Науменко С. В., Торопов В. А., Чехранов Ю. В. Методологическое обоснование использования дзюдо, самбо и рукопашного...
УДК 796.0
С.В. Науменко, В.А. Торопов, Ю.В. Чехранов
НАУМЕНКО, Станислав Васильевич, начальник кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 730-23-09.
NAUMENKO, Stanislav Vasilyevich, head of department of physical Education and applied arts, candidate of pedagogical sciences, associate professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilutova str., 1. Tel.: 73023-09.
ТОРОПОВ, Виктор Алексеевич, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор, Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 730-23-09. E-mail: [email protected].
TOROPOV, Victor Alexeyevich, Professor, Department of Physical Education and applied arts of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical science, professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilutova str., 1. Tel.: 428-24-10, E-mail: [email protected].
ЧЕХРАНОВ, Юрий Валентинович, доцент кафедры «Физическая подготовка» учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12, Тел.: (495)3355755.
CHEKHRANOV, Yuriy Valentinovich, associate professor of the chair «Physical training» educational and scientific complex of special training of the Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor. Address: Russia, 117437, Moscow, street Academician Volgina, 12. Tel: (495)3355755.
Методологическое обоснование использования дзюдо, самбо и рукопашного боя в процессе занятий по физической подготовке с курсантами образовательных организаций
Министерства внутренних дел России
The methodological rationale for the use of judo, Sambo and unarmed combat in physical preparation of cadets
of educational institutions of the MIA of Russia.
В статье рассмотрены виды единоборств дзюдо, самбо и рукопашный бой, представлено методологическое обоснование их использования в качестве профессионально-прикладных видов спорта в процессе занятий по физической подготовке с курсантами образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: методология, физическая подготовка, профессионально-прикладные виды спорта, подготовленность к профессиональной деятельности.
The article describes the martial arts of judo, sambo and unarmed combat and presents the methodological rationale for their use as professional-applied kinds of sport in the physical training of cadets of educational institutions of the MIA of Russia.
Keywords: methodology, physical training, professionally-applied sports, readiness for professional activities.
Физическая подготовленность является важнейшим показателем качества подготовки сотрудника полиции к профессиональной деятельности. Особое место в подготовке кадров отводится образовательным организациям, в первую очередь - учреждениям высшего образования, в которых будущие молодые специалисты-правоохранители в течение пяти лет получают профессиональные знания, развивают и совершенствуют физические качества и прикладные навыки по физической подготовке.
Приобщение курсантов к профессиональной деятельности сотрудников полиции начинается с учебного процесса, общие принципы которого им знакомы со школьной скамьи. При этом в течение
периода обучения они постигают основы служебной деятельности, которую выбрали в качестве основной своей специальности. Несомненно, служебная деятельность сотрудников полиции, где бы они ни служили, предусматривает подготовленность к выполнению оперативно-служебных, а при необходимости и служебно-боевых задач. Такое требование ко всем сотрудникам полиции содержится в Федеральном законе «О полиции». Сотрудникам не только предоставляется право на ношение форменной одежды и оружия. Данный Закон обязывает их уметь применять огнестрельное оружие и боевые приёмы борьбы [1]. Следовательно, учебная подготовка будущих молодых специалистов правоохранительных органов
22 должна быть в основном направлена на овладение гч сотрудниками полиции основами специальных приёмов, действий оперативно-служебной и служебно-^ боевой деятельности и их закрепление. ^ Методологической основой исследования лю-
к бой профессии являются теория деятельности, изло-о женная в трудах А.Н. Леонтьева [4], а также системой ный подход [5], позволяющие рассмотреть каждый ЧД вид деятельности как отдельную систему, выделить § общие методологические принципы для рассмотре-¡2 ния совокупности различных видов деятельности. ^ Такое заключение можно сделать из формулировки ¡а, понятия «методологии», как учения о способах ор-¡ч ганизации и построения теоретической и практи-^ ческой деятельности человека [7], а также учения о 2 структуре, логической организации, методах и сред-§ ствах деятельности [4]. Остановимся на данных фора мулировках и рассмотрим, что относится к методам ^ и средствам обучения сотрудников полиции. Нас н интересуют те аспекты оперативно-служебной и слу-С жебно-боевой деятельности, в которых сотрудникам й требуется умение применять огнестрельное оружие ^ и боевые приёмы борьбы (БПБ). В указанных видах и учебных дисциплин можно выделить один обобщён-« ный метод, который мы предлагаем назвать «метод и силового воздействия» на правонарушителя (пре-® ступника). Указанный метод можно разделить на два: 1) метод воздействия огнестрельным оружием и специальными средствами; 2) метод воздействия физической силой. Соответственно, в первом методе средствами воздействия будут выступать огнестрельное оружие и специальные средства, а во втором - удары, броски, удушающие и болевые приёмы. Первый метод следует отнести к рассмотрению дисциплин, изучаемых на кафедрах «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка» и «Деятельность ОВД в особых условиях». Второй метод применяется в процессе прохождения дисциплины «Физическая подготовка». Следует заметить, что все четыре группы приёмов, отнесённые ко второму методу, являются также техническими средствами таких видов спорта как дзюдо, самбо и рукопашный бой, имеющих существенное значение в служебно-прикладной подготовке сотрудников полиции [10, 12].
