Научная статья на тему 'Факторы, определяющие эффективность формирования ценностных ориентаций у призывной молодежи на воинскую службу'

Факторы, определяющие эффективность формирования ценностных ориентаций у призывной молодежи на воинскую службу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРИЗЫВНАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВОИНСКАЯ СЛУЖБА / FACTORS / MOTIVATION / VALUABLE ORIENTATIONS / INVOCATORY YOUTH / MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лайшев Ренат Алексеевич

В статье представлены результаты исследований по выявлению факторов, определяющих ценностные ориентации призывной молодежи на воинскую службу. К числу основных из них автор относит: уровень и характер предшествующего образования призывников; особенности социального воспитания до призыва на воинскую службу; национальные особенности призывных контингентов; опыт трудовой деятельности призывников до службы в армии; степень уравновешенности нервной системы призывников; генетические особенности каждого отдельного призывника; способность призывников владеть собой в различных ситуациях; тип характера, глубина переживания воинской службы в силу эмоций. Показана необходимость учета выявленных факторов для создания эффективной системы формирования ценностных ориентаций у призывных контингентов на воинскую службу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors defining the efficiency of formation of valuable orientations among the draft-age youth on military service

The article presents the results of researches on identification of the factors defining valuable orientations of draft-age youth on military service. The author carries to number of main of them: the level and nature of previous education of recruits; features of social education before calling to the military service; national features of the draft-age contingents; experience of labor activity of recruits before service in army; degree of steadiness of nervous system of recruits; genetic features of each certain recruit; ability of recruits to be self-controlled in various situations; character type, depth of experience of military service owing to emotions. Need in the accounting of the revealed factors for creation of effective system of formation of valuable orientations among the draft-age contingents on military service is shown.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие эффективность формирования ценностных ориентаций у призывной молодежи на воинскую службу»

- С. 84-89.

4. Кузьмин, М. А. Роль личностных свойств в адаптации спортсменов художественных видов спорта и единоборств I М.А. Кузьмин II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 73-77.

5. Кузьмин, М.А. Ускорение адаптации спортсменов к условиям соревнований с учетом их психологических свойств I М.А. Кузьмин II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 81-86.

REFERENCES

1. Kuzmin, M.A. (2011), “Correlation of objective and subjective criteria of athletes’ adaptation to competitive activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 107-110.

2. Kuzmin, M.A. (2011), “Comparison of adaptability of athletes with various specializations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 94-97.

3. Kuzmin, M.A. (2012), “Motivation to sports activity in various sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp. 84-89.

4. Kuzmin, M.A. (2012), “Role of personal properties in athletes' adaptation at art kinds of sport and single combats’, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 73-77.

5. Kuzmin, M.A. (2012), “Acceleration of sportsmen’s adaptation to conditions of competitions with accounting of their psychological properties”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 81-86.

Контактная информация: kuzmin-maxim@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.09.2012.

УДК 796.07

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ НА ВОИНСКУЮ

СЛУЖБУ

Ренат Алексеевич Лайшев, кандидат педагогических наук, Генеральный директор, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр Образования Самбо-

70 (ГБОУЦО Самбо-70), г. Москва

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по выявлению факторов, определяюших ценностные ориентации призывной молодежи на воинскую службу. К числу основных из них автор относит: уровень и характер предшествуюшего образования призывников; особенности социального воспитания до призыва на воинскую службу; национальные особенности призывных контингентов; опыт трудовой деятельности призывников до службы в армии; степень уравновешенности нервной системы призывников; генетические особенности каждого отдельного призывника; способность призывников владеть собой в различных ситуациях; тип характера, глубина переживания воинской службы в силу эмоций. Показана необходимость учета выявленных факторов для создания эффективной системы формирования ценностных ориентаций у призывных контингентов на воинскую службу.

Ключевые слова: факторы; мотивация; ценностные ориентации; призывная молодежь; воинская служба.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p85-88 FACTORS DEFINING THE EFFICIENCY OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS AMONG THE DRAFT-AGE YOUTH ON MILITARY SERVICE

Renat Alekseevich Layshev, the candidate of pedagogical sciences, Director General,

Public budgetary educational institution Center of Sambo Education -70, Moscow

Annotation

The article presents the results of researches on identification of the factors defining valuable orientations of draft-age youth on military service. The author carries to number of main of them: the level and nature of previous education of recruits; features of social education before calling to the military service; national features of the draft-age contingents; experience of labor activity of recruits before service in army; degree of steadiness of nervous system of recruits; genetic features of each certain recruit; ability of recruits to be self-controlled in various situations; character type, depth of experience of military service owing to emotions. Need in the accounting of the revealed factors for creation of effective system of formation of valuable orientations among the draft-age contingents on military service is shown.

Keywords: factors, motivation, valuable orientations, invocatory youth, military service.

Коренные преобразования в системе общественных отношений нашего государства, реформирование и модернизация Вооруженных Сил, требуют соответствующих изменений в формировании ценностных ориентаций призывной молодежи к воинской службе. Мнения, отвергающие целесообразность воспитания во имя некой "абсолютной свободы" становления личности, "невмешательства" в выбор своего собственного пути являются алогичными, поскольку люди, тем более восприимчивые к среде юноши, находятся не в изолированном пространстве, а испытывают на себе постоянные многочисленные, в том числе, негативные влияния, порой продуманно враждебные. Молодежь нуждается в квалифицированной помощи опытных педагогов, стоящих на гуманистических позициях, формирующих у своих подопечных ценностные ориентации в духе высокой нравственности, патриотизма, коллективизма. Этот процесс нельзя превращать в стихийный [1-5].

