Научная статья на тему 'Разработка методики обучения тактике самбо курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России'

Разработка методики обучения тактике самбо курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА / ТАКТИКА / СТРАТЕГИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TECHNIQUE / TACTICS / STRATEGY / PHYSICAL TRAINING / FIGHTING TECHNIQUES OF STRUGGLE / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пужаев Владимир Владимирович

Приводятся результаты построения методики направленной на совершенствование процесса обучения тактике самбо курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в курсе освоения раздела «Боевые приемы борьбы» на учебных занятиях по дисциплине «Физическая подготовка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пужаев Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a technique of training in tactics of sambo of cadets and students of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotaition. The article presents the results of constructing methods aimed at improving the process of learning the tactics of Sambo-wrestling of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia in the course of development of the section «Military fighting techniques» in the classroom for the discipline «Physical training».

Текст научной работы на тему «Разработка методики обучения тактике самбо курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России»

УДК 37

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ САМБО КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПУЖАЕВ,

адъюнкт кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки оздоровительной и адаптивной физической культуры

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Приводятся результаты построения методики направленной на совершенствование процесса обучения тактике самбо курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в курсе освоения раздела «Боевые приемы борьбы» на учебных занятиях по дисциплине «Физическая подготовка».

Ключевые слова: техника, тактика, стратегия, физическая подготовка, боевые приемы борьбы, деятельность.

Annotaition. The article presents the results of constructing methods aimed at improving the process of learning the tactics of Sambo-wrestling of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia in the course of development of the section «Military fighting techniques» in the classroom for the discipline «Physical training».

Keywords: technique, tactics, strategy, physical training, fighting techniques of struggle, activity.

Актуальность. Повышение уровня профессиональной подготовленности является важной задачей процесса физической подготовки курсантов и слушателей всех образовательных организаций МВД России. Одним из существенных показателей готовности современного сотрудника полиции к служебной деятельности является его тактическая подготовленность. Наиболее наглядное представление о сущности технических и тактических действий курсанты и слушатели получают в процессе изучения дисциплины «Физическая подготовка» при освоении боевых приемов борьбы (БПБ), которые по своей сути являются органическим сплавом соревновательных и прикладных действий спортивных и боевых единоборств. Освоение этих действий (приемов) в системе подготовки сотрудников МВД России базируется на основе боевого самбо. Это обусловлено тем, «что в данной системе единоборства, как бы на новом витке развития единоборства, органично переплелись смешанная система боевого единоборства (результат интеграции боевых систем Востока и Запада) и самобытная система спортив-

ного единоборства — самбо, сложившаяся в основном на базе обобщения национальных видов борьбы народов СССР» [1, с. 144].

Тактико-технической подготовке борцов, в том числе и самбистов, посвящено значительное число научных исследований и учебно-методических работ [2, 6, 8 и др.], а также исследований в рамках профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников МВД России [4, 5, 7 и др.]. В то же время у специалистов до настоящего времени имеются разногласия в трактовке понятий «техника» и «тактика», их соотношения с понятием «стратегия», однозначно не определены отличия между техническими и тактическими действиями, сохраняются сложности в сущности разделения тактических задач и стратегических целей. В значительной степени неоднозначность определений и содержания указанных основополагающих понятий в любой профессиональной деятельности обусловливает проблемы обучения техническим и тактическим действиям будущих специалистов [3].

Научная проблема — совершенствование процесса обучения тактике самбо курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в курсе освоения раздела «Боевые приемы борьбы» на учебных занятиях по дисциплине «Физическая подготовка».

Цель исследования — повысить уровень профессиональной подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на основе построения методики их обучения тактике самбо.

Методы исследования — анализ научно-методической литературы, анкетирование и опрос, педагогическое наблюдение, метод моделирования.

Результаты исследования. Методика обучения тактике самбо должна являться составной частью всей системы профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, в которой значительное место отводится физической подготовке. Указанная учебная дисциплина рассматривается в трех разделах: теоретическом, практическом и контрольном. Поэтому и разрабатываемая нами методика должна, представляя практический раздел дисциплины, базироваться на теоретических исследованиях и рекомендовать контрольные испытания, подтверждающие эффективность методики.

