Научная статья на тему 'Показатели ориентации офицеров на педагогическую деятельность'

Показатели ориентации офицеров на педагогическую деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОФИЦЕРЫ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сошкин Павел Александрович

Автор статьи отмечает, что в настоящее у офицеров недостаточная ориентация на педагогическую деятельность. Это негативно сказывается на качестве образовательного процесса в вузах Вооруженных Сил Российской Федерации. В лучшую сторону автор отмечает вузы ВМФ. Несколько хуже обстоят дела в вузах ВВС. Это, видимо, связано с желанием офицеров летного состава не преподавать в вузах, а осуществлять летную практику. При этом установлено, что основными показателями ориентации офицеров на педагогическую деятельность являются: общая оценка желания осуществлять педагогическую деятельность, оценка интереса к педагогической деятельности, самооценка способности офицеров стать педагогом, желание стать отличным военным педагогом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сошкин Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of orientation of the officers on pedagogical activity

The author of article notes that at the present the officers have insufficient orientation on the pedagogical activity. It negatively affects the quality of the educational process at the universities of the Armed Forces of Russia. Still in a pedagogical science, the effective model of formation of base values of pedagogical activity among the officers is not developed. Meanwhile, this model should be directed on the solution of the general tasks (educational), and private tasks of formation of base values of pedagogical activity at officers. Conceptual approaches to the solution of tasks on formation of base values of pedagogical activity at officers were realized in three interconnected directions. These ways were directed on formation of knowledge of pedagogical activity; on motivation to education for pedagogical activity based on knowledge of it; on transformation of knowledge in belief and behavior of the officers necessary for pedagogical activity. The specified approaches allowed creating favorable conditions for realization of the objectives on the basis of the corresponding pedagogical influence.

Текст научной работы на тему «Показатели ориентации офицеров на педагогическую деятельность»

actual problems ofphysiology of sports: interhigher education institution collection of scientific works, Leningrad, USSR, pp. 5-16.

4. Tajmazov, V.A., Solodkov, A.S. (2009), “Physiology department of Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg - 90 years”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.51, No. 1, pp. 93-96.

5. Ageevetc, V.U. and Solodkov, A.S. (1999), “80-years anniversary of Department of Physiology”, The materials of the international scientific conference “Physiology of sport -status and perspectives", St.-Petersburg, Russian Federation, pp. 4-7.

6. Solodkov, A.S. (2004), “Petersburg's studies of the physiology of sport”, Theory of physical culture and sport, No. 4, pp. 57-61.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.10.2012.

УДК 378

ПОКАЗАТЕЛИ ОРИЕНТАЦИИ ОФИЦЕРОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Павел Александрович Сошкин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

Автор статьи отмечает, что в настоящее у офицеров недостаточная ориентация на педагогическую деятельность. Это негативно сказывается на качестве образовательного процесса в вузах Вооруженных Сил Российской Федерации. В лучшую сторону автор отмечает вузы ВМФ. Несколько хуже обстоят дела в вузах ВВС. Это, видимо, связано с желанием офицеров летного состава не преподавать в вузах, а осуществлять летную практику. При этом установлено, что основными показателями ориентации офицеров на педагогическую деятельность являются: общая оценка желания осуществлять педагогическую деятельность, оценка интереса к педагогической деятельности, самооценка способности офицеров стать педагогом, желание стать отличным военным педагогом.

Ключевые слова: базовые ценности; мотивация; педагогическая деятельность; офицеры; модель.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p156-159

INDICATORS OF ORIENTATION OF THE OFFICERS ON PEDAGOGICAL

ACTIVITY

Pavel Aleksandrovich Soshkin, the candidate of medical sciences, senior teacher, Military Medical Academy named after S.M. Kirov, St.-Petersburg

Annotation

The author of article notes that at the present the officers have insufficient orientation on the pedagogical activity. It negatively affects the quality of the educational process at the universities of the Armed Forces of Russia. Still in a pedagogical science, the effective model of formation of base values of pedagogical activity among the officers is not developed. Meanwhile, this model should be directed on the solution of the general tasks (educational), and private tasks of formation of base values of pedagogical activity at officers. Conceptual approaches to the solution of tasks on formation of base values of pedagogical activity at officers were realized in three interconnected directions. These ways were directed on formation of knowledge of pedagogical activity; on motivation to education for pedagogical activity based on knowledge of it; on transformation of knowledge in belief and behavior of the officers necessary for pedagogical activity. The specified approaches allowed creating favorable conditions for realization of the objectives on the basis of the corresponding pedagogical influence.

