрлинге. Однако в тренировочном процессе её возможности используются кёрлингистами нерегулярно, от случая к случаю. Таким образом, определены наиболее актуальные проблемы в овладении техникой идеомоторной тренировки.
Ключевые слова: идеомоторная тренировка, кёрлинг, саморегуляция.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p35-38
FEATURES OF IDEOMOTOR TRAINING APPLICATION IN CURLING
Evgenij Anatolievich Izotov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, National Mineral Resources University "Gorny", Saint Petersburg
Annotation
The article presents information about changing the attitudes of curlers to usage of the ideomotor training, which has occurred within last 10 years. Ideomotor training is a very effective mean of the athlete's training for competition, but in practice, the efficiency of the ideomotor training is reduced due to the lack of skills of its proper application. Ideomotor training is becoming more and more popular psychological technique among the athletes in curling. However, in training its potential is used by the curlers irregularly, from time to time. Thus, the most pressing problems relating to the mastery of technique of the