Проведенные исследования показали, что у курсантов формируются умения и навыки выполнения двигательных действий, поскольку БПБ изучаются без сопротивления ассистента. Изучение тактических действий при решении поставленных задач сводится к выполнению изученных БПБ в условиях максимально дозированного сопротивления ассистента, чтобы исключить травмы. В то же время Рабочей Учебной Программой (РУП) рекомендуется курсантам проводить поединки по различным видам единоборств, при отсутствии в РУП занятий по спортивной подготовке. В разрабатываемой нами методике предусматривается подготовка курсантов на учебных занятиях по виду спорта самбо (спортивное), позволяющая в условиях полного сопротивления сторон получать не только навыки техники выполнения изученных приемов борьбы, но и их тактической подготовки. Способы тактической подготовки курсантов выявлены в результате изучения литературных источников, анализа анкет специалистов и спортсменов, были определены мо-

дельные характеристики наиболее важных, по нашему мнению, тактических способов подготовки приемов.

Полученные результаты позволили разработать методику обучения курсантов, занимающихся самбо на учебных занятиях по физической подготовке, основам тактики самбо, позволяющим навыки, приобретенные в спортивной практике, перенести в дальнейшем на действия профессиональной деятельности сотрудника полиции.

Анализ научно-методической литературы, анкетирование и опрос специалистов и спортсменов позволил уточнить и выделить теоретические основы тактики самбо.

Рассматривая соревновательную деятельность самбистов с точки зрения психологической теории деятельности, следует выделить действия (атакующие, защитные, контратакующие), операции (приемы), элементы операций. При этом техника понимается как средства, тактика как способы решения задач, а стратегия как способ достижения поставленной цели избранного вида деятельности — спортивной борьбы самбо. Двойственность понятия «тактики» заключается в наличии как двигательных, так и умственных тактических действий. Общность и различия двигательных действий техники и тактики: техника как совокупность визуально определяемых и оцениваемых судьями операций (приемов) борьбы в составе двигательных действий самбистов, и тактика как совокупность умственных и двигательных действий самбистов, позволяющих реализовать действия их собственной техники. Общность и различия умственных действий тактики (решающей частные тактические задачи выполнения приема, ведения схватки, участия в соревновании и объединенных целевой направленностью) и стратегии самбо (решающей глобальную задачу по достижению поставленной цели установленного спортсменом уровня притязаний (реализации приема, результата схватки, результата соревнований).

Систематизация профессиональной деятельности сотрудников полиции с разделением на виды деятельности (включая учебно-тренировочную, слу-жебно-оперативную и служебно-боевую), действия (защиты, атаки, контратаки), составляющих эти действия операций (ударов, бросков, удушающих и болевых приемов), составляющих эти операции

элементов (фаз приемов и отдельных элементов). Классификация БПБ в соответствии с систематизацией действий сотрудников полиции. Упорядочение БПБ в соответствии с представленной классификацией и дидактическими принципами обучения «от простого — к сложному», «от известного — к неизвестному». Выделение в классификации приемов спортивного самбо, акцентирование внимания на значении выделенных операций в осуществлении тактики подготовки приемов, ведения схватки, участия в соревновании. Акцентирование внимания курсантов на возможность положительного переноса навыков тактики самбо на профессиональную деятельность сотрудников полиции.

В предлагаемой методике формирование двигательных действий тактики самбо начинается с освоения элементов операций, входящих в двигательные действия техники и тактики самбо в процессе общей и специальной разминки на каждом учебно-тренировочном занятии. К таким элементам относятся следующие: перемещения по ковру различными способами бега и шага, повороты вокруг вертикальной оси, упражнения гимнастики и акробатики, упражнения страховки и самостраховки, упражнения на развитие ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости, игровые упражнения, различные способы переноски ассистента. Для борьбы лежа важны такие упражнения как «забегания» на борцовском мосту, повороты тазом в положении стоя на лопатках и т.п. Для борьбы стоя важны также упражнения, имитирующие подходы с поворотами к таким броскам: через бедро, через спину, передней подножке. Имитация ударов руками и ногами возможна для курсантов, осваивающих боевое самбо.

Следующим шагом для освоения тактики самбо будет являться формирование техники приемов самбо как основного средства борьбы.

