Научная статья на тему 'К вопросу развития методики обучения боевым приёмам борьбы сотрудников полиции'

К вопросу развития методики обучения боевым приёмам борьбы сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / POLICE OFFICERS / САМБО И ДЗЮДО / SAMBO AND JUDO / СПОРТ / SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хромов Вадим Анатольевич, Платонов Дмитрий Анатольевич, Чехранов Юрий Валентинович, Пужаев Владимир Владимирович

Прослеживаются вопросы истории развития методики обучения самозащите в системе правоохранительных органов, даётся обоснование внедрения спортивного компонента в процесс физической подготовки сотрудников полиции России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хромов Вадим Анатольевич, Платонов Дмитрий Анатольевич, Чехранов Юрий Валентинович, Пужаев Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of development of a technique of training in fighting methods of fight of police officers

Annotaition. The article traces the history of the teaching methods of self-defense in the law enforcement system, provides rationale for the introduction of the sports component in the process of physical training of police officers in Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу развития методики обучения боевым приёмам борьбы сотрудников полиции»

УДК 37 ББК 74

к вопросу развития методики обучения боевым приёмам борьбы

сотрудников полиции

вадим Анатольевич хромов,

Временно исполняющий обязанности начальника кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

E-mail: fizpo-mosumvd@yandex.ru;

дмитрий анатольевич платонов,

заместитель начальника кафедры физической подготовки Московского университета МВД России; E-mail: fizpo-mosumvd@yandex.ru;

юрий Валентинович чехранов,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, E-mail: yvch@mail.ru;

Владимир Владимирович пужаев,

адъюнкт кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя; Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки оздоровительной и адаптивной физической культуры

Citation-индекс в электронной библиотеке нииОн

Аннотация. Прослеживаются вопросы истории развития методики обучения самозащите в системе правоохранительных органов, даётся обоснование внедрения спортивного компонента в процесс физической подготовки сотрудников полиции России.

Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники полиции, самбо и дзюдо, спорт.

Annotaition. The article traces the history of the teaching methods of self-defense in the law enforcement system, provides rationale for the introduction of the sports component in the process of physical training of police officers in Russia.

Keywords: physical training, police officers, sambo and judo, sports.

Основы отечественной современной методики подготовки сотрудников силовых структур закладывались столетиями — ведь ещё в княжеские дружины на Руси брали рослых, здоровых парней, имевших опыт уличных баталий «стенка на стенку» или смертельных схваток на полях боевых сражений. Тем самым, издревле, в числе требований к подготовленности людей, непосредственно охраняющих государственные интересы, устанавливались не только хорошие физические данные, а также наличие опыта ведения поединков с противниками, соответствующая психическая устойчивость к неожиданным, зачастую опасным, ситуациям. Сама методика, как алгоритм обучения, сложилась намного позже, но обязательная практика ведения единоборств сохранила актуальность и поныне. В те же времена приёмы ведения противоборств передавались опытными

бойцами из поколения в поколение, при отсутствии их определённой систематизации и классификации.

Ведущий российский специалист в области истории отечественного рукопашного боя М.Н. Лукашёв отмечает, к XIX веку в мире возникла необходимость создания систем физического воспитания военной направленности. Армейские специалисты в первую очередь оценили необходимость занятий физическими упражнениями и навыков приёмов рукопашного боя. В то же время, технический прогресс и бурное развитие новых вооружений вызывали у многих военных специалистов скептическое отношение к пользе приёмов рукопашного боя.

Однако специалисты правоохранительных структур во всём мире оценили перспективы внедрения в процесс обучения полицейских приёмы защиты, обе-

зоруживания и задержания из борьбы джиу-джитсу, которую активно рекламировали японские миссионеры. В Россию им путь был закрыт в силу разразившейся в 1904-1905 г. русско-японской войны. Но редкие книги по джиу-джитсу в Россию всё-таки доходили и позволяли россиянам знакомиться с методикой этого экзотического единоборства.

