Научная статья на тему 'Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях'

Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОДГОТОВКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОФИЦЕРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PREPARATION / VALUABLE ORIENTATIONS / OFFICERS / PEDAGOGICAL ACTIVITY IN MILITARY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сошкин Павел Александрович

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогических условий, необходимых для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях. К числу основных из них автор относит: наличие знаний у офицеров о ценностях профессии педагога военно-учебного заведения; формирование понимания смысла ценностей педагогической деятельности у офицеров; повышение уровня психолого-педагогической подготовленности преподавательского состава военно-учебных заведений, проводящих занятия с молодыми офицерами-педагогами; формирование личностных качеств у офицеров, необходимых для педагогической деятельности в вузе; соблюдение последовательности этапов подготовки офицеров к педагогической деятельности в вузе; подбор соответствующих средств обучения для развития способностей и склонностей у офицеров к педагогической деятельности; разработка методических рекомендаций по формированию направленности у офицеров на педагогическую деятельность; формирование позитивных индивидуальных установок у офицеров на педагогическую деятельность. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность применения выявленных педагогических условий для формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сошкин Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools

The article presents the results of researches on justification of the pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools. The author carries to number of main of them: existence of knowledge at officers about values of the profession of teacher of military school; formation of understanding of sense of values of pedagogical activity at officers; increase of level of psychology-pedagogical readiness of teaching stuff of the military schools, giving lessons to young officers-teachers; formation of personal qualities among the officers necessary for pedagogical activity in higher education institution; observance of sequence of stages of preparation of officers to pedagogical activity in higher education institution; selection of appropriate means of training for development of abilities and inclinations among the officers to pedagogical activity; development of methodical recommendations on orientation of officers on pedagogical activity; formation of positive individual sets among the officers on pedagogical activity. In the course of pedagogical experiment, high efficiency of application of the revealed pedagogical conditions for formation of valuable orientations among the officers to pedagogical activity in military schools has been proved.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях»

Контактная информация: mlg-86-lyudmila@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2012.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Павел Александрович Сошкин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогических условий, необходимых для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях. К числу основных из них автор относит: наличие знаний у офицеров о ценностях профессии педагога военно-учебного заведения; формирование понимания смысла ценностей педагогической деятельности у офицеров; повышение уровня психолого-педагогической подготовленности преподавательского состава военноучебных заведений, проводящих занятия с молодыми офицерами-педагогами; формирование личностных качеств у офицеров, необходимых для педагогической деятельности в вузе; соблюдение последовательности этапов подготовки офицеров к педагогической деятельности в вузе; подбор соответствующих средств обучения для развития способностей и склонностей у офицеров к педагогической деятельности; разработка методических рекомендаций по формированию направленности у офицеров на педагогическую деятельность; формирование позитивных индивидуальных установок у офицеров на педагогическую деятельность. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность применения выявленных педагогических условий для формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военноучебных заведениях.

Ключевые слова: педагогические условия; подготовка; ценностные ориентации; офицеры; педагогическая деятельность в военно-учебных заведениях.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p146-148

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE OF EFFICIENCY OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS AT OFFICERS TO PEDAGOGICAL ACTIVITY IN MILITARY SCHOOLS

Pavel Aleksandrovich Soshkin, the candidate of medical sciences, senior teacher,

Kirov Military Medical Academy, St.-Petersburg

Annotation

The article presents the results of researches on justification of the pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools. The author carries to number of main of them: existence of knowledge at officers about values of the profession of teacher of military school; formation of understanding of sense of values of pedagogical activity at officers; increase of level of psychology-pedagogical readiness of teaching stuff of the military schools, giving lessons to young officers-teachers; formation of personal qualities among the officers necessary for pedagogical activity in higher education institution; observance of sequence of stages of preparation of officers to pedagogical activity in higher education institution; selection of appropriate means of training for development of abilities and inclinations among the officers to pedagogical activity; development of methodical recommendations on orientation of officers on pedagogical activity; formation of positive individual sets among the officers on pedagogical activity.

In the course of pedagogical experiment, high efficiency of application of the revealed pedagogical conditions for formation of valuable orientations among the officers to pedagogical activity in military

schools has been proved.

Keywords: pedagogical conditions, preparation, valuable orientations, officers, pedagogical activity in military schools.

