Научная статья на тему 'Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях'

Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОФИЦЕРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ / FACTORS / MOTIVATION / VALUABLE ORIENTATIONS / OFFICERS / PEDAGOGICAL ACTIVITY IN MILITARY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сошкин Павел Александрович

В статье представлены результаты исследований по выявлению факторов, определяющих ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях. К числу основных из них автор относит: соответствие содержания педагогической деятельности способностям офицеров; высокий уровень мотивации офицеров к освоению специальности педагога; наличие профессионально значимых качеств, определяющих их склонности к педагогической деятельности; эмоциональная привлекательность профессии военного педагога; полезность педагогической деятельности для общества и укрепления обороноспособности страны; наличие возможностей для карьерного роста, самосовершенствования и творческого самовыражения; возможность иметь больше свободного времени по сравнению со службой в войсках для семьи, отдыха, увлечений, обеспечения физического и психического благополучия; высокий уровень денежного довольствия, позволяющий обеспечить материальный достаток и соответствующий социальный статус в обществе. Показана необходимость учета выявленных факторов для создания эффективной системы формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сошкин Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools

The article presents the results of researches on identification of the factors defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools. The author carries to number of main of them: compliance of the content of pedagogical activity to abilities of officers; high level of motivation of officers to development of profession of teacher; existence of professionally significant qualities defining their tendencies to pedagogical activity; emotional appeal of profession of the military teacher; utility of pedagogical activity for society and strengthening of defense capacity of the country; existence of possibilities for career growth, self-improvement and creative self-expression; possibility to have more free time in comparison with service in armies for a family, rest, hobbies, ensuring physical and mental wellbeing; high level of the monetary allowance, allowing to provide material prosperity and corresponding social status in society. Need in the accounting of the revealed factors for creation of effective system for formation of valuable orientations among the officers to pedagogical activity in military schools is proved.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях»

1,2).

Сила. Мышечная сила играет большую роль в процессе подготовки к высокопроизводительному труду. Об уровне её проявления у исследованных лиц мы судили по результатам выполнения сгибания рук в упоре лежа

Судя по полученным результатам, во всех возрастных группах наиболее низкие средние показатели у представительниц 6 группы профессий, а самые высокие у 7 группы. С возрастом во всех изученных группах профессий, за исключением контингента 17летних девушек 6 и 7 групп сила увеличивается, хотя прирост её незначителен (см. табл. 1,2).

ВЫВОДЫ

Полученные нами экспериментальные данные свидетельствуют, что девушки осваивающие профессии малоподвижного труда (5-я и 6-я группы) имеют более низкие показатели физической подготовленности по сравнению со сверстницами 1-ой и 7-ой групп профессий. Анкетный опрос, проведенный среди учащихся первого курса, осваивающих профессии, связанные с ограниченной двигательной активности, свидетельствует, что 56,8% из них затруднились в прогнозировании своей будущей физкультурной активности. В то же время, как показало анкетирование, пропуски занятий по заболеваниям простудного характера среди первокурсниц достаточно велики (62,2%).

ЛИТЕРАТУРА

1. Становов, В.В. Особенности физического развития молодежи, поступившей в профессионально-технические училища различного профиля / В.В. Становов, В.А. Быков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 168-172.

2. Халаман, В. Прикладная физическая подготовка : элективный курс для 10-11 классов (профессии станочного профиля) / В. Халаман // Спорт в школе. - 2008. - № 2. -С. 39-41.

3. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов физ. культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. -476 с. - (Высшее образование).

REFERENCES

1. Stanovov V.V. and Bykov V.A. (2012), "Peculiarities of the youth physical development, entered the professionally-technical colleges of various profiles", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 168-172.

2. Halaman, V. (2008), "Applied physical fitness: elective course for 10-11 forms (prefessions of machine profile)", Sports at school, No. 2, pp. 39-41.

3. Holodov, Zn.K. (2000), Theory and methodic of physical education and sports, Academia, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: onirio.sgafkst@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.04.2012.

УДК 378

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОФИЦЕРОВ К

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Павел Александрович Сошкин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по выявлению факторов, определяющих ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях. К

числу основных из них автор относит: соответствие содержания педагогической деятельности способностям офицеров; высокий уровень мотивации офицеров к освоению специальности педагога; наличие профессионально значимых качеств, определяющих их склонности к педагогической деятельности; эмоциональная привлекательность профессии военного педагога; полезность педагогической деятельности для общества и укрепления обороноспособности страны; наличие возможностей для карьерного роста, самосовершенствования и творческого самовыражения; возможность иметь больше свободного времени по сравнению со службой в войсках для семьи, отдыха, увлечений, обеспечения физического и психического благополучия; высокий уровень денежного довольствия, позволяющий обеспечить материальный достаток и соответствующий социальный статус в обществе. Показана необходимость учета выявленных факторов для создания эффективной системы формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях.

Ключевые слова: факторы; мотивация; ценностные ориентации; офицеры; педагогическая деятельность в военно-учебных заведениях.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p127-130 FACTORS DEFINING VALUABLE ORIENTATIONS OF OFFICERS TO PEDAGOGICAL ACTIVITY IN MILITARY SCHOOLS

Pavel Aleksandrovich Soshkin, the candidate of medical sciences, senior teacher,

Kirov Military Medical Academy, St.-Petersburg

Annotation

The article presents the results of researches on identification of the factors defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools. The author carries to number of main of them: compliance of the content of pedagogical activity to abilities of officers; high level of motivation of officers to development of profession of teacher; existence of professionally significant qualities defining their tendencies to pedagogical activity; emotional appeal of profession of the military teacher; utility of pedagogical activity for society and strengthening of defense capacity of the country; existence of possibilities for career growth, self-improvement and creative self-expression; possibility to have more free time in comparison with service in armies for a family, rest, hobbies, ensuring physical and mental wellbeing; high level of the monetary allowance, allowing to provide material prosperity and corresponding social status in society. Need in the accounting of the revealed factors for creation of effective system for formation of valuable orientations among the officers to pedagogical activity in military schools is proved.

