3. Fursov, A.V., Sinyavskiy, N.I., Tiunova, T.A. and Ivanov, K.G. (2016), "Studying of the attitude of students to physical training and the introduction of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" in the education system", Physical culture: education, training, No. 4, pp. 24-28.
4. Development of physical culture and sports and the introduction of the GTO complex in the education system (survey for students), available at: http://www.survio.com/survey/d/J5J5T9H8M7H0S4C1X.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.03.2017
УДК 796.011.3
О МЕТОДОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Юрий Валентинович Чехранов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы особенности методологии физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, заключающиеся в разнообразии видов деятельности, которыми в процессе обучения и дальнейшей работы в практических подразделениях ОВД, приходится заниматься будущим сотрудникам полиции. В то же время все виды деятельности организованы по одним методологическим принципам, что позволяет оптимизировать обучение.
Ключевые слова: физическая подготовка, методология, курсанты, образовательные организации МВД России, физкультурно-спортивная деятельность, профессионально-служебная деятельность.
ABOUT METHODOLOGY OF PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
Yury Valentinovich Chekhranov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow
Annotation
This article discusses the peculiarities of the methodology of physical preparation of cadets of the educational institutions of the MIA of Russia, consisting in a variety of the activities which in the learning process and future work of the practical units of MIA have to be dealt by the future police officers. At the same time, all the activities are organized under the same methodological principles to optimize the learning process.
Keywords: physical training, methodology, students, educational institutions of the MIA of Russia, physical culture and sports activities, professional service activities.
Физическая подготовка является одной из важнейших составляющих частей профессионально-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Курсанты образовательных организаций МВД России в своей образовательной деятельности в течение всего периода обучения также проходят курс физкультурно-спортивной деятельности, позволяющей им обрести необходимые для профессии компетенции. Для того чтобы выявить методологические подходы к проблеме совершенствования отечественной системы физической подготовки сотрудников правоохранительных органов, включая курсантов образовательных организаций МВД России, следует подробнее разобраться в особенностях методологии как таковой.
Сначала выясним, что мы понимаем под методологией. За основу примем общеизвестное определение: «Методология (от «метод» и «логия») - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки - учение о
принципах построения, формах и способах научного познания» [2]. Термин «учение» присутствующий в данной формулировке, непременно направляет внимание читателя на её вторую часть, определяющую методологию науки. Соответственно, под методологией деятельности понимается методология именно научно-теоретической деятельности. Неким подтверждением отмеченного утверждения является, к примеру, статья профессора М.Я. Виленского [3] о сложностях методологии вообще, при этом в работе обсуждается непосредственно научно-педагогическая деятельность человека.
Автор В.В. Краевский [5], напротив, рассматривая непосредственно вопросы методологии педагогики, утверждает, что методология является также и областью познавательной деятельности вообще.
Совершенно новаторский подход к пониманию методологии предлагают А.М. Новиков и Д.А. Новиков [7], утверждающие, что методология научной деятельности принципиально не отличается от методологии любой другой человеческой деятельности. И затем авторы смело выдвигают формулировку методологии как учения об организации деятельности. И с ними трудно не согласиться. Далее авторы приводят такое наблюдение, что программисты под методологией стали понимать различные типы стратегий.
По исследованиям, проводимым автором данной статьи [10], термины «техника» и «тактика» у большинства респондентов - представителей различных видов человеческой деятельности, значительных трудностей с пониманием не встречает. При этом термин «стратегия» большинство из них ставит в тупик, хотя это звенья одной логической цепи: «средство - способ решения задач - путь достижения цели». Формулировка авторов
A. и Д. Новиковых предоставляет возможность предложить аналогичную логическую цепь: «метод - методика - методология» для различных видов человеческой деятельности. Соответственно, метод - это средство, технический компонент деятельности; методика - способ, тактический её компонент; а методология - путь, ведущий к достижению цели деятельности, т.е. стратегический компонент.
В области физической подготовки борцов-спортсменов Г. С. Туманяном [9] было выдвинуто подобное смелое утверждение, что наряду с тактикой выполнения единиц техники, ведения борцовской схватки, участия в спортивных соревнованиях, существуют и подобные виды стратегии: выполнения техники, ведения схватки и участия в соревновании. Дальнейшие исследования в области единоборств подтвердили новаторское утверждение автора.
В первых целенаправленных научных исследованиях в области образовательной деятельности будущих сотрудников правоохранительных органов было выявлено, что физическая подготовка является важным и сложным компонентом учебной и служебной видов деятельности курсантов отечественных вузов МВД страны [8]. Сотрудникам полиции необходимо владеть значительным арсеналом двигательных действий, позволяющих успешно решать служебные задачи, в которых требуется применение физической силы. М.М. Боген [1] справедливо отмечает, что первым, чему с детства учится человек, являются двигательные действия. Обучение различным действиям продолжается всю его жизнь, преломляясь в различных видах деятельности. М.М. Боген утверждает, что именно в сфере физического воспитания двигательная деятельность выступает сразу в трёх измерениях: как объект, как средство и как цель совершенствования.
На примере обучения двигательным действиям в спортивной борьбе решает вопросы методологии тактико-технической подготовки специалистов в спортивной борьбе
B. Л. Дементьев [4]. Автор, творчески применяя теорию деятельности А.Н. Леонтьева [6], предлагает проводить подготовку профессиональных педагогических кадров посредством обучения студентов техническим, тактическим и стратегическим действиям через призму научного, образовательного и физкультурно-спортивного видов деятельности обучающихся.
