Стрига Олег Николаевич
преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Боевые искусства как часть специальной подготовки
В статье рассматриваются различия в методике усвоения технико-тактических действий в боевых системах мира, а также специфика рукопашного боя в МВД России.
Ключевые слова: боевые искусства, рукопашный бой, прием, специфика, самозащита, задержание, поражение.
O.N. Striga, Teacher of a Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Martial arts as а part of special training
The article discusses the differences in the methods of mastering technical and tactical actions in combat systems of the world, as well as the specifics of hand-to-hand combat in the Ministry of the Interior of Russia.
Key words: martial arts, hand-to-hand combat, reception, specificity, self-defense, detention, defeat.
В боевых системах мира есть некоторые различия в содержании и методике усвоения технико-тактических действий.
Значительная часть упражнений восточных боевых искусств представляет собой имитацию боя с воображаемым противником [1; 2; 3]. Упражнения эти проводятся с оружием и без оружия, с использованием подручных предметов. Основным их признаком является одиночная демонстрация, что относит их к упражнениям демонстративной направленности, развивающим самовыражение, но никак не самоутверждение, способствующее победе в единоборстве [4].
Другая значительная часть упражнений предполагает защиту невооруженного бойца против вооруженного противника, что относит их к упражнениям условного единоборства [4, с. 23] и не обеспечивает привития качеств бойца, необходимых в реальном бою. Это обусловливается тем, что при всех равных качествах двух противоборцев, при одинаковой степени обученности владение одним из них каким-либо оружием ставит другого в заведомо проигрышное положение.
Третья часть упражнений боевых искусств также не носит характера противоборств, поскольку имитирует бой на расстоянии двух или полутора дистанций. К ним можно отнести и бои каратеистов без контакта, но на дистанции, позволяющей нанести удар [1; 2]. Эти формы
упражнений развивают способность действовать в сложных, трудно прогнозируемых ситуациях, но по психологической нагрузке могут относиться только к спортивным играм.
Несмотря на тот факт, что огневая подготовка в армиях стоит на первом месте, современные условия локальных войн и операций заставили возвратиться к подготовке по рукопашному бою [5].
И, наконец, четвертая часть упражнений относится непосредственно к единоборствам. Эти упражнения представлены наиболее распространенным на Юго-Востоке видом контактного единоборства - борьбой дзюдо, полуконтактными (ударными) упражнениями каратэ-до, таэквондо, тайландским боксом [6; 7].
В XX столетии инициаторами трансформации восточных единоборств выступили американцы и немцы. В результате в противовес многочисленным стилям каратэ-до был выставлен кикбоксинг [8].
Не отстали в новаторстве и россияне. В.С. Ощепков начал, а А.А. Харлампиев завершил создание аналога системы дзюдо, более совершенного, более прикладного для европейских условий, - самбо. Система самбо использовалась в силовых структурах СССР [9; 10].
Следует отметить тот факт, что феномен популярности боевых искусств Востока в странах Запада заключается в действенности старой поговорки: «Нет пророка в своем Отечестве».
83
Японцы, ознакомившись с приемами рукопашного боя в эпоху Возрождения, посчитали, что в XVI в. европейцы были знакомы с джиу-джитсу [11]. Однако в XVI в. Европа еще не знала о существовании такой страны, как Япония. Этот факт и данные по боевым искусствам Запада свидетельствуют о том, что техника самозащиты, рукопашного боя была в принципе одинакова и на Востоке и на Западе. Все дело в искусно поставленной рекламе.
В настоящее время ударные единоборства в подготовке силовых структур Запада представлены боксом, кикбоксом и давно культивируемым во Франции саватом [8; 12; 13].
В настоящее время в таких странах, как США, в процессе боевой подготовки используются системы по выживанию, вольной и другим видам борьбы, партизанские упражнения. Восстановлен курс обучения штыковому бою. Рукопашный бой выделен в специальный предмет боевой подготовки. Используются коллективные военизированные игры.
В Израиле, Китае, Северной Корее также используются жесткие системы подготовки по рукопашному бою с оружием [5].