Таким образом, средства воздействия физической силой на оппонентов сотрудников полиции в специальной профессиональной деятельности и спортсменов-единоборцев в спортивной деятельности оказались идентичными. Следовательно, умения и навыки формирования, совершенствования для применения указанных средств также должны быть идентичными. Необходимо вспомнить, что, по А.Н. Леонтьеву, «...деятельностью называется система различных форм реализации отношений субъекта к миру объектов» [6]. В качестве субъектов рассматриваемых видов деятельности выступают сотрудники полиции и спортсмены-единоборцы, в качестве объектов - противодействующие им стороны: правонарушители и спортсмены-противники, соответственно. Предметом деятельности у сотрудников полиции
будет противоправная деятельность правонарушителей, у спортсменов-единоборцев - спортивная деятельность их соперников.
А.Н. Леонтьев писал, «...что деятельность побуждается соответствующей мотивацией, соответственно, деятельность может возникнуть, когда цель совпадает с её побудительным мотивом» [6]. Специалисты-психологи значительное место отводят изучению мотивов человеческой деятельности. Вопросу мотивации деятельности сотрудников полиции и спортсменов можно посвятить отдельное научное исследование, нас же больше интересует содержательная сторона указанных видов деятельности для их сопоставления с точки зрения педагогики. Из теории деятельности следует, что основной единицей её анализа является действие, которое, в свою очередь, состоит из операций. Также, в соответствии с теорией А.Н. Леонтьева, деятельность имеет иерархическую, многоступенчатую структуру, подразделяясь на взаимозависимые уровни: действия - операции - функции.
Подобная многоступенчатая зависимость при педагогическом исследовании спортивной деятельности единоборцев отмечалась Г.С. Туманяном, который выделял стратегию, тактику и технику спортивной борьбы [9]. При этом в стратегии решался вопрос достижения цели различных иерархических уровней (соревнование - схватка - единица техники). При этом в тактике решались задачи, направленные на достижение цели, а техника являлась средством, с помощью которого решались задачи различных иерархических уровней (соревнование - схватка - единица техники), направленные на достижение цели соответствующего уровня.
Специалистами в сфере спортивной борьбы и специальной физической подготовки проводились исследования структуры и содержания видов деятельности как спортсменов-единоборцев, так и сотрудников полиции [8; 11]. На основании анализа проведённых исследований мы предлагаем структурные схемы указанных видов деятельности, которые позволяют наглядно представить порядок формирования обучающимися необходимых умений и навыков стратегических, тактических и технических действий, а также возможность их применения спортсменами и сотрудниками полиции.
В первую очередь рассмотрим схему формирования навыков действий и применения их в тренировочно-соревновательной деятельности спортсменами-единоборцами (на примере рукопашного боя, боевого самбо) (рис. 1). Как было выявлено выше, деятельность состоит из стратегии (только умственных действий), тактики (умственных и двигательных действий) и техники (только двигательных действий) [9; 11]. Несомненно, что без средств, в данном случае без умений и навыков технических действий, цель деятельности не может быть достигнута, соответственно, не может она и планироваться. Поэтому в первую очередь на учебно-тренировочных занятиях проводится процесс формирования навыков техни-
Науменко С. В., Торопов В. А., Чехранов Ю. В. Методологическое обоснование использования дзюдо, самбо и рукопашного...
