Научная статья на тему 'Социальные основы формирования у молодежи ориентации на военную службу'

Социальные основы формирования у молодежи ориентации на военную службу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ОРИЕНТАЦИЯ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / SOCIAL BASES / MOTIVATION / PEDAGOGICAL ACTIVITY / YOUTH / ORIENTATION / MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лайшев Ренат Алексеевич

В статье представлены результаты исследований автора по определению социальных основ формирования у молодежи ориентации на военную службу. В качестве основных, автор выделяет следующие: осознание общественных и личных потребностей в данной воинской профессии, формирование положительного отношения к ней; формирование общественных, личных, социально-экономических, политических, духовных, ценностных ориентации на данный вид военно-профессиональной деятельности; выявление возможностей военно-профессионального образования, в том числе и военно-специального образования по физической подготовке; обоснование выбора воинской профессии; подтверждение ориентации молодежи на военную службу и военно-профессиональную деятельность на этапе обучения в старших классах; закрепление установки на военно-профессиональную деятельность на этапе подготовки к поступлению в вузы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social bases for formation among the youth of orientation to military service

Results of researches of the author on definition of social bases of formation among youth of orientation to military service are presented in the article. As the main, the author allocates the following: understanding of public and personal needs in this military profession, formation of the positive relation to it; formation public, personal, social and economic, political, spiritual, valuable orientations to this type of military professional activity; identification of opportunities of military professional education, including military vocational education on physical preparation; justification of a choice of the military profession; confirmation of orientation of youth on military service and military professional activity in the senior classes level; fixation of the setting on military professional activity at the stage of preparation for entering the higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Социальные основы формирования у молодежи ориентации на военную службу»

УДК 378

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МОЛОДЕЖИ ОРИЕНТАЦИИ

НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

Ренат Алексеевич Лайшев, кандидат педагогических наук, Генеральный директор, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр Образования Самбо-

70 (ГБОУЦО Самбо-70), г. Москва

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по определению социальных основ формирования у молодежи ориентации на военную службу.

В качестве основных, автор выделяет следующие: осознание общественных и личных потребностей в данной воинской профессии, формирование положительного отношения к ней; формирование общественных, личных, социально-экономических, политических, духовных, ценностных ориентации на данный вид военно-профессиональной деятельности; выявление возможностей военно-профессионального образования, в том числе и военно-специального образования по физической подготовке; обоснование выбора воинской профессии; подтверждение ориентации молодежи на военную службу и военно-профессиональную деятельность на этапе обучения в старших классах; закрепление установки на военно-профессиональную деятельность на этапе подготовки к поступлению в вузы.

Ключевые слова: социальные основы; мотивация; педагогическая деятельность; молодежь; ориентация; военная служба.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p86-89

SOCIAL BASES FOR FORMATION AMONG THE YOUTH OF ORIENTATION TO

MILITARY SERVICE

Renat Alekseevich Layshev, the candidate of pedagogical sciences, Director General,

Public budgetary educational institution Center of Sambo Education - 7Q, Moscow

Annotation

Results of researches of the author on definition of social bases of formation among youth of orientation to military service are presented in the article.

As the main, the author allocates the following: understanding of public and personal needs in this military profession, formation of the positive relation to it; formation public, personal, social and economic, political, spiritual, valuable orientations to this type of military professional activity; identification of opportunities of military professional education, including military vocational education on physical preparation; justification of a choice of the military profession; confirmation of orientation of youth on military service and military professional activity in the senior classes level; fixation of the setting on military professional activity at the stage of preparation for entering the higher education institutions.

Keywords: social bases, motivation, pedagogical activity, youth, orientation, military service.

Формирование всесторонне развитой и ориентированной на защиту своего Отечества личности - одна из важнейших задач развития любого общества. Результаты этой работы находят воплощение не только в становлении личности, но и в развитии всей системы общественных отношений. Достижения в области ориентации подрастающего поколения на военно-профессиональную деятельность - одни из основных показателей зрелости, гармоничной целостности общества.