Полицейские системы рукопашного боя коренным образом отличаются от армейских. На войне солдату противостоит вражеский солдат, имеющий соответствующую экипировку (каску, бронежилет) и вооружение (автомат со штыком, нож, саперную лопатку) и подлежащий выведению из строя вплоть до физического уничтожения. Сотруднику полиции приходится иметь дело с подозреваемым (нередко вооруженным ножом, палкой, кастетом, цепью или каким-то иным подручным оружием), которого необходимо задержать по возможности без причинения серьезных травм и предъявить суду. Убийство подозреваемого законодательство допускает лишь в крайнем случае.
Характерным примером полицейской системы рукопашного боя является комплекс рукопашного боя, используемый в настоящее время в российской полиции, который включает:
1) защитно-контратакующие действия от ударов рукой (прямого, сверху, сбоку);
2) защитно-контратакующие действия от ударов ногой (снизу, сбоку);
3) защитно-контратакующие действия от ударов палкой (сверху, сбоку, наотмашь, тычком);
4) защитно-контратакующие действия от ударов ножом (прямого, сверху, снизу, сбоку);
5) освобождения от захватов (одежды на груди, туловища спереди без рук и с руками, туловища без рук и с руками сзади);
6) обезоруживания (при попытке достать оружие из кармана брюк, при попытке достать
оружие из внутреннего кармана пиджака, при угрозе пистолетом в упор спереди).
Специфика полицейских систем рукопашного боя заключается в акценте на «защитно-контратакующих действиях» с последующим «переводом на конвоирование». Так, в прил. 9.1 к Правилам соревнований по рукопашному бою общества «Динамо», действующим по настоящее время, указано: «При защите от ударов, угрозы оружием необходимо уйти с линии удара (огня) и выполнить защитно-контратакующие действия (отвлекающий удар, болевой или удушающий прием, бросок с переводом на конвоирование). При выполнении защитных действий в темп атаки отвлекающий удар может не выполняться. При освобождении от захватов (обхватов) необходимо выполнить отвлекающий удар, болевой или удушающий прием, бросок с переводом на конвоирование».
К числу полицейских систем рукопашного боя следует также отнести системы, используемые различными антитеррористическими подразделениями для действий в особых условиях и ситуациях, например при обезвреживании террориста в самолете.
В силу специфики служебной деятельности сотрудников МВД огнестрельное оружие зачастую использовать невозможно или неправомерно. Как правило, преступник должен быть не убит, а задержан и отконвоирован в правоохранительные органы.
В связи с этим бытующие в последнее время разговоры о выдвижении на первый план огневой подготовки и снижении значимости самозащиты не имеют под собой оснований. Даже в условиях армейских боевых действий, особенно в населенных пунктах, владение рукопашным боем и самозащитой жизненно необходимо.
Приемы самозащиты без оружия по своей значимости должны стоять на первом месте в органах МВД России. Профессиональная подготовка в ОВД должна обеспечивать готовность личного состава к юридической, силовой и вооруженной защите закона. Формирование готовности к применению насильственных мер пресечения правонарушений осуществляется в процессе боевой подготовки.
Цикл дисциплин, обеспечивающих боевую подготовку сотрудников МВД, включает огневую и физическую подготовку, применение специальных средств, основы первой медицинской помощи, применение средств связи, специальную тактику индивидуального поведения и групповых действий, правовые основы применения насильственных мер воздействия. «Наиболее выражена необходимость комплек-
84
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2014 • № 2 (24)
сирования огневой подготовки и физической подготовки, дисциплин, объективно связанных целевыми установками, физиологическими механизмами и дидактическими принципами обучения» [14].
Данные дисциплины направлены на обеспечение специфической двигательной деятельности и обусловливают эффективность индивидуальных действий сотрудников полиции как исполнителей при решении служебно-боевых задач. Целью индивидуальной боевой подготовки сотрудников полиции является подведение их к готовности решать служебно-боевые задачи, требующие предельной психофизической мобилизации. Следует отметить наличие факторов, сковывающих инициативу сотрудника полиции. Так, если работники ОМОНа, выполняя задачу по ликвидации террористов, имеют полную свободу действий и могут программировать эти действия заранее, корректируя их по ходу возникновения изменений в диспозиции боя, то другие службы полиции
1. Habersetzer R. Karate-do. Paris, 1976.
2. Oyama M. This is Karate. Tokyo; San Francisco, 1965.
3. Yamaguchi N.G. The fundamentals of Ohara Gjgu-Ryu Karate. Los Angeles, California, 1975.
4. Дзюдо. Система и борьба: учеб. для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ спортивного резерва / под общ. ред. Ю.А. Шулики. Ростов н/Д, 2006.