Keywords: base values, motivation, pedagogical activity, officers, model.

Проводимая военная реформа является одной из самых заметных и кардинальных перестроек военного сектора России за последнее время. Она коснулась всех сторон жизнедеятельности войск, в том числе, и офицерского корпуса. В настоящее время у значительной части офицеров складывается противоречивое отношение к военнопедагогической деятельности. Данное обстоятельство неразрывно связано с низким уровнем ориентации офицеров на педагогическую деятельность. Это негативно сказывается на качестве образовательного процесса в вузах Министерства Обороны России, уровне морально-психологического состояния и воинской дисциплины военнослужащих [1-7].

В свою очередь современная армия остро нуждаются в высококвалифицированных и идейно мотивированных выпускниках военно-учебных заведений. Для этого необходимо совершенствовать психолого-педагогическую подготовку офицеров-преподавателей вузов, формировать у них положительную ориентацию на военнопедагогическую деятельность. Целью новой системы ориентации офицеров на педагогическую деятельность является - создание условий для обеспечения гарантированного повышения качества образовательного процесса в вузах Вооруженных Сил Российской Федерации.

В настоящее время научные исследования, посвященные проблеме ориентации офицеров на педагогическую деятельность, не в полной мере охватывают все стороны этого сложного и многогранного процесса. Это требует пересмот-ра отдельных сторон системы подготовки офицеров к педагогической деятельности и обуславливает особую важность изучения показателей их ориентации на педагогическую деятельность.

С целью изучения показателей ориентации офицеров на педагогическую деятельность в течение 2011-2012 годов были проведены опросы военных педагогов в вузах Вооруженных Сил Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1

Показатели, характеризующие ориентацию офицеров _______на педагогическую деятельность (п=871)____________________

Оцениваемые показатели Место опроса Выбор условных оценок

«5» «4» «3» «2» «1» Ср. балл

Общая оценка желания осуществлять педагогическую деятельность Вузы ВМФ 20,2 25,0 34,1 13,9 6,9 3,41

Вузы ВВС 18,1 22,7 36,5 12,1 10,6 3,37

Вузы РВСН 17,3 29,3 34,5 8,6 10,3 3,32

Оценка интереса к педагогической деятельности Вузы ВМФ 12,1 30,3 45,2 8,3 5,2 3,36

Вузы ВВС 11,4 28,6 20,1 17,2 22,8 2,89

Вузы РВСН 17,4 18,3 23,1 10,6 30,6 2,95

Самооценка способности офицеров стать педагогом Вузы ВМФ 14,3 53,5 30,8 3,4 2,1 3,82

Вузы ВВС 17,7 39,3 36,4 6,2 2,3 3,71

Вузы РВСН 18,1 38,5 37,2 5,9 2,4 3,73

Чувство уверенности в успешном осуществлении педагогической деятельности Вузы ВМФ 52,2 40,3 7,8 5,4 2,5 4,42

Вузы ВВС 48,3 37,1 10,2 5,3 2,4 4,26

Вузы РВСН 51,9 38,4 8,7 4,1 1,1 4,37

Желание стать отличным военным педагогом Вузы ВМФ 36,1 40,3 15,2 5,3 2,1 4,05

Вузы ВВС 34,3 43,1 14,9 4,7 2,4 3,98

Вузы РВСН 35,5 42,7 14,8 5,3 1,9 4,11

Из таблицы 1 видно, что показатели разных компонентов ориентации офицеров на педагогическую деятельность близки друг к другу, что подтверждает объективность полученных материалов. С другой стороны, имеющиеся данные свидетельствуют, что разные условия службы в вузах различных видов Вооруженных Сил Российской Федерации

определяют больший или меньший успех в формировании ориентации офицеров на педагогическую деятельность.

