УДК 378 ББК 74
ВЫЯВЛЕНИЕ БАЗОВЫХ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИИ
Юрий Валентинович Чехранов,
доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: [email protected]; Виктор Борисович Шилакин,
преподаватель кафедры профессиональной служебной подготовки факультета профессиональной подготовки
Дальневосточного юридического института МВД России
E-mail: [email protected]
Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены вопросы выявления по различным принципам и признакам базовых боевых приемов борьбы для обучения сотрудников ОВД России.
Ключевые слова: служебно-прикладные виды спорта, техника, тактика, боевые приемы борьбы, физическая подготовка, сотрудники полиции.
IDENTIFICATION OF BASIC COMBAT METHODS OF STRUGGLE FOR TRAINING EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS DEPARTMENT OF RUSSIA
Yuriy V Chekhranov,
Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex for Special Education
of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
Victor B. Shilakin,
the teacher of the department of professional service training of the faculty of vocational training Far Eastern legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract. The article describes the identification of various principles and characteristics of the basic fighting techniques of struggle for the training of police officers of Russia.
Keywords: service applied sports, technology, tactics, combat fighting techniques, physical training, police.
Несмотря на проводимые реформы МВД России, преступность в стране до настоящего времени остается на высоком уровне. Эффективно противостоять представителям преступного мира могут только сотрудники полиции, обладающие высоким уровнем специальной профессиональной подготовки, значительное место в которой отводится владению боевыми приемами борьбы (БПБ). В то же время сущность и содержание БПБ до настоящего времени остается недостаточно раскрытой. Ряд специалистов МВД России утверждает, что БПБ тождественно рукопашному бою [5]. При этом специалисты единоборств говорят о необходимости при начальном обучении освоения базовой техники [8].
В Приказе МВД России № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» (в дальнейшем — НФП-17) подготовленном МВД России 01.07.2017, при раскрытии цели физической подготовки указывается, что целью «является формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы...» [1]. Из представленной формулировки следует, что БПБ является частью физической силы, при этом сам термин «физическая сила» научного определения не имеет. Юридические словари раскрывают поня-
тие «применение физической силы» как «право сотрудников милиции применять физическую силу, в т.ч. боевые приемы борьбы...» [2]. В юридической формулировке налицо нарушение логического правила дефиниций, которое не допускает содержать круга и требует раскрываемое понятие определять через другое понятие, а не через первое понятие [4]. Далее там же следует: «Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.», что не позволяет относить спецсредства и оружие к физической силе. Что же в этом случае, помимо БПБ, включает в себя понятие «физическая сила», остается не раскрытым.
Специалисты физической культуры применяют понятия «мышечная сила» «физическое качество сила» или «сила движения» [6]. Термин «физическая сила» встречается в ряде электронных ресурсов, посвященных силовому фитнесу, при этом выявляется, что авторы электронных источников в формулировках используют определение понятия «сила как физическое качество», не различая этих понятий [10].
НФП-17 не содержит также определения термина «боевые приемы борьбы», при этом в разделе VII под указанным названием перечень приемов вызывает массу вопросов. Так, в разделе БПП п. 56. «Обучение ударам и защитам от ударов» предполагает рассмотрение технику ударов и защитных действий от них, которые преподавателям физической подготовки можно будет систематизировать, и выделить из них базовые приемы, на которых сделать акцент в своей методике обучения ударам и защитам. Приемы, представленные в п.п. 56.1.—56.29. систематизировать не сложно, однако с приемами из п. 56.30. возникают сложности. В указанном пункте раздела указаны приемы «болевой прием на руку или бросок» не относящиеся к разделу «удары и защиты». Помимо этих, сторонних для раздела приемов, предлагается, что обучаемый «извлекает оружие и ограничивает свободу передвижения ассистента с угрозой его применения или применяет его на поражение». Перечисленные действия невозможно отнести к БПБ, которые предполагают исключительно применение физической силы, к которой спецсредства и оружие, как мы выяснили выше, не относятся. Подобные вопросы возникают и при рассмотрении п.п. 56.31.—56.34., в которых перечисляются такие действия как обезоруживание, ограничение
свободы передвижения ассистента и его сопровождение под воздействием болевым приемом, которые по тем же причинам оказываются лишними в разделе VII. По нашему мнению, комплексные приемы, перечисленные в п.п. 56.30.—56.34., следует отнести к технико-тактическим действиям (ТТД), сочетающим защитные и атакующие приемы, которые необходимо выделить в отдельный раздел, к которому приступать после приобретения навыков выполнения составляющих элементов ТТД.