Так, в интервью журналу «Русский спорт» в 1910 году, один из самых известных специалистов российской атлетики начала XX века, опытный борец В. Пыт-лясинский сообщал о том, что «...джиу-джитсу менее всего нужно для армии. Для членов полиции, при условии умелого пользования, джиу-джитсу может быть применимо с большим успехом». Кстати, у Пытлясин-ского к тому времени уже был опыт обучения в 1898 г. петербуржских полицейских приёмам самообороны без оружия на основе приёмов французской борьбы. Таким образом, первые уроки самообороны российские полицейские получили от крупного специалиста спортивной борьбы, хорошо знакомого с методикой воспитания физической силы, а вот с приёмами рукопашного боя известный атлет и педагог был знаком лишь поверхностно.

Зарубежная полиция в начале XX в. активно взялась изучать приёмы джиу-джитсу, стали выходить печатные пособия по применению приёмов самозащиты, как для обывателей, так и для полицейских. Аналогичные издания книг с оригинальными приёмами стали выходить и в России. Например, пособия по джиу-джитсу на русском языке американца Ханкока, японца Ашикаги, француза Э. Андрэ адресовались всем гражданам, желающим уметь самостоятельно обороняться.

Первое «Руководство» по самообороне для полицейских было издано в Санкт-Петербурге, предположительно в 1902 году, «неким полицейским чином И.А. Смирновым». В нём довольно примитивным языком было описано всего пять приёмов самообороны и обезоруживания. Поэтому о полноценной системе обучения в то время пока говорить было рано.

Затем в 1909 г. выходит книга капитана столичной полиции Демерта «33 боевых приёма нападения, обороны и обезоруживания по японской системе ЖИУ-ЖИТСУ», адресованная непосредственно российским полицейским. В ней уже имелись некоторые методические указания и отобраны только те приёмы, «которые вполне удобоприменимы и пригодны в полицейском деле». Автор отказался от японской терминологии приёмов, применяя русскоязычные их названия, часть из которых актуальна до сегодняшнего дня, например, «рычаг». По сути, это было первое Наставление для полицейских России, по которым рекомендовалось

самостоятельно изучать боевые приёмы борьбы. При этом ряд приёмов, пусть с несколько изменёнными названиями и способами их выполнения, находит отражение и в современных Наставлениях для российских полицейских.

И всё-таки создателем первой отечественной системы рукопашного боя для полиции специалисты признают Ивана Владимировича Лебедева — автора официального полицейского руководства «Самооборона и арест», изданного «по распоряжению Петроградского градоначальника князя А.Н. Оболенского в 1915 году». При этом сам автор, знаменитый специалист спортивной борьбы «дядя Ваня», в 1914 г. апробировал свою систему, обучив в своей школе тридцать городовых — служащих уголовной полиции Санкт-Петербурга. Следует отметить, что и второй специалист, обучавший российских полицейских самообороне, был спортсменом-борцом, прекрасно владеющим методами обучения приёмам борьбы.

Конечно, непосредственной преемственности методика, созданная И.В. Лебедевым для обучения полицейских царской России, в стране Советов получить не могла. Но предложенные этим «профессором атлетики» принципы обучения положительно сказались на создающейся методике обучения сотрудников советской милиции, основоположниками которой стали родоначальники отечественной системы самозащиты — В.А. Спиридонов и В.С. Ощепков.

Виктор Афанасьевич Спиридонов, бывший офицер царской Армии, самостоятельно изучавший приёмы джиу-джитсу, стал одним из авторов пособия для красноармейцев «Способы защиты и нападения без оружия. Французская борьба, бокс, джиу-джитсу», вышедшего в 1925 году. А уже в 1927 г. он публикует книгу «Руководство самозащиты без оружия по системе джиу-джитсу», адресованную сотрудникам правоохранительных органов — ОГПУ В.А. Спиридонов с 1920 г. преподавал джиу-джитсу курсантам Московской школы милиции. Он первым классифицировал боевые приёмы борьбы, применив русскую терминологию. Ему принадлежит авторство таких терминов как «дожим кисти», «удержание», «узел» и других. Да и название национальной российской борьбы САМБО было придумано В.А. Спиридоновым, трансформируясь сначала из «САМ» и «САМОЗ» в привычную сегодня аббревиатуру.

В.А. Спиридонов понимал, что без тренировок в условиях сопротивления сложно добиться существенных навыков, необходимых для задержания правонарушителей, поэтому включил в занятия соревновательный метод по правилам, исключающим удары и

опасные приёмы. Но броскам автор уделял мало значения, считая их лишь вспомогательными действиями, поэтому борьба проводилась, в большей степени, лёжа, а болевые и удушающие приёмы разрешалось проводить в стойке.

