На наш взгляд, это обусловлено следующими факторами: повышением сопротивляемости организма; повышением функциональных и адаптивных возможностей основных систем организма; гармонией физического развития.
Таким образом, полученные экспериментальные данные позволили характеризовать разработанную программу на основе Вальдорфской педагогики как развивающую, поскольку реализация ее оказало положительное воздействие на показатели физического, двигательного, психического развития учащихся младшего школьного возраста. И указывает на то, что Вальдорфские игры обладают высоким двигательным потенциалом, и их применение в современном образовательном процессе на уроках физической культуры позволит не только поддерживать достаточный уровень физической подготовленности школьников младших классов, но и способствовать ее значительному росту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дворкина, Н.И. Интегративное развитие физических и интеллектуальных способностей дошкольников подготовительной группы / Н.И. Дворкина, О.С. Трофимова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 28-31.
2. Мухина, М.П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям / М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Омский научный вестник. - 2006. - № 5 (39). -С. 244-249.
REFERENCES
1. Dvorkina, N.N. and Nrofimova, O.S. (2008), “Integrative development of physical and intellectual abilities of preschoolers of the preparatory group”, Physical culture: education, education, training, No. 6, pp. 28-31.
2. Mukhina, M.P. and Kravchuk, A.I. (2006), “Physical education of children of preschool and primary school children in integrated learning by action of concentrated”, Omsk scientific bulletin, Vol. 39, No. 5, pp. 244-249.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.03.2012.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПРИЗЫВНИКОВ К
ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ
Ренат Алексеевич Лайшев, кандидат педагогических наук, Генеральный директор, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр Образования Самбо-
70 (ГБОУЦО Самбо-70), г. Москва
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по разработке технологии процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе.
Данная технология включает три этапа подготовки призывной молодёжи к воинской службе. На первом этапе подготовки основные задачи подготовки направлены на приобретение знаний в сфере воинской службы: о теории взрывов, о баллистике; о тактико-технических характеристиках отдельных видов оружия и боевой техники; об особенностях боевого применения отдельных видов и родов войск. На втором этапе на формирование навыков ведения огня из стрелкового оружия и управления отдельными образцами боевой техники. На третьем этапе на совершенствование различных практических навыков при проведении тактических действий «взвод в обороне», «взвод в наступлении» и других сложных ситуациях военно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: педагогическая технология; мотивация; военно-профессиональная деятельность; призывная молодежь; подготовка; военная служба.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p88-92
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR PREPARATION OF RECRUITS TO
MILITARY SERVICE
Renat Alekseevich Layshev, the candidate of pedagogical sciences, Director General, Public budgetary educational institution Center of Sambo Education - 70, Moscow
Annotation
Results of author researches on development of technology for the process of preparation of draft youth to military service have been presented in article.
This technology includes three stages of preparation of draft youth to military service. At the first stage of preparation the main objectives of preparation are directed on acquisition of knowledge in the sphere of military service: about theory of explosions, about ballistics; about tactical and technical characteristics of separate types of weapon and military equipment; about features of fighting application of separate types and types of military forces. At the second stage on formation of firing skills from small arms and control of separate samples of military equipment. At the third stage on improvement of various practical skills when carrying out tactical actions "a platoon in defense", "a platoon in approach" and other difficult situations of military professional activity.
Keywords: pedagogical technology, motivation, military professional activity, draft youth, preparation, military service.
Современная военно-профессиональная деятельность требует новых подходов к организации подготовки призывников, создания новых педагогических технологий, обеспечивающих высокое качество военно-профессиональной подготовки. Не вызывает сомнений, что воинский труд предъявляет повышенные требования к здоровью, физическим и личностным качествам призывников. В ряде исследований отмечается, что в процессе воинской службы военнослужащие сталкиваются с неблагоприятными факторами военно-профессиональной деятельности. В этих условиях могут сложиться такие обстоятельства, при которых создается опасность жизни и здоровью военнослужащих. Поэтому возникает необходимость разработки новых педагогических технологий военнопрофессиональной подготовки призывников к воинской службе [1-5].
При проведении тревог или внезапном нападении противника времени на подготовку к боевым действиям нет, действовать приходится в исключительно сложных условиях и быстро. Даже небольшая оплошность или неосмотрительность в действиях военнослужащих может оказаться роковой.
Боевые операции нередко происходят в неблагоприятных метеорологических условиях, которые могут значительно их осложнить, увеличить опасность для жизни и здоровья военнослужащих. Поэтому для выполнения боевых задач необходимы призывники с хорошим здоровьем и высоким уровнем военно-профессиональной подготовленности, способные успешно выполнять любые боевые задачи. Для более глубокого понимания процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе необходимо расчленить его как целостность, и выявить структурную связь целого, т.е. осуществить системный подход к разработке новой педагогической технологии подготовки призывной молодёжи к воинской службе.
