УДК 796 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10149
Актуальные вопросы применения технико-тактических действии при обучении боевым приемам борьбы сотрудников органов внутренних дел
Topical Issues of Application of Technical and Tactical Actions when Training in Fighting Methods of Fight of Staff of Bodies
of Internal Affairs
Адам Хаутиевич БРОЕВ,
старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам применения технико-тактических действий при обучении боевым приемам борьбы образовательных организациях МВД России. Автором обосновывается эффективность использования физических, волевых, психических и технических возможностей сотрудника в конкретно сложившихся условиях для достижения наилучшего результата в схватке с правонарушителем.
Ключевые слова: физическая подготовка, служебная деятельность, боевые приемы борьбы, тактика
Abstract. Article is devoