Научная статья на тему 'Совершенствование концепции обучения болевым приемам борьбы слушателей образовательных организаций МВД России'

Совершенствование концепции обучения болевым приемам борьбы слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
болевой прием / тактико-технические действия / концепция обучения / физическая подготовка / совершенствование / образовательные организации МВД России / painful reception / tactical and technical actions / concept of training / physical training / improvement / educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эдуард Борисович Настуев

Статья посвящена вопросам обучения технико-тактическим основам болевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке. Современное развитие приемов борьбы характеризуется повышением требований к технико-тактической подготовленности слушателей образовательных организаций МВД России. В рамках физической подготовки сотрудников правоохранительных органов болевые приемы борьбы представляют собой болевые и удушающие приемы, направленные на задержание, обезоруживание и сковывание действий правонарушителя, подчинение его сотрудником правопорядка своей воле. Для успешной подготовки к успешному выполнению оперативных, служебных и боевых задач профессиональной деятельности необходимо акцентировать внимание на принуждении правонарушителей выполнять законные требования при самозащите и защите граждан от преступных посягательств, связанных с насилием, угрозой насилия, а также пресечении правонарушений и захвате лиц, совершивших правонарушение. Проведенный анализ техники и тактики борьбы свидетельствует о том, что одной из проблем концепции обучения выступает слабая подготовленность слушателей на начальных этапах учебно-тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эдуард Борисович Настуев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the Concept of Training in Painful Methods of Fight of Students of the Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Article is devoted to issues of training in technical and tactical bases of painful methods of fight at classes in physical training. Modern development of methods of fight is characterized by increase in requirements to technical and tactical readiness of students of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Within physical training of law enforcement officers painful methods of fight represent the painful and suffocating receptions directed to detention, disarmament and forging of actions of the offender, submission by his law enforcement official to the will. For successful preparation for successful performance of operational, office and fighting tasks of professional activity, it is necessary to focus attention on compulsion of offenders to fulfill legal requirements, at self-defense and protection of citizens against the criminal encroachments connected with violence, violence threat and also suppression of offenses and taking of the persons who committed offense. The carried-out analysis of the equipment and tactics of fight demonstrates that as one of problems of the concept of training the weak readiness of listeners at the initial stages of educational and training process acts.

Текст научной работы на тему «Совершенствование концепции обучения болевым приемам борьбы слушателей образовательных организаций МВД России»

УДК 796 ББК 75.1

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10046

Совершенствование концепции обучения болевым приемам борьбы слушателей образовательных организаций МВД России

Improvement of the Concept of Training in Painful Methods

of Fight of Students of the Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Эдуард Борисович НАСТУЕВ,

старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения технико-тактическим основам болевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке. Современное развитие приемов борьбы характеризуется повышением требований к технико-тактической подготовленности слушателей образовательных организаций МВД России. В рамках физической подготовки сотрудников правоохранительных органов болевые приемы борьбы представляют собой болевые и удушающие приемы, направленные на задержание, обезоруживание и сковывание действий правонарушителя, подчинение его сотрудником правопорядка своей воле. Для успешной подготовки к успешному выполнению оперативных, служебных и боевых задач профессиональной деятельности необходимо акцентировать внимание на принуждении правонарушителей выполнять законные требования при самозащите и защите граждан от преступных посягательств, связанных с насилием, угрозой насилия, а также пресечении правонарушений и захвате лиц, совершивших правонарушение. Проведенный анализ техники и тактики борьбы свидетельствует о том, что одной из проблем концепции обучения выступает слабая подготовленность слушателей на начальных этапах учебно-тренировочного процесса.

Ключевые слова: болевой прием, тактико-технические действия, концепция обучения, физическая подготовка, совершенствование, образовательные организации МВД России

В повседневной профессиональной оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов зачастую возникают ситуации, при которых необходимо применение физической силы,

Abstract. Article is devoted to issues of training in technical and tactical bases of painful methods of fight at classes in physical training. Modern development of methods of fight is characterized by increase in requirements to technical and tactical readiness of students of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Within physical training of law enforcement officers painful methods of fight represent the painful and suffocating receptions directed to detention, disarmament and forging of actions of the offender, submission by his law enforcement official to the will. For successful preparation for successful performance of operational, office and fighting tasks of professional activity, it is necessary to focus attention on compulsion of offenders to fulfill legal requirements, at self-defense and protection of citizens against the criminal encroachments connected with violence, violence threat and also suppression of offenses and taking of the persons who committed offense. The carried-out analysis of the equipment and tactics of fight demonstrates that as one of problems of the concept of training the weak readiness of listeners at the initial stages of educational and training process acts.

Key words: painful reception, tactical and technical actions, concept of training, physical training, improvement, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

в том числе болевых приемов борьбы [1]. Современное развитие приемов борьбы характеризуется повышением требований к технико-тактической подготовленности слушателей образовательных организаций МВД России. В рамках

физической подготовки сотрудников правоохранительных органов болевые приемы борьбы представляют собой болевые и удушающие приемы, направленные на задержание, обезоруживание и сковывание действий правонарушителя, подчинение его сотрудником правопорядка своей воле.

В целях подготовки слушателей к успешному выполнению оперативных, служебных и боевых задач профессиональной деятельности необходимо акцентировать внимание на принуждении правонарушителей выполнять законные требования сотрудника при самозащите и защите граждан от преступных посягательств, связанных с насилием, угрозой насилия, а также пресечении правонарушений и захвате (задержании) лиц, совершивших правонарушение [6].

