нальный фон, снимая стресс и болевые ощущения.
Среди положительных факторов также было отмечено то, что занятия в гамаке отлично расслабляют и успокаивают нервную систему, помогая справиться со стрессом и устраняя депрессию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первые результаты пробных занятий аэро-фитнесом среди обучающихся специальной медицинской группы имели явно выраженный положительный эффект. Совершенствуя содержание занятий и внедряя инновационные подходы в преподавании оздоровительной физической культуры в вузе, необходимо в дальнейшем продолжить исследовательскую работу в этом направлении, изучая влияние аэро-фитнеса на обучающихся специальной медицинской группы с проблемами опорно-двигательного аппарата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коваль, Т.Е. Использование комбинированного подхода в технологии проектирования оздоровительных программ / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, О.В. Ошина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 98-100.
2. Оздоровительные программы по физической культуре и спорту / Р.С. Минвалиев, Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская [и др.]. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. - 234 с.
REFERENCES
1. Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V and Oshina, O. V (2015), "The use of the combined approach in the design of health programs", Theory andpractice of physical culture, No. 2, pp. 98-100.
2. Minvaleev, R. S., Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V. and others (2014), Wellness programs for physical culture and sport, publishing house of St. Petersburg. University, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.11.2015
УДК 796.011
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРЫМА
Владимир Иванович Криличевский, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Наталья Васильевна Орлова, кандидат педагогических наук, доцент, Брестский государственный технический университет, Республика Беларусь; Никита Викторович Литвинов, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих необходимость использования средств физической подготовки для военно-патриотического воспитания молодёжи Крыма. В качестве основных факторов, определяющих необходимость использования средств физической подготовки для военно-патриотического воспитания молодёжи, респонденты отметили тесную связь эффективности воспитания молодёжи с показателями физической готовности, а также наличие недостаточного уровня подготовленности к воинской службе у молодёжи Крыма. Основными факторами являются: особенности духовно-нравственных и боевых традиций региона, а также падение интереса к воинской службе у молодёжи Крыма. Важно учитывать и такие факторы как наличие равнодушия, эгоизма, цинизма и немотивированной агрессивности у молодёжи Крыма, а также размытость понятий у них «достоинство», «совесть» и «Отечество». Важными факторами являются резко упавший престиж воинской
службы у молодёжи Крыма и наличие устоявшейся девальвации военно-патриотических и духовных ценностей у молодёжи Крыма за годы отсутствия региона в составе России.
Ключевые слова: факторы; молодёжь Крыма; готовность к воинской службе; средства физической подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p129-133
FACTORS DEFINING THE NEED IN USE OF MEANS OF PHYSICAL PREPARATION FOR MILITARY PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUTH OF
THE CRIMEA
Vladimir Ivanovich Krilichevsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Natalya Vasilevna Orlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Brest State Technical University, Republic of Belarus; Nikita Viktorovich Litvinov, the competitor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of researches of authors on identification of the factors defining the need in use of the physical preparation means for the military patriotic education of the youth of the Crimea. As the major factors defining the need in use of means of the physical preparation for the military patriotic education of the youth of the Crimea the respondents noted the close connection of efficiency of the military patriotic education of the youth with indicators of the physical preparation, and also existence of the insufficient level of readiness to military service of the youth of the Crimea. Respondents also paid attention to such factors as the features of the spiritual and moral and fighting traditions of the region, and to decreasing of the interest in the military service among the youth of the Crimea. It is necessary to consider such factors as existence of the indifference, egoism, cynicism and unmotivated aggression at the youth of the Crimea, and also blurring of the concepts "duty", "honor" and "Fatherland" at the youth of the Crimea. Among less important factors there are sharply fallen prestige of the military service of the youth of the Crimea and existence of the settled devaluation of the military patriotic and cultural wealth at the youth of the Crimea as a result of long-term exclusion of the region from Russia.
Keywords: factors, youth of the Crimea, readiness for military service, means of physical preparation.
Возврат Крыма в состав Российского государства сопровождается рядом негативных явлений. Длительное отсутствие этой территории в составе России привело к падению морально-нравственных ориентиров среди молодёжи Крыма. Уровень морально-психологического состояния молодёжи Крыма остается низким. В воспитательной работе с молодёжью Крыма недостаточно учитываются особенности местного менталитета.
