УДК 796/799
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ОПЕРАТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
М.Ю. Никифоров*
В статье автором обозначены проблемы формирования профессионально-важных качеств оперативных сотрудников ОВД средствами физической подготовки. Предлагаются содержание и методика проведения занятий по физической подготовке с сотрудниками ОВД, определены способы решения создавшейся проблемной ситуации.
Ключевые слова: оперативный сотрудник ОВД; физическая подготовка; служебно-боевая ситуация; экстремальная ситуация; базово-кустовой метод; профессионально-прикладная физическая подготовка; рукопашный бой.
PROBLEMS OF FORMATION OF PROFESSIONAL MAJOR AS OPERATIONAL POLICE OFFICERS MEANS OF PHYSICAL TRAINING M.Y. Nikiforov
In this paper the author indicated the problem of professionally-important qualities of operational police officers by means of physical training. Proposed content and methodology of the study on physical training with the staff of internal affairs bodies, identified ways to solve the created problem situation.
Keywords: operational law enforcement officers; physical training; service and combat situations; extreme situation; the base-pad method; professional physical training; unarmed combat.
Существующее положение дел в Российском обществе, предъявляет повышенные требования к деятельности различных служб органов внутренних дел, где особая угроза обществу возникла со стороны организованной преступности. Настроения общества в целом также требует концентрации усилий и профессионализма специалистов силовых структур. Это ярко прослеживается в вооруженном противостоянии на Северном Кавказе, где создавшаяся ситуация потребовала адекватного реагирования органов государственной власти, и плата за непрофессионализм непозволительно высока.
В сложившейся ситуации особая роль отводится специальным подразделениям и оперативным
службам ОВД, профессионально занимающихся обеспечением операций по задержанию, сопровождению и обезоруживанию лиц, совершивших преступления. Это, в свою очередь, поставило определенные задачи перед оперативными подразделениями правоохранительных органов, квалификационный уровень, физическое развитие и здоровье которых зависят от научно обоснованной организации профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД, база которой закладывается в учебных заведениях системы МВД.
В настоящее время имеется положительный опыт создания программ по физической подготовке для различных специальных подразделений
* Никифоров Михаил Юрьевич, адъюнкт кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: mixanik-73@mail.ru
МВД России.
Тем не менее, подготовка сотрудников оперативных подразделений проводится согласно рабочим учебным программам, разработанным в соответствии с Приказами МВД России № 412 от 29.06.1996г. и дополнившем его № 510 от 15.05.2001г., в которых недостаточно освещены вопросы повышения уровня физической подготовленности в зависимости от профессиональных требований и реальных условий деятельности. В результате этого основной упор на занятиях по физической подготовке делается на формирование у личного состава общепринятых для всех служб двигательных умений и навыков.
Практическая деятельность требует от оперативных сотрудников ОВД не только должной физической подготовленности, необходимой для поддержания высокой боеготовности, но и достаточного уровня профессионализма для действий в экстремальных ситуациях при задержании преступников. Однако целенаправленному развитию профессионально-важных качеств, двигательных умений и навыков должного внимания не уделяется, так как данный раздел профессиональноприкладной физической подготовки оперативных сотрудников в должной мере не изучен. В результате этого отсутствуют четкие дифференцированные требования к профессионально-прикладной физической подготовленности оперативных сотрудников ОВД.
Значимость физической подготовки для развития профессионально важных физических качеств, умений, навыков, адаптационных возможностей организма, повышения физической и умственной работоспособности, функциональных резервов организма бесспорна.
Служебно-боевая деятельность оперативных сотрудников ОВД предъявляет высокие требования к подвижности нервных процессов, эмоционально-волевой сфере, качествам памяти, внимания и мышления. Широкое применение специфических средств и методов физического совершенствования в процессе занятий по физической подготовке для решения разнообразных задач, стоящих перед физической подготовкой сотрудников ОВД, требует более пристального внимания к расширению возможности развития физических качеств, двигательных навыков, психофизиологических, психомоторных и социальнопсихологических показателей.
Следует обратить внимание, что большин-
ство специалистов по физической подготовке акцентируют внимание на развитии общей выносливости как базового физического качества сотрудников ОВД. Ряд данных свидетельствуют о высокой эффективности физических упражнений в повышении умственной и профессиональной работоспособности.
С целью решения проблемы подготовки оперативных сотрудников ОВД к служебно-боевой деятельности, нами проводился эксперимент на базе ГОУ СПО СПБ ССШМ МВД России (в настоящее время факультет №7 СПб Университета МВД России) в г. Петродворец в период с 2006 по 2008 годы с курсантами специального факультета.
В ходе эксперимента проводились занятия по физической подготовке в рамках установленной учебной программы.
Контрольные группы обучались по «устоявшейся», традиционной системе подготовки курсантов учебных заведений МВД России, согласно учебного плана и рабочей программы, в соответствии с действующими приказами, регламентирующими физическую подготовку.
Экспериментальные группы изучали те же, установленные приказами боевые приемы и технические действия, но в измененных, искусственно смоделированных условиях.
