Примакова. - М. : Физическая культура и спорт, 1989. - 671 с.
5. Проблемы теории и методологии инновационных подходов в спортивной медицине и спортивной технологии : монография / под ред. М. Д. Гуляева [и др.] ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2011. - 155 с.
6. Солодков, А. С. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека / А.С. Солодков. - М. : Советский спорт, 2006. - 192 с.
7. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М. : Советский спорт, 2012. - 618 с.
REFERENCES
1. Aulik, I.V. (1977), How to determine fitness athlete, publishing house “fizkultura I sport”, Moscow, Russian Federation
2. Bulkin, V.A.. (1983), “Complex control in a control system of preparation of the qualified athletes”, Problems of complex control in an elite sport: conference, Moscow, pp. 2425/
3. Dembo, A. (1986), Basic principles of functional diagnostics in sports medicine: lecture, publishing house Lesgaft University, Leningrad, USSR.
4. Ed. Ozolin N.G., Voronkina V.I. and Primakov Y.M. (1989), Athletics: tutorial, publishing house “physical culture and sport’, Moscow, Russian Federation.
5. Ed. Gulyaev M.D. (2011), The problems of the theory and methodology of innovation in sports medicine and sports technology: monograph, publishing house Lesgaft University, St.-Petersburg,
6. Solodkov, A.S.(2006), Guide to practical exercises on human physiology, Sovetsky sport, Moscow, Russian Federation.
7. Solodkov, A.U.and Sologub E.B. (2012), Human Physiology. Total. Sports. Age: tutorial, Sovetsky sport, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: 7144554@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.12.2012.
УДК 378
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ МО РОССИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Павел Александрович Сошкин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
Автор статьи отмечает, что в настоящее у офицеров недостаточная ориентация на педагогическую деятельность. Это негативно сказывается на качестве образовательного процесса в вузах Вооруженных Сил Российской Федерации. Задача совершенствования обучения офицеров к педагогической деятельности ставит на одно из первых мест проблему разработки и внедрения эффективной модели их профессиональной подготовки. Проблема улучшения качества профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности чрезвычайно многогранна. Автор отмечает, что модель профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности можно рассматривать как взаимосвязанный комплекс функционально соотнесенных компонентов, который обеспечивает целенаправленное приобретение офицерами содержательных, последовательно связанных педагогических знаний, навыков, умений, усвоенных в определенном обоснованном порядке.
Ключевые слова: базовые компоненты модели; мотивация; педагогическая деятельность; офицеры; модель.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p124-128 MODEL OF VOCATIONAL TRAINING OF MINISTRY OF DEFENSE' OFFICERS OF RUSSIA TO PEDAGOGICAL ACTIVITY
Pavel Aleksandrovich Soshkin, the candidate of medical sciences, senior teacher, Military Medical Academy named after S.M. Kirov, St.-Petersburg
Annotation
The author of article notes that in the present the officers have insufficient orientation to pedagogical activity. It negatively affects quality of educational process in higher education institutions of Armed forces of the Russian Federation. The task of improvement of training of officers to pedagogical activity puts a problem of development and deployment of effective model of their vocational training on one of the first places. The problem of improvement of quality of vocational training of officers to pedagogical activity is many-sided. The author notes that the model of vocational training of officers to pedagogical activity can be considered as the interconnected complex of functionally correlated components, which provides purposeful acquisition by officers of substantial, consistently connected pedagogical knowledge, skills, the abilities acquired in a certain reasonable order.
Keywords: basic components of model, motivation, pedagogical activity, officers, model.
Задача совершенствования профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности ставит на одно из первых мест проблему разработки и внедрения эффективной модели их обучения. Проблема улучшения качества профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности чрезвычайно многогранна. Она может быть решена на основе глубокой экспериментальной работы совместными усилиями ученых, практиков в области педагогики, психологии и социологии.
