УДК 37.037
БОЕВЫЕ ПРИЁМЫ БОРЬБЫ КАК НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЙ РАЗДЕЛ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
А.М. Канукоев
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД
России, г. Нальчик, Россия
Для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Физическая подготовка в органах внутренних дел Российской Федерации выступает составной частью системы ведомственного профессионального образования и неразрывно связана с процессами, происходящими в общественно-политической и социально-экономической жизни государства. Недооценка значимости физической подготовки оборачивается неоправданными потерями и грубыми профессиональными ошибками. В данной статье мы рассмотрели вопросы изучения и отработки боевых приёмов борьбы как наиболее важного раздела физической подготовки. Приоритетным направлением системы физической подготовки сотрудников ОВД на сегодняшний день является максимальное приближение содержания образовательного процесса к специфике выполняемых ими задач. В этой связи особая роль отводится поиску путей оптимизации данного процесса. Для решения задач, связанных с повышением профессионально-прикладного мастерства, в системе физической подготовки сотрудников ОВД поощряются виды спорта, направленные на формирование и поддержание психофизических качеств и двигательных навыков, необходимых для успешной оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. В качестве примера мы использовали опыт проведения занятий по боевым приёмам борьбы в Северо-Кавказском институте повышения квалификации (филиале) Краснодарского университета МВД России.
Ключевые слова: физическая подготовка, боевые приёмы борьбы, сотрудник ОВД, психологическая подготовка, единоборства.
COMBAT TECHNIQUES AS THE MOST IMPORTANT SECTION OF PHYSICAL TRAINING FOR INTERNAL AFFAIRS OFFICERS A.M. Kanukoyev
North Caucasian Institute of Professional Development (branch) of Krasnodar University under the
Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Nalchik, Russia
Abstract
Physical training in law-enforcement bodies of the Russian Federation acts as a component of system of departmental professional education, and it is inseparably linked with the processes happening in social, political and economic life of the state. Underestimation of the significance of physical training turns into unjustified losses and gross professional blunders. In this article we have considered issues of studying and practicing combat techniques as the most important section of physical training. Today the primary objective of physical training system for internal affairs officers is the maximum proximity of the content of educational process to specifics of the tasks which are carried out. In this regard, particular attention is paid to the search of optimization ways of this process. The growing need for further development of professionally applied excellence is reflected on physical training system for internal affairs officers. Here they promote kinds of sports aimed at development and maintenance of psychophysical qualities and motor skills, which are vital for successful operative-service and official military activities. As an example we took the experience of combat technique courses in the North Caucasian Institute of Professional Development (branch) of the Krasnodar University under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Keywords: physical training, combat techniques, internal affairs officer, psychological training, martial arts.
Физическая подготовка в системе МВД России выступает важнейшим фактором успешного решения оперативно-служебных задач и являет собой составную часть профессионально-прикладной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Не секрет, что качественный
уровень современной преступности возрос в плане технической оснащённости, а также возможности рекрутировать в свои ряды подготовленных высококлассных специалистов [6]. С другой стороны, обладающий хорошим здоровьем, высоким уровнем профес-
сиональной работоспособности, физически развитый и психологически устойчивый сотрудник, уверенно владеющий приёмами рукопашного боя и других видов единоборств, успешно справляется с возложенными на него обязанностями по противодействию правонарушителям.