Как раз роль бросков в спортивном компоненте служебно-прикладной подготовки сотрудников ОВД прекрасно понимал Василий Сергеевич Ощепков, обладатель чёрного пояса мастера дзюдо, полученного им в японской школе Кодокан. Вернувшись после обучения из Японии в Россию в 1914 году, В.С. Ощепков организовал во Владивостоке первую отечественную секцию дзюдо. Приняв советскую власть, он был командирован в Японию для выполнения заданий военной разведки. В 1926 г. он отзывается в СССР, успевает выпустить во Владивостоке в 1927 г. курс инструкторов по дзюдо. В 1927-1929 годах он работает в Новосибирске, а с сентября 1929 г. он работает в Москве — в ЦДКА, ГЦОЛИФКе. В 1930 г. он приглашается на работу в Центральную высшую школу Рабоче-крестьянской милиции, где активно работал до 1934 г. В.С. Ощепков проводил с курсантами занятия по собственной методике, в основе которой были обязательные спортивные занятия борьбой дзюдо, в которых броски имели ведущее значение. При этом он скептически относился к целесообразности обучения курсантов болевым приёмам задержания в стойке по системе Спиридонова, считая более практичным проведение их после сбивания противника в партер.

И это был далеко не единственный повод для разногласий двух выдающихся специалистов рукопашного боя, предопределивших конфликт их взаимоотношений. Методика подготовки сотрудников милиции В.А. Спиридонова к тому времени была признана официальной, точка зрения В.С. Ощепкова в руководстве поддержки не получила и в 1934 г. он увольняется из высшей школы милиции. Неоднократные попытки Ощепкова отстоять свою правоту успеха не имели, а разрабатываемая им, параллельно со спиридоновской САМОЗ, новая система борьбы, в своём названии «борьба вольного стиля дзюу-до», имела прямое указание на японское происхождение её истоков. В 1937 году, в разгар сталинских репрессий, это сыграло трагическую роль, октябрьской ночью В.С. Ощепков был арестован и вскоре умер в Бутырской тюрьме.

В дальнейшем, один из его наиболее талантливых учеников, Анатолий Аркадьевич Харлампиев, продолжил и завершил разработку нового вида спортивной борьбы, получившей сначала название «борьба вольного стиля». Опасный в то время термин «дзюу-до», напоминавший о японских корнях борьбы, из названия был вычеркнут.

В июне 1938 г. в г. Москве проводятся первый Всесоюзный сбор тренеров и учебно-методическая конференция, на которых определилось развитие нового вида борьбы. С важными докладами на конференции выступил старший тренер сбора А.А. Харлампиев.

День издания Приказа ВКФКиС от №633 «О развитии борьбы вольного стиля» 16 ноября 1938 г. стал днём рождения новой борьбы, в 1946 г. получившей современное название САМБО. А.А. Харлампиевым была усовершенствована систематика, терминология всех разделов самбо и методика обучения приёмам, соревнования стали проводиться от Первенств клубов до Чемпионатов России, Европы и мира. Именно благодаря А.А. Харлампиеву самбо приобрело широкую популярность и общую доступность, позволившую ей выйти на международный уровень, а в России стать национальным видом спорта.

В настоящее время боевые приёмы борьбы, построенные на основе самбо, являются ведущим компонентом в Программах физической подготовки полицейских России, в которых также большое внимание уделяется развитию всех физических качеств — силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости. Для этого в Методике физической подготовки сотрудников правоохранительных органов рекомендуется использовать упражнения легкой атлетики, прикладной гимнастики, спортивные игры, плавание и лыжи (при возможности), преодоление полосы препятствий, изучение техники и тактики боевых приёмов борьбы. В то же время необходимо отметить, что массово соревновательный метод обучения БПБ, как и 80 лет назад, фактически не применяется.

Обучение приёмам самозащиты в образовательных организациях МВД России сведено к обретению курсантами и слушателями навыков демонстрации решения задач, связанных с ограничением передвижения ассистента, не оказывающем существенного сопротивления. При этом целью занятий по БПБ, указанной в Наставлении-2012, является формирование навыков применения боевых приёмов борьбы и обеспечения личной безопасности сотрудников, воспитания смелости, решительности и находчивости. Но такая цель мало согласуется с предлагаемым содержанием занятий, предусматривающим только изучение приёмов и тренировку в их выполнении.