Вопросы научной организации педагогической деятельности офицеров МО России на основе разработки модели их подготовки к ней еще почти не исследованы. Серьезный анализ, обобщение практического опыта в этой области не проводились, отсутствует литература, которая позволила бы проникнуть в суть процесса профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности.
Большое внимание в данной модели уделяется профессиональной подготовке офицеров к педагогической деятельности, где главная роль отводится преподавателю. Деятельность преподавателя сложна и многопланова; она требует от него психологопедагогической и философской вооруженности. В этой связи теория обучения даже в обосновании рационально функционирующего процесса профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности уже конструктивно весьма выразительна. К этому необходимо добавить, что профессиональная подготовка офицеров к педагогической деятельности соединяет в себе обучение и творческую научную подготовку с высокой степенью самостоятельности [1-7].
От офицеров требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальных педагогических вопросах, но и умели ставить, а также защищать, прежде всего, свои идеи и предложения. Для этого необходимо, чтобы они были достаточно подготовлены к самостоятельному анализу и обобщению научных фактов. Это значит, что преподавание в вузах МО РФ требует обращения к рациональному творческому мышлению офицеров, к организации их оптимальной мыслительной деятельности. Основываясь на данных теоретических положениях, нами была разработана модель профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности (рис. 1).
В учебный процесс все более входят интенсивные формы и средства обучения, резко возрастает общая культура молодежи. В мире ускоряющихся научных и технических перемен педагогу все больше приходится раздвигать познавательные горизонты курсантов во времени, предвидеть и прогнозировать их. Это требует обоснованной научной и педагогической гибкости, повседневной корректировки и анализа целого ряда ситуаций, возникающих в учебной и обучающей деятельности педагогов [1-7].
Цель профессиональной подготовки - обеспечение необходимого уровня готовности офицеров к педагогической деятельности
На этапе предварительной подготовки:
- конкретизация номенклатуры формируемых педагогических навыков и умений;
- планирование процесса профессиональной подготовки по педагогике и психологии.
.О
Отбор содержания изучаемого материала (по педагогике и психологии)
V
При проведении занятий:
Формиро- Управление Развитие у офицеров умений Формирование надеж- Оценка изменений в
вание моти- формированием планировать свою педагогиче- ности педагогических уровне готовности
вации к педагогических скую деятельность, объективно действий в разных ситу- офицеров
обучению у знании, умении и ее оценивать, контролировать ациях, профессиональ- к педагогической
офицеров навыков свои действия и вести учет дея- ной устойчивости деятельности
тельности
Методическая система профессиональной подготовки офицеров
]-
Этапы профессиональной подготовки офицеров
_1_
1 1 Профессиональ- Профессиональной Профессионального Профессионального со-
1 ного отбора подготовки в вузе становления после вершенствования в под-
окончания вуза зделениях Вооруженных
1 2 3 4 Сил России
Углубленной педагогической 5 специализации
Достижения педагогического 6 мастерства
Поддержания педагогического мастерства на требу-7 емом уровне
I
Деятельность офицеров в процессе подготовке
Восприятие но- Активное усвоение Практическое приме- Самоконтроль и
вых педагогиче- педагогических зна- нение знаний, сфор- Самодиагностика
ских знаний ний, формирование мированных навыков своих педагогических
необходимых и умений в педагоги- достижений
навыков ческой деятельности
Результат профессиональной подготовки - проявление высокого уровня педагогического мастерства в различных ситуациях профессиональной деятельности в вузах МО России
Рис.1. Модель профессиональной подготовки офицеров МО РФ к педагогической деятельности
Изменение форм, методов и средств обучения требует убыстрения адаптационных функций педагога, овладения обобщенными понятиями, принципами и закономерностями. Причем предстоит адаптироваться не к одному новому этапу развития высшей школы, а к последовательному ряду таких этапов. Для всего этого нужна научная, закономерная теоретическая и практическая педагогическая подготовка офицеров.