В настоящее время у молодёжи Крыма складывается противоречивое отношение к службе в Вооруженных Силах России. Многие молодые люди не хотят выполнять свой воинский долг перед Россией, уклоняются от службы в армии. Данное обстоятельство обусловлено низким уровнем проводимых мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодёжи в Крыму. Система военно-патриотического воспитания молодёжи Крыма требует модернизации с учетом современных реалий. Требуется разработка системы мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки молодёжи Крыма. Все это будет способствовать восстановлению системы военно-патриотического воспитания молодёжи Крыма для обеспечения готовности к защите Отечества. Вместе с тем, опыт организации военно-патриотического воспитания в армиях зарубежных стран свидетельствует о высокой эффективности использования средств физической подготовки. [1, 2].
В современных условиях очевидна неотложность решения острейших проблем военно-патриотического воспитания молодёжи Крыма. Это обусловлено следующими причинами:
- резким снижением военно-патриотической работы в Крыму вследствие распада СССР;
- необходимостью улучшения деятельности по военно-патриотическому воспитанию молодёжи с учётом происходящих изменений в государственном устройстве Крыма.
В деле военно-патриотического воспитания молодёжи Крыма важное место должно отводиться средствам физической подготовки. Создание современной системы военно-патриотического воспитания молодёжи Крыма с использованием средств физической подготовки должно стать приоритетной задачей руководителей всех уровней региона.
В настоящее время уделяется недостаточное внимание повышению уровня готовности молодёжи Крыма к воинской службе и формированию военно-патриотических качеств у молодёжи. Практика показывает, что использование средств физической подготовки играет важную роль в развитии не только физических качеств, но и в повышении эффективности военно-патриотического воспитания молодёжи. [4-6, 7, 8]. Занятия по разным разделам физической подготовки способствуют также воспитанию морально-волевых качеств и повышению готовности молодёжи Крыма к воинской службе. [3,7]. Под влиянием больших физических нагрузок во время занятий происходит расширение резервных возможностей организма, меняется общественное сознание у молодежи, которые положительно влияют повышение эффективности ее военно-патриотического воспитания. [9].
Для решения вышеперечисленных задач необходимо выявить факторы, определяющие необходимость использования средств физической подготовки [7, 8, 10-12]. Поскольку военно-патриотическое воспитание молодёжи Крыма предусматривает активное использование разных средств физической подготовки. С целью определения этих факторов был проведен опрос 78 специалистов по физической подготовке. Результаты исследования по выявлению этих факторов, представлены в таблице 1.
Таблица1
Ранговая структура факторов, определяющих необходимость использования средств физической подготовки для военно-патриотического воспитания молодёжи
Крыма (п=78)
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Тесная связь эффективности военно-патриотического воспитания молодёжи с показателями физической подготовки 18,5
2 Наличие недостаточного уровня подготовленности к воинской службе у молодёжи Крыма 17,7
3 Особенности духовно-нравственных и боевых традиций региона 15,8
4 Падение интереса к воинской службе у молодёжи Крыма 14,2
5 Наличие равнодушия, эгоизма, цинизма и немотивированной агрессивности у молодёжи Крыма 10,8
6 Размытость понятий «долг», «честь» и «Отечество» у молодёжи Крыма 9,2
7 Резко упавший престиж воинской службы у молодёжи Крыма за годы отсутствия региона в составе России 7,3
8 Устоявшаяся девальвация военно-патриотических и духовных ценностей у молодёжи Крыма за годы отсутствия региона в составе России 6,5
В качестве основных факторов, определяющих необходимость использования средств физической подготовки для военно-патриотического воспитания молодёжи, респонденты отметили тесную связь эффективности воспитания молодёжи с показателями физической готовности, а также наличие недостаточного уровня подготовленности к воинской службе у молодёжи Крыма. Основными факторами являются: особенности духовно-нравственных и боевых традиций региона, а также падение интереса к воинской службе у молодёжи Крыма. Важно учитывать и такие факторы как наличие равнодушия, эгоизма, цинизма и немотивированной агрессивности у молодёжи Крыма, а также размытость понятий у них «достоинство», «совесть» и «Отечество». Важными факторами являются резко упавший престиж воинской службы у молодёжи Крыма и наличие устояв-
шейся девальвации военно-патриотических и духовных ценностей у молодёжи Крыма за годы отсутствия региона в составе России.