Keywords: factors, motivation, valuable orientations, officers, pedagogical activity in military

schools.

Современная служба офицера тесно связана с его профессиональным самоопределением, поскольку очень часто приходиться менять не только место службы, но и свою воинскую специальность. В процессе профессионального самоопределения оптимальным и гармоничным вариантом является наиболее полное включение профессиональных ценностей в пространство личностных, субъективных ценностей, когда средствами профессии происходит самовыражение и самореализация личности офицера [1-4]. Вместе с тем происходит и определенная коррекция ценностных ориентаций личности офицера под влиянием военно-профессиональной деятельности. Это следует учитывать в развитии ценностных ориентаций офицеров войскового звена при переходе их к педагогической деятельности в высших военно-учебных заведениях. Однако в отечественной литературе по профессиональному самоопределению офицеров явно недостает материалов, где бы рассматривались и раскрывались механизмы психологического взаимодействия и связей ценностных ориентаций личности офицера с его будущей педагогической деятельностью. В данном случае речь идет не только о социальных ценностях профессии военного педагога, хотя это, безусловно, важно, но и о субъективных, личностных представлениях офицера о данной профессии, ценностном ресурсе, который несет в себе профессия военного педагога для удовлетворения потребностей конкретного офицера с его ценност-

ными ориентациями. Вопрос состоит не только в том, какие требования предъявляет профессия военного педагога к ее субъекту, каких качеств она требует от него для достижения профессионального успеха. Вопрос заключается также и в том, какие требования офицер в реальной ситуации предъявляет к данной профессии.

В этом аспекте необходимо установить, каков ценностный ресурс профессии военного педагога, как соотносятся ценностные ориентации личности офицера с ценностным ресурсом этой профессии и, наконец, какие ценностные приоритеты могут быть реализованы через данную профессию. Таким образом, необходимо получить ответ на вопрос: что может дать профессия военного педагога субъекту ее выбора, какие свои ценности он может через профессию реализовать.

Одним из путей разрешения данной проблемы может стать выявление факторов, определяющих ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях.

С целью выявления факторов, определяющих ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях, был проведен опрос офицерского состава, назначенного на преподавательские должности в вузы МО РФ. Всего в опросе приняло участие 138 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице.

Таблица

Ранговая структура факторов, определяющих ценностные ориентации офицеров к

педагогической деятельности в военно-учебных заведениях (п=138)

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, в %

1 Соответствие содержания педагогической деятельности способностям офицеров 20,1

2 Высокий уровень мотивации офицеров к освоению специальности педагога 18,3

3 Наличие профессионально значимых качеств, определяющих склонности офицеров к педагогической деятельности 15,5

4 Эмоциональная привлекательность профессии военного педагога 13,8

5 Полезность педагогической деятельности для общества и укрепления обороноспособности страны 11,2

6 Наличие возможностей для карьерного роста, самосовершенствования и творческого самовыражения 9,5

7 Возможность иметь больше свободного времени по сравнению со службой в войсках для семьи, отдыха, увлечений, обеспечения физического и психического благополучия 6,7

8 Высокий уровень денежного довольствия, позволяющий обеспечить материальный достаток и соответствующий социальный статус в обществе 4,9

Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что наряду с высоким уровнем мотивации офицеров к освоению специальности педагога, наличием профессионально значимых качеств, определяющих склонности офицеров к педагогической деятельности большое значение имеют такие ценности как эмоциональная привлекательность профессии военного педагога и полезность педагогической деятельности для общества и укрепления обороноспособности страны. Более низкие ранговые показатели имеют ценности, связанные с наличием возможностей для карьерного роста, самосовершенствования и творческого самовыражения, а также возможность иметь больше свободного времени по сравнению со службой в войсках для семьи, отдыха, увлечений, обеспечения физического и психического благополучия и др.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о преобладании общественно значимых ценностных ориентаций у офицерского состава по сравнению с

личностными ценностями. Это необходимо учитывать при разработке теоретических, практических, общих и прикладных аспектов для формирования ценностных ориентаций у офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калакуцкий, Р.Н. Технология оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей вуза МВД в сфере физической культуры и спорта / Р.Н. Калакуцкий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 9 (31). - С. 45-49.

2. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.

3. Сивак, А.Н. Психолого-педагогические условия необходимые для повышения эффективности профессионального развития курсантов вузов ВВ МВД России / А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (84). - С. 135138.

4. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.

REFERENCES

1. Kalakutskiy, R.N. (2007), "Technology assessment and pedagogical correction of legal preparedness of high school teachers MIA in physical education and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9, Vol. 31, pp. 45-49.

2. Klyuchnikova, N.N. (2008), "Psychological-pedagogical technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.8, Vol. 42, pp. 48-53.

3. Sivak, A.N. (2012), "Psychology-pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of professional development of cadets of Internal Troops higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, Vol. 83, pp. 135-138.

4. Soshkin P.A. (2012), "Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools",

Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4, Vol. 86, pp. 146-148.

Контактная информация: sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2012.

УДК 796.332 СОСТАВ КРИТЕРИЕВ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ПО ЭТАПАМ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Тавеел Мохаммед, аспирант,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), Краснодар

Аннотация

Статья содержит результаты изучения и анализа состава критериев спортивного отбора юных футболистов по этапам многолетней подготовки в условиях Палестины. В ходе проведенного исследования показателей физической и функциональной подготовленности юных палестинских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.