Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования 1
Особенности правоохранительной деятельности ОВД и профессиональная готовность сотрудников к ее эффективному выполнению
А. И. КАРАНКЕВИЧ,
старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (Учреждение образования «Могилевский институт МВД Республики Беларусь»)
И. Ю. МИХУТА,
заведующий кафедрой спортивных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент (Учреждение образования «Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина»)
Peculiarities of Law Enforcement Bodies Activity and Professional Readiness of Employees for Its Effective
Implementation
A. I. KARANKEVICH,
Senior Researcher of the Research Department (Institution of Education "Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus")
I. Yu. MYHUTA,
Head of the Department of Sports Disciplines, Candidate of Pedagogics,
Associate Professor
(Institution of Education "A. S. Pushkin Brest State University")
В работе рассматриваются основные характеристики правоохранительной деятельности органов внутренних дел и профессиональная готовность сотрудников к ее эффективному выполнению. Правоохранительную деятельность сотрудников ОВД относят к универсальной и многофакторной профессиональной деятельности, связанной с решением оперативно-служебных и служебно-боевых задач, осуществляемой под воздействием основных экстремальных характеристик (уровней, времени воздействия экстремальных факторов, состояния напряженности субъекта (психофизическая готовность), проявления психических и двигательных способностей, задействования резервных возможностей организма).
Профессиональная готовность сотрудников ОВД представляет собой системно-структурную совокупность компонентов: психологический компонент (социально-личностная готовность), профессиональный компонент (специальная готовность), психофизический компонент (готовность психических функций и физических качеств). Интегральное проявление со-
УДК 351.74
The article examines the main characteristics of the law enforcement bodies activity and the professional readiness of staff for its effective implementation. The law enforcement activity of the employees of the internal affairs agencies is considered to be a universal and multifactorial professional activity related to the resolution of operational, service and combat tasks performed under the influence of the main extreme characteristics (levels, the time of exposure to extreme factors, the state of the subject’s tension (psychophysical readiness), the manifestation of mental and motor abilities, the use of reserve capabilities of the body).
The professional readiness of the employees of the internal affairs bodies is a system-structural combination of components: a psychological component (social-personal readiness), a professional component (special readiness), a psychophysical component (readiness of mental functions and physical qualities). The integral manifestation of the social, personal, special and psychophysical components of the professional readiness of the staff will make it possible to more effectively solve the tasks assigned to
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
89
Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования
циально-личностного, специального и психофизического компонентов профессиональной готовности сотрудников позволит более эффективно решать поставленные перед ОВД задачи в особых и экстремальных условиях деятельности.
Деятельность органов внутренних дел, готовность к деятельности, особые и экстремальные условия, оперативно-служебные и служебно-боевые задачи.
Деятельность сотрудников ОВД относят к сложным видам профессиональной деятельности, которая характеризуется нормативностью профессионального поведения, многообразием и сложностью профессиональных задач, наличием служебных (включая оперативно-служебные и служебно-боевые) ситуаций, при которых выполнение возложенных задач связано с риском и опасностью для жизни, высоким уровнем психической напряженности, нестандартным характером труда, жесткими временными ограничениями для достижения требуемого профессионального уровня, повышенной социальной ответственностью за профессиональные ошибки, высокой вероятностью причинения профессионалом вреда другим людям [2—7].
На решение основных задач, возложенных на ОВД как государственных правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающих общественную безопасность, направлена деятельность всех подразделений системы ОВД. Функционально данная деятельность подразделяется на: оперативнорозыскную (криминальная милиция); административно-профилактическую (милиция общественной безопасности); гражданственно-миграционную (подразделения по гражданству и миграции ОВД); охранную (подразделения охраны ОВД); финансово-тыловую (подразделения финансов и тыла ОВД); уголовно-исполнительную (органы и учреждения уголовно-исполнительной системы) [1].
Профессиональная деятельность сотрудников ОВД достаточно многообразна, но в большинстве случаев она связана с действием фактора опасности (экстремальности). В Законе об ОВД [1] и других нормативных правовых актах установлено, что сотрудник правоохранительных органов должен решать конфликтные ситуации и нести службу в экстремальных условиях. В этой связи возникает проблема о готовности сотрудников к эффективной деятельности в данных условиях.