ВЫВОД. Выявленные факторы определяют необходимость использования средств физической подготовки для воспитания патриотизма у молодёжи Крыма. Учет этих факторов позволит оптимизировать деятельность специалистов по физической подготовке и спорту региона, а также руководителей всех уровней для повышения эффективности военно-патриотического воспитания молодёжи Крыма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 9 (79). - С. 164-169.
2. Болотин, А.Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 185-187.
3. Болотин, А.Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту : дис. ... д-ра пед. наук / Болотин Александр Эдуардович. -СПб., 2001. - 287 с.
4. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки во время занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО / А.Э. Болотин, С. А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 2428.
5. Болотин, А.Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций / А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). -С. 25-30.
6. Бочкарев, В.И. Педагогическая модель физической подготовки курсантов образовательных учреждений пограничного профиля ФСБ России к действиям в условиях горной местности / В.И. Бочкарев, А.И. Орлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 39-43.
7. Кушнец, Ц. Предпочтения учащихся относительно целей физического воспитания / Ц. Кушнец, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 109-115.
8. Мутко, В. Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В.Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 49-53.
9. Прилюдько, И.А. Особенности военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи к воинской службе / И.А. Прилюдько // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры», посвященной 70-летию создания кафедры физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет». Часть 2. - СПб. : Изд-во Политехнического университета, 2004. - С. 85-89.
10. Структура и основные особенности труда преподавателя кафедры физического воспитания высшей школы / Д.Н. Давиденко, В.И. Григорьев, В.А. Чистяков, Ким Джон Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 71-75.
11. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.
12. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 21. - С. 83-86.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Fernandesh, Zh.-A. (2011), "Model of management of physical preparation in Angola", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 164-169.
2. Bolotin, A.E. and Fernandesh, Zh.-A. (2011), "The pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation with the Angola military personnel", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 185-187.
3. Bolotin, A.E. (2001), Theory and practice of application game methods training of specialists in physical preparation and sport, dissertation, St. Petersburg.
4. Bolotin, A.E. and Skripachev S. A. (2014), "The factors determining need of rationing of training loading during occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No.5, pp. 24-28.
5. Bolotin, A.E. and Petrenko A.V. (2014), "Pedagogical model of military vocational training of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out counter-terrorist operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No.12, pp. 25-30.
6. Bochkaryov, V.I. and Orlov, A.I. (2013), "Pedagogical model of physical training of cadets of educational institutions of a boundary profile of FSB of Russia for actions in the conditions of the mountain district", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 39-43.
7. Kushnierz C. and Chistyakov, V.A. (2013), "Preferences of students on the purpose of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 109-115.
8. Mutko V.L., Parshikova N.V., Chistyakov V.A. (2006), "The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53.
9. Prilyudko, I.A. (2004), "Features of military patriotic education of student's youth to military service", Materials of the All-Russian scientific and practical conference with the international participation "The strategic directions of reforming of high school system of physical culture" of chair ofphysical culture and sport of "St. Petersburg State Polytechnical university" devoted to the 70 anniversary of creation, St. Petersburg, Part 2, pp. 85-89.
10. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2005), "The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 91-100.
11. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2006), "Simulation in the field of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 83-86.
12. Davidenko, D.N., Grigoriev, V.I., Chistyakov, V.A. and Kim John Kil. (2011), "Structure and main features of teacher's work in physical education department of the higher school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 72, No. 2, pp. 71-75.
Контактная информация:[email protected]
Статья поступила в редакцию 22.11.2015
УДК 796.323.2
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЫЖКОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 14-15
ЛЕТ
Марина Витальевна Леньшина, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры; Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, г. Москва; Раиса Игоревна Андрианова, мастер спорта РФ по баскетболу, СК «Спартак», Московская область; Ольга Ивановна Кузьмина, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск
Аннотация
Скоростно-силовая подготовленность является важнейшим фактором, определяющим высокий уровень специальной работоспособности, влияющим на эффективность игровых действий у сильнейших юных баскетболистов. Прыжки, наряду с быстрым бегом, составляют основное содержание двигательной деятельности юных спортсменов. В основном эксперименте, проведенном на контингенте юных баскетболистов 14-15 лет, решалась задача научного обоснованного проектирования двигательных заданий, моделирующих соревновательную прыжковую активность юных