ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 1 (68) 2018
УДК 378
Hadikov R.Sh., teacher, Department of Fire Training, SKI (branch), KRU of the Ministry of Interior Affairs of Russia,
North-Caucasian Advanced Training Institute, SKI (branch), KRU of the Ministry of Interior Affairs of Russia (Nalchik, Russia),
E-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF PERSONAL-PROFESSIONAL QUALITIES OF POLICE OFFICERS AND THEIR USE IN THE SYSTEM OF INITIAL TRAINING. The article discusses the organizational and pedagogical conditions necessary for the development of personal and professional qualities of the staff of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation, as well as the professionally significant qualities of an individual, necessary for the performance of official duties, including those related to the use of physical force, special means and firearms. The effectiveness of the initial training and the development of the personal and professional qualities of ATS employees depends on the quality of psychological selection of applicants for service, on the ability to quickly and correctly acquire the necessary material, to form and accumulate a system of knowledge, skills and professional skills; on properly organized educational process with students; professionalism of the teaching staff; practical orientation of training.
Key words: organizational and pedagogical conditions, personal and professional qualities, Department of Internal Affairs, professional training.
Р.Ш. Хадиков, преп. каф. огневой подготовки, СКИ (ф) КРУ МВД России, Северо-Кавказский институт повышения
квалификации КРУ (ф) МВД России, г. Нальчик, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОВД И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, необходимые для развития личностно-профес-сиональных качеств сотрудников ОВД Российской Федерации, а также представлены профессионально значимые качества личности, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Эффективность первоначальной подготовки и развития лич-ностно-профессиональных качеств сотрудников ОВД зависит от качества психологического отбора поступающих на службу, от умения быстро и правильно усваивать необходимый материал, формировать и накапливать систему знаний, умений и профессиональных навыков; от правильно организованного учебно-воспитательного процесса со слушателями; профессионализма профессорско-преподавательского состава; практической направленности обучения.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, личностно-профессиональные качества, отдел внутренних дел, профессиональная подготовка.
В современных условиях резко возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов, борющихся с организованной преступностью. Это вызвано не только количественным, но и качественным изменениям в криминальной сфере. Наряду с новыми видами «обычных» правонарушений мы столкнулись с явлением, интенсивного и массового освоения асоциальными личностями такой ниши для преступной деятельности как психика человека. Симптомов разрушения много: правонарушения, наркотики, разлад семей, уклонение от службы в армии, ухудшение психического и физического здоровья, секты, магия, внедрение западной псевдокультуры, неразборчивость в средствах и методах достижения целей.
Одним из направлений повышения профессионального уровня сотрудника правоохранительных органов может быть введение такой системы обучения и воспитания, которая предусматривает формирование определенного стандарта знаний и умений у сотрудников и ранней профессиональной ориентации молодежи для работы в органах внутренних дел.
Сотрудники с более высоким уровнем образования быстрее повышают квалификацию, активнее участвуют во всех процессах оперативно-служебной деятельности. Настойчивое и эффективное повышение профессионализма, достижение высот профессионального мастерства каждым конкретным должностным лицом, сотрудником ОВД - это то, что отвечает требованиям новой модели социально-экономического развития страны. Это одно из важнейших направлений врастания работников органов внутренних дел в новый стиль социальных и производственных отношений в стране. Задача сегодня состоит не только в том, чтобы устранить имеющиеся недостатки, но и поднять всю систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации на качественно новый уровень, обеспечивающий полное использование ее резервов и соответствующий уровень передовой практики и науки.
Профессиональный (квалификационный) стандарт Министерства внутренних дел Российской Федерации [1] предполагает наличие у сотрудников органов внутренних дел, следующих личностных качеств: дисциплинированность, организованность, ответственность, порядочность, пунктуальность, педантичность, требовательность к себе и к людям, способность работать в ко-
манде, способность быстро организовывать себя и других на выполнение дела, смелость, решительность, инициативность, энергичность, способность к волевому саморегулированию, способность рационально действовать в экстремальных ситуациях, способность слушать, убеждать людей, чувство долга, умение работать в условиях ненормированного графика, умение хранить тайну.
Личность сотрудника органов внутренних дел обладает индивидуальными, социальными, психофизиологическими и другими качествами, проявляющимися в её ценностных ориентациях и поступках, к профессионально значимым качествам личности относят:
1. Профессионально-психологическую ориентированность его личности.
2. Психологическую устойчивость.
3. Развитые волевые качества: умение владеть собой в сложных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность к риску.
4. Хорошо развитые коммуникативные качества: умение быстро устанавливать контакт с различными категориями людей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения.
5. Способность оказывать воздействие на людей при решении различного рода оперативно-служебных задач.
6. Ролевые умения, способность к перевоплощению.
7. Развитые профессионально-значимые познавательные качества: профессиональную наблюдательность и внимательность, профессионально развитую память, творческое воображение.
8. Профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной работе, сообразительность, развитую интуицию.
9. Быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной обстановке [2, с. 145].
Анализируя многочисленные педагогические условия, можно отметить, что определяющим условием для развития и формирования профессиональных компетенций у сотрудников системы образования ОВД России, по нашему мнению, является успешное моделирование целостного педагогического процесса, так как только в процессе системного и целенаправленного обу-