ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
В.А. Хромов,
заместитель начальника кафедры физической подготовки Московского университета МВД России;
[email protected] Д.А. Платонов,
заместитель начальника кафедры физической подготовки Московского университета МВД России;
[email protected] Ю.В. Чехранов,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки Московского университета МВД России,
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ И.Д. Свищев Научная специальность: 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки оздоровительной и адаптивной физической культуры
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы внедрения спортивной составляющей борьбы самбо в процесс физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России на основе анализа нового Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники полиции, курсанты и слушатели вузов МВД, самбо, спорт
PECULIARITIES OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS AND STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN
MODERN CONDITIONS
V.A. Khromov,
Deputy head of the Department ofphysical training Moscow University of the MIA of Russia, D.A. Platonov, Yu.V. Chekhranov,
candidate ofpedagogical Sciences, associate Professor of the Department physical training of the Moscow University of the MIA of Russia,
Annotaition. The article considers the issues of the introduction of the sports component of sambo in the process of physical training of students of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia on the basis of the analysis of the new Instruction on the organization of physical training in bodies of internal Affairs of the Russian Federation.
Keywords: physical training, police officers, cadets and students of universities of the Ministry of internal Affairs, sport, sambo.
Физическая подготовка является одним из важнейших составляющих компонентов, определяющих профессионализм сотрудников силовых структур, включая Министерство внутренних дел России. Руководство ведомства уделяет этой дисциплине постоянное повышенное внимание. Подтверждением этому является приказ МВД РФ № 1025 от 13 ноября 2012 года «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Указанный документ (далее — новое Наставление) определил современный взгляд на содержание и процесс формирования и совершенствования физической подготовки, как постоянного контингента сотрудников МВД, так и переменного состава, к которому относятся курсанты и слушатели учебных заведений ведомства.
Формулировка цели физической подготовки в новом Наставлении значительных изменений не претерпела. То, что из неё исключена психологическая готовность сотрудников, вполне объясняется тем, что целевыми вопросами психологии занимается другие специалисты, а психологические задачи, наряду с воспитательными задачами, решаются на каждом учебном занятии или в процессе физ-культурно-спортивных мероприятий. Но в формулировке цели сохранились физическая готовность сотрудников к успешному выполнению профессиональных задач и долговременное обеспечение их высокой работоспособности.
В постановке задач, посредством решения которых достигается поставленная цель, произошли существенные изменения. Задач осталось только две, и они стали в большей степени соответствовать специфике учебной дисциплины «физическая подготовка». Первая задача указывает на развитие и поддержание физических качеств сотрудников, а вторая — на овладение двигательными навыками и умениями для эффективного применения этих физических качеств в дальнейшей служебной деятельности.
Также подчёркнуто, что основным средством физической подготовки являются упражнения: общефизического и служебно-прикладного характера. Именно по качеству выполнения изучаемых упражнений оценивается в баллах физическая подготовленность сотрудников. Общефизическая подготовленность проверяется выполнением одного, двух или трёх (в зависимости от категории сотрудника) упражнений, с проявлением соответствующих физических качеств. Оценка служебно-прикладной подготовленности производится по качеству проведения сотрудником боевых приёмов борьбы. При этом сотрудник должен уверенно и эффективно защищаться от атакующих действий ассистента (включая возможность применения бросков и ударов), надёжно выполнять болевые приёмы с целью
задержания и последующего сопровождения ассистента.
В новом Наставлении представлены современные взгляды специалистов на общие положения, требования и рекомендации по объёму материала, планированию и организации обучения, контролю качества обучения с разработанными критериями и нормативами, а также методическими рекомендациями по обучению физическим упражнениям.
Разработка Рабочих программ по физической подготовке, в соответствии с имеющимся материально-техническим и кадровым обеспечением, остаётся в компетенции коллективов, проводящих обучение. И на этом этапе появляется опасность подмены учебного процесса физической подготовки процессом элементарного «натаскивания» обучаемых на выполнение нормативных требований. Такая подмена не столь вредна для краткосрочных курсов, например, в центрах профессиональной подготовки, где основной задачей обучения является приобретение сотрудниками необходимых в служебной деятельности двигательных навыков и умений. Но подобный подход к процессу обучения в образовательных учреждениях системы МВД, в которых предмет «физическая подготовка» является составной частью гуманитарного компонента образования, совершенно недопустим.
В ряде гражданских вузов страны успешно внедряется выдвинутая и научно обоснованная профессором В.К. Бальсевичем идея конверсии технологии спортивной подготовки, которая успешно продолжена исследованиями профессора Л.И. Лубышевой и других учёных. Специалистами вузов разработаны методики спортивно-ориентированного физического воспитания студентов, построенные на принципах спортивной тренировки, с акцентом на культивируемые виды спорта. Такой подход к обучению способствует целенаправленности контроля физического и функционального состояния занимающихся, формированию мотивации, здорового образа жизни, повышению физических кондиций и потребностей, а также стимулированному включению студентов в процесс формирования личностной физической культуры.