В первую очередь следует изучить технику вспомогательных приемов в положении лежа (в партере), таких как перевороты ассистента, стоящего на четвереньках, сбивания (броски выведением из равновесия) ассистента, стоящего на коленях — в положение «лежа на спине». Указанные вспомогательные приемы будут являться начальными элементами операций тактических действий самбистов в борьбе лежа.

Знакомство с принципами тактики борьбы должно начинаться уже с этих начальных, вспомогательных приемов, являющихся всего лишь элементами операций. Так, с ассистентами, уступающими в физической силе и габаритах, следует изучаемые приемы (перевороты и сбивания) выполнять, используя тактический прием «подавление силой». С ассистентами (напарниками), имеющими соизмеримые показатели силы и веса, или превышающими показатели спортсмена, следует использовать тактический прием «подавление скоростью (быстротой)». Также следует использовать такие тактические приемы подготовки как «повторная атака» и маневрирование с рывками и толчками. Изучение комбинации приемов предлагаем изучить на двух простых приемах сбивания с колен в положение «лежа на спине»: от сбивания рывком — к сбиванию опрокидыванием на спину.

Во вторую очередь следует изучить технику атакующих приемов в положении лежа (в партере), которые позволяют получить преимущество, оцениваемое судьями баллами или досрочной победой. К таким приемам следует отнести: удержания (сбоку, поперек, верхом), болевые приемы (рычаги локтя, узлы локтя, ущемление ахиллова сухожилия, ущемление икроножной мышцы, узел колена), удушающие приемы (ногами с захватом руки и шеи между ног). Болевой прием узел локтя, заводя руку за спину (загиб руки за спину) с различными способами перевода на него (рывком, толчком, «замком»), а также удушающие приемы предплечьями и отворотами куртки могут изучить спортсмены, осваивающие боевое самбо. Изученные атакующие приемы будут являться элементами, которые в сочетании с изученными вспомогательными элементами, будут представлять собой операции действий обучающихся в борьбе лежа. Изученные атакующие приемы техники в партере следует подготавливать теми же изученными тактическими приемами: подавлением, повторной атакой, маневрированием, комбинацией. Также следует изучить тактику проведения контрприема на примере перехода на рычаг плеча при уходе от удержания сбоку.

Важнейшее значение в тактике ведения поединка (схватки) следует отводить защитным тактическим действиям, предотвращающим опережающие действия оппонента. Для этого следует изучить та-

кие тактические приемы как блокирования и срывы захватов одежды, сковывания и маневрирования.

К изученным двигательным действиям техники и тактики борьбы лежа следует прибавить изучение умственных тактических действий: разведку, анализ соотношения сил и ситуации, планирование тактических способов решения задач для достижения поставленной цели учебной схватки.

Изученные двигательные действия техники и тактики, в совокупности с изученными умственными тактическими действиями, позволяют перейти к осуществлению полученных знаний и умений в практике борьбы лежа. При этом обучающиеся приобретают реальные навыки тактических действий для достижения поставленной стратегической цели установленного уровня притязаний: выполнения намеченного приема (операции), получения определенного результата схватки или достижения запланированного результата соревнований по упрощенным правилам борьбы в партере.

В ходе получения умений и навыков технических и тактических действий в борьбе лежа, курсанты должны приобрести устойчивые навыки страховки и самостраховки при выполнении бросков — основных приемов, посредством которых самбисты получают победные оценки в борьбе стоя. Навыки безопасного выполнения бросков и уверенных падений после воздействия бросков являются необходимым условием для перехода обучающихся к изучению тактических действий в стойке.

К этому времени должны быть изучены следующие элементы техники в положении стоя (в стойке): дистанции, стойки, захваты, передвижения. При этом приемы самостраховки и страховки напарника (ассистента) должны быть наработаны до уровня устойчивых навыков.

К этому времени в разделе «самооборона» до уровня умений должна быть доведена наработка техники действий защиты (от ударов руками, ногами и предметами, включая холодное оружие) и защиты от захватов (за руки, ноги, одежду, за волосы на голове, за горло). Также должны быть получены умения выполнения техники следующих основных операций действий задержания: «рычаг руки через предплечье» и «рычаг руки через плечи», «загиб руки за спину», «дожим кисти».