90
the internal affairs bodies in special and extreme conditions of activity.
Activity of law enforcement bodies, readiness for activity, special and extreme conditions, operational and official and combat missions.
Термин «экстремальность» имеет синонимическое значение по смыслу в следующих словах: невозможные, трудные, сложные, особые, чрезвычайные, напряженные, неожиданные. Анализ представленных авторских толкований показывает, что в данном случае это не обычные условия деятельности, а существенно отличающиеся от них обстоятельства, которые выходят за рамки нормальных психологических, двигательных (моторных) и профессиональных функций.
Профессиональная активность сотрудников ОВД при решении служебных задач может реализовываться в различных условиях. Обычные условия деятельности характеризуются отсутствием каких-либо экстремальных факторов (причин, каких-либо изменений, явлений), состоянием адекватной мобилизации субъекта труда, не задействованием резервных психологических и физиологических возможностей организма. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД в обычных условиях связана с выполнением повседневных задач конкретной службы, например, сотрудника оперативно-дежурной службы, уголовного розыска, патрульно-постовой службы милиции, участкового инспектора милиции, эксперта-крими-налиста и др.
Деятельность в особых условиях сопряжена с эпизодическим воздействием психологических экстремальных факторов разной мощности и интенсивности на функциональное состояние субъекта труда, вызывающее мобилизацию резервных возможностей компенсаторного типа [6]. Деятельность в особых экстремальных условиях подразумевает выполнение оперативно-служебных (комплекс практически осуществляющейся служебной деятельности, ядром которой выступает оперативная деятельность) и служебно-боевых (реализация оперативнорозыскных мероприятий и действий в осуществляемых органами внутренних дел специальных операциях) задач в усложненной оперативной обстановке, характеризующейся повышенной общественной опасностью, сложившейся на определенной территории в результате чрез-
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования 1
вычайных обстоятельств, происшествий и ситуаций криминального характера [5, 6].
Экстремальные условия характеризуются действием экстремальных факторов, которые могут представлять потенциальную или реальную опасность для жизни и здоровья человека. Деятельность в данных условиях вызывает гете-рохронность работы различных систем организма и психики человека, требует мобилизации всех его резервов. Успешная реализация оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности связана с высокой степенью опасности для жизни и здоровья, сложностью поставленных задач, их реализация существенно зависит от высокого уровня специфической подготовки личного состава ОВД, готовности и умения сотрудников работать на пределе своих умственных, психических и физических возможностей [8].
Г. С. Зайцев отмечает [9], что с психологической точки зрения экстремальными условиями (ситуациями), в том числе и в правоохранительной деятельности, следует считать такие, которые характеризуются эпизодическим, длительным либо постоянным действием интенсивных экстремальных внешних (опасность, неожиданность, новизна, внезапность, неопределенность обстановки, дефицит времени и информации, ответственность за принимаемое решение и его исполнение и др. ) и внутренних (тревожность, страх, неуверенность, нервно-психическая неустойчивость и др.) факторов, представляющих реальную угрозу человеческой жизни или наступления других общественно опасных последствий.
Понятие «профессиональная деятельность» рассматривается во взаимосвязи с другой значимой категорией — готовности. В контексте правоохранительной деятельности под термином «готовность» обычно понимается состояние сотрудника, определяемое его способностью к успешному выполнению какой-либо деятельности, связанной с сознательной направленностью на данную деятельность [ 10].
Готовность к экстремальной деятельности наиболее активно изучалась в спортивной, профессиональной (трудовой), военно-профессиональной и правоохранительной сферах деятельности, в которых преобладает психологический и физический (двигательный) компоненты готовности [4, 11, 12].
Психологическая готовность к профессиональной деятельности в данном контексте представляет собой психологическую предпосылку, взаимосвязанную с важнейшими составляющими выполняемой деятельности, а именно качество личности и ситуативные факторы трудовой задачи. Кроме того, следует отметить, что единство аффективного, эмоционального
начала, когнитивных образований, убеждений и поведенческих актов в виде навыков, устойчивых реакций являются выражением сформированное™ психологической готовности сотрудника к определенной деятельности.