Теория формирования ориентации на будущую военно-профессиональную деятельность понимается исследователями как процесс становления молодого человека, его свободного, всестороннего и целостного развития [1-6]. Этот процесс неразрывно связан с философией и опирается на её положение о том, что развитие человека обусловлено прогрессом общественных отношений. Раскрывая зависимость формирования ориентации к военно-профессиональной деятельности, от характера общественного строя следу-

ет исходить из принципа соответствия качеств личности условиям и способам ее жизнедеятельности. Общественные отношения выступают содержательной основой процесса формирования ориентации. Определенным ступеням исторического развития соответствует совокупность условий, формирующих человеческий индивид и определяющих тип его взаимодействий с обществом. В обществе имеются объективные условия, отношения, закономерности, которые определяют конечный результат любой деятельности. Для понимания места личности в системе отношений определенного общества необходимы анализ того, как индивид включается, в целостную систему данного общества, сопоставление структуры личности и основных видов общественных отношений. Данный процесс понимается нами как процесс социализации.

Более эффективное формирование личности к будущей военно-профессиональной деятельности предполагает прагматичный подход к имеющимся проблемам. Поэтому идеал личности, культивируемый системой воспитания общества, должен полнее учитывать реальный уровень развития общества и людей.

Любое учение, любая теория разрабатывается на основе определенной системы категорий. Центральной категорией формирования направленности к будущей военнопрофессиональной деятельности выступает ориентация. В ее трактовке нет полного единства. До недавнего времени значительная часть авторов довольно широко трактовала понятие ориентации, отождествляя его с понятием формирование человека. В литературе последних лет доминирует представление о формировании ориентации человека как совокупности процессов взаимодействия личности и общества, как стихийных, так и сознательных, при которых индивид развивает в себе те или иные необходимые ему для качественного выполнения социально значимых ролей в избранном виде деятельности [1-6]. Причем ориентация личности на определенный вид деятельности находится в диалектической связи с воспитательным процессом, а именно сознательное, целенаправленное воздействие на индивида, социальную группу людей, коллективов, социальных институтов, представляющих субъект воспитательной деятельности и ставящих своей целью выработку у воспитуемых определенных качеств. Проведенный нами опрос педагогов показал, что ориентация носит фундаментальный ценностный характер, в значительной степени базируясь на духовных факторах. По результатам опроса было установлено, что военно-профессиональная ориентация молодежи - сложная многоуровневая проблема (табл. 1).

Таблица 1

Социальные основы формирования у молодежи ориентации на военную службу

Осознание общественных и личных потребностей в данной воинской профессии, формирование положительного отношения к ней Формирование общественных, личных, социальноэкономических, политических, духовных ценностных ориентации на данный вид военно-профессиональной деятельности

Организация широкой информации, агитации, рекламы и пропаганды по ориентации молодежи на военную службу Выявление возможностей профессионального образования, в том числе и по обучению военным специальностям

Обоснование выбора воинской профессии Подтверждение ориентации молодежи на военную службу и военно- профессиональную деятельность на этапе обучения в старших классах

Закрепление установки на военно-профессиональную деятельность на этапе подготовки к поступлению в ВУЗ Стабилизация умений и навыков специалиста в начале практической деятельности

Социальными основами формирования у представителей молодого поколения интересов и мотивов выбора военно-специальной профессии являются:

1. Осознание общественных и личных потребностей в данной воинской профессии, формирование положительного отношения к ней.

2. Формирование общественных, личных, социально-экономических, политиче-

ских, духовных ценностных ориентации на данный вид военно-профессиональной деятельности.

3. Выявление возможностей военно-профессионального образования, в том числе и военно-специального образования по физической подготовке.

4. Обоснование выбора воинской профессии.

5. Подтверждение ориентации молодежи на военную службу и военнопрофессиональную деятельность на этапе обучения в старших классах.

6. Закрепление установки на военно-профессиональную деятельность на этапе подготовки к поступлению в ВУЗы.

