заботы о себе / Е.С. Садовников // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2011. - № 5. - С. 50-55.
9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» //
http://www.rg.ru/2012/05/09/zdorovje-dok.html. - Дата обращения 22.07.2012.
10. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд. - М. : Фолио, 2010. - 286 с.
11. Ярошевский, М.Г. История психологии. 3-е изд. / М.Г. Ярошевский. - М. :
Наука, 1985. - 576 с.
REFERENCES
1. Amosov, N.M. (1987), Thinking about health, Physical training and sports, Moscow, Russian Federation.
2. Borzilova, O.E. and Kazurova, O.U. (2006), “The social activity of student's youth: the experience of the sociological study”, Scientific thought of the Caucasus, Vol. 13, pp. 104110.
3. Hobbes, T. (1989), Human nature, Works in two volumes, publishing house “Misl”, Moscow, Vol.1, pp. 507-573.
4. Kant, I. (1994), Anthropology from a pragmatic point of view, Collection of the works in 8 volumes, Publishing House Choro, Moscow, Russian Federation,Vol.1.
5. Marcuse, H. (1995), Eros and civilization, Philosophical study of the teachings of Freud, publishing house ISA, Kiev, Ukraine.
6. Petrovsky, V.A. (2010A People over the situation, Smysl, Moscow, Russian Federation.
7. Sadovnikov, E.S. (2012), “Healthy way of life in the relations of the material implication”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 112-117.
8. Sadovnikov, E.S. (2011), “Healthy way of life as part of the ontological structure of self-care”, Economic and humanitarian research of the regions, No. 5, pp. 50-55.
9. The decree of the President of the Russian Federation of may 7, 2012 № 598 «About perfection of the state policy in the sphere of health care», available at: http://www.rg.ru/2012/05/09/zdorovje-dok.html (accessed 22 July 2012).
10. Freud, S. (2010), On the other side of the pleasure principle, Folio, Moscow, Russian Federation.
11. Yaroshevsky, M.G. (1985), The history of psychology, Science, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]; [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.07.2012.
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОФИЦЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Павел Александрович Сошкин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье автор отмечает, что на современном этапе развития Вооруженных Сил РФ проблема формирования ценностных ориентаций у офицеров к педагогической деятельности в военноучебных заведениях приобрела новое звучание. Это связано с реформированием армии и повышением качества подготовки офицерского состава в вузах МО РФ. Офицеры, приходящие из войск
для педагогической деятельности в военно-учебных заведениях, должны обладать не только полным набором качеств педагога высшей школы, но и иметь желание трудиться в вузах МО РФ. Поэтому в процессе специальной подготовки офицеров к педагогической деятельности в военноучебных заведениях проблеме изучения их ценностных ориентаций должно уделяться повышенное внимание. Автором представлена разработанная психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций у офицеров в процессе их подготовки к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях и результаты эксперимента, подтверждающие ее эффективность.
Ключевые слова: психолого-педагогическая технология; ценностные ориентации; офицеры; педагогическая деятельность в военно-учебных заведениях.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p126-130 PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS AMONG THE OFFICERS IN THE COURSE OF THEIR PREPARATION FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY IN MILITARY SCHOOLS
Pavel Aleksandrovich Soshkin, the candidate of medical sciences, senior teacher,
Kirov Military Medical Academy, St.-Petersburg
Annotation
In article, the author notes that at the present stage of development of Armed forces of the Russian Federation the problem of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools acquired new sounding. It is connected with reforming of army and improvement of quality of preparation of officers in the Ministry of defense Russian Federation higher education institutions. The officers, coming from armies for pedagogical activity in military schools, should possess not only a totality of qualities of the teacher of the higher school, but also have desire to work in Ministry of defense Russian Federation higher education institutions. Therefore, in the course of special preparation of officers for pedagogical activity in military schools a special attention should be paid to the problem of studying of their valuable orientations. The author presented the developed psychological-pedagogical technology for formation of valuable orientations among the officers in the course of their preparation for pedagogical activity in military schools and the results of experiment confirming its efficiency.
Keywords: psychological-pedagogical technology, valuable orientations, officers, pedagogical activity in military schools.