Рис. 1. Схема формирования навыков стратегических, тактических и технических действий и применения их в тренировочно-соревновательной деятельности спортсменами-единоборцами (на примере рукопашного боя, боевого самбо)
1 - процесс обретения навыков двигательных действий (технических и тактических);
2 - информация о наличии навыков двигательных действий (т.е. средств деятельности);
3 - стратегическое инициирование умственных тактических действий;
4 - тактическое инициирование двигательных тактико-технических действий;
5 - информация о наличии навыков тактико-технических действий;
6 - процесс исполнения стратегического решения;
7 - процесс исполнения тактического решения;
8 - процесс применения тактико-технических действий
ческих действий (атакующих, реализующих), посредством которых решаются задачи и достигается цель рукопашного боя или схватки в боевом самбо. При этом, как правило, технические действия (броски, удержания, болевые и удушающие приёмы, удары руками и ногами), изучаются вместе с двигательными тактическими действиями (защитными и подготавливающими), что иллюстрируют стрелки 1. Процесс обучения указанным действиям происходит вначале без сопротивления, затем с регламентированным сопротивлением, что позволяет обрести не только умения, но и навыки двигательных тактико-технических действий (ТТД).
Осознание спортсменом и тренером формирования у спортсмена навыков двигательных ТТД даёт возможность говорить о наличии средств деятельности (стрелка 2), что позволяет ставить вопрос о формировании стратегической цели спортивной деятельности, а также инициирует овладение спортсменом знаний, формирование умений и навыков
стратегии. Стратегия представляет собой разведку (сбор информации), планирование стратегии, анализ и оценку ситуации и сил, принятие стратегических решений по достижению спортивной цели. Вначале такой целью является выполнение единицы техники в соревновательной схватке, затем - победа в схватке, затем - победа в соревновании.
Наличие умственных стратегических действий инициирует формирование спортсменом умственных тактических действий (стрелка 3), которые, по аналогии со стратегией, представляют собой разведку (сбор информации), планирование тактики (атакующей, защитной, контратакующей), анализ и оценку ситуации и сил, принятие тактических решений по выполнению задач соревнования, задач схватки, задач обеспечения выполнения единиц техники. Обучение умственным (стратегическим и тактическим) действиям происходит на учебно-тренировочных занятиях, как правило, одновременно, поскольку высшая тактическая задача будет являться стратегической целью данного уровня. Обучение умственным действиям также происходит с проекцией на предстоящие поединки, для проверки в экстремальных условиях спортивной борьбы возможности применения полученных знаний, умений и навыков.
Обретённые тактические умственные действия позволяют инициировать двигательные ТТД (стрелка 4) уже с настроем на выполнение предстоящих цели и задач. На данном этапе обучения можно оценить тактико-техническую (умственную и двигательную) готовность спортсмена к соревновательной деятельности, о чём свидетельствует соответствующая информация (стрелка 5). Наступает момент, когда спортсмен готов к применению полученных знаний, умений и навыков в экстремальной обстановке, которую моделирует полное сопротивление противника, регулируемое правилами соревнований, в нашем случае - рукопашного боя или боевого самбо.
Перед поединком в первую очередь проводится разведка, затем анализ и оценка ситуации и сил, затем планирование вида стратегии и принимается конструктивное решение по достижению поставленной цели. Безусловно, принимаемое решение заранее предусматривает определённую тактику, поскольку стратегии без тактики быть не может. Далее происходит процесс исполнения стратегического решения (стрелка 6), и спортсмен вступает в бой (схватку), в ходе которого происходит и «разведка боем», и проверка правильности выбранной тактики, анализ и оценка ситуации и сил, принятие решения по изменению тактики и принятие решения, что включает в себя исполнение тактического решения (стрелка 7). Умственные тактические действия инициируют процесс применения тактико-технических действий (стрелка 8), в результате которого решаются (или не решаются) задачи и достигается (или не достигается) поставленная цель.