В п. 57. «Обучение болевым приемам» также содержатся ТТД, состоящие, помимо непосредственно болевого приема на сустав руки (локтевой, плечевой, лучезапястный), из приемов, которые должны относиться к другим пунктам раздела БПБ — удары, переводы, сопровождения. Базовыми приемами п. 57. должны быть болевые приемы, изучаемые в положении лежа: рычаг локтя через бедро, узел локтевого сустава. После приобретения навыков выполнения указанных технических действий следует переходить к обучению ТТД, заключающихся в ограничении свободы передвижения ассистента и его последующем сопровождении под воздействием болевого приема.
Особенные разногласия у специалистов вызывает п. 58. «Обучение броскам». Сколько базовых бросков достаточно для изучения, чтобы надежнее освоить остальные броски Программы, по какому принципу выбирать базовые броски, эти вопросы интересуют многих преподавателей, проводящих занятия по изучению БПБ. В НФП-17 предлагается к изучению 7 бросков, представляющие следующие группы принятой в самбо классификации приемов: 2 броска выполняемых с помощью ног, 3 броска выполняемых с помощью рук, 2 броска выполняемых с помощью туловища [7]. Применение классификации самбо позволяет разделить на подгруппы только броски, выполняемые с помощью рук, и получается следующий список: 2 подножки, 2 броска захватом ног, 1 бросок захватом одной ноги, 2 броска через спину (бедро). Классификация приемов самбо имеет существенный недостаток, который заключается в отсутствии признака направления броска, благодаря чему приемы, имеющие различные биомеханические структуры, объединяются в одну группу [3]. Так, у броска задней подножкой основной структурной операцией является выведение из равновесия (ВИР) противника (ассистента) толчком назад, от себя, с последующей блокировкой ногой. А у броска пе-
редней подножкой основной структурной операцией является выведение из равновесия (ВИР) противника (ассистента) рывком вперед, на себя, с поворотом к нему спиной и последующей блокировкой ногой. Поэтому при обучении техники бросков ряд специалистов рекомендует систематизировать приемы по основным направлениям ВИР: толчком, рывком, подниманием, висом, с использованием блокировок частями туловища или конечностями [3, 11].
При выборе базовых бросков следует исходить из вариативности и целесообразности их применения. Так, по нашему мнению, бросок захватом ног сзади должен обязательно входить в число базовых приемов полицейских ввиду возможности его скрытого и мгновенного применения правонарушителю, находящемуся спиной к сотруднику полиции.
Обе подножки, находясь в одной классификационной группе, представляют противоположные операционные направления: задняя подножка — ВИР толчком от себя, передняя подножка — ВИР рывком на себя, что позволяет оставить оба приема в составе базовой техники. Броски через спину и через бедро представляют одну классификационную группу и одно операционное направление — ВИР рывком на себя, что позволяет оставить в числе базовых бросков один из них, по усмотрению преподавателя. Два оставшихся броска из группы приемов, выполняемых с помощью рук (бросок захватом ног спереди и задняя подножка с захватом ноги), по нашему мнению, не следует включать в число базовых бросков по ряду причин. Первый бросок имеет одинаковое операционное направление с броском захватом обеих ног сзади, при этом после его проведения атакующему могут провести удушающий захват. Второй бросок является вариантом броска задней подножкой, который мы предложили внести в состав базовой техники.
При этом следует учесть, что бросок захватом одной ноги можно выполнить, применяя другое операционное направление — ВИР подниманием, аналогично началу броска боковым переворотом, об отсутствии указанного броска в НФП-17 можно только сожалеть. Боковой переворот является одним из самых показательным из приемов с ВИР подниманием, и одним из самых эффективных в единоборствах, что является основанием включения его в состав базовой техники. Также в НФП-17 не представлены подсечки, которые находят отражение в учебниках
для образовательных организаций МВД России [9]. Так, боковая подсечка имеет уникальную операционную структуру — ВИР высеканием опоры, которая позволяет произвести бросок на противниках различной комплекции, при этом прилагая незначительные физические усилия, что также является основанием для включения его в состав базовых бросков.