Следующим шагом является изучение техники выполнения бросков, позволяющих получить оценку судей, в том числе чистую победу. В первую очередь следует изучить броски, позволяющие выполнить комбинацию приемов, не меняя захват и стойку. Например, задняя подножка, передняя подножка, бросок через бедро. На сочетании техник этих бросков имеется возможность обучить курсантов основам тактики борьбы в стойке.

Навык выполнения техники каждого броска вырабатывался по схеме: на точность структуры техники — на скорость выполнения — на точное и быстрое выполнение последовательных операций (бросок — фиксация удержания — выполнение болевого приема, бросок-проведение болевого приема).

Параллельно технике спортивной борьбы проводилось изучение двигательных тактических действий БПБ: подавление силой и быстротой, повторная атака, контрприем, комбинация и связка приемов.

Первый уровень тактических задач — изучение подготовительных двигательных действий тактики, позволяющих реализовать атакующие двигательные действия техники. Способы тактики изучаются таким же образом, как и в партере: подавлением, повторной атакой, маневрированием, комбинацией, контрприемом. Комбинации предлагаются следующие: задняя подножка-передняя подножка, задняя подножка-бросок через бедро, передняя подножка-задняя подножка, бросок через бедро-задняя подножка. В качестве контрприема рекомендуется против задней подножки проводить встречную заднюю подножку. В дальнейшем, по мере изучения других бросков, арсенал комбинаций и конртрприемов следует наращивать, при этом принципы тактической подготовки бросков остаются теми же. Тактическими задачами учебных схваток первого уровня являются подготовка выполнения определенного броска одним из тактических способов или сочетанием нескольких тактических способов.

Второй уровень тактических задач — изучение способов ведения спортивного поединка (схватки), выполняя умственные тактические действия разведки, планирования и принятия решений в сочетании с выполнением двигательных действий защиты, атаки, контратаки в процессе схватки.

Заключительный третий уровень тактических задач — изучение тактических способов участия в спортивных соревнованиях по самбо с выполнением умственных тактических действий разведки, планирования и принятия решений в сочетании с выполнением двигательных действий защиты, атаки, контратаки в процессе соревнования.

В результате видеоанализа соревновательных схваток высококвалифицированных самбистов мы определили модельные характеристики тактических подготовительных действий для выполнения результативных атакующих приемов в самбо. В результате предварительного эксперимента мы получили модельные характеристики времени выполнения двигательных тактических действий — основных БПБ, изучаемых в соответствие с Рабочей учебной программой по физической подготовке, которые можно рекомендовать в качестве ориентиров для определения контрольных нормативов.

Заключение. Проведенное исследование выявило отсутствие научно обоснованной классификации техники и тактики боевых приемов борьбы, изучаемых сотрудниками МВД России; слабое проявление системного подхода к обучению тактико-техническим действиям; отсутствие потребности и мотивации у курсантов и преподавателей физической подготовки к обучению БПБ в условиях полного сопротивления.

Обучение тактике курсантов образовательных организаций МВД России является важнейшей частью физической подготовки будущих сотрудников полиции. Это обусловливается тем, что профессиональные служебные обязанности сотрудников ОВД требуют от них, помимо теоретических знаний о тактике применения БПБ и тактических способах ведения поединка, наличия устойчивых практических навыков тактических действий, которые приобретаются только на занятиях с полным сопротивлением занимающихся, включая соревновательные поединки по самбо.

Литература

1. ДементьевВ.Л. Боевые и спортивные системы единоборства, их взаимосвязь и взаимообусловленность / В.В. Дементьев, Д.А. Платонов // Матер. XII Междунар. науч.-практ. конф.: «Самбо шагает по планете». М.: РГУФКСМиТ, 2012. С. 141—144.

2. Дементьев В.Л. Профессиональная тактико-техническая подготовка специалистов-тренеров по спортивной борьбе / В.Л. Дементьев. М.: Спор-тАкадемПресс, 2002. 108 с.

3. Денискин В.В. Тактико-техническая подготовка квалифицированных боксеров на пред-соревновательном этапе: дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) / В.В. Денискин. Красноярск, 2002. 165 с.

4. Овчинников В.А. Система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук (13.00.04) / В.А. Овчинников. Волгоград, 2012. 60 с.