Постоянно проходя по этому циклу из 8 обозначенных пунктов спортсмен-единоборец, пополняя и обновляя свой тактико-технический арсенал, при-
о <м
£ «
«
,
о рц
сз н
<и
а
<и «
«
И
8 §
и
а
&
а
<и н <и
И «
И н
т
обретает и совершенствует умения и навыки применения изученных приёмов. Именно такой цикл тренировочно-соревновательной деятельности обеспечивает подготовленность спортсмена рукопашного боя или боевого самбо к действиям в экстремальных условиях полного сопротивления сторон в рамках правил соревнований. Указанные виды спорта были нами выбраны, потому что они являются прикладными в силовых ведомствах, а их технический арсенал (удары, броски, удержания, удушающие и болевые приёмы) соответствует содержанию БПБ. Прикладное значение этих видов спорта неоднократно подтверждено многочисленными исследованиями специалистов. У них не возникает сомнений, что сотрудник полиции, имеющий спортивную подготовку по рукопашному бою или боевому самбо, значительно качественнее и надёжнее выполнит задачи по самозащите и обезвреживанию правонарушителя, чем сотрудник, не прошедший спортивно-прикладную подготовку [3; 8; 12].
Типовая программа по физической подготовке для курсантов образовательных организаций МВД России не содержит обязательной спортивной составляющей для освоения раздела БПБ. При отсутствии соревновательных поединков обучение курсантов БПБ сводится в основном к обучению двигательным действиям, тактика представляется лишь в форме инструкций, установок, рекомендаций. Весь процесс обучения профессионально-важным навыкам БПБ сокращается вдвое, не находя возможности практического применения их в реальных рукопашных схватках. Рассмотрим процесс обучения курсантов БПБ на представленной схеме (рис. 2).
Первые этапы обучения спортсменов и курсантов имеют сходство. Так, технические действия (предусмотренные программой броски, удержания, болевые приёмы и удушающие захваты, удары руками и ногами, палкой специальной) изучаются вместе с двигательными тактическими действиями (защитными и подготавливающими), что иллюстрируют стрелки 1. В число подготавливающих действий должны входить связки приёмов (ударов, бросков, переводов и последующих болевых приёмов), образующих действия задержания правонарушителя. В последних руководящих документах их рекомендовано называть приёмами, ограничивающими свободу перемещения ассистента [2]. Процесс обучения БПБ происходит, как правило, без сопротивления, поскольку на зачёт выносятся вопросы, требующие лишь демонстрации техники приёмов. При этом сопротивление ассистента, выступающего в роли правонарушителя, может быть непредсказуемым и привести к травмам. Как результат, курсанты формируют умения и навыки двигательных ТТД только на несопротивляющемся ассистенте.
Далее, сформированные курсантами навыки двигательных ТТД позволяют говорить о наличии средств служебно-оперативной деятельности, что, в свою очередь, позволяет ставить вопрос о постановке стратегической цели и задач служебной деятельности, а также инициирует овладение спортсменом зна-
ний, формирование умений и навыков стратегии и тактики ведения рукопашных схваток (стрелки 2-3). Но, в отличие от спортсменов-единоборцев, курсанты не готовятся к предстоящим поединкам, поэтому вопросы разведки, анализа и оценки ситуации и сил, принятия стратегических и тактических решений носят характер рекомендаций, инструкций и установок. Такие полученные и сформированные стратегические и тактические умственные действия позволяют инициировать двигательные ТТД лишь на уровне разрешения ситуаций с помощью БПБ на не сопротивляющемся ассистенте (стрелка 4). Говорить о готовности курсантов к применению БПБ в экстремальных условиях при данной подготовке не приходится.
Таким образом, рассмотрение процессов обучения спортсменов-единоборцев рукопашному бою и боевому самбо (которые включают в себя приёмы таких видов спорта как самбо и дзюдо) курсантов образовательных организаций МВД России боевым приёмам борьбы с точки зрения теории деятельности, являющейся одной из методологических основ
ш
СТРАТЕГИЯ (только умственные действия)
разведка (сбор информации), планирование стратегии (наступательной, оборонительной или смешанной), анализ н оценка ситуации и силТ принятие стратегических решении по достижению цели соревнования. схватки, единицы
и \
ТАКТИКА (умственные действии)
Разв&ма (сбор информации), планирование тактики (•(Пакующей, защитной, контратакующей), анализ и оценка ситуации и сил, принятие тактических" решений по исполнению задач соревнования, задач схватки, тадач выполнения единицы техники
Ш \
ТАКТИКА (лщигателвдые цIьч мим:
Защитные (мдиеприроваиия, блокировка; скопы вами и. .•рьпп.1 . :Ли|'.| | |
ПодгогЛаршвйкиЦае ■ им м. ЕюнюрЕюй гплкмй,
млиеврнроплиием. >1 м.'ломимч им р.мммчч'.и.ч. чин-ЛнрмпкоП, котрбраекгши, ЮМЙННЙЦНячи, сяязкамй |Грн£\юн!
