УДК 796 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10045
Тактико-технические основы применения
боевых приемов борьбы слушателями образовательных организации МВД России
Tactical and Technical Bases of Application of Fighting Methods of Fight by Listeners of the Educational Organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Ислам Хасанбиевич МЕШЕВ,
старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Аннотация. Физическая подготовка в органах внутренних дел Российской Федерации выступает составной частью системы ведомственного профессионального образования. Недооценка ее значимости оборачивается неоправданными потерями и грубыми профессиональными ошибками. Специфика профессиональной деятельности постоянно побуждает сотрудников к пребыванию в ситуациях, опасных для жизни, ввиду возросшего качественного уровня современной преступности. Поэтому по сегодняшним реалиям сотрудники правоохранительных органов должны обладать хорошим здоровьем, высоким уровнем профессиональной работоспособности, быть физически развитыми и психологически устойчивыми, уверенно владеющими приемами рукопашного боя и других видов единоборств, для того чтобы успешно справляться с возложенными на него обязанностями по противодействию правонарушителям. Одним из ведущих компонентов физической подготовки сотрудников ОВД, направленной на обучение их применению боевых приемов борьбы, является технико-тактическая подготовка, качество которой проверяется в практической деятельности.
Ключевые слова: физическая подготовка, боевые приемы борьбы, слушатели, психологическая подготовка, единоборства
Оперативно-служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел сопряжена с комплексом факторов, не имеющих места в повседневной жизни обычных людей. Специфика профессиональной
Abstract. Physical training in law-enforcement bodies of the Russian Federation acts as a component of a system of departmental professional education. Underestimation of its importance turns into unjustified losses and gross professional blunders. The specifics of professional activity constantly induce employees to stay in the situations life-threatening in view of the increased qualitative level of modern crime. Therefore on today's realities law enforcement officers have to have good health, high level of professional working capacity, to be physically developed and psychologically steady, surely owning methods of hand-to-hand fight and other types of single combats successfully to cope with the obligations for counteraction to offenders assigned to it. And one of the leading components of the physical training of staff of Department of Internal Affairs directed to training in their application of fighting methods of fight is technical and tactical preparation which quality is checked in practical activities.
Key words: physical training, fighting methods of fight, listeners, psychological preparation, single combats
деятельности постоянно побуждает их к пребыванию в ситуациях, опасных для жизни, ввиду возросшего качественного уровня современной преступности в плане технической оснащенности, а также возможности рекрутировать в свои
ряды подготовленных высококлассных специалистов [4]. Поэтому сотрудники правоохранительных органов должны обладать хорошим здоровьем, высоким уровнем профессиональной работоспособности, быть физически развитыми и психологически устойчивыми, уверенно владеющими приемами рукопашного боя и других видов единоборств, для того чтобы успешно справляться с возложенными на него обязанностями по противодействию правонарушителям.
В целях успешного противоборства с правонарушителями, в ходе которого могут наноситься травмы, привлечение слушателей образовательных организации МВД России к занятиям единоборствами, в том числе боевыми приемами борьбы, носит актуальный характер. Поэтому одним из важных аспектов системы физической подготовки слушателей является максимальное приближение содержания образовательного процесса к специфике выполняемых ими задач [2].
Для решения задач, связанных с повышением профессионального мастерства слушателей, поощряются виды спорта, направленные на формирование и поддержание психофизических качеств и двигательных навыков, столь нужных для дальнейшей оперативно-служебной деятельности. Особенное значение при этом приобретают система подготовки и тактика использования слушателями боевых приемов борьбы сначала в ходе учебно-тренировочного процесса, а затем и в ходе исполнения ими служебных обязанностей. Так, занятия по изучению и отработке боевых приемов борьбы должны проводиться в условиях, моделирующих оперативную обстановку, специфичную для служебной деятельности подразделения (дом, улица, вагон поезда и т.д.) [3]. При этом следует помнить о мерах безопасности, которые обеспечиваются предупреждением травматизма, а именно [1]:
■ знанием приемов страховки и самостраховки (разучивание приемов осуществляется на первых занятиях и в дальнейшем постоянно совершенствуются);
■ четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения;
■ выполнением болевых приемов плавно и без рывков (в случае исполнения бросков их необходимо проводить от середины ковра к краям);
■ проведением специальной разминки, в которую включаются кувырки вперед, назад, через плечо, полет-кувырок;
■ самостраховки при падениях вперед, назад, на бок, назад на бок с перекатом, кувырком, прыжком;
■ упражнения с применением элементов борьбы (перетягиваний, сваливаний), упражнения в парах (перенос ассистентов на спине, верхом на плече, перед собой на руках, способом «кресло»);
■ осуществлением постоянного наблюдения за внешними признаками утомления занимающихся;
■ поддержанием в процессе занятий дисциплины;
■ осуществлением контроля за соблюдением установленных норм и требований безопасности.