По итогам обучения состоялся итоговый экзамен, принятый экспертной комиссией.
Учебные занятия проводились:
- с контрольными группами в специально установленных учебных местах (спортивные площадки, спортивные залы);
- с экспериментальными группами вне спортивного зала, в нестандартных условиях, дополнительно давались различные вводные, изменялись условия выполнения упражнений и заданий, менялись задачи, с целью моделирования возможных служебно-боевых ситуаций.
Особенностью проведения занятий с экспериментальными группами являлось изучение приемов и технических элементов рукопашного боя, в «уличных условиях», после легкоатлетического кросса 2-3 километра вне зависимости от погодных условий. После короткой (7-10 мин.) интенсивной вводной части, следовала основная часть занятия, в которой изучались 2-3 приема рукопашного боя в различных комбинациях и вариантах со сменой партнеров, применялись различные вводные задачи, менялись условия выполнения заданий. Завершалось занятие бегом слабой ин-
тенсивности 1-1,5 км, «дыхательными» и восстановительными упражнениями.
В разделе «Ударная техника» изучались: стойки, передвижения, удары руками и ногами, комбинации защитно-атакующих действий. Все технические действия отрабатывались в парах, проводилась смена партнеров, занятия проводились не только на ровной площадке, но и на склоне, что позволяло одному из обучаемых находиться выше (или ниже) другого, что, в свою очередь, несколько меняло стандартную технику выполнения, внося элемент приспособленности к реальным условиям применения той или иной комбинации технических действий. Введена защита от нескольких нападающих, что отсутствует в основной учебной программе.
Аналогично отрабатывалась тема «Способы задержания и сопровождения», с обязательным изучением переходов от приема к приему. Например, от «нырка» к «рычагу руки наружу», от «рывка» к «рычагу руки наружу», от «рычага руки наружу» к «рычагу руки внутрь», от «рычага руки внутрь» к «рычагу руки наружу», от «рычага руки через предплечье» к рычагу руки наружу». Сам способ задержания противника «рычагом руки наружу» изучался в сочетании с задней подножкой, подсадом, «забеганием» за спину противника. Эти приемы также отсутствуют в учебной программе, хотя их необходимость и преимущество очевидны.
Техника бросков изучалась и отрабатывалась изначально на борцовском ковре, после обучения способам самостраховки, затем в «уличных условиях», на жесткой поверхности. Переход к броску отрабатывался после проведения связки ударов. Борьба в партере изучалась преимущественно в условиях зала, спортивного поединка, и носила, в основном, ознакомительный характер, так как в реальной служебно-боевой ситуации ведение боя оперативным сотрудником ОВД в партере крайне неэффективно и чревато негативными последствиями. В «уличных условиях» экспериментальные группы бросок заканчивали не удержанием, как того требуют регламентирующие документы, а нейтрализующим «противника» ударом и переходом на задержание и сопровождение.
Защита и обезоруживание от угрозы ножом изучалась не только от так называемых штатных ударов (сверху, сбоку в шею, «тычок» в грудь, наотмашь в грудь, снизу в живот), но и дополнительно от ударов по другим уровням возможной атаки с применением базово-кустового метода
обучения, также показаны различные способы выбивания оружия.
Защита от угрозы огнестрельным оружием (пистолет) в экспериментальных группах отработана с изучением не только «рычага руки наружу», как это предложено учебным планом, но и с другими техническими элементами и вариантами выбиваний пистолета из рук нападающего, что позволило курсантам освоить более вариативную и эффективную технику защиты. К сожалению, следует отметить, что НФП МВД не предусматривают в должной мере, обучение сотрудников ОВД обезоруживанию преступников, вооруженных длинноствольным (автомат, ружье и др.) оружием, нет обучения работе с подручными средствами.
Тема «Взаимопомощь сотруднику» рассмотрена более глубоко и разносторонне, чем это предложено учебной программой, базирующейся на действующих нормативных документах.
В учебном процессе активно применялся игровой метод обучения. Так, к примеру, в завершении основной части занятия, курсантом предлагалось для закрепления изученного материала, в эстафете, разделившись на команды, отработать учебный материал с выполнением приема после некоторых вводных задач (короткого, обусловленного спарринга, двух-трех кувырков и т.д.), выполнить задание не только на правую, но и на левую руку противника.
Таким образом, нам удалось в установленных временных рамках учебного процесса, в экспериментальных группах, отработать с обучаемыми все предложенные учебной программой приемы и технические действия и без ущерба для учебного процесса обучить курсантов, с использованием базово-кустового метода, более эффективной и вариативной технике ведения рукопашного боя.
Безусловно, возросла и моторная плотность учебного занятия, но на наш взгляд (при организации грамотных восстановительных мероприятий), это только закалит и психологически подготовит будущих сотрудников ОВД к дальнейшему несению службы в служебно-боевых, экстремальных ситуациях.
