4. Nepomniaschy VC. Means and methods of professionally-applied physical training of employees of the separate subdivisions: Atore. Diss... kand. PED. Sciences. M., 1989.
5. Podlipnik Y.F., Yanshin V.V. problems of professional-applied physical preparation of students of universities of Ministry of internal Affairs of the
USSR: Sat. scientific. articles / ed. by G.P. Kovalenko, V.F. Komar, J.F. Podlipnik. Minsk: higher school MIA of the USSR, 1985.
6. Physical culture and physical education: textbook. for high schools / under the editorship of V.J. Kikot, I.S. Barchukova. M.: Yuniti-Dana, 2011.
УДК 378 ББК 74.4
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ГРУПП ПО СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫМ ВИДАМ СПОРТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
ВАДИМ АНАТОЛЬЕВИЧ ХРОМОВ,
временно исполняющий обязанности начальника кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]; ЮРИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ ЧЕХРАНОВ, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены вопросы организации обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России технике и тактике единоборств на факультативных занятиях групп по служебно-прикладным видам спорта.
Ключевые слова: служебно-прикладные виды спорта, техника, тактика, единоборства, факультативные занятия, курсанты, сотрудники полиции.
Abstract. In this paper we investigate the issues of organization of training of cadets and listeners of educations institutions of the MIA of Russia the technique and tactics of martial arts as an optional subject groups in the service-applied sports. Keywords: service and applied sports, technique, tactics, martial arts, optional classes, cadets, police officers.
Владение боевыми приемами борьбы как основным средством, которое позволяет минимизировать возможность нанесения вреда здоровью задерживаемых правонарушителей, остается актуальным вопросом физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Практика оперативно-служебной и, в особенности, служебно-боевой профессиональной деятельности в правоохранительных органах, требует от сотрудников максимальной подготовленности к реальным
ситуациям, в самых экстремальных условиях. В то же время, нормативные документы, регламентирующие физическую подготовку в ОВД, устанавливают в качестве оценки подготовленности по разделу «БПБ» лишь экспертную оценку техники выполнения боевых приемов борьбы. Тем самым обнаруживается, неискореняемое в течение десятилетий, противоречие между требованиями практики и результатами обучения сотрудников полиции. Подтверждением этому являются как аналитические
390
Вестник экономической безопасности
№ 3/2016
документы МВД СССР второй половины прошлого столетия, так и современные аналитические исследования специалистов МВД России.
Взаимосвязь между физической подготовленностью, основанной на служебно-прикладных видах спорта и служебно-боевой подготовленностью военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, отмечалась в многочисленных исследованиях специалистов [1, 2]. Но результаты исследований так и не отразились на критериях физической подготовленности сотрудников полиции, устанавливаемыми нормативными документами ведомства. Специалистам остается предлагать различные методики, позволяющие внедрить спортивные принципы в подготовку специалистов силовых структур. Так, С.М. Ашкинази [1] указывает, что одним из важнейших факторов, обеспечивающим высокий уровень подготовленности личного состава в прикладных единоборствах, является «обязательное выделение на полуобусловленные схватки и вольные бои не менее 10—15% всего учебного времени». Для высших учебных заведений МВД России это составит не менее 50-ти часов времени основного обучения дисциплине «физическая подготовка» в течение пяти лет обучения. При этом включение в Рабочую программу по физической подготовке даже 20—30-ти часов соревновательных поединков поможет значительно усилить уровень подготовленности, в первую очередь, психологической и тактической, будущих сотрудников полиции. Следует заметить, что этим обеспечивается освоение основ реальных единоборств, в рамках проведения «учебных схваток по заданиям руководителя учебной группы» по самбо, дзюдо, боксу или рукопашному бою всех обучающихся [3]. В то же время, подобные поединки, которые проводятся во время основных учебных занятий, позволяют выявить наиболее способных курсантов, желающих продолжить совершенствование своей тактико-технической подготовки по выбранному служебно-прикладному виду спорта на дополнительных занятиях.
