УДК 796 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10159
Некоторые аспекты совершенствования тактической подготовленности слушателей к боевым приемам борьбы и рукопашного боя
Some Aspects of Improvement Tactical Readiness of Listeners to Fighting Methods of Fight and Hand-to-Hand Fight
Эдуард Борисович НАСТУЕВ,
старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования технико-тактического мастерства боевых приемов борьбы и рукопашного боя на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России. Автором обосновывается эффективность современных подходов к совершенствованию техники боевых приемов борьбы и рукопашного боя, которые должны строиться на создании такой системы подготовки и будут основаны на накопленном опыте с опорой на современную педагогическую оценку
Ключевые слова: психологическая подготовка, тактическая подготовка, слушатели, совершенствование, боевые приемы борьбы, рукопашный бой
Abstract. Article is devoted to questions of improvement of technical and tactical skill of fighting methods of fight and hand-to-hand fight on classes in physical training in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The efficiency of modern approaches to improvement of the technology of fighting methods of fight and hand-to-hand fight which have to be based on creation of such system of preparation is proved by the author and will be based on the accumulated experience with a support on modern pedagogical assessment.
Key words: psychological preparation, tactical preparation, listeners, improvement, fighting methods of fight, hand-to-hand fight
Наиболее распространенный вид боевой деятельности в ближнем бою с правонарушителем — это боевые приемы борьбы и рукопашный бой. Основной задачей, решаемой на учебно-тренировочных занятиях по боевым приемам борьбы и рукопашным схваткам, является овладение слушателями теоретическими знаниями, организаторскими и методическими умениями и практическими навыками приемов борьбы и действий. Не менее важное значение имеют развитие физических и волевых качеств, а также формирование психологической устойчивости к кризисным и экстремальным ситуациям.
В процессе обучения боевым приемам борьбы и рукопашной схватки действия слушателей представляют собой двигательные акты, направ-
ленные на решение конкретных задач, в числе которых атаковать противника или его обезоружить, победить его и т.д. К боевым средствам рукопашного боя относятся также способы применения личного оружия, предметов снаряжения, подручных средств и способы борьбы без оружия, совершаемые в виде соответствующих приемов.
Для изучения слушателями боевых приемов борьбы и приемов рукопашного боя, составляющих технику единоборств, предназначен специальный раздел «Боевые приемы борьбы» дисциплины «Физическая подготовка». Они осваиваются в виде организованных движений, непрерывных по времени, месту и пространству, и совершенствуются с учетом индивидуальных особенностей двигательного навыка каждого слушателя.
Главным элементом обучения боевым приемам борьбы и приемам рукопашного боя выступает маневрирование, которое выражается в создании благоприятных условий для нападения на противника или для обороны от его нападения. Маневрирование применяется для установления дистанции, сближения, совершения отхода и ухода.
При обучении технике боевых приемов борьбы и рукопашной схватки необходимо руководствоваться комплексом действий, которые классифицируются на следующие приемы:
■ обеспечения — создающие благоприятные условия для ведения борьбы;
■ боя с оружием — используемые для уничтожения противника в рукопашной схватке, а также для обороны от нападения;
■ борьбы без оружия — используемые для освобождения от захватов, нанесения травм противнику, его задержания и конвоирования, а также для обезвреживания, уничтожения или выведения из строя при помощи ударов и удушений [1; 2; 5].
В контексте изложенного становится очевидным, что современные подходы к совершенствованию техники боевых приемов борьбы и рукопашного боя должны строиться на создании такой системы подготовки, которая будет основана на накопленном опыте и опираться на современную педагогическую оценку [2].
Известно, что в ситуации поединка с правонарушителем победа обеспечивается сотруднику, обладающему умениями и навыками управлять своим психическим состоянием, сохранять эмоциональную уравновешенность и осторожность, проявлять сообразительность и наблюдательность, а также обладать выдержкой и хладнокровием. К наиболее полезным относится навык психологической саморегуляции, который при выполнении сотрудником правопорядка служеб-но-прикладных обязанностей имеет чрезвычайно важное значение, так как одномоментно происходит применение им физической силы и подавление правонарушителя, оказывающего сопротивление [3]. Так, для достижения психологического превосходства сотруднику необходимо создать у себя особое психическое состояние, при котором сохраняются абсолютное спокойствие и максимальная концентрация внимания. Если сотрудник намеревается проявить мгновенную реакцию на любые действия противника, необходимо помнить, что это возможно только в том случае, если он способен сохранять реалистичность и спокойствие [5]. При этом его сознание должно быть освобождено от необходимости
думать о том, как следует поступить в сложившейся ситуации, какой выбрать вариант действий и т.д. Он не должен проявлять ни паники, ни страха, ни испуга [1].