1
М \ I ] 3! I. V (ТОЛЬКО двигательные действии)
\ [МК\НИШИ1 1111 м;мм.
(пклечивлюппк ргл. шипит) иртшЕуитмив;
м м'м у п-р.к.итн. мм. иным м ут^ ш.имшпм приемы. У ици.1 И 11М11ГМИ:
Элсмен гы [счмм'лчкмч .¡еГюгяцй (¿ЛОЙКИ. ;Шк;ганиии. [нгтженнн. 1I I>. обенпс'шкгиощие выполнение [>с.-инлуюших ге.<ннчк.ч кн\ действий
Рис. 2. Схема формирования курсантами навыков стратегических, тактических и технических действий по БПБ на учебных занятиях по физической подготовке
1 - процесс обретения навыков двигательных действий (технических и тактических);
2 - информация о наличии навыков двигательных действий (т.е. средств деятельности);
3 - стратегическое инициирование умственных тактических действий;
4 - тактическое инициирование двигательных тактико-технических действий
Попов А. А., Рожков А. А., Железкин Н. В. Особенности формирования готовности сотрудников полиции к пресечению...
профессионального обучения, позволило установить учебного процесса курсантов состоит из ряда дисци- е
следующее. плин, и здесь особое место должно отводиться спор- н
Учебная деятельность курсантов образователь- тивно-прикладной деятельности, способствующей ^
ных организаций МВД России представляет собой формированию и совершенствованию надёжных О
отдельную систему, имеющую собственную струк- умений и навыков для применения основных боевых К
туру и содержание. В то же время она является ор- приёмов борьбы в условиях полного сопротивления П
ганичной частью профессиональной деятельности сторон, что в большей степени моделирует экстре- Т
го
специалистов, поступивших на службу в правоохра- мальные условия оперативно-служебной и служеб- б
нительные органы страны. В свою очередь, система но-боевой деятельности сотрудников полиции. р
СО
о
Список литературы °
1. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Российская газета. - 2011. - № 25. н
2. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел g Российской Федерации : проект приказа МВД России (подготовлен МВД России 17.08.2016) [Электронный рз ресурс] // СПС «Гарант». - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56580445/ (дата обращения: Т 19.01.2017). а
3. Ашкинази, С. М. Климов, К. В. Базовая техника рукопашного боя как синтез техники спортивных единоборств : учеб.-метод. пособие. - СПб: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - 80 с.
4. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная ^ лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999 - 538 с. о
5. Кузнецова, А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике : монография. U - Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. - 152 с. £
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с. (
7. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с. 7
8. Торопов, В. А., Ушенин, А. И., Хыбыртов, Р. Б. Рукопашный бой, или Боевые приемы борьбы в теории 2 и практике физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: мат-лы междун. науч.-практ. конф. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2014. - С. 201-205.
9. Туманян, Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 592 с.
10. Физическая подготовка: учебник / под ред. В.А. Торопова, А.И. Ушенина, М.Л. Куликова. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. - 300 с.
11. Чехранов, Ю. В. О методологии физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 236-239.
12. Чехранов, Ю. В., Дементьев В. Л. Приёмы борьбы как спортивный компонент физической подготовки курсантов вузов МВД России : учебно-методическое пособие. - М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2015. - 70 с.
© Науменко С. В., Торопов В. А., Чехранов Ю. В., 2018
УДК 378
А. А. Попов, А. А. Рожков, Н. В. Железкин
ПОПОВ, Антон Александрович, заместитель начальника кафедры огневой подготовки Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д.1; тел. 89213650116; E-mail: [email protected].
POPOV, Anton Alexandrovich, Deputy chief of the Department fire training Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel. 89213650116. E-mail: [email protected].
РОЖКОВ, Антон Алексеевич, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел: 89218646030. Email: [email protected].
ROZHKOV, Anton Alexeyevich, Associate Professor of the Department of Education and Psychology of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, lieutenant colonel of the police. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel. 89218646030. E-mail: [email protected].