войск МВД России в период профессионального становления. Создание этих условий позволит в значительной степени улучшить процесс воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания организационно-педагогических условий, необходимых для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кайсин, А.С. Структурно-функциональная модель формирования профессионально-личностных качеств у курсантов танкового вуза / А.С. Кайсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 60-61.
2. Сивак, А.Н. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак, Ю.Ю. Андреев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 48-53.
3. Сошкин, П. А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
4. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
REFERENCES
1. Kaysin A.S. (2011) “Structurally functional model of formation of professional and personal qualities at cadets of tank higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 60-63.
2. Sivak, A.N. and Andreev, Y.Y (2012), “Technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations in cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 48-53.
3. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 146-148.
4. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.87, No.5, pp. 127-130.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2012.
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОФИЦЕРОВ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Павел Александрович Сошкин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по выявлению психологопедагогических условий, необходимых для формирования у офицеров базовых ценностей педаго-
гической деятельности. В качестве основных психолого-педагогических условий, автор отмечает следующие: направленность обучения офицеров на эффективное использование средств, форм и приемов педагогической деятельности; использование методических приёмов во время подготовки офицеров, раскрывающих смысл и особенности педагогической деятельности; обеспечение насыщенности процесса подготовки офицеров современными методами педагогической деятельности. Кроме того, к числу важных условий соискатель относит формирование мотивов, связанных с ростом познавательных интересов к педагогической деятельности; создание эффективной системы контроля над преобразованием личности офицера в процессе формирования базовых ценностей педагогической деятельности; проведение мероприятий с офицерами по обеспечению познания ценностей педагогической деятельности. А также проведение мероприятий по инициированию активности офицеров во время их подготовки к педагогической деятельности.
Ключевые слова: базовые ценности; мотивация; педагогическая деятельность; офицеры; психолого-педагогические условия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p86-90
PSYCHOLOGICALLY PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR FORMATION AMONG THE OFFICERS OF BASIC VALUES OF PEDAGOGICAL
ACTIVITY
Pavel Aleksandrovich Soshkin, the candidate of medical sciences, senior teacher,
Kirov Military Medical Academy, St.-Petersburg
Annotation
The article presents the results of researches of the author on identification of the psychological -pedagogical conditions necessary for formation among the officers of base values of pedagogical activity. As the main psychological-pedagogical conditions, the author notes the following: an orientation of training of officers on effective use of means, forms and skills of pedagogical activity; application of the methodical technics during preparation of the officers, disclosing the sense and features of pedagogical activity; providing saturation of process of preparation of officers with modern methods of pedagogical activity. Besides, the competitor refers the formation of the motives connected with growth of the cognitive interests to pedagogical activity to a number of the important conditions; creation of the effective monitoring system over transformation of the officer personality in the course of formation of base values of pedagogical activity; carrying out the actions with officers on providing knowledge on values of pedagogical activity. And also carrying out the actions for initiation of activity of officers during their preparation for pedagogical activity.
Keywords: base values, motivation, pedagogical activity, officers, psychologically pedagogical conditions.
В последние годы проблема базовых ценностей педагогической деятельности офицеров все активнее разрабатывается в военной педагогике. Это связано с тем, что она проецируется в сферу воспитания, образования, науки, в том числе и подготовки офицеров к педагогической деятельности.
На современном этапе развития наших Вооруженных Сил, в связи с происходящими в них глобальными реформами проблема формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров приобрела новое звучание. Она стала чрезвычайно актуальной и в теоретическом, и, особенно, в ее практическом значении. Ценностный подход к проблеме формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров включает в себя изучение содержания, иерархии, структуры, динамики, роли базовых ценностей в подготовке офицеров. На этой основе определяются пути коррекции их подготовки к педагогической деятельности.
Необходимость изучения базовых ценностей педагогической деятельности офицеров вызвана также и тем, что в отечественной литературе ценностные ориентации рассматриваются как система эталонов, идеалов, ценностных представлений и установок. Эти установки определяют направленность сознания офицеров на те, или иные явления
окружающей действительности, в том числе и на педагогическую деятельность. [1-5]. Они как императив инициируют соответствующую направленность и энергию личности офицера, ее психофизический ресурс, волевой потенциал, несут определенный побудительный импульс для эффективной педагогической деятельности.
В настоящее время прежняя система ценностных приоритетов у офицеров во многом разрушена. Более того утрачены базовые ценности педагогической деятельности офицеров. Кризис переоценки ценностей в системе подготовки офицеров приобрел стойкий характер. Все это в значительной степени снижает качество работы по их подготовке к педагогической деятельности.
В настоящее время не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием психолого-педагогических условий, необходимых для формирования у офицеров базовых ценностей педагогической деятельности.
С целью выявления психолого-педагогических условий, необходимых для формирования у офицеров базовых ценностей педагогической деятельности проводился опрос преподавательского состава вузов, Министерства Обороны России. Всего в опросе приняло участие 378 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице
1.