Таким образом, нами выявлено, что для успешного освоения сотрудниками полиции БПБ следует выделить базовые приемы, которые следует освоить до уровня приобретения навыков. При этом до настоящего времени отсутствуют точные определения следующих понятий, фигурирующих в НФП-17: БПБ, физическая сила, болевые приемы, броски, что не позволяет достаточно обоснованно выявить базовую технику основного раздела физической подготовки. Данная проблема требует разрешения путем проведения научных исследований, результатом которых должны стать соответствующие научные выводы и практические рекомендации.
Литература
1. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 01 июля 2017 г. № 450. Режим доступа: Система Гарант. Дата обращения 18 сентября 2017 г
2. Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. и др. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 2001. 790 с.
3. Глазистов А.В. Базовые движения при изучении бросков в спортивном рукопашном бое / А.В. Глазистов [электронный ресурс] // Педагоги-ко-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, электронный журнал КамГИФК. 2007. № 4. Режим доступа. hitp// kamgifk ru/magazin/jouma] htm.
4. Ивлев Ю.В. Логика: учебник / Ю.В. Ивлев. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2004. 287 с.
5. Макаров В.М. Самозащита и боевые приемы борьбы в деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / В.М. Макаров, А.А. Журавлев // Полицейская и следственная деятельность. 2015. № 3. С. 45—213. DOI: 10.7256/2409-7810.2015.3.16098. URL: http://e-notabene.ru/pm/article_16098.html.
6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. М.: ФиС, 1991. 260 с.
7. Селиверстов С.А. Самбо: (Спортивный, боевой и специальный разделы): учеб.-метод. и нагляд. пособие / С.А. Селиверстов. М.: Межрегион. ассоц. соц. защиты ветеранов спецподразделений правоох-ран. органов и спецслужб «Витязь», 1997. 509 с.
8. Туманян Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.С. Туманян. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 592 с.
9. Физическая подготовка: Учебное пособие / B.C. Кшевин, В.В. Мороз, В.П. Усенко, В.П. Бирю-
ков, В.А. Серебрянников. М.: ИНЦГУК МВД России, 2003. 288 с.
10. Физическая сила и ее виды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://body-zone.ru/ dictionary/byid/fizicheskaya_sila_i_ee_vidy. Дата обращения 11 сентября 2017 г.
11. Чехранов Ю.В. Приемы борьбы как спортивный компонент физической подготовки курсантов вузов МВД России: учебно-методическое пособие / Ю.В. Чехранов, В.Л. Дементьев. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. 70 с.
УДК 378 ББК 74
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Юрий Григорьевич Ященко,
доцент кафедры ОФ и ТСП Брянского филиала ВИПК МВД России;
Дмитрий Анатольевич Платонов,
заместитель начальника кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
Дмитрий Геннадьевич Морев,
доцент кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя УНК СП Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается процесс профессионального роста преподавателей по физической подготовке, требования и критерии оценки уровня их профессиональных и практических умений.
Ключевые слова: профессиональный рост, конкурс профессионального мастерства, физическая подготовка, система оценки профессионализма, уровень профессионализма преподавателей.
CONTEST OF PROFESSIONAL SKILLS AS AN ELEMENT OF THE IMPROVEMENT OF PROFESSOR PEDAGOGICAL COMPETENCES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF THE RUSSIAN FEDERATION
Yuriy G. Yashchenko,
Associate Professor of the Department of firearms, physical and special-tactics qualification of Bryansk Branch of Federal State Educational institution of additional professional education All-Russian Institute of Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the
Russian Federation; Dmitriy A. Platonov,
Deputy Chief of the Department of Physical education of the research and education complex of special qualification of the V.Ya. Kikot Moscow
University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation;
Dmitriy G. Morev,
Associate Professor of the Department of Physical education of the research and education complex of special qualification of the V.Ya. Kikot
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Abstract. The process of professional growth of teachers in physical training, requirements and criteria for assessing the level of their professional and practical skills is considered.