На современном этапе развития Вооруженных Сил РФ проблема формирования ценностных ориентаций у офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях приобрела новое звучание. Это связано с реформированием армии и повышением качества подготовки офицерского состава в вузах МО РФ. Офицеры, приходящие из войск для педагогической деятельности в военно-учебных заведениях, должны обладать не только полным набором качеств педагога высшей школы, но и иметь желание трудиться в вузах МО РФ. Поэтому в процессе специальной подготовки офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях проблеме изучения их ценностных ориентаций должно уделяться повышенное внимание.
Обострившиеся противоречия между потребностями и интересами офицеров, с одной стороны и возможностями их удовлетворения в процессе их педагогической деятельности - с другой требуют дальнейшего поиска путей разрешения данной проблемы. Изучение литературы, так или иначе касающейся ценностной тематики, показывает, что вопросам формирования ценностных ориентаций у офицеров посвящено большое число научных публикаций [1-5]. Вместе с тем, проблеме обоснования и разработки психологопедагогической технологии формирования ценностных ориентаций у офицеров в процессе их подготовки к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях уделено недостаточное внимание.
«Ценностные ориентации несут в себе определенное эмоционально-смысловое наполнение и инициируют соответствующую активность, направленность действий, поскольку в них скрыты внутренние источники мотивации, воли, нравственного, профессионального развития личности офицера как педагога» [2].
У преподавателя вуза МО РФ слушатели и курсанты ценят, прежде всего, глубокое знание своей дисциплины, умение грамотно и доступно изложить новый материал, уважение к ним, умение их выслушивать. В результате предварительных исследований, по мнению слушателей и курсантов, установлено, что в ряду достоинств офицеров-педагогов повысились значения ценностей: воли, инициативности, предприимчивости, самостоятельности, интеллекта, настойчивости в решении поставленных задач.
Проведенное исследование показало, что в ценностных предпочтениях офицеров раскрываются их личностные отношения к педагогической деятельности в военноучебных заведениях, творческой активности и направленности их профессиональных перспектив. При этом большое значение имеют не только ценностные приоритеты, но и весь спектр предпочтений, в которых отражается уникальность личности офицера и ее ценностных ориентаций [4,5].
Проведенные исследования убедительно показывают широкие реальные возможности процесса подготовки офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях для психолого-педагогической коррекции у них представлений об общечеловеческих и нравственных ценностях профессии педагога. Опираясь на данные литературных источников и материалы собственных исследований, нами была разработана психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций у офицеров в процессе их подготовки к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях, которая представлена на рисунке.
Этапы Задачи Уровни Методические приемы
мотивации
«Познавательносмысловой» ^ Познание ценностей профессии педагога и обеспечение понимания их смысла Мотивы, связаны с ростом познавательного интереса к педагогической деятельности и оценки своих возможностей Организация учебнопознавательной деятельности офицеров с учетом профессиональной направленности, а также создание условий для их самоопределения по отношению к профессии педагога
2 Е ^ 15 и § § § * о ^ & Создание на основе понимания смысла ценностей профессии педагога и эмоционально окрашенных ценностных ориентаций, новых ценностей, необходимых для педагогической деятельности Мотивы связаны с ростом самосознания офицеров и их потребностью совершенствования в сфере педагогической деятельности Объединение обучения с формированием новых ценностей, направленных на развитие профессионально-значимых качеств, необходимых педагогу, а также организация подготовки офицеров с целью развития способностей для новаторства в педагогической деятельности
«Контрольно- реализационный» Создание «единого синдрома» ценностных ориентаций на основе объединения ранее сформированных ценностей профессии педагога и коррекции их профессионального развития Мотивы связаны с развитием творчества, инноваций в педагогической деятельности, а также с самосовершенствованием офицеров в деле овладения профессией педагога Моделирование отдельных элементов профессиональной деятельности педагога, создание условий для поддержания творческой активности офицеров с целью укрепления «единого синдрома» ценностных ориентаций на неизменность и преданность профессии педагога
Рис. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций у офицеров в процессе их подготовки к педагогической деятельности в вузах МО РФ
Проведенная нами работа убеждает в том, что данный подход при подготовке офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях, включающий в себя систематическое диагностирование, коррекцию, целенаправленное развитие у них общечеловеческих, профессионально значимых и иных важных педагогических ценностных ориентаций, открывает новые возможности для повышения эффективности этого процесса. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной психолого-педагогической технологии формирования ценностных ориентаций у офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях. У офицеров ЭГ достоверно улучшились показатели мотивации к овладению профессией педагога; профессиональной направленности; активности в обучении; профессиональной надежности и готовности к педагогической деятельности. У офицеров КГ также наблюдались позитивные изменения, однако они не были достоверными.