Привлечение сотрудников к занятиям единоборствами носит актуальный характер, так как применение боевых приёмов борьбы в реальных ситуациях — это противоборство с правонарушителем, в процессе которого могут наноситься травмы. Поэтому приоритетным направлением системы физической подготовки сотрудников ОВД на сегодняшний день является максимальное приближение содержания образовательного процесса к специфике выполняемых ими задач [2,7]. В этой связи особая роль отводится поиску путей оптимизации данного процесса. Для решения задач, связанных с повышением профессионально-прикладного мастерства, в системе физической подготовки сотрудников ОВД поощряются виды спорта, направленные на формирование и поддержание психофизических качеств и двигательных навыков, необходимых для успешной оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Занятия по изучению и отработке боевых приёмов борьбы должны проводиться на ровной площадке, специально подготовленной яме с песком и опилками или в спортивном зале с использованием ударных тренажёров, макетов ножей, пистолетов, автоматов, наручников, резиновых палок или на местности, а также в условиях, моделирующих оперативную обстановку, специфичную для служебной деятельности подразделения (дом, улица, вагон поезда и т.д.) [1]. При этом следует помнить о мерах безопасности. Предупреждение травматизма обеспечивается [1]:
- хорошим знанием приёмов страховки и самостраховки (разучивание приёмов осуществляется на первых занятиях, и в дальнейшем их применение постоянно совершенствуется);
- чёткой организацией занятий и соблюдением методики их проведения;
- своевременной подготовкой мест проведения занятия и инвентаря;
- выполнением болевых приёмов плавно и без рывков (в случае исполнения бросков их необходимо проводить от середины ковра к краям);
- проведением специальной разминки, в которую включаются: кувырки вперёд, назад, через плечо, полёт-кувырок; самостраховки при падениях вперёд, назад, набок, назад набок с перекатом, кувырком, прыжком; упражнения с применением элементов борьбы (перетягивания, сваливания), упражнения в парах (перенос ассистентов на спине, верхом на плече, перед собой на руках, способом «кресло»);
- мониторингом состояния здоровья и уровня физической подготовленности сотрудников (особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья или перенёсших заболевания);
- осуществлением постоянного наблюдения за внешними признаками утомления занимающихся;
- поддержанием дисциплины в процессе занятий;
- осуществлением контроля за соблюдением установленных норм и требований безопасности.
Структурно-боевые приёмы борьбы включают пять операций [1]:
1. Навязывание хвата, подготовка к выведению из равновесия и (или) нанесение расслабляющего удара.
2. Выведение из равновесия и (или) нанесение расслабляющего удара.
3. Реализация технической основы удара.
4. Подготовка (переход) к действиям физического контроля, сковывания, сопровождения.
5. Сопровождение под воздействием болевого приёма.
Обучение боевым приёмам борьбы происходит, как правило, в три этапа [1]: На первом этапе происходит создание начального представления о двигательном составе упражнения, т.е. целостном выполнении приёма в своей основе, которое обеспечивается наглядным показом способа его выполнения, подробным рассказом и объяснением техники его выполнения, выполнением упражнений, подводящих к формированию его основы, и выполнением приёма в целом.
На втором этапе происходит процесс разучивания приёма наиболее рациональным способом, т.е. достижение правильного осознанного выполнения приёма в целом в стандартных условиях. Данный процесс осуществляется путём формирования целостного двигательного представления о направлении, форме, траектории, амплитуде, темпе, частоте, ритме и характере составляющих его движений и прикладываемых при этом усилий. Также здесь изучаются пути устранения сопутствующих (а порой и лишних) движений. На третьем этапе разученный приём доводится до совершенства путём выполнения его в постоянно усложняющихся условиях с помощью подбора ассистентов, разных по возрасту, силе, росту, весу, т.е. с нарастающим сопротивлением ассистента. Также на данном этапе разучивается выполнение приёма из различных положений и с преодолением различных препятствий.
В содержание занятий по боевым приёмам борьбы обычно включается изучение боевых стоек, ударов и защиты от ударов, болевых приёмов, бросков, удушающих приёмов, освобождений от захватов и обхватов, приемов пресечения действий с огнестрельным оружием, сковываний наручниками, связываний, проведения наружного досмотра, оказания помощи и взаимопомощи, действий с использованием специальных средств и автоматов [1].
Вместе с тем в образовательных учреждениях МВД России, несмотря на присутствие в тематических планах по физической подготовке слушателей значительной трудоёмкости по боевым приёмам борьбы, уровень владения этими приёмами не соответствует уровню мастерства, при котором эти приёмы реально могут работать в различных ситуациях силового задержания. Об этом также свидетельствуют оперативные сводки о числе погибших и травмированных сотрудников [8]. Среди путей решения этой проблемы можно отметить следующие:
1. Увеличить общую трудоёмкость изучения раздела боевых приёмов борьбы.
2. Унифицировать приёмы самозащиты, отобрав наиболее эффективные из них и их ком-
бинации, и отрабатывать их на протяжении более длительного времени, что создаст более устойчивый навык.