Во время обучения применялись различные методы и приемы психологической подготовки к рукопашному бою, что позволило сформировать у будущих сотрудников ОВД уверенность в своих силах и готовность применения полученных умения на практике.
В учебных заведениях системы МВД, неоцени-
ма роль утренней физической зарядки, так как основные, базовые технические приемы вполне допустимо отрабатывать именно на ней, ежедневно.
По завершении всего курса обучения экспертной комиссией принят выпускной экзамен в контрольных и экспериментальных группах. Общая оценка, выставляемая курсантам, складывалась из трех показателей:
1) Оценка за выполнение комплексного силового упражнения (КСУ);
2) Оценка за легкоатлетический кросс 3 км;
3) Оценка за выполнение пяти приемов рукопашного боя по экзаменационному билету.
Полученные нами данные позволяют утверждать, что предложенные содержание и методика обучения позволяют подготовить в тех же установленных временных рамках учебного процесса, хорошо обученных сотрудников ОВД, готовых применять эффективную и вариативную технику рукопашного боя в служебно-боевых ситуациях.
Таким образом, для достижения необходимой служебно-боевой подготовленности оперативным сотрудникам ОВД, наряду с определенным уровнем развития физических качеств и двигательных навыков, необходимо обладать устойчивыми навыками ведения рукопашного боя, высоким уровнем развития психомоторных и психофизиологических показателей. Доказано, что высокая физическая подготовленность и функциональные возможности организма позволяют существенно сократить период адаптации к профессиональной деятельности, а также снизить напряженность приспособительных проявлений и негативных последствий служебно-боевой деятельности.
Успешное решение вопросов подготовки высококвалифицированного специалиста ОВД невозможно без профилирования процесса физической подготовки в соответствии с особенностями будущей профессии. Различия в требованиях к уровню физической подготовленности специалистов ОВД диктуют необходимость соответствующей профессионально-прикладной физической подготовки, что предполагает конкретную целевую ориентацию на профессиональную деятельность, учет особенностей выполняемых действий, требований к физическим и психическим качествам и других факторов.
В исследованиях многих ученых отмечается, что оперативно-служебные действия сотрудников правоохранительных органов МВД России по пресечению противоправных действий происходят
по схеме: поиск - преследование - единоборство и задержание сопротивляющихся правонарушителей, что требует специальной подготовленности к комплексному единовременному проявлению профессионально значимых качеств, способствующих успешному выполнению служебно-боевых задач оперативной деятельности сотрудников ОВД. Принцип разработки таких упражнений один - моделирование в этих упражнениях объема, структуры физических и психических нагрузок, а также последовательности компонентов и элементов профессиональной, служебной деятельности, а именно обучать следует тому - что необходимо в службе.
Несмотря на решение определенных проблем, профессионально-прикладной физической подготовки курсантов системы МВД и других силовых структур России, ряд вопросов комплексной подготовки, рукопашного боя, преодоления препятствий, оптимизации обучения в различных формах физической подготовки сотрудников оперативных подразделений МВД России еще требует своего решения.
Проблема подготовки оперативных сотрудников ОВД, не достаточно охвачена научным вниманием и нуждается в рассмотрении, в частности на этапе прохождения обучения в образовательных заведениях МВД России, остро стоит вопрос содержания и методики подготовки.
По нашему мнению следует особо уделить внимание:
- необходимости специализации образовательных программ по физической подготовке в учебных заведениях системы МВД на обучение специалистов с заложенными профессионально важными качествами, учитывая профессиограмму каждой «милицейской специальности»;
- максимальной степени адаптированности на научной основе существующих методик, не только в формировании физической культуры как таковой, но и в формировании профессионально важных качеств специалиста ОВД.
Профессионально адаптированные методика и содержание физической подготовки оперативного сотрудника ОВД, проходящего подготовку в учебном заведении системы МВД России, позволит повысить уровень профессионально важных физических и психических качеств.
Более высокие показатели физического развития и психики повысят готовность к профессиональной деятельности.
Полученная подготовка максимально эффек- выполнять свои служебные обязанности. Что и яв-тивно позволит адаптироваться молодому специа- ляется основной целью обучения в вузе системы листу на новом месте службы и профессионально МВД России.
Литаратура
1. Ашкинази С.М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в вооруженных силах Российской Федерации. / Под ред. В.Л. Марищука - СПб.: ВИФК, 2001. - 241 с.
2. Ашкинази С.М., Климов К.В. Базовая техника рукопашного боя как синтез техники спортивных единоборств: (учеб.-метод. пособие). - СПб.: Изд-во СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - 79 с.
3. Барчуков И.С. Физическая подготовка личного состава спецподразделений. — М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 251 с.
4. Курамшин, Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: методическое пособие для студентов институтов физической культуры. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1991.-210 с.
5. Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД Российской Федерации // Щит и меч. - 1996. - № 11 (322).
6. Кадочников A.A. Психологическая подготовка к рукопашному бою. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 347 с.
7. Рукопашный бой и спортивные единоборства: Учебник / Под общ. ред. A.B. Зюкина. — СПб.: МО РФ 2005.-431с.