Наиболее важным было выяснение мнения о желании осуществлять педагогическую деятельность. Оказалось, что большинство офицеров недостаточно высоко оценивают свое желание осуществлять педагогическую деятельность. Общая оценка желания осуществлять педагогическую деятельность колебалась от 3,32 до 3,41 балла.

Наиболее высоко было оценено чувство уверенности в успешном осуществлении педагогической деятельности, оценка колебалась от 4,26 до 4,42 балла. Несколько ниже оценивались показатели желания стать отличным военным педагогом, оценка колебалась от 3,98 до 4,11 балла.

При сопоставлении результатов проведенного анализа по разным видам Вооруженных Сил Российской Федерации наблюдалось частичное различие ориентации офицеров на педагогическую деятельность. Это свидетельствует о различиях педагогических воздействий в разных вузах видов Вооруженных Сил.

В то же время основные закономерности проявляются достаточно определенно. Так, везде на первом месте стояло чувство уверенности в успешном осуществлении педагогической деятельности. Далее следовало желание стать отличным военным педагогом. Наиболее низкими были оценки желания осуществлять педагогическую деятельность и интереса к педагогической деятельности.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что ориентация офицеров на педагогическую деятельность не высока. В лучшую сторону можно отметить вузы ВМФ. Несколько хуже обстоят дела в вузах ВВС. Это, видимо, связано с желанием офицеров летного состава не преподавать в вузах, а осуществлять летную практику. При этом установлено, что основными показателями ориентации офицеров на педагогическую деятельность являются: общая оценка желания осуществлять педагогическую деятельность, оценка интереса к педагогической деятельности, самооценка способности офицеров стать педагогом, желание стать отличным военным педагогом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лайшев, Р. А. Показатели ориентации на военную службу у школьников и призывников / Р. А. Лайшев, А.В. Зюкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 19-23.

2. Лайшев, Р.А. Факторы, определяющие эффективность формирования ценностных ориентаций у призывной молодежи на воинскую службу / Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 85-88.

3. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.

4. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.

5. Сошкин, П. А. Педагогическая технология формирования ценностных ориентаций у офицеров в процессе их подготовки к педагогической деятельности в военноучебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 126-129.

6. Сошкин, П.А. Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у офицеров базовых ценностей педагогической деятельности / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 86-89.

7. Сошкин, П. А. Модель формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-

гафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 147-150.

REFERENCES

1. Layshev, R.A. and Zyukin A.V. (2012), “Indicators of orientation to military service among the school students and recruits”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 19-23.

2. Layshev, R.A. (2012), “Factors defining the efficiency of formation of valuable orientations among the draft-age youth on military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta Vol. 91, No. 9, pp. 85-88.

3. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 146-148.

4. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 127-130.

5. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 126-129.

6. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No.

8, pp. 86-89.

7. Soshkin P.A. (2012),”Model of formation of the base values of pedagogical activity among the officers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 147150.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.10.2012.

УДК 378.147

КАЧЕСТВО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Наталья Петровна Федорова, старший преподаватель,

Ирина Сергеевна Ворошилова, старший преподаватель,

Татьяна Владимировна Тихомирова, старший преподаватель,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Статья посвящена вопросам количественной оценки качества физкультурного образования студентов. Известно, что управление качеством физкультурного образования - актуальная социально-педагогическая проблема, обострившаяся в последние годы в связи с деидеологизацией и демократизацией общества, кризисом прежних систем ценностей, реформированием образования, а также ухудшением физической подготовленности и здоровья населения. В то же время очевидно, что управление качеством образования немыслимо без его количественной оценки и операциональной (количественной) постановки целей образовательного процесса. В настоящее время существуют различные модели оценки качества образования, но авторы предлагают модель, основанную на общеметрологических концепциях. В рамках предложенной модели понятие “качество физкультурного образования” включает шесть групп интегральных показателей, в совокупности полностью отражающих столь многоаспектное понятие.

Ключевые слова: качество, квалиметрическая оценка, физкультурное образование, модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.