Объективным показателем высокой эффективности разработанной психологопедагогической технологии формирования ценностных ориентаций к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях у офицеров ЭГ служили показатели качества и устойчивости профессиональной деятельности после окончания курсов переподготовки. Офицеры ЭГ в своем большинстве работали по специальности педагога (98,2%), в то время как офицеры КГ чаще меняли свою приобретенную специальность педагога. Сохранили свою приобретенную специальность лишь 71,7% офицеров, составлявших КГ.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости внедрения разработанной психолого-педагогической технологии формирования ценностных ориентаций у офицеров в процесс их подготовки к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Калакуцкий, Р.Н. Технология оценки и педагогической коррекции правовой подготовленности преподавателей вуза МВД в сфере физической культуры и спорта / Р.Н. Калакуцкий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 9 (31). - С. 45-49.
2. Ключникова, Н. Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.
3. Сивак, А. Н. Психолого-педагогические условия необходимые для повышения эффективности профессионального развития курсантов вузов ВВ МВД России / А.Н. Си-вак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (84). - С. 135138.
4. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
5. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
REFERENCES
1. Kalakutskiy, R.N. (2007), "Technology assessment and pedagogical correction of legal preparedness of high school teachers MIA in physical education and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9, Vol. 31, pp. 45-49.
2. Klyuchnikova, N.N. (2008), "Psychological-pedagogical technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical col-
lege", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No.8, Vol. 42, pp. 48-53.
3. Sivak, A.N. (2012), "Psychology-pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of professional development of cadets of Internal Troops higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 1, Vol. 83, pp. 135-138.
4. Soshkin P.A. (2012), "Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 4, Vol. 86, pp. 146-148.
5. Soshkin P.A. (2012), "Factors defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5, Vol. 87, pp. 127-130.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.07.2012.
УДК 796.912:793.3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЭТАПЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ
Елена Сергеевна Тимченко, соискатель,
Владимир Соломонович Рубин, кандидат технических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
Эффективность тренировочного процесса в спортивных танцах во многом зависит от программы каждого отдельного занятия, учета направленности, величин нагрузок, применяемых средств и методов, в соответствии с возрастными особенностями спортсменов-танцоров. В ходе исследования определена степень значимости основных критериев результативности в спортивных танцах в зависимости от программной сложности в каждом классе. Разработаны программы тренировочных занятий преимущественно технической, физической направленности, и отдельно на воспитание гибкости для спортсменов-танцоров 12-13 лет. Показано, что наряду с применением метода пульсометрии для оценки тренировочных программ различной направленности, целесообразно использовать данные электромиографических исследований, характеризующих непосредственную реакцию нервно-мышечного аппарата спортсменов на тренировочные воздействия. Результаты проведенного исследования позволяют повысить эффективность разработки программ тренировочного процесса в спортивных танцах.
Ключевые слова: спортивные танцы, техническая подготовленность, электромиография, пульсометрия, тренировочные занятия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p130-134 COMPARATIVE ANALYSIS OF TRAINING PROGRAMS WITH DIFFERENT FOCUSES ON THE STAGE OF SPECIAL-PURPOSE BASIC TRAINING IN SPORT DANCE
Elena Sergeevna Timchenko, the competitor,
Vladimir Solomonovich Rubin, the candidate of technical science, professor,
Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
The efficiency of training process in sport dance highly depends on the program of each separate training lesson, focus, and amount of load, applied tools and methods in full accordance with age peculiarities of sport-dancers. The study shows the level of importance of the main performance criteria in sport