В психологии труда [13] разработана концепция готовности к экстремальным действиям субъекта труда, рассматриваемая в качестве решающего фактора адекватного и быстрого реагирования на возникновение экстремальных ситуаций в сферах деятельности. В основу предложенной концепции положена трехкомпонентная структура, состоящая из образа действия (адекватного ситуации и оперативного), которое необходимо совершить в ответ на действующий экстремальный фактор, функционального состояния (оперативного покоя или адекватной мобилизации), обеспечивающего быстроту принятия данного решения и соответствующего управляющего действия, и из психологической направленности личности, обеспечивающую эффективную деятельность в экстремальных ситуациях (волевая регуляция поведения).
В структуре индивидуальной готовности сотрудника к правоохранительной деятельности ведущее место также занимает физическая готовность и подготовленность, которая рассматривается как наличие теоретических знаний, практических навыков и умений, соответствующего уровня развития физических кондиций и функций, способствующих эффективности целевой деятельности, на которую ориентирована подготовка. Однако, по мнению специалистов, высокий уровень подготовленности сотрудника ОВД в целом еще не означает, что он готов в определенный момент времени совершить необходимые эффективные действия. Готовность к успешному выполнению профессиональных задач в экстремальных условиях зависит от мотивации, внутренней собранности, настроенности, эмоционально-волевой устойчивости и др. [10].
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что подготовленность — результат подготовки (обучения), а готовность — интегральная характеристика, под которой подразумевается конкретное физическое состояние человека, обеспечивающее успешное выполнение какого-либо вида деятельности и характеризующееся соответствующей телесной развитостью, определенным функциональным состоянием организма и необходимым уровнем двигательной подготовленности.
С позиции двигательной активности физическая готовность сотрудников ОВД может реализовываться в различных условиях: обычные (стандартные, спокойные) условия, когда
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
91
1 Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования
двигательная задача известна заранее, имеется достаточное время для программирования ее исполнения; непривычные, но заранее установленные условия, когда двигательная задача известна заранее, но существует вероятность ее изменения, имеется достаточное время для программирования ее исполнения; изменяющиеся (вероятностные и неожиданные), при которых двигательная задача может реализоваться по типу: временной неопределенности — ответное действие определено заранее, а время появления стимула неизвестно; альтернативной неопределенности — наоборот, известно время возникновения двигательной задачи, но ее характер может быть различным; временной и альтернативной неопределенности — время возникновения двигательной задачи и ее характер неизвестны; экстремальные условия — когда стимул, побуждающий (чаще вынуждающий) двигательную деятельность, возникает совершенно неожиданно, а отвечать на него необходимо экстренно [14].
Специалистами, изучающими экстремальные условия деятельности, показано, что эффективность действий в данных условиях определяется не только уровнем физического развития и наличием фонда двигательных навыков, но и в большей мере способностью (или умением) рационально использовать имеющийся психический и двигательный потенциал в психофизической готовности к успешной профессиональной деятельности [10, 14, 15]. В контексте вышесказанного авторы рекомендуют использовать понятие «психофизическая готовность к эффективной деятельности» (а не отдельное — физическая и психическая готовность) как наиболее полно отражающее сущность готовности.
В теории и методике физического воспитания понятие «психофизическая готовность» (подготовленность) рассматривается с позиции психофизических качеств. А. Д. Новиков [16], характеризуя «психофизические качества» с точки зрения целостного развития человека, отмечал, что данную категорию необходимо понимать как определенную способность человека выполнять не одну какую-нибудь двигательную задачу, а широкий круг задач, объединенных психофизиологической сущностью,
Список литературы:
1. Об органах внутренних дел: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г. № 263-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.12.2015 // СПС КонсультантПлюс: Беларусь.
92 |
при этом подчеркивается, что психофизические качества человека не могут проявляться изолированно друг от друга и не являются механической суммой отдельных составляющих.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что функциональная деятельность подразделений ОВД, направленная на решение основных задач по осуществлению борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, является той профессиональной сферой, которая, с одной стороны, характеризуется высокой социальной значимостью и ответственностью, а с другой — экстремальными условиями деятельности.