Теория профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности теснейшим образом связана с практикой моделирования, математическими методами оценки педагогических явлений, практикой научного эксперимента и с закономерностями научной организации учебного процесса.
ВЫВОД. Таким образом, модель профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности можно рассматривать как взаимосвязанный комплекс функцио-
нально соотнесенных компонентов, который обеспечивает целенаправленное приобретение офицерами содержательных, последовательно связанных педагогических знаний, навыков, умений, усвоенных в определенном обоснованном порядке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лайшев, Р. А. Показатели ориентации на военную службу у школьников и призывников / Р. А. Лайшев, А.В. Зюкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 19-23.
2. Лайшев, Р.А. Факторы, определяющие эффективность формирования ценностных ориентаций у призывной молодежи на воинскую службу / Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 85-88.
3. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
4. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
5. Сошкин, П.А. Педагогическая технология формирования ценностных ориентаций у офицеров в процессе их подготовки к педагогической деятельности в военноучебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 126-129.
6. Сошкин, П.А. Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у офицеров базовых ценностей педагогической деятельности / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 86-89.
7. Сошкин, П.А. Модель формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 147-150.
REFERENCES
1. Layshev, R.A. and Zyukin A.V. (2012), “Indicators of orientation to military service among the school students and recruits”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 19-23.
2. Layshev, R.A. (2012), “Factors defining the efficiency of formation of valuable orientations among the draft-age youth on military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 85-88.
3. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 146-148.
4. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 127-130.
5. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 126-129.
6. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No.
8, pp. 86-89.
7. Soshkin P.A. (2012),”Model of formation of the base values of pedagogical activity among the officers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 147150.
Контактная информация: sdd@mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.12.2012.
УДК 378 ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Ирина Васильевна Строева, кандидат педагогических наук, доцент,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Наталья Евгеньевна Морозова, преподаватель,
Брянский колледж физической культуры
Аннотация
Начальный период обучения в колледже физической культуры связан с периодом адаптации первокурсников к учебно-тренировочному процессу и сопровождается отрицательной динамикой некоторых функциональных показателей и уровня физической подготовленности студентов. Для активизации адаптационного процесса разработана комплексная педагогическая технология, состоящая из спортивного, медицинского, психолого-педагогического блоков. Внедрение разработанной технологии способствует улучшению функционального состояния студентов, повышению уровня физической подготовленности и активизации процесса адаптации студентов к профессиональному обучению.
Ключевые слова: студенты, колледж физической культуры, функциональное состояние, физическая подготовленность, адаптация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p128-132
TECHNOLOGY OF ADAPTATION OF PHYSICAL CULTURE EDUCATION COLLEGE STUDENTS TO PROFESSIONAL EDUCATION BASED ON MODULAR STRUCTURE OF EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS Irina Vasilyevna Stroeva, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Education, Sport and Tourism Natalia Evgenyevna Morozova, teacher,
Bryansk Physical Education College
Annotation
Starting education period in Physical Education College is connected with adaptation period of first-year students to educational and training process and is accompanied with negative dynamics of some functional characteristics and physical fitness level of students. For activation of adaptation process the complex pedagogic technology has been developed, which includes sports, medical and psychological and pedagogical units. Introduction of this technology contributes to improving of functional condition of students, to increasing of physical fitness level and to activation of adaptation process of students to professional education.
Keywords: students, Physical Culture Education College, functional condition, physical fitness level, adaptation.
Современное образование в области физической культуры является предметом внимания со стороны исследователей. Это связано с происходящей модернизацией профессионального образования, необходимостью повышения качества обучения, а также со специфическими вопросами подготовки кадров для физической культуры и спорта. Общее стремление специалистов заключается в том, чтобы, сохраняя лучшие традиции отечественного образования, найти новые эффективные пути для передачи студентам знаний, необходимых для успешной профессиональной деятельности [2, 5].