Таблица 1
Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у офицеров
базовых ценностей педагогической деятельности (п=378)
Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (в %)
1 Направленность обучения офицеров на эффективное использование средств, форм и приемов педагогической деятельности 19,7
2 Использование методических приёмов во время подготовки офицеров, раскрывающих смысл и особенности педагогической деятельности 17,8
3 Обеспечение насыщенности процесса подготовки офицеров современными методами педагогической деятельности 15,1
4 Формирование мотивов, связанных с ростом познавательных интересов к педагогической деятельности 14,2
5 Создание эффективной системы контроля над преобразованием личности офицера в процессе формирования базовых ценностей педагогической деятельности 10,8
6 Проведение мероприятий с офицерами по обеспечению познания ценностей педагогической деятельности 9,9
7 Проведение мероприятий по повышению уровня методической подготовленности преподавательского состава для внедрения средств, форм и методов подготовки офицеров к педагогической деятельности 7,2
8 Проведение мероприятий по инициированию активности офицеров во время их подготовки к педагогической деятельности 5,3
В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для формирования у офицеров базовых ценностей педагогической деятельности отмечается направленность обучения офицеров на эффективное использование средств, форм и приемов педагогической деятельности. При этом большое внимание уделяется использованию методических приёмов во время подготовки офицеров, раскрывающих смысл и особенности педагогической деятельности. Важными психолого-педагогическими условиями являются: обеспечение насыщенности процесса подготовки офицеров современными методами педагогической деятельности, формирование мотивов, связанных с ростом познавательных интересов к педагогической деятельности, создание эффективной системы контроля над преобразованием личности офицера в процессе формирования базовых ценностей педагогической деятельности.
Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что базовыми ценностями педагогической деятельности офицеров являются духовные, социальные ценности и ценности, связанные с укреплением их здоровья. При этом в ходе исследования была установлена более высокая значимость духовных и социальных ценностей в системе базовых ценностей педагогической деятельности офицеров.
Таким образом, базовые ценности отражают субъективную значимость для офицеров педагогической деятельности в вузах МО России. Они несут в себе определенное эмоционально-смысловое наполнение, сказываются на потребностях, желаниях, стремлениях и уровне притязаний офицеров в ходе подготовки к педагогической деятельности.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания психолого-педагогических условий, необходимых для формирования у офицеров базовых ценностей педагогической деятельности. Эти условия инициируют соответствующую направленность и энергию личности офицера, ее психофизический ресурс, волевой потенциал, несут определенный побудительный импульс к педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойчевский, А.В. Формирование ценностно-мотивационных компонентов педагогической деятельности / А.В. Бойчевский // Проблемы подготовки молодежи к педагогическому труду. - Курган, 1996. - С. 60-61.
2. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.
3. Поварницына, Л. А. Исследование связи ценностных ориентаций с выбором профессии у студентов педвузов / Л. А. Поварницына // Тез. докл. науч. конф. «Трудовая активность молодежи и факторы ее повышения». - Курган : Изд-во Курганского гос. пед. ин-та, 1984. - С. 49-51.
4. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
5. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
REFERENCES
1. Bojchevsky, A.V. (1996), “Formation worth-motivational pedagogical activity”, Problems of preparation of youth to pedagogical work, pp. 60-61.
2. Kljuchnikova, N.N. (2008), “Psychological technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 48-53.
3. Povarnitsyna, L.A. (1984), “Research of communication of valuable orientations with you-pine forests trades at students of teacher training Universities”, Conference «Labor activity of youth and its factors», Kurgan, pp. 49-51.
4. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 146-148.
5. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No.
5, pp. 127-130.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2012.
УДК 378
АДЕКВАТНОСТЬ В ДЕЙСТВИЯХ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РФ
Анатолий Петрович Стрижак, доктор педагогических наук, профессор, Московский университет МВД РФ (M'осУ МВД РФ),
Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет, педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКС МГПУ),
Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент,
Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК)
Аннотация
В статье обсуждается проблема адекватности действий работников правоохранительных органов и других категорий граждан, владеющих специализированными навыками в стрельбе и единоборствах в складывающихся экстремальных ситуациях по защите жизни, чести и достоинства человека. На примере курсантов учебных заведений МВД показано, что отлично владеющие навыками стрельбы и проявляющие высокую результативность испытуемые, не склонны к применению оружия, отодвигают свои решения и реализуют их в максимально далеких действиях применения табельных средств для пресечения противоправных поступков нарушителей, проявляют адекватность в своих действиях. Вместе с тем в статье утверждается методология адекватности при подборе упражнений, нормировании нагрузки в двигательных заданиях, сходных по своим режимам условиям оперативно-служебной деятельности сотрудника полиции. В статье разрабатывается педагогическая технология профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к служебной деятельности.
Ключевые слова: оперативно-служебная деятельность, адекватность действий, профессионально-прикладная физическая подготовка, специализированные навыки владения оружием и приемами борьбы, сотрудник полиции, курсанты, учебные заведения МВД РФ, технологии физической подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p90-94
ADEQUACY IN ACTIONS AS CRITERION OF EFFICIENCY OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Anatoly Petrovich Strizhak, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Moscow University of the Ministry ofInternal Affairs of the Russian Federation,
Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow City Teacher Training University, Pedagogic institute of physical culture and sport Irina Aleksandrovna Sabirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education
Annotation
The article analyzes the problem of adequacy of actions of employees of law enforcement agencies and other categories of the citizens, possessing specialized skills in shooting and single combats in developing extreme situations of protection of life, honor and dignity of the person. It has been shown on the example of cadets of MIA educational institutions that those, possessing fine shooting skills and showing high performance, are not inclined to use weapons, push away their decisions and implement them in the