Опираясь на системный подход к проблеме формирования ориентации у призывной молодежи на военную службу, важно учитывать его принципы, положения о целостности, о наличии факторов, определяющих ценностные ориентации у призывной молодежи на воинскую службу. Применение системного подхода к проблеме формирования ориентации у призывной молодежи на военную службу, определяется необходимостью единой целостной оценки целого ряда направлений, которые пока нередко рассматриваются изолированно, без естественной органической взаимосвязи.

Процесс формирования ориентации у призывной молодежи на военную службу, это в первую очередь, воспитание личности во всем многообразии, процесс самоопределения, саморазвития и уверенного понимания выбранной цели. Для этого должны широко применяться методы воспитания и обучения в школе, военно-патриотическое воздействие, нравственное, эстетическое, правовое и физическое воспитание. Очень важно в этот период выявить факторы, определяющие ценностные ориентации у призывной молодежи на воинскую службу. С этой целью проводился опрос опытных офицеров, занимающихся призывом молодежи на воинскую службу. Всего в опросе приняли участие 132 респондента. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что наряду с высоким уровнем предшествующего образования призывников большое значение для формирования ориентации призывных контингентов на воинскую службу имеют особенности социального воспитания до призыва на воинскую службу, национальные особенности призывных контингентов, опыт трудовой деятельности призывников до службы в армии. Более низкие ранговые показатели имеют субъективные факторы: степень уравновешенности нервной системы призывников, генетические особенности каждого отдельного призыв-

ника, способность призывников владеть собой в различных ситуациях, тип характера, глубина переживания воинской службы в силу эмоций.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих эффективность формирования ценностных ориентаций у призывной молодежи на воинскую службу (п=132)

Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель, в %

1 Уровень и характер предшествующего образования призывников 19,1

2 Особенности социального воспитания до призыва на воинскую службу 1В,2

3 Национальные особенности призывных контингентов 15,5

4 Опыт трудовой деятельности призывников до службы в армии 13,7

5 Степень уравновешенности нервной системы призывников 11,3

6 Генетические особенности каждого отдельного призывника 9,5

7 Способность призывников владеть собой в различных ситуациях 6,В

В Тип характера, глубина переживания воинской службы в силу эмоций 5,9

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о преобладании объективных факторов, определяющих формирование ориентации у призывной молодежи на военную службу, по сравнению с субъективными факторами. Это необходимо учитывать при разработке теоретических и прикладных аспектов для формирования ценностных ориентаций у призывной молодежи на воинскую службу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лайшев, Р. А. Показатели ориентации на военную службу у школьников и призывников / Р. А. Лайшев, А.В. Зюкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 19-23.

2. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.

3. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.

4. Сошкин, П.А. Педагогическая технология формирования ценностных ориентаций у офицеров в процессе их подготовки к педагогической деятельности в военноучебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 126-129.

5. Сошкин, П.А. Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у офицеров базовых ценностей педагогической деятельности / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 86-89.

REFERENCES

1. Layshev, R.A. and Zyukin A.V. (2012), “Indicators of orientation to military service among the school students and recruits”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 19-23.

2. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 146-148.

3. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No.

5, pp. 127-130.

4. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 126-129.

5. Soshkin, P.A. “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 86-89.

Контактная информация: sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.09.2012.

УДК 681.3:796 (072)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ СПОРТА

Ильдус Яудатович Лутфуллин, кандидат медицинских наук, главный научный сотрудник,

Фанис Асгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Резеда Ринатовна Хадиуллина, старший преподаватель,

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (Поволжская ГАФКСиТ), Казань

Аннотация

В статье рассмотрены основные вопросы современного использования информационных технологий в теории и практике спорта. Изучение отечественных и зарубежных литературных источников показало, что можно выделить несколько основных направлений применения информационных технологий в спорте: тренировочные комплексы с программными приложениями, научноисследовательская работа и медико-биологическое обеспечение спорта, инструменты спортивного менеджмента при организации крупных спортивных соревнований, обучение специалистов в области спорта и фиксация спортивного результата. В статье указаны особенности использования информационных технологий в каждом случае. Авторами подробно обсуждается использование информационных технологий с образовательными целями, приводится собственный опыт в обучение специалистов в области спорта, анализируются вопросы качества методической информации, подхода к ее размещению и доступности переработки.

Ключевые слова: информационные технологии, спорт, образование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p88-93 MAIN DIRECTIONS OF APPLICATION OF THE INFORMATION TECHNOLOGIES IN PRACTICE OF SPORTS

Ildus Yaudatovich Lutfullin, the candidate of medical sciences, main research associate, Fanis Asgatovich Mavliyev, the candidate of biological science, senior research associate, Rezeda Rinatovna Hadiullina, the senior teacher,

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

Annotation

The article describes the main issues of modern information technology in the theory and practice of sports. The study of literature has shown that there are several key areas of information technology in sports: training facilities with software applications, scientific researches in sports, sports management tools, sport specialist’s education and sporting results fixation. Authors discuss the use of information technologies for educational purposes, quality of the information and its accessibility and also provide their own experience.

Keywords: information technology, sports, education.

Информационные технологии (ИТ) сегодня проникли во все сферы нашей жизни, начиная от производства и науки и кончая обычной бытовой жизнью. Такая важная часть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.