Анализ техники и тактики борьбы свидетельствует, что одной из проблем концепции обучения является слабая подготовленность слушателей на начальных этапах учебно-тренировочного процесса. Согласно учебному плану и графику учебного процесса изучение болевых приемов борьбы осуществляется на занятиях по физической подготовке в рамках раздела «Боевые приемы борьбы». Тактически болевые приемы борьбы можно применять для пресечения практически любых сопротивлений правонарушителей — как активных, так и вооруженного нападения [4]. Наиболее часто они применяются для преодоления ненасильственного сопротивления физического понуждения к действию или силового преодоления бездействия [5]. В указанных обстоятельствах базовым тактическим условием является обеспечение эффективного болевого приема за счет спокойного (без заметных резких движений, неагрессивного, мягкого, неторопливого и сдержанного) захвата руки правонарушителя. Основная направленность базовой составляющей состоит в формировании у слушателей богатого арсенала двигательных умений и навыков, а также в освоении технических элементов избранного вида приема [6].

Отсутствие надлежащей системы подготовки может привести к хаотичному формированию навыков и снижению разносторонности сотрудника. А это как раз недопустимо, так как высшим критерием мастерства сотрудника считается разносторонняя результативная техническая подготовка, которая характеризуется степенью освоения сотрудником системы движений, соответствующих данному виду борьбы, и обеспечивает достижение высоких результатов. Составляющими элементами техники болевого приема выступают технико-тактические действия —

комбинации и контрприемы, а также элементарные действия — захваты, выведение из равновесия [2] и т.п.

В возникшей схватке с правонарушителем болевой прием необходимо провести в подходящий момент, когда правонарушитель не способен оказать существенного сопротивления. Согласно технике боевых приемов борьбы выведение из равновесия — это доминирующий фактор упреждения, ослабления и нейтрализации противодействия. Сущность тактики проведения тактических действий здесь заключается в подготовке условий для проведения приема. Большая часть действий атакующего сотрудника в этой ситуации направлена на снижение устойчивости атакуемого в определенном направлении. Снижение устойчивости позы более рационально проводить в скоротечных ситуациях при переходах от одного приема к другому [4]. Так, болевые захваты проводятся после падения защищающегося на бок с четырех сторон: со стороны головы, сбоку со стороны груди, сбоку со стороны спины, верхом на боку, когда атакующий сотрудник может воздействовать на суставы правонарушителя перегибанием, выкручиванием вовнутрь или выкручиванием наружу.

Одним из надежных элементов болевых приемов борьбы выступают также удушающие приемы. Если возникшая ситуация позволяет сотруднику исполнить удушающий прием правильно, то правонарушителю будет сложно освободиться. И даже в случае недоведения сотрудником приема до конца у правонарушителя собьется дыхание, что приведет к резкому падению его боевых способностей. Преимущество удушающего приема заключается в том, что он не требует предварительного расслабления, практически не зависит от различия в телосложении сотрудника и правонарушителя, когда последний значительно превосходит в силе и весе. Однако удушающий прием затрудняется одеждой, которую носит правонарушитель, — поднятым воротником пальто, обмотанным вокруг шеи шарфом. Следовательно, удушающие приемы в холодное время года в основном невыполнимы [3].

Наряду с удушающими ударные приемы также эффективны для выведения противника из строя. В результате нанесения ударов по некоторым нервам, управляющим дыхательной мускулатурой, возникает спазм дыхательного пути, что неминуемо приводит к удушью; также все знают об эффекте удара в солнечное сплетение, когда достигается такой же эффект удушья. Удар, нанесенный по боковой поверхности шеи с травмированием шейного нервного сплетения, вызы-

2019 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

179

вает спазм диафрагмы и мышц шеи, что также ведет к удушью. Вместе с тем необходимо помнить, что для применения приемов этой группы требуется очень высокая точность удара, что не всегда удается достичь в реальном бою.

Самыми минимизированными по ущербу в технике и тактике применения физической силы являются болевые приемы, исключающие возможность нанесения излишних травм правонарушителю и гарантирующие контроль над ним. Задержание правонарушителя — конечный этап применения болевого приема, и сотруднику необходимо закончить данный цикл загибом руки за спину для полной его нейтрализации [2]. Поэтому в целях адекватного применения физической силы и болевых приемов борьбы правоохранители должны поддерживать себя в хорошей физической форме и обладать достаточными познаниями в тактике ведения боя [3].

Выводы. В условиях все возрастающих требований к профессиональной физической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России применение болевых приемов борьбы составляет неотъемлемую часть их оперативной, служебной и боевой деятельности. Подчеркнем, что при применении болевых приемов борьбы необходимо всегда соотносить их со степенью общественной опасности совершенного правонарушения [4—6]. Ввиду этого концепция обучения болевым приемам борьбы, способствующая развитию соответствующих технических и тактических навыков, является важнейшей составляющей программы профессионального обучения слушателей образовательных организаций МВД России, так как жизнь и здоровье граждан и

самих правоохранителей зависят от уровня их профессионализма.

Список литературы

1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

2. Дадов А.В., Губжоков А.Х. Актуальные вопросы боевой и физической подготовки сотрудников полиции: основные требования к профессиональным качествам // Современное общество и власть. 2017. № 3 (13). С. 85—89.

3. Доттуев Т.И. Повышение физической подготовленности по программам профессиональной подготовки сотрудников МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 3A. С. 60—66.

4. Карданов А.К., Хажироков ВА. Некоторые аспекты совершенствования физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России // Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике: Сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 94—97.

5. Черкесов P.M. Специальная силовая подготовленность — основа повышения мастерства сотрудников ОВД // Современное общество и власть. 2017. № 2 (12). С. 49—52.

6. Ярославский МА. Цели и средства функциональной тренировки // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 2018. С. 299—304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.