Научная статья на тему 'Модель формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров'

Модель формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОФИЦЕРЫ / МОДЕЛЬ / BASE VALUES / MOTIVATION / PEDAGOGICAL ACTIVITY / OFFICERS / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сошкин Павел Александрович

Автор статьи отмечает, что в настоящее у офицеров утрачены базовые ценности педагогической деятельности. Это негативно сказывается на их подготовке к этой деятельности. До сих пор в педагогической науке не разработано эффективной модели формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров. Между тем, данная модель должна быть направлена на решение как общих задач (образовательных и воспитательных), так и частных задач по формированию базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров. Концептуальные подходы к решению задач по формированию базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров реализовывались в трех взаимосвязанных направлениях. Эти пути были направлены на формирование знаний о педагогической деятельности; на воспитание мотивации для педагогической деятельности на основе знаний о ней; на трансформацию знаний в убеждения и поведение офицеров, необходимых для педагогической деятельности. Указанные подходы позволили создать благоприятные условия для реализации поставленных задач на основе соответствующего педагогического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of formation of the base values of pedagogical activity among the officers

The author of article notes that in the present the base values of pedagogical activity are lost among the officers. It negatively affects their preparation for this activity. Still in a pedagogical science, the effective model of formation of base values of pedagogical activity among the officers is not developed. Meanwhile, this model should be directed on the decision as general tasks (educational and educational), and private tasks of formation of base values of pedagogical activity among the officers. Conceptual approaches to the solution of tasks on formation of base values of pedagogical activity among the officers were realized in three interconnected directions. These ways were directed on formation of knowledge of pedagogical activity; on motivation to education for pedagogical activity on the basis of knowledge of it; on transformation of knowledge in belief and behavior of the officers necessary for pedagogical activity. The specified approaches allowed creating favorable conditions for realization of objectives on the basis of the corresponding pedagogical influence.

Текст научной работы на тему «Модель формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров»

cialpreparation ofpower structures”, Vol. 15, No. 2, pp. 261-267.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.09.2012.

УДК 378

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОФИЦЕРОВ

Павел Александрович Сошкин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

Автор статьи отмечает, что в настоящее у офицеров утрачены базовые ценности педагогической деятельности. Это негативно сказывается на их подготовке к этой деятельности. До сих пор в педагогической науке не разработано эффективной модели формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров. Между тем, данная модель должна быть направлена на решение как общих задач (образовательных и воспитательных), так и частных задач по формированию базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров. Концептуальные подходы к решению задач по формированию базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров реализовывались в трех взаимосвязанных направлениях. Эти пути были направлены на формирование знаний о педагогической деятельности; на воспитание мотивации для педагогической деятельности на основе знаний о ней; на трансформацию знаний в убеждения и поведение офицеров, необходимых для педагогической деятельности. Указанные подходы позволили создать благоприятные условия для реализации поставленных задач на основе соответствующего педагогического воздействия.

Ключевые слова: базовые ценности; мотивация; педагогическая деятельность; офицеры; модель.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p147-150

MODEL OF FORMATION OF THE BASE VALUES OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

AMONG THE OFFICERS

Pavel Aleksandrovich Soshkin, the candidate of medical sciences, senior teacher, Military Medical Academy named after S.M. Kirov, St.-Petersburg

Annotation

The author of article notes that in the present the base values of pedagogical activity are lost among the officers. It negatively affects their preparation for this activity. Still in a pedagogical science, the effective model of formation of base values of pedagogical activity among the officers is not developed. Meanwhile, this model should be directed on the decision as general tasks (educational and educational), and private tasks of formation of base values of pedagogical activity among the officers. Conceptual approaches to the solution of tasks on formation of base values of pedagogical activity among the officers were realized in three interconnected directions. These ways were directed on formation of knowledge of pedagogical activity; on motivation to education for pedagogical activity on the basis of knowledge of it; on transformation of knowledge in belief and behavior of the officers necessary for pedagogical activity. The specified approaches allowed creating favorable conditions for realization of objectives on the basis of the corresponding pedagogical influence.

Keywords: base values, motivation, pedagogical activity, officers, model.

В последние годы проблема формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров все активнее разрабатывается в военной педагогике. Это связано с переподготовкой офицеров для их педагогической деятельности в вузах МО РФ.

Проблема формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров стала чрезвычайно актуальной в практическом плане. Поскольку включает в себя

изучение содержания, иерархии, структуры, динамики, роли базовых ценностей в подготовке офицеров. На этой основе определяются пути коррекции их подготовки к педагогической деятельности [1-5].

Необходимость изучения базовых ценностей педагогической деятельности офицеров вызвана также и тем, что в отечественной литературе ценностные ориентации рассматриваются как система эталонов, идеалов, ценностных представлений и установок. Эти установки определяют направленность сознания офицеров на педагогическую деятельность [1-5]. Они инициируют соответствующую направленность и энергию офицера, несут определенный побудительный импульс для эффективной педагогической деятельности.