Структурно тактико-технический прием состоит из пяти элементов [1]:
1) навязывание хвата и подготовка к выведению из равновесия и (или) нанесение расслабляющего удара;
2) выведение из равновесия и (или) нанесение расслабляющего удара;
3) реализация технической основы удара;
4) подготовка (переход) к действиям физического контроля, сковывания, сопровождения;
5) сопровождение под воздействием болевого приема.
Приобретение навыков боевых приемов борьбы происходит в три этапа [1].
На первом этапе происходит создание начального представления о двигательном составе упражнения, т.е. целостного выполнения приема в своей основе, которое обеспечивается наглядным показом способа его выполнения, подробным рассказом и объяснением техники его выполнения, выполнением упражнений, подводящих к формированию его основы, и в заключении выполнением приема в целом.
На втором этапе происходит процесс разучивания приема наиболее рациональным способом, т.е. достижение правильного, осознанного выполнения приема в целом в стандартных условиях. Данный процесс осуществляется путем формирования целостного двигательного представления о направлении, форме, траектории, амплитуде, темпе, частоте, ритме и характере составляющих его движений и прикладываемых при этом усилий. Здесь изучаются также пути устранения сопутствующих (а порой и лишних) движений.
На третьем этапе разученный прием доводится до совершенства путем выполнения его в постоянно усложняющихся условиях с помощью подбора ассистентов, разных по возрасту, силе, росту, весу, т.е. с нарастающим сопротивлением ассистента. Также на данном этапе разучивает-
176
Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 1
ся выполнение приема из различных положений и с преодолением различных препятствий.
Одним из ведущих компонентов физической подготовки слушателей, направленной на обучение их применению боевых приемов борьбы, является технико-тактическая подготовка, качество которой проверяется в практической деятельности. Поэтому, с одной стороны, необходимо точно изучить обстоятельства и закономерности применения боевых приемов борьбы, а с другой — правильно применить теоретические знания [3].
В образовательных организациях МВД России, несмотря на присутствие в тематических планах по физической подготовке слушателей значительного объема часов по боевым приемам борьбы, уровень владения этими приемами не соответствует уровню мастерства, при котором эти приемы реально работали бы в различных ситуациях силового задержания. Об этом также свидетельствуют оперативные сводки о числе погибших и травмированных сотрудников. Среди путей решения этой проблемы можно предложить следующие [2]:
1) еще более увеличить общее количество часов для изучения раздела боевых приемов борьбы;
2) унифицировать приемы самозащиты, отобрав наиболее эффективные из них и их комбинации, и отрабатывать их на протяжении более длительного времени, что создаст более устойчивый навык.
При проведении занятий особое значение имеют также следующие факторы подготовленности:
1) твердое знание особенностей и трудностей, влияющих на решение оперативно-служебных задач, в числе которых можно назвать конкретные ситуации профессиональной деятельности. К ним относятся не только реальные трудности, встречающиеся во время исполнения служебных обязанностей, но и такие психогенные факторы, как оружие в руках преступника (пистолет, нож, разбитая бутылка, топор и т.д.), вкупе со сбива-
ющими факторами (крики, отсутствие или избыток освещения, дефицит времени, полученные ранения и т.д.);
2) натренированность в выполнении приемов рукопашного боя в психологически напряженных условиях, которая формируется средствами моделирования реальных условий оперативно-служебной деятельности при совершенствовании боевых приемов борьбы.
Выводы. Таким образом, приобретение практических навыков в различных видах единоборств обладает большими потенциальными возможностями для психофизического совершенствования слушателей образовательных организаций МВД России, приучает их активно действовать в опасных и экстремальных ситуациях, приобретать необходимый опыт волевых действий, преодоления трудностей и негативных психических состояний [3].
Список литературы
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Губжоков А.Х. Современный подход к совершенствованию физической подготовки слушателей и курсантов в системе МВД России // Современный ученый. 2017. Т. 1. № 1. С. 75—78.
3. Доттуев Т.И. Специфика профессиональной физической подготовки сотрудников ОВД // Развитие научных направлений в современных условиях: Сб. В 2 ч. Ростов н/Д, 2017. С. 29—32.
4. Карданов АК. Вопросы организации физической подготовки с сотрудниками специальных подразделений, обучающихся по программам профессиональной подготовки (на примере деятельности кафедры физической подготовки СКИ(ф) КРУ МВД России) // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики. 2017. С. 69—72.