Важным условием достижения такого спокойствия является развитие у сотрудника высокой технической подготовленности и формирование навыка доведения каждого боевого приема и боевого движения до автоматизма. Сотрудник должен развивать у себя умение мгновенно входить в состояние уравновешенности и спокойствия [5]. Для этих целей на занятиях по физической подготовке тренируют волю, развивают характер и умение концентрировать свое внимание. Психологические и физические тренировки, осуществляющиеся на регулярной основе, способствуют достижению внутренней раскрепощенности и спокойствия [4].
В опасной ситуации — случай рукопашной схватки с правонарушителем — сотрудник прежде всего концентрирует все свое внимание, оценивает обстановку и старается принять правильное решение, управляя своим поведением. Концентрация внимания приведет к мгновенному реагированию и обнаружению слабых и неприкрытых мест у противника, а затем решительному проведению мощных и результативных приемов.
В процессе схватки сотрудник должен направить все усилия на то, чтобы психологически переиграть противника, т.е. вызвать у него состояние растерянности и неуверенности в себе и своих силах. Для этого следует провести активную провокационную атаку, в ходе которой наносится удар кулаком в лицо противника, который, защищаясь, поднимет руки на уровень лица, и в это время сотрудник должен воспользоваться представившейся возможностью другой рукой провести сильный удар в незащищенное солнечное сплетение [1; 4].
Отметим, что в рукопашной схватке сотрудник может действовать либо активно осмысленно, либо импульсивно. В первом случае он довлеет над ситуацией, а во втором — действия сотрудника обусловлены сложившейся ситуацией. И здесь нельзя сбрасывать со счетов, что с возрастанием опасности поведение сотрудника может стать малоуправляемым [2]. Такая тенденция обусловливается ситуациями, когда условно-рефлекторные связи сформированы в условиях, не схожих с условиями служебной деятельности. Так, при возникновении опасности в процессе рукопашного боя у сотрудника активизируется инстинкт самосохранения, в результате которой возникает потребность обороняться [6].
2019 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры
157
Ярким выразителем этого инстинкта выступает испуг (особенно если речь идет о внезапности), который затормаживает поведенческие реакции и приводит к немотивированным и нецелесообразным действиям или же оцепенению, что может стоить сотруднику жизни, так как испуг в зависимости от того, как будет в дальнейшем развиваться ситуация, может перейти в страх, ужас или панику [2; 3]. Поведение сотрудника в опасной ситуации обусловливается не только проявлением эмоций, но и состоянием служебной и боевой готовности, связанной с достижением цели и преодолением страха, которые впоследствии преобразуются в демонстрацию гнева, радости победы и горечи поражения, взаимовыручку и взаимопомощь [2].
С учетом изложенного отметим, что занятия по физической подготовке слушателей направлены на надлежащую организацию процесса психологической, тактической и технической подготовленности к выполнению боевых приемов борьбы и рукопашного боя [2].
Список литературы
1. Афов А.Х. Совершенствование навыков боевых приемов борьбы в процессе физической подготовки в вузах МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № ЗА. С. 31—37.
2. Бычков В.М., Гребнев Д.Ю. Факторы, влияющие на успешность выполнения боевых приемов борьбы сотрудником органов внутренних дел // Совершенствование системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД в современных условиях: Сб. материалов круглого стола. 2017. С. 80—83.
3. Доттуев Т.И. Повышение физической подготовленности по программам профессиональной подготовки сотрудников МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 3А. С. 60—66.
4. Настуев Э.Б. Совершенствование физической подготовки слушателей по программам профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 4А. С. 69—74.
5. Плешивцев А.Ю., Овчинников ВА. Тактика применения боевых приемов борьбы сотрудниками полиции России соответственно со сложившейся ситуацией // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 101 — 106.
6. Ярославский МА. Методология и интенсивность нагрузки при тренировке скоростно-силовых качеств // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики. М., 2017. С. 185—192.