Именно в решении этого вопроса образовательные организации МВД России поставлены, как ни странно, в более затруднительное положение, чем гражданские высшие учебные заведения. Так, студенты вузов, в начале года распределяются по трем отделениям: основному, специальному медицинско-
му, а также спортивному, в котором могут, в рамках основного обучения, заниматься избранным видом спорта. Курсанты образовательных учреждений МВД России занимаются физической подготовкой исключительно в составах академических групп, не распределяясь по отделениям. Соответственно, отсутствуют и группы спортивного отделения, или групп спортивного совершенствования, как они назывались раньше. Поэтому специалистам ведомства [4] надеяться на включение подобных групп в систему подготовки сотрудников полиции не приходится. Остается только один выход — группы дополнительного образования, к которым относятся спортивные секции и факультативы, действенность которых в настоящее время не отличается эффективностью. Под секциями нередко ошибочно называют любые спортивные группы обучающихся. Но секции ведут тренеры или инструкторы, должности которых не предусмотрены в профессорско-преподавательских составах кафедр физической подготовки (физического воспитания). Преподаватели высшей школы могут проводить дополнительные занятия только в виде факультативных часов, которые нередко выделяются на каждую учебную группу в небольшом количестве (2—4 часа в полугодие). Намного эффективнее использование факультативных часов, когда они выделяются на курс, факультет, что позволяет организовать группы дополнительных занятий по 100 и более часов в течение учебного года. В таких группах курсанты-спортсмены, получая на учебных занятиях основы единоборств, имеют возможность совершенствовать свои навыки и реализовать свои возможности и способности на соревнованиях среди спортсменов массовых разрядов, повышая уровень и своей служебно-професси-ональной подготовленности.
Немаловажным фактором в организации подобных факультативных занятий является мотивация не только курсантов, но их наставников-офицеров, которые должны не только осознавать важность спортивно-массовой работы в воспитании молодежи, но также иметь ощутимые стимулы для организации и развития такой работы. Имеющийся опыт ряда образовательных организаций МВД России по организации учебно-тренировочных занятий с начинающими спортсменами, а также опыт проведения соревнований по различным видам служебно-
№ 3 / 2016
Вестник экономической безопасности
391
прикладных единоборств, позволит внедрить спортивную составляющую обязательным компонентом подготовки будущих сотрудников полиции и позволит сократить противоречия между требованиями практической деятельности и уровнем подготовленности к ней молодых специалистов.
Литература
1. Ашкинази С.М. Базовая техника рукопашного боя как синтез техники спортивных единоборств: учеб.-метод. пособие / С.М. Ашкинази, К.В. Климов. СПб: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. 80 с.
2. Вейднер-Дубровин Л.А. Некоторые вопросы изучения зависимости между физической подготовленностью и боевой выучкой личного состава / Л.А. Вейднер-Дубровин / Труды Ин-та. Вып. 29. Л.: КВИФКС. 1959. С. 163—167.
3. Чехранов Ю.В. Сопряженное обучение спортсменов-единоборцев технике и тактике ударов и бросков [Текст] / Ю.В. Чехранов // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (8) ISSSN 2411-9652.
4. Шилакин Б.В. Исследование компонентов, спортивного травматизма в образовательных ор-
ганизациях МВД России / Б.В. Шилакин, А.В. Захаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 11 (129). С. 259—261.
References
1. Ashkinazi S.M. basic techniques of unarmed combat as a synthesis technique of combat sports: textbook.-method. manual / S.M. Ashkinazi, K.V. Klimov. SPb: Spbgufk them. P.F. Lesgaft, 2006. 80 C.
2. Weidner-Dubrovin L.A. Some problems in the study of relationship between physical fitness and combat training of personnel / L. A., Weidner-Dubrovin / Trudy In-TA. Vol. 29. HP: QUIRKS. 1959. P. 163— 167.
3. Chefranov V. Combined training of combat athletes the techniques and tactics of strikes and throws [Text] / Y.V. Chernov // the Priority directions of development of science and education: materials of VIII Intern. scientific.-pract. Conf. (Cheboksary, 29 Jan. 2016) / redkol.: O.N. Shirokov [etc.] Cheboksary: CNS «Interactive plus», 2016. No. 1 (8) ISSSN 2411-9652.
4. Silkin B.V. Investigation of the components of sports injuries in educational institutions of the MIA of Russia / B.V. Silkin, A.V. Zakharov // scientific notes University of P. F. Lesgaft. 2015. No. 11 (129). P. 259— 261.
Пашков В.И. Традиции духовно-нравственного воспитания военно-служащих в Русской армии. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Изд-во ЮНИТИ, 2016. 255 с.
Рассматриваются традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в Русской армии. Обосновав теоретически суть данного явления, автор анализирует историю духовно-нравственного воспитания воинов в Русской армии. Освещаются этапы возникновения и развития традиций воинов, раскрывается авторская структура традиций духовно-нравственного воспитания военнослужащих.
Особое внимание в работе уделено обобщению материала по развитию духовно-нравственного воспитания военнослужащих Русской армии в контексте православной педагогической культуры.
__Для преподавателей военных педагогических вузов, а также
аспирантов, курсантов военно-учебных заведений и всех тех, кто интересуется вопросами традиций воинов Русской армии и духовно-нравственным совершенством.
392
Вестник экономической безопасности
№ 3 / 2016