Следует заметить, что одного лишь обучения боевым приёмам борьбы недостаточно для формирования боевой готовности сотрудников ОВД. Важная роль здесь принадлежит их психологическому состоянию [3]. Практика показывает, что образовательный процесс необходимо формировать посредством психологической готовности сотрудников к реальному рукопашному единоборству с правонарушителями. Подобного рода подготовку возможно производить путём моделирования ситуации реального уличного боя. Для более эффективного обучения и усвоения приёмов самозащиты занимающийся должен испытать шок, подобный шоку, который испытывают при неожиданном нанесении физической боли. Только так можно найти силы для противодействия реальному противнику в схватке [3]. Мы солидарны со специалистами, которые в своих исследованиях не раз доказывали, что половина неудач при реальном контакте с правонарушителями (преступниками) связана с испытываемым сотрудниками ОВД страхом, недостаточным самообладанием, некоторыми пробелами в физической подготовке, неадекватной оценкой ситуации и проблемами с техникой применения боевых приёмов борьбы. Отметим, что если сотрудник ОВД психологически не осознаёт, что ему может быть причинена боль, то при непосредственном контакте с правонарушителем он может получить ранения, а с учётом уровня современной техники — весьма значительные. Так, сотруднику необходимо пребывать в постоянной готовности, что является важнейшим правилом самозащиты (без этого физические навыки бесполезны). Психологическую готовность, как и любой другой навык, необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Специфическими целями психологической подготовки являются формирование психических свойств личности, способствующих успешным действиям в критические моменты; атиципации, базирующейся на вероятном прогнозировании действий противника и упреждающих действиях,
а также психической устойчивости, которая направлена на обеспечение адекватного ориентирования сотрудника в пространстве и во времени [3,4].
В Северо-Кавказском институте повышения квалификации (филиале) Краснодарского университета МВД России для формирования психологической готовности к боевым приёмам борьбы (в частности, к единоборству с правонарушителями) на занятиях по физической подготовке применяются учебно-тренировочные поединки по правилам бокса, самбо, смешанных единоборств [9]. Поединки проводятся, если слушатель программы повышения квалификации сотрудников ОВД в достаточной мере владеет навыками самозащиты. Спарринги проводятся в форме вольного боя (продолжительность одного поединка — 2-4 минуты) на фоне физического утомления, которое достигается путём выполнения силового комплексного упражнения из раздела «Прикладная гимнастика и атлетическая подготовка» Наставления по физической подготовке сотрудников ОВД, т.е. на пределе физических возможностей. Преподаватели осуществляют контроль за поединком и следят за тем, чтобы у тренирующихся эмоции не брали верх и схватка не перерастала в драку. Также на занятиях практикуются спарринги с «вооружённым» противником (холодным или огнестрельным оружием) с целью совершенствования умений и навыков избегания
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Алдошин, А. В. Спорт в профессиональной физической подготовке сотрудников ОВД / А. В. Алдошин // Наука и практика. - 2014. - № 3 (60). - С. 126129.
3. Баркалов, С. Н. Психологическая подготовка в структуре учебно-тренировочного процесса по служебно-прикладным видам спорта / С. Н. Бар-калов // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции; в 2 томах. - 2016. - С. 23-27.
4. Броев, А. Х. Вопросы физической подготовки сотрудников органов внутренних дел на современном этапе / А. Х. Броев // Черные дыры в Россий-
ударов, выстрелов, порезов, а также обезоруживания правонарушителей [9]. Процесс подготовки к различным видам единоборств обладает большими потенциальными возможностями для психофизического совершенствования сотрудников ОВД, приучает их активно действовать в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, приобретать необходимый опыт волевых действий, преодоления трудностей и негативных психических состояний [5]. Занятия единоборствами влияют и на формирование морально-нравственных качеств, имеющих важное значение для сотрудников ОВД, т.к. специфика правоохранительной деятельности требует от них проявления патриотизма, преданности своему коллективу и служебному долгу, а также сформированности принципов общечеловеческой морали, законности, гуманности и профессиональной этики [10]. В заключение ещё раз хотим отметить, что занятия по физической подготовке — боевым приёмам борьбы — призваны совершенствовать двигательные действия в контексте профессионально-прикладных умений и навыков, которыми должны обладать сотрудники ОВД, т.к. современные требования, предъявляемые к сотруднику правопорядка, включают в себя проявление физических, психических, личностных качеств и двигательных навыков комплексно, что позволяет ему эффективно решать служебно-прикладные задачи.