5. Подлипняк Ю.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах МВД России / Ю.Ф. Подлипняк, В.В. Яншин // Ученые, научные школы и идеи: юбилейный сб. науч. тр. М.: МЮИ МВД России, 1995. С. 188—191.

6. Харлампиев А.А. Борьба самбо / А.А. Хар-лампиев. М.: Физкультура и спорт, 1964. 388 с.

7. Чехранов Ю.В. Приемы борьбы как спортивный компонент физической подготовки курсантов вузов МВД России: учебно-методическое пособие / Ю.В. Чехранов, В.Л. Дементьев. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. 70 с.

8. Чумаков Е.М. Тактика борца-самбиста / Е.М. Чумаков. М.: Физкультура и спорт, 1976. 224 с.

References

1. Dementyev V.L. Combat and sport system of martial arts, their interrelation and interdependence / V. V. Dementiev, D.A. Platonov // Mater. XII mezhdunar. scientific.-pract. Conf.: «Sambo is sweeping the planet.» M.: Rsupesy & T, 2012. P. 141—144.

2. Dementyev V.L. Professional tactical and technical training of trainers in wrestling / V.L. Dementiev. M.: Sportakadempress, 2002. 108 p.

3. Deniskin V Tactical and technical training of skilled boxers on precompetitive stage: Diss. kand. PED. Sciences 13.00.04 / V.V. Deniskin. Krasnoyarsk, 2002. 165 c.

4. Ovchinnikov V.A. the System of formation of professional-applied physical culture of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia: Avtoref. dis. ... d-RA. PED. Sciences 13.00.04 / V.A. Ovchinnikov. Volgograd, 2012. 60 p.

5. Podlipnik Y. F. Professionally-applied physical training in educational institutions of the MIA of Russia / Y.F. Podlipnik, V.V. Yanshin // Scientists, scientific schools and ideas: anniversary collection of scientific works. Tr. M., MLI, Ministry of internal Affairs of Russia, 1995. P. 188—191.

6. Harlampiev A.A. Sambo A.A. Harlampiev. M.: Physical culture and sport, 1964. 388 p.

7. Chekhranov J.V the Techniques of fighting sports as a component of physical preparation of students of universities of Ministry of internal Affairs of Russia: textbook / Y.V. Chernov, V.L. Dementiev. M.: Moscow University of the MIA of Russia named after V.J. Kikot, 2015. 70 p.

8. Chumakov E.M. Tactics of the fighter and fighter / E.M. Chumakov. M.: Physical culture and sport, 1976. 224 p.

УДК 271(470+571) (091)

НАСЛЕДИЕ АДМИРАЛА Д.Н. СЕНЯВИНА ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОИНОВ

ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ СИТАРОВ,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета

E-mail: sitarov@mail.ru; ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ, Московский гуманитарный университет, кандидат педагогических наук

E-mail: v...pashkov@maiLru

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Научный консультант: заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор В.А. Ситаров

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье говорится о жизнедеятельности адмирала Д.Н. Сенявина. Кратко излагается его боевой путь и основные события в жизни. Дается характеристика его личностным качествам, взаимоотношению с людьми, подчеркивается его талант флотоводца, уделяется внимание умению Д.Н. Сенявина общаться с людьми и проявлять о них заботу.

Ключевые слова: адмирал, офицеры, воины, сражения, Отечество, воспитание, уважение, забота.

Аnnotation. The article speaks about the life of Admiral D.N. Senyavin Briefly described his militant path and the main events in life. The characteristic of his personal qualities, the relationship with the people, emphasizes his talent of naval commander, attention is paid to the ability of D.N. Senyavin to communicate with people and show concern for them.

Keywords: admiral, officers, soldiers, battle, birthplace, education, respect, kindness.

О жизнедеятельности адмирала Д.Н. Сеняви-на писали его современники — участники боевых действий на Средиземном море: В. Броневский, Г. Мельников, Е. Метакса, П. Свиньин, П. Пана-фидин и др. Позднее о нем рассказывали А. Ар-цимович. В. Гончаров, О. Щербачев и др. Книги о

Д.Н. Сенявине и его деятельности имели большое воспитательное значение для моряков, для которого служение флоту являлось служением интересам России. Хотя авторы описывали боевые заслуги перед Отечеством и особенности его таланта как флотоводца, но и затрагивали критику в его адрес

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.