В настоящее у офицеров утрачены базовые ценности педагогической деятельности. Это негативно сказывается на их подготовке к этой деятельности. До сих пор в педагогической науке не разработано эффективной модели формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров.

Между тем, данная модель должна быть направлена на решение как общих задач (образовательных и воспитательных), так и частных задач по формированию базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров.

Концептуальные подходы к решению этих, а также других задач по формированию базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров реализовывались в трех взаимосвязанных направлениях:

- формирование знаний о педагогической деятельности;

- воспитание мотивации и потребностно-мотивационной сферы у офицеров к педагогической деятельности на основе знаний о ней;

- трансформация знаний в убеждения и поведение офицеров, необходимых для педагогической деятельности.

Указанные подходы позволили создать благоприятные условия для реализации поставленных задач на основе соответствующего педагогического воздействия.

Для этого на основе анализа учебных планов и программ обучения была определена формирующая информационная основа педагогической деятельности, которая была взаимосвязана с содержанием теоретического, методического и практического разделов подготовки офицеров. Это позволило осуществить разработку основной тематики вопросов, характеризующих педагогическую деятельность офицеров.

Опираясь на изложенные выше концептуальные подходы к подготовке офицеров, нами была разработана соответствующая модель формирования базовых ценностей у офицеров к педагогической деятельности (рис.1).

Данная модель прошла экспериментальную проверку. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной модели формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров. Положительные изменения в развитии педагогической культуры произошли у 65% офицеров экспериментальной группы (ЭГ) и только у 32% - в контрольной группе (КГ). Значимость инновационных находок для повышения эффективности педагогической деятельности зависит, прежде всего, от уровня развития педагогической культуры у офицеров. В конце эксперимента она составила в ЭГ 2,92 балла, а в КГ - 2,74 балла при р<0,05. Изменения в диапазоне инновационных находок зависят от педагогической составляющей профессиональной подготовленности офицеров. В конце эксперимента этот показатель в ЭГ составил 3,01 балла, а в КГ - 2,68 балла при р<0,05.

Устойчивость педагогической деятельности офицеров определяется их мотивацией и нацеленностью на творческое решение педагогических задач. В конце эксперимента этот показатель в ЭГ составил 3,35 балла, а в КГ - 2,72 балла при р<0,05.

Цель - формирование навыков педагогической деятельности

Задачи, принципы обучения и воспитания офицеров педагогической

деятельности

Управление процессом подготовки офицеров

Процесс обучения и воспитания офицеров

Планиро вание Подготовка преподавате- лей Учет Контроль Средства Методы Формы

Формирование базовых ценностей у офицеров к педагогической деятельности

Духовные ценности

Ценности, связанные с педагогической деятельностью

Социальные ценности

Формирование ценностных ориентаций офицеров

Целевые установки Нормы поведения Знания Навыки, умения Убеждения

Результат формирования базовых ценностей у офицеров к педагогической

деятельности

Гармонично развитая личность офицера-педагога

Духовное

богатство

Профессиональное

совершенство

Готовность к деятельности педагога

Готовность к воспитанию

Рис.1. Модель формирования базовых ценностей педагогической деятельности

у офицеров

ВЫВОД. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной модели формирования у офицеров базовых ценностей педагогической деятельности. Данная модель может быть взята за основу в процессе переподготовки офицеров для педагогической деятельности в вузах МО РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.

2. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.

3. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к

педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.

4. Сошкин, П. А. Педагогическая технология формирования ценностных ориентаций у офицеров в процессе их подготовки к педагогической деятельности в военноучебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 126-129.

5. Сошкин, П. А. Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у офицеров базовых ценностей педагогической деятельности / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 86-89.

REFERENCES

1. Kljuchnikova, N.N. (2008), “Psychological technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 48-53.

2. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 146-148.

3. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 127-130.

4. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 126-129.

5. Soshkin, P.A. “Faktory defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8pp. 86-89.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.09.2012.

УДК 796.332

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ПАЛЕСТИНЫ

Тавеел Мохаммед, аспирант,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), Краснодар

Аннотация

У футболистов спортивное мастерство в большой мере зависит от таких факторов, как масса и длина тела, физическая работоспособность, скоростно-силовые качества, быстрота. Выяснение корреляционных взаимосвязей показателей различных сторон физической подготовленности позволяет определить наиболее информативные из них, что должно учитываться при составлении программы отбора юных футболистов разного возраста.

Объект исследования - тренировочный процесс на этапах многолетней подготовки. Предмет исследования - влияние показателей основных систем организма и подготовленности футболистов на показатели соревновательной деятельности.

Ключевые слова: футболисты, многолетняя тренировка, физическая подготовленность, техническая подготовленность, соревновательная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.