Многогранный характер разностороннего воспитания молодежи, ориентации ее на службу в армии терминологически многозначно представлен в современной теоретической мысли [1-5]. Всесторонний, комплексный, целостный, интегрированный - это далеко не полный перечень понятий, в спектре которых занимает свое определенное место современный подход к разработке новой педагогической технологии подготовки призывной молодёжи к воинской службе.
Анализ воинской службы современных призывников свидетельствует о недостаточном уровне их военно-профессиональной подготовленности к боевым действиям.
С целью оптимизации профессиональной подготовки призывников к воинской
службе, нами была разработана технология их подготовки, с использованием комплексного подхода к обучению (рис.1).
Рис. Педагогическая технология подготовки призывников к воинской службе
Одним из важнейших условий бесперебойного функционирования любой педагогической технологии является также наличие в ней механизма обратной связи. Это позволяет контролировать эффективность функционирования педагогической технологии, оперативно вносить в нее необходимые коррективы. В ходе процесса военнопрофессиональной подготовки призывной молодёжи к воинской службе, механизмом
обратной связи является контроль над его эффективностью по конкретным результатам подготовленности будущих воинов. Также по проявлению ими нравственных, патриотических качеств, достижению высокого уровня физической подготовленности и др. Выявление определенных недостатков в функционировании педагогической технологии военно-профессиональной подготовки призывников к воинской службе определяет соответствующие коррекции. Поэтому данная технология прошла апробацию в ходе педагогического эксперимента.
Проведенные исследования свидетельствуют, что целенаправленное внедрение в процесс военно-профессиональной подготовки призывников разработанной технологии приводит к значительному росту эффективности этого процесса. Как свидетельствуют результаты педагогического эксперимента, призывники ЭГ превосходили своих товарищей из КГ практически по всем показателям военно-профессиональной подготовленности. По отзывам командиров воинских подразделений, призывники ЭГ в среднем на 1517% быстрее по времени осваивали свои должностные обязанности, по сравнению с призывниками КГ.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии военнопрофессиональной подготовки призывников к воинской службе.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости внедрения в практику военно-профессиональной подготовки призывников, разработанной технологии их подготовки к воинской службе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов / Е.А. Алдошина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
3. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.
4. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р. А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
5. Бурняшев, А. А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов / А.А. Бурняшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 10 (80). - С. 45-49.
REFERENCES
1. Aldoshina, E.A. (2010), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of members of voluntary fire teams agricultural objects”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 3-6.
2. Bolotin, A.E. and Zaitcev (2012), “Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9 pp. 38-42.
3. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), “Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effec-
tive implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
4. Bolotin, A.E. and Layshev, R.A. (2012), “Model of process of preparation of draft youth to military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
5. Burnyashev A. A. (2011), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 45-49.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.02.2012.
УДК 372.212
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Иванович Шамардин, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Светлана Сергеевна Животова, заведующий МОУ детский сад компенсирующего вида
№ 278, г. Волгоград
Аннотация
В статье затрагиваются вопросы адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В ней приведены методические рекомендации по формированию морфофункциональных возможностей их организма. Авторы выделяют такие важные характеристики физического развития детей как деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной систем. Для их развития в статье приводятся методы и формы организации педагогического процесса. В качестве основных методов приведены практический, словесный и наглядный. В приведенных формах организации педагогического процесса нашли свою классификацию подобранные средства физического воспитания.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, задержка психического развития, морфофункциональное развитие.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p92-96
METHODICAL RECOMMENDATIONS UPON FORMATION OF MORPHOFUNCTIONAL ABILITIES OF AN ORGANISM OF CHILDREN AT PRESCHOOL AGE WITH A DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT
Svetlana Jurevna Maximova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Alexander Ivanovich Shamardin, doctor of pedagogical sciences, rector,
Volgograd State Academy of Physical Culture,
Svetlana Sergeevna Zhivotova, head of the Municipal educational institution of compensated
Kindergarten No. 278 of Volgograd
Annotation
The article addressed the issues of adaptive physical education of pre-school children with learning disabilities. It lists guidelines for the formation of morphological and functional features of the organism. The authors point out to such important characteristics of the physical development of children as the cardiovascular, respiratory and neuromuscular systems. For their development the article presents the methods and forms of organization of the educational process. The main methods are practical, verbal and visual. In these forms of organization of the educational process the chosen means of classification of physical