По своей сути и многогранности, проблема ценностных ориентаций изначально проецируется в плоскость повседневной жизни людей, сферу культуры, воспитания, образования, науки, искусства, религии, политики и профессиональной подготовки личности, определения жизненной стратегии и других самых разнообразных областей жизнедеятельности человека и общества. Господствующие в обществе ценности и ценностные ориентации относятся к числу тех фундаментальных оснований, которые определяют его жизненную устойчивость [1-3].

Офицерская служба - важнейший период жизни человека в погонах. В этот период происходит самоопределение вектора деятельности в построении воинской карьеры, а также жизненных стратегий, когда офицер, опираясь на свои ценностные представления, свое восприятие окружающих реальностей, ценностные ориентиры, самосознание и свой психофизический ресурс, строит свои жизненные планы, определяет уровень притязаний в своих жизненных целях и воинской карьере. Это особенно важно, когда офицер переходит на новую, порой не знакомую по роду своей деятельности, должность. К такой деятельности относится педагогическая работа в военно-учебных заведениях. Офицеров из войск и флота по приказу часто назначают на преподавательские должности в военноучебных заведениях. При этом, многие офицеры сталкиваются с большими трудностями при освоении преподавательской деятельности.

Особую значимость данная проблема приобретает в процессе профессионального становления офицеров-педагогов, которые обучались в технических, медицинских и других вузах МО РФ. Как правило, такие офицеры-педагоги проходят очень длительный период адаптации в военно-учебных заведениях, а некоторые и вовсе расстаются с педагогической деятельностью, так и не освоив, ее. Причиной такого положения дел являются неправильно сформированные ценностные ориентации во время обучения этих вузах, а также слабая научная разработанность данной проблемы в плане обоснования педагогических условий, необходимых для формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к эффективной педагогической деятельности в военно-учебных заведениях.

Таким образом, обоснование педагогических условий, необходимых для формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях требует своего разрешения. С целью определения педагогических условий, необходимых для формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях был проведен опрос опытных преподавателей вузов, имеющих стаж педагогической деятельности 15 и более лет. Всего в опросе приняло участие 187 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице.

С целью проверки эффективности выявленных педагогических условий проводился педагогический эксперимент. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности обоснованных педагогических условий для формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях. У офицеров ЭГ достоверно улучшились показатели мотивации к овладению профессией педагога (4,03±0,12 балла до эксперимента и 4,71±0,11 балла после эксперимента); профессиональной направленности на педагогическую деятельность (3,81±0,15 и 4,79±0,14); активности (3,87±0,15 и 4,57±0,12); педагогического творчества (3,21±0,19 и 4,53±0,11), профессиональной устойчивости (4,08±0,17 и 4,72±0,18 соответственно). У офицеров КГ также наблюдались позитивные изменения, однако они не были достоверными.

Таблица

Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности

в военно-учебных заведениях (n=187)

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, в%

1 Наличие знаний у офицеров о ценностях профессии педагога военноучебного заведения 20,4

2 Формирование понимания смысла ценностей педагогической деятельности у офицеров 18,5

3 Повышение уровня психолого-педагогической подготовленности преподавательского состава военно-учебных заведений, проводящих занятия с молодыми офицерами-педагогами 15,3

4 Формирование личностных качеств у офицеров, необходимых для педагогической деятельности в вузе 13,4

5 Соблюдение последовательности этапов подготовки офицеров к педагогической деятельности в вузе 11,6

6 Подбор соответствующих средств обучения для развития способностей и склонностей офицеров к педагогической деятельности 9,7

7 Разработка методических рекомендаций по формированию направленности у офицеров на педагогическую деятельность 6,5

8 Формирование позитивных индивидуальных установок у офицеров на педагогическую деятельность 4,6

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости реализации разработанных педагогических условий в практике формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военноучебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бажин, А.С. Карьера и профессиональные компетенции специалистов / А.С. Бажин // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 9. - С. 37-38.

2. Бойчевский, А.В. Формирование ценностно-мотивационных компонентов педагогической деятельности / А. В. Бойчевский // Проблемы подготовки молодежи к педагогическому труду. - Курган, 1996. - С. 60-61.

3. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.

REFERENCES

1. Bazhin, A.S. (2007), "Career and professional competence of specialists", Higher education today, No. 9, pp. 37-38.

2. Boychevsky, A.V. (1996), "Formation of valuable and motivational components of pedagogical activity", Problems of preparation of youth to pedagogical work, pp. 60-61.

3. Klyuchnikova, N. N. (2008), "Psychology-pedagogical technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42 No. 2, pp. 48-53.

Контактная информация: sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.04.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.