В подготовке профессиональных кадров для правоохранительной деятельности важнейшее место отводится спортивной деятельности курсантов в профессионально-прикладных видах спорта (самбо, дзюдо, бокс, рукопашный бой), на которых основаны боевые приёмы борьбы (БПБ), являющиеся главным средством физической подготовки сотрудников полиции. Овладение навыками двигательных действий раздела БПБ являются для курсантов образовательных организаций МВД России и объектом, и средством и целью совершенствования на занятиях по физической подготовке.
Таким образом, осмысленное восприятие курсантами образовательных организаций МВД России основ методологии физической подготовки, как своеобразной профессионально-прикладной формы их деятельности, позволит будущим специалистам правоохранительных органов понять принципы организации различных видов деятельности, с которыми им потребуется встретиться в условиях самостоятельной работы. Обретение в процессе физкультурно-спортивной деятельности навыков применения приёмов спортивных единоборств позволит им надёжнее освоить навыки БПБ как основного средства профессионально-прикладной деятельности. Следовательно, методология физической подготовки курсантов должна обеспечивать её деятельностную направленность: через физ-культурно-спортивную деятельность в процессе учебной деятельности в образовательной организации - к тактической и стратегической подготовленности в профессионально-служебной деятельности сотрудников полиции в практических подразделениях ОВД.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.
2. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая российская энциклопедия, 1998. - 1456 с.
3. Виленский, М.Я. Лабиринты методологии / М.Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 7. - С. 40-42.
4. Дементьев, В.Л. Методология профессиональной тактико-технической подготовки тренерских кадров по спортивной борьбе в физкультурных высших учебных заведениях : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Дементьев Владимир Львович. - Майкоп, 2004. - 245 с.
5. Краевский, В.В. Методология педагогики : пособие для педагогов-исследователей / В.В. Краевский. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - 244 с.
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - М. : Политиздат, 1975. - 92 с.
7. Новиков, А.М. Методология / А.М. Новиков, Д. А. Новиков. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 668
с.
8. Подлипняк, Ю.Ф. Педагогические основы системы физической подготовки слушателей вузов МВД СССР : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Подлипняк Юрий Филиппович. - М., 1985. -430 с.
9. Туманян, Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.С. Туманян. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 592 с.
10. Чехранов, Ю.В. К вопросам общности и различий техники и тактики спортивной борьбы / Ю.В. Чехранов // 75 лет самбо. Итоги и перспективы : материалы XIII международ. науч.-практ. конф. памяти Е.М. Чумакова. - М., 2013. - С. 58-60.
REFERENCES
1. Bogen, M.M. (1985), Teaching motor actions, Physical culture and sport, Moscow.
2. Big encyclopedic dictionary, Great Russian encyclopedia, Moscow.
3. Vilensky, M.Yu. (1996), "Mazes methodology", Theory and practice physical culture, No. 7, pp. 40-42.
4. Dementiev, V.L. (2004), Methodology of professional performance training coaches on wrestling in sports higher educational institutions, dissertation, Maykop.
5. Kraevsky, V.V. (2001), Methodology of pedagogy: Manual for teachers-researchers, publishing house of the Chuvash University, Cheboksary.
6. Leontiev, A.N. (1975), Activity. Consciousness. Personality, Politizdat, Moscow.
7. Novikov, A.M. and Novikov, D.A. (2007), Methodology, SINTEG, Moscow.
8. Podlipnyak, Yu.F. (1985), Pedagogical bases of system ofphysical preparation of students of universities of the USSR Ministry of internal Affairs, dissertation, Moscow.
9. Tumanyan, G.S. (2006), School of excellence wrestlers, judoka and Sambo wrestlers, publishing center "Academia", Moscow.
10. Chekhranov, Yu.V. (2013), "The issues of similarities and differences of the techniques and tactics of wrestling", 75 years of Sambo. Results and perspectives - Proceedings of the XIII intern. scientific-practice conf. in memory of E.M. Chumakov, Moscow, pp. 58-60.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.03.2017
УДК 316.422
ИНФОРМАЦИОННО-ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ ОСМЫСЛЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА
Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, Вячеслав Геннадьевич Миненко, кандидат технических наук, доцент, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка информационно-вероятностной модели осмысления студентами исторического опыта. Согласно современным воззрениям, самоидентификация личности неразрывно связана с осознанием своей принадлежности к определённому социуму, который, в свою очередь, характеризуется своим историческим опытом. Осмысление исторического опыта своего социума (нации, государства, региона и т.д.) - неотъемлемая составляющая личностно-профессионального развития индивида, но оно может фактором как формирование социально значимых личностно-профессиональных качеств (толерантности, патриотизма), так и их разрушения. Осмысление индивидом исторического опыта своего социума - вероятностный (стохастический) процесс, детерминированный множеством факторов, в том числе внутренних (психологических); это, прежде всего, уже достигнутый уровень толерантности, патриотизма, социальной компетентности и критического мышления. Для авторов очевидно, что личность с высоким уровнем толерантности и патриотизма характеризуется адекватным осмыслением исторического опыта своего социума.
Ключевые слова: исторический опыт, личностное осмысление, информационно-вероятностная модель.
INFORMATIONAL-PROBABILITY MODELS OF HISTORICAL EXPERIENCE UNDERSTANDING BY STUDENTS Tatiana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, candidate of physical and mathematical sciences, professor,
Vyacheslav Gennadievich Minenko, the candidate of technical sciences, lecturer,
Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The purpose of investigation is elaboration of the informational-probability model of historical experience understanding by the students. In accordance with the modern views, the personal self-identification is tightly connected with understanding of its affiliation to some society, which, in its turn, has a historical experience. The understanding of the own society historical experience (nation, state, region etc.) is a compulsory part of the personally professional development, but it may be the factor of formation or destroying of the important personally professional abilities (such as tolerance and patriotism).