В вузах МВД России спортивная ориентация определена самими задачами физической подготовки обучающихся, в которых задача развития физических качеств неразрывно связана с задачей их реализации при выполнении боевых приёмов борьбы. Видом спорта, который позволяет развивать и совершенствовать все физические качества: силу, скорость, выносливость, ловкость, гибкость, координацию и точность, а также владеть навыками приёмов самозащиты, является самбо — официально признанный национальный вид спорта России. По
спортивной борьбе самбо проводятся Чемпионаты вузов МВД страны, на которые направляются лучшие курсанты и слушатели, а также допускаются адъюнкты и преподаватели. Но эти лучшие самбисты тренируются, как правило, по индивидуальным графикам в городских спортивных клубах, а не на учебных занятиях в вузе. Ведь для создания условий полноценных спортивных тренировок в вузе необходимо организовать спортивное отделение (в прошлом называемое отделение спортивного совершенствования), а это весьма непросто с лимитом учебных часов и специфики обучения курсантов. Спортивные секции, которые проводятся на общественных началах инструкторами спортивных клубов, а также немногочисленные факультативные занятия, не способны выполнять функции развития массового спорта среди курсантов и слушателей. Эти задачи могут и должны решаться непосредственно на учебных занятиях по физической подготовке, наряду с решением общефизических задач.
Занятия по БПБ, отмечается в новом Наставлении, помимо формирования навыков их выполнения, проводятся с целью обеспечения личной безопасности сотрудников, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости. Указанных личностных качеств невозможно добиться, занимаясь с несопротивляющимся ассистентом, они формируются только в процессе полного сопротивления сторон. Будущим сотрудникам полиции необходим навык преодоления полного сопротивления соперника, а он приобретается только в регулярных спортивных поединках.
Следует отметить, что положения нового Наставления включают такие формы обучения БПБ как учебные схватки по заданию руководителя в ходе изучения приёмов, а также учебно-тренировочные поединки по борьбе самбо, дзюдо, боксу и рукопашному бою, спарринги — в составе учебно-боевой практики. Но подобные поединки не направлены на тренировочно-спортивный результат, поэтому не обладают достаточной мотивацией. Критерии для оценки таких поединков в положениях не представлены, поэтому отсутствуют в них и стимулирующие факторы. Именно спортивная составляющая поединков по самбо (спортивному и, при наличии достаточной защитной амуниции, боевому самбо) на учебных занятиях должна играть стимулирующую и мотивационную роль.
Проведение семестровых зачётных спортивных поединков по самбо в форме квалификационных соревновательных схваток, победы в которых предоставляют право на присвоение спортивных разрядов, может являться достаточным стимулом курсантам и слушателям вузов МВД для занятий спортом. Соревнования внутри групп, курсов, факультетов, предшествующие Чемпионатам вуза по самбо позволят обеспечить как высокую массовость
занятий служебно-прикладным видом спорта, а также осуществить достаточную мотивацию для изучения техники и тактики самбо.
Аналитические данные специалистов, проводящих исследования случаев нападений правонарушителей на сотрудников МВД, показывают, что в подавляющем большинстве таких случаев эффективную самозащиту, а также дальнейшее задержание правонарушителей, проводили сотрудники, имеющие спортивные разряды по самбо и другим видам единоборств. При этом спортсмены-самбисты традиционно демонстрируют высокие показатели при тестировании по различным физическим качествам, что подтверждает разносторонность и универсальность занятий этим видом спорта.
Таким образом, положения нового Наставления по физической подготовке сотрудников МВД, конкретизируя нормативные требования к показателям физических качеств, предоставляют возможности творческого подхода к разработке Рабочих Программ по физической подготовке, для включения в них спортивных составляющих по культивируемым видам спорта. И в первую очередь такая возможность предоставляется для развития в вузах МВД служебно-прикладного и признанного национальным вида спорта — самбо. Спортивно-ориентированная физическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД России может стать значительным мотивационным и стимулирующим фактором в процессе профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции.
Литература
1. Приказ МВД РФ № 1025 от 13 ноября 2012 года «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Бальсевич, В. К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка //Изд. «Физкультура, образование, наука, — 1996, № 1. — С. 3—53.
3. Козлов, Алексей Васильевич. Альтернативная методика спортивно-ориентированного физического воспитания студентов гуманитарных вузов: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04 Воронеж, 2006 — 178 а
4. Лубышева, Л.И. Спортивноориентированное физическое воспитание: теория и технология. В 2-х т. — М.: ТиПФК, 2006.- 160 с.
5. Организация и методика проведения занятий по специальной физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России: Учебно-методическое пособие — М.: ЦОКР МВД России, 2008. — 216 с.