5. Ашкинази С., Горелов А., Цед Н., Утенко В. Обучение рукопашному бою в армиях Северной Кореи, Китая и Израиля // Русское боевое искусство. СПб., 2000. Вып. 4-5.
6. ЭссинкХ. Дзю-до. М., 1974.
7. Аbe I. Judo. Brussel, 1968.
8. Иванов А.Л. Кикбоксинг. Киев, 1994.
9. Андреев В.М. Борьба самбо. М., 1961.
10. Андреев В.М., Чумаков В.М. Борьба самбо. М., 1967.
11. Лукашев М. Истоки европейского рукопашного боя // КЭМПО. 1994. № 5.
12. Бокс: учеб. / под ред. И.П. Дегтярева. М., 1979.
13. Тарас А. Французский бокс сават. Минск, 1997.
14. Полетика В.К., Примаков Б.В., Соболев С.Н. Рукопашный бой: учеб.-метод. пособие. М., 1985.
15. Ефремов Е.П. Рукопашный бой. Петропавловск-Камчатский, 1990.
16. Жуков А.Г., Тихонов В.А., Шмелев О.А. Боевое самбо. Жуковск, 1999.
ограничены положениями законодательства о необходимой обороне, этическими нормами поведения представителя власти, тем более в присутствии граждан. В этом случае требуются высочайшее самообладание и опыт противоборства.
В соответствии с руководящими документами МВД России направленность физической подготовки в учебных заведениях и подразделениях МВД зависит от специфики рода их деятельности (оперативная, патрульно-постовая службы, ОМОН, пожарная служба и др.). Однако специальная физическая подготовка в любом случае содержит в себе раздел самозащиты без оружия [15; 16].
В заключение отметим, что в боевых специальных системах разных стран есть одинаковое стремление для полиции разрабатывать приемы на задержание, а для армейских подразделений - на поражение. Несмотря на различия в методике подготовки, все приходят к одной и той же цели.
1. Habersetzer R. Karate-do. Paris, 1976.
2. Oyama M. This is Karate. Tokyo; San Francisco, 1965.
3. Yamaguchi N.G. The fundamentals of Ohara Gjgu-Ryu Karate. Los Angeles, California, 1975.
4. Judo. System and fighting: textbook for schools, sports departments of pedagogical institutes, colleges of physical culture and sports schools of reserve / gen. ed. by Yu.A Shulika. Rostov-on-Don, 2006.
5. Ashkinazi S., Gorelov A, Tsed N., Utenko V. Teaching hand-to-hand combat in the armies of North Korea, China and Israel // Russian martial art. St. Petersburg, 2000. Iss. 4-5.
6. Essink H. Judo. Moscow, 1974.
7. Аbe I. Judo. Brussel, 1968.
8. IvanovA.L. Kickboxing. Kiev, 1994.
9. Andreev V.M. Sambo fight. Moscow, 1961.
10. Andreev V.M., Chumakov V.M. Sambo fight. Moscow, 1967.
11. Lukashev M. Origins of the European hand-to-hand combat // KEMPO. 1994. № 5.
12. Boxing: textbook / ed. by I. P. Degtyarev. Moscow, 1979.
13. Taras A. French savate boxing. Minsk, 1997.
14. Poletika V.K., Primakov B.V., Sobolev S.N. Hand-to-hand combat: guidance manual. Moscow, 1985.
15. Efremov E.P. Hand-to-hand combat. Petropavlovsk-Kamchatsky, 1990.
16. Zhukov A.G., Tikhonov V.A., Shmelev O.A. Combat sambo. Zhukovsk, 1999.
85