ском законодательстве. 2016. - № 4. - С. 89-91.
5. Губжоков, А. Х. Современный подход к совершенствованию физической подготовки слушателей и курсантов в системе МВД России / А. Х. Губжоков // Современный учёный. -2017. - Т. 1, № 1. - С. 75-78.
6. Дадов, А. В. Основные ценностные ориентации сотрудников ОВД по вопросам физической подготовки / А. В. Дадов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8, № 6-2. - С. 100-103.
7. Доттуев, Т. И. Специфика профессиональной физической подготовки сотрудников ОВД / Т. И. Доттуев // В сборнике: Развитие научных направлений в современных условиях; в 2 ч. - 2017. - С. 29-32.
8. Еремин, Р. В. Физическая подготовка как фактор, определяющий качество профессиональной деятельности и развития личности / Р. В. Еремин // Наука и практика. - 2014. - № 2 (59). - С. 167-170.
9. Карданов, А. К. Вопросы организации физической подготовки с сотрудниками специальных подразделений, обучающихся по программам профес-
сиональной подготовки (на примере деятельности кафедры физической подготовки СКИ(ф) КРУ МВД России) / А. К. Карданов // В сборнике: Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики. - 2017. - С. 69-72.
LIST OF REFERENCES
1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 01 July 2017 № 450 « On approval of Manual on physical training organization in internal affairs bodies of the Russian Federation».
2. Aldoshin, A.V. Sport in professional physical training of internal affairs officers / A.V. Aldoshin // Nauka i praktika [Science and practice]. - 2014. - № 3 (60). - P. 126 - 129.
3. Barkalov, S. N. Psychological training in the structure of educational process on service related kinds of sports / S. N. Barkalov // Refinement of professional and physical training of students of military schools, educational institutions and law-enforcement agencies : the materials of XXVII International Conference on Science and Practice; in 2 vol. - 2016. - P. 23 - 27.
4. Broev, A.Kh. Issues of physical training of internal affairs officers at the present time / A. Kh. Broev // Black holes in Russian legislation. - 2016. - № 4. - P. 89 - 91.
5. Gubzhokov, A. КК Contemporary approach to the refinement of physical training for students in the system of Ministry of Internal Affairs of Russia / A. КК Gubzhokov // Sovremenny uchony [Modern scientist]. - 2017. - Vol. 1, № 1. - P. 75-78.
6. Dadov, A. V. Major value perspectives of internal affairs officers on the physical training issues / A. V. Dadov //
10. Кодзоков, А. Х. Характеристика физической подготовки как целостной системы обучения / А. Х. Кодзоков // В сборнике: Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики. -2017. - С. 78-83.
Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl' [Historical and socio-educational thought]. - 2016. - Vol. 8, № 6-2. - P. 100-103.
7. Specifics of professional physical training of internal affairs officers / T. I. Dottuev // Development of research pathways in contemporary environment : collection of articles after materials of International Conference on Science and Practice. 2 parts. - 2017. -P. 29-32.
8. Eremin, R. V. Physical training as a factor determining the quality of professional activity and personal development / R. V. Eremin // Nauka i praktika [Science and practice]. - 2014. - № 2 (59). - P. 167-170.
9. Kardanov, A. K. The issues of physical training organization for special forces personnel studying the professional training programs (on the example of the Physical Training Department of SKI(f) KRU under the Ministry of Internal Affairs of Russia) / A. K. Kardanov // In the collection of articles: Physical education and sport: actual issues of theory and practice. - 2017. - P. 69-72.
10. Kodzokov, A. Kh. Characteristics of physical training as the comprehensive educational system / A. Kh. Kodzokov // In the collection of articles: Physical education and sports: actual issues of theory and practice, 2017. - P. 78-83.