ВЫВОД. Таким образом, с активизацией сознательной деятельности влияние ориентации на развитие молодого человека постоянно возрастает. Формировать ориентацию молодежи на будущую военно-профессиональную деятельность - значит воздействовать не только на убеждения, чувства, но и обеспечивать практическую регуляцию их поведения, отношения с воинской средой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойчевский, А.В. Формирование ценностно-мотивационных компонентов педагогической деятельности / А.В. Бойчевский // Проблемы подготовки молодежи к педагогическому труду. - Курган, 1996. - С. 60-61.

2. Зюкин, А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для подготовки сотрудников ОВД к работе с молодежью / А.В. Зюкин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 32-35.

3. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.

4. Поварницына, Л. А. Исследование связи ценностных ориентаций с выбором профессии у студентов педвузов / Л. А. Поварницына // Тез. докл. науч. конф. «Трудовая активность молодежи и факторы ее повышения». - Курган : Изд-во Курганского гос. пед. ин-та, 1984. - С. 49-51.

5. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.

6. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.

REFERENCES

1. Bojchevsky, A.V. (1996), “Formation worth-motivational pedagogical activity”, Problems of preparation of youth to pedagogical work, pp. 60-61.

2. Zyukin, A.V. and Layshev, R.A. (2012), “Psychologically pedagogical conditions necessary for preparation of internal affairs department staff to work with youth”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 9387, No. 11, pp. 32-35.

3. Kljuchnikova, N.N. (2008), “Psychological technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college ”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 48-53.

4. Povarnitsyna, L.A. (1984), “Research of communication of valuable orientations with you-pine forests trades at students of teacher training Universities”, Conference «Labor activity of youth and its factors», Kurgan, pp. 49-51.

5. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of effi-

ciency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vo1.S6, No. 4, pp. 146-14S.

б. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. S7, No.

5, pp. 127-130.

Контактная информация: sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 3Q.12.2Q12.

УДК 796.431

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНИКО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРЫГУНИЙ В ДЛИНУ И ТРОЙНЫМ РАЗЛИЧНОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ

Татьяна Романовна Лебедева, заслуженный мастер спорта, соискатель, Владимир Васильевич Чёмов, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

Обнаруженные в литературе модельные характеристики по ранее проверенным на надежность и информативность тестам технико-физической подготовленности прыгуний в длину и тройным от II разряда до мастера спорта международного класса сведены в единый информационный массив. Взаимным наложением найдены центральные тенденции по модельным показателям для каждой квалификационной группы. Доверительные диапазоны установлены на основе верификации по 1026 эмпирическим параметрам S6 спортсменок в возрасте от 15 до 2S лет (в среднем - 6,2 теста на обследованную спортсменку в динамике). Математически на основе минимизации суммарного относительного разброса вокруг значений центральных тенденций уточнены и в итоге рекомендованы в качестве должных квалификационные модельные диапазоны по 9 основным контрольным показателям. Расчетный критерий - попадание в искомые интервалы 100% эмпирически зафиксированных параметров S0% обследованных. Уточненные модельные диапазоны приведены в тексте статьи.

Ключевые слова: легкая атлетика, прыжок в длину, тройной прыжок, спортсменка, технико-физическая подготовленность, модельные характеристики.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p89-92

MODEL SPECIFICATIONS OF PHYSICAL CONDITIONS OF LONG AND TRIPLE JUMPERS (WOMEN) WITH DIFFERENT QUALIFICATION

Tatyana Romanovna Lebedeva, Honored Master of Sport, competitor,

Vladimir Vasilevich Chemov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Physical Education Academy

Annotation

Model characteristics found in literature by previously checked on reliability and informational content tests of technical and physical fitness of female long and triple jumpers in athletics with a wide range of qualification (from II range up to the international class Master of sports) have been brought together into a single data set. Central tendencies of model parameters have been found for each qualification group by the method of mutual overlapping. Confidence ranges are set on the basis of verification of 1026 empirical parameters of S6 athletes at the age from 15 to 2S years old (6.2 tests in average for every female athlete in dynamics). Mathematically by minimizing the total variation of the relative values around the central tendencies the qualification model ranges by 9 control indicators have been specified and eventually recommended as adequate. Calculated criteria - getting 100% empirically fixed parameters within provided intervals of S0% involved athletes. The updated model ranges are given at the end of the article.

S9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.