Раздел учебно-боевой практики Наставления предусматривает спортивный компонент в виде проведения учебно-тренировочных поединков по единоборствам, но только для специальных подразделений. Для остальных сотрудников МВД России в разделе указаний по проведению занятий по БПБ предлагается

при совершенствовании приёмов в качестве усложняющих условий применять «учебные схватки по заданиям руководителя учебной группы». Но критерием уровня владения БПБ является только демонстрация их выполнения, что не может являться стимулирующим фактором для обучения борьбе. Специалистами самозащиты отмечается, что только в противоборстве с реально сопротивляющимся напарником (а не просто послушным ассистентом) можно приобрести навыки тактических действий, ведь тактика и проявляется в способах преодоления сбивающих факторов, важнейшим из которых выступает сопротивление соперника.

Чтобы выполнить приём на ассистенте, даже изображающем «нарастающее сопротивление», не требуется «смелости, решительности и находчивости». А у сотрудника, обученного навыкам демонстрации приёмов, не сформируются навыки их применения в экстремальной ситуации. В этой связи возникает закономерный вопрос, сможет ли такой полицейский «обеспечить личную безопасность», тем более, безопасность окружающих?

Методика подготовки сотрудников правоохранительных органов в своей основе содержит такие виды спорта как самбо и дзюдо, поэтому занятия ими на уровне массового спорта просто необходимы. Но подобный подход не находит отражения в Наставлении, соответственно, и не востребован в Программах по физической подготовке полицейских.

В 1932 г. вышел комплекс ГТО II ступени, в который был включён раздел системы самозащиты, разработанный В.С. Ощепковым. В этот раздел были включены в качестве обязательного компонента «вольные схватки», поскольку, по мнению автора «.без сохранения спортивных принципов нельзя достичь практического освоения этой системы, невозможно овладеть техникой и развить ориентировку в комбинированном применении изученных приёмов.». Бескомпромиссные схватки по самбо и дзюдо позволяют полицейским наиболее эффективно обучаться самозащите без особых опасений за свою жизнь и здоровье. Именно такого отношения к спорту добивался В.С. Ощепков, работая в высшей школе милиции в 1930-1934 годах, но не был услышан.

Краткий экскурс в историю развития боевых приёмов борьбы позволил выявить, что основы методики обучения полицейских в России закладывались специалистами спортивной борьбы, которые прекрасно понимали, что сотрудникам правоохранительных органов без практических поединков на спортивной основе невозможно обрести навыки преодоления сопротивления правонарушителей.

Сегодня, когда Президент России В.В. Путин возрождает комплекс ГТО, возвращая на путь занятий физической культурой всё население страны, необходимо в Методику подготовки сотрудников полиции широко внедрять массовый спорт и, в первую очередь, такие виды как самбо и дзюдо. Это необходимо не ради спортивных успехов, а в целях достижения сотрудниками более высокого уровня своего профессионализма.

Литература

1. Приказ МВД РФ № 1025 от 13 ноября 2012 г. «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

2. Лукашев М.Н. На заре российских систем рукопашного боя / М.Н. Лукашев. — М.: Будо-спорт, 2003 — 124 с.

3. Ознобишин Н.Н. Искусство рукопашного боя / Н.Н. Ознобишин — М: ФиС, 1999. — 78 с.

4. Овчинников, В.А. Исторический анализ целей и содержания различных безоружных единоборств / В.А. Овчинников, Ю.А. Шапошников, Р.А. Исаев. Вестник Волгоградской академии МВД России, №3 — Волгоград: ВА МВД России, 2012 — с. 137-141.

5. Организация и методика проведения занятий по специальной физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России: Учебно-методическое пособие — М.: ЦОКР МВД России, 2008. — 216 с.

6. Сагалеев А.С. Актуальность исследования спорта как модели деятельности человека в экстремальных условиях в контексте дихотомии «Восток-Запад» / С.В.Калмыков, А.С.Сагалеев // Теория и практика физической культуры.-2000.- №10.- С. 38-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.