УДК 378
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЁЖИ К
ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник,
Военный институт внутренних войск МВД России,
Ренат Алексеевич Лайшев, кандидат педагогических наук, Генеральный директор, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр Образования Самбо-
70 (ГБОУЦО Самбо-70), г. Москва
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по разработке модели процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе.
Данная модель раскрывает связь между педагогическими элементами процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе. Эта связь между элементами системы настолько тесна, существенна, что изменение одного из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом. Наличие тесного взаимодействия, органичной связи компонентов и служит основанием того, что во взаимодействии с образовательной средой данная модель выступает как нечто единое, обладающее качественной определенностью.
Ключевые слова: модель; мотивация; педагогическая деятельность; призывная молодежь; подготовка; военная служба.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p27-30
MODEL OF PROCESS OF PREPARATION OF DRAFT YOUTH TO MILITARY
SERVICE
Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
senior research associate,
Military institute of internal troops of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia,
Renat Alekseevich Layshev, the candidate of pedagogical sciences, Director General,
Public budgetary educational institution Center of Sambo Education -7Q, Moscow
Annotation
Results of researches of the author on development of model of process of preparation of draft youth to military service are presented in the article.
This model opens communication between pedagogical elements of process of preparation of draft youth to military service. This communication between elements of system is so close, essential that change of one of the elements causes change of others, and frequently also the system as a whole. Existence of close interaction, organic communication of components also forms the basis that in interaction with the educational environment this model acts as something uniform, possessing qualitative determina-
cy.
Keywords: model, motivation, pedagogical activity, draft youth, preparation, military service.
Для более глубокого понимания процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе необходимо расчленить его как целостность, и выявить структурную связь целого, т.е. осуществить системный подход. Это чрезвычайно важная и сложная задача, без решения которой невозможно проникнуть в сущность данного процесса. В связи с этим, следует раскрыть три логически взаимосвязанных проблемы: во-первых, дать общую характеристику понятия "системы"; во-вторых, определить системные принципы и проследить проявление их в процессе формирования ориентации и, в третьих на данной основе разработать модель процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе.
Обычно под системой понимают комплекс взаимодействующих тем или иным об-
разом компонентов. "Система, - утверждал один из основоположников современной общей теории систем Л. Берталанфи, - есть комплекс элементов, находящихся во взаимодействии".
Однако такой взгляд на понятие системы является слишком общим, поскольку рассматривается она как сумма элементов, свойств. В более строгом смысле система должна представлять собой целостное образование, обладающее такими качественными характеристиками, которые не содержатся в образующих его компонентах. При таком рассмотрении системы в виде философского знания, мы будем исходить из того, что система есть некая совокупность (или множество), обладающая отношением с заранее фиксированными свойствами. Двойственное определение понятия системы характеризует ее как совокупность (или множество), обладающей собственными свойствами с определенными отношениями входящих в нее компонентов [1-8]. Исходя из сказанного, следует, что система - это совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, интегративных качеств не свойственных отдельно взятым, образующим систему элементам.
Связь между элементами системы настолько тесна, существенна, что изменение одного из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом. Наличие тесного взаимодействия, органичной связи компонентов и служит основанием того, что во взаимодействии со средой система выступает как нечто единое, обладающее качественной определенностью. Это в полной мере касается и процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе.
Многогранный характер разностороннего воспитания молодежи, ориентации ее на службу в армии терминологически многозначно представлен в современной теоретической мысли [1-8]. Всесторонний, комплексный, целостный, междисциплинарный, интегрированный - это далеко не полный перечень понятий, в спектре которых занимает свое определенное место системный подход. Одни из этих понятий интуитивно воспринимаются как синонимы, у других сходство проявляется в неявной форме.
Необходимо учитывать, что система активно воздействует на свои компоненты, преобразует их соответственно собственной природе. В результате исходные компоненты могут претерпевать некоторые изменения: теряются некоторые свойства, изменяются их место и роль. Основываясь на данных теоретических положениях нами была разработана модель процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе ( рис.1).
Понятие системности, следовательно, тесно связано с категорией качества, поскольку системность, есть одна из качественных характеристик процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе. Разрушение же свойства системности всегда сопряжено с определенными качественными преобразованиями этого процесса. Это означает, что системность - одна из самых важных сторон процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе.
Одним из важнейших условий бесперебойного функционирования любой системы является также наличие в ней механизма обратной связи. Это позволяет контролировать необходимую слаженность, успешность искомой деятельности, оперативно вносить потребные коррективы. На данной основе построена и самоорганизация данной системы, динамичность ее развития. В ходе процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе, рассматриваемого в виде соответствующей системы, механизмом обратной связи является контроль над его эффективностью по конкретным результатам военнопрофессиональной деятельности будущих воинов. Также по проявлению ими нравственных, патриотических качеств, тонких эстетических чувств, достижения высокого уровня физической подготовленности и др. Выявление определенных недостатков, недоработок определяет соответствующие коррекции.
Требования
воинской
службы
Учебные планы, программы
і
Образовательные
учреждения
Преподаватели
Z
Частная
методика
Контроль:
- текущий
- промежуточный
- итоговый
Учебно-материальная
база
Система
обучения
Система
информации
Призывник
Помехи
Теоретические знания
Практические навыки и умения
Творчество
Воспитание
Процесс подготовки к воинской службе
I
Г отовность призывника к воинской службе
Рис. 1. Обобщённая модель процесса подготовки призывной молодёжи
к воинской службе
ВЫВОД. Таким образом, процессу подготовки призывной молодёжи к воинской службе присуща большая сложность. Принципиальная сложность процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе как социального явления, состоит в его адекватном познании. Это требует построения соответствующей модели, которая анализирует педагогический аспект данной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойчевский, А.В. Формирование ценностно-мотивационных компонентов педагогической деятельности / А.В. Бойчевский // Проблемы подготовки молодежи к педагогическому труду. - Курган, 1996. - С. 60-61.
2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.
3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
4. Зюкин, А.В., Психолого-педагогические условия, необходимые для подготовки сотрудников ОВД к работе с молодежью / А.В. Зюкин, Р. А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 32-35.
5. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.
6. Поварницына, Л.А. Исследование связи ценностных ориентаций с выбором профессии у студентов педвузов / Л. А. Поварницына // Тез. докл. науч. конф. «Трудовая активность молодежи и факторы ее повышения». - Курган : Изд-во Курганского гос. пед. ин-та, 1984. - С. 49-51.
7. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
8. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
REFERENCES
1. Bojchevsky, A.V. (1996), “Formation worth-motivational pedagogical activity”, Problems of preparation of youth to pedagogical work, pp. 60-61.
2. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), “Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
3. Bolotin, A.E. and Zaitcev (2012), “Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9 pp. 38-42.
4. Zyukin, A.V. and Layshev, R.A. (2012), “Psychologically pedagogical conditions necessary for preparation of internal affairs department staff to work with youth”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 9387, No. 11, pp. 32-35.
5. Kljuchnikova, N.N. (2008), “Psychological technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 48-53.
6. Povarnitsyna, L.A. (1984), “Research of communication of valuable orientations with you-pine forests trades at students of teacher training Universities ”, Conference «Labor activity of youth and its factors», Kurgan, pp. 49-51.
7. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 146-148.
8. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 127-130.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.12.2012.
3G