Наиболее перспективным на современном этапе подходом к повышению уровня реализации профессиональных функций сотрудников ОВД является направление исследований, которые связывают эффективность профессиональной деятельности в контексте категории готовности, рассматривающейся с позиций системного, личностного и деятельностного подходов. При таком подходе готовность к деятельности характеризуется как сложное образование, включающее систему профессионально важных качеств и психических состояний, в своей совокупности обусловливающих быструю адаптацию сотрудника к профессиональным условиям, успешность осуществления профессиональной деятельности и определяющих направленность его профессионально-личностного роста.
Таким образом, содержание и структура общей и индивидуальной готовности сотрудников ОВД к успешной профессиональной деятельности может рассматриваться как системная совокупность компонентов, определяющих социально-личностную готовность (психологическую), отображающих профессиональный опыт (специальную готовность), отражающих готовность психических функций и физических качеств (психофизическую готовность). Комплексное проявление социально-личностной, специальной и психофизической готовности сотрудников ОВД позволит более эффективно решать поставленные оперативно-служебные и служебно-боевые задачи в особых и экстремальных условиях деятельности.
2. Бурцева Е. В. Развитие профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел: монография / Е. В. Бурцева; Федеральное гос. казенное образователь-
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования 1
ное учреждение высш. проф. образования «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». Хабаровск: ФГКОУ ВПО ДВЮИ МВД России, 2013.
3. Василенко Е. В. Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям: дис.... канд. психол. наук.: 19.00.07 / Е. В. Василенко. Ставрополь, 2008.
4. Томилова А. Е. Психологическая подготовка и боевая готовность сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях /
A. Е. Томилова // Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998. № 1.
5. Веселое В. В. Организация управления подготовкой сотрудников органов внутренних дел для действий в условиях чрезвычайных ситуаций: дис. ... канд. техн. наук: 15.13.10 /
B. В. Веселов. Санкт-Петербург, 2002.
6. Зазыкин В. Г. Деятельность специалистов в особых условиях (психолого-акмеологи-ческие основы) / В. Г. Зазыкин; отв. ред.
A. А. Деркач. М.: НИИВО, 1994.
7. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 /
B. Л. Марищук. Л., 1982.
8. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях / В. И. Лебедев. М.: Политиздат, 1989.
9. Зайцев Г. С. Экстремальные условия деятельности: понятие, содержание, классификации / Г. С. Зайцев // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета,
2014. Т. 14. № 10.
10. Каранкевич А. И. Психофизическая готовность курсантов учреждений образования МВД Республики Беларусь к эффективной профессиональной двигательной деятельности: моног. / А. И. Каранкевич, В. А. Бар-таш; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреж-
дение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь». Могилев: Могилев, институт МВД, 2016.
11. Дьяченко М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М. И. Дьяченко, Л. А. Канды-бович, В. А. Пономаренко. Минск: Университетское, 1985.
12. Зюкин А. В. Физическая готовность военнослужащих внутренних войск МВД России к действиям в экстремальных ситуациях /
A. В. Зюкин, В. Г. Малофеев // Физическая подготовка — основа боеспособности внутренних войск МВД России: сб. межвуз., межрегион, науч.-практ. конф. СПб.: Санкт-Петерб. военный ин-т внутренних войск МВД России, 2010. Ч. 1.
13. Толочек В. А. Современная психология труда: учеб, пособ. / В. А. Толочек. СПб.: Питер, 2005.
14. Туревский И. М. Структура психофизической подготовленности человека: дис. ... д-ра педаг. наук: 13.00.04 / И. М. Туревский. М., 1998.
15. Васюк В. Е. Модель психофизической готовности суворовцев 14—15 лет к будущей военно-профессиональной деятельности /
B. Е. Васюк, И. Ю. Михута // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сб. науч. ст. Всеросс. заочн. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Воронеж, 25 апрель 2012 г. / Воронеж, гос. ун-т. физ. культуры; редкол.: под ред. Г. В. Бугаева, И. Е. Поповой. Воронеж, 2012.
16. Новиков А. Д. Физическое воспитание / А. Д. Новиков. М.; Л.: ФиС, 1949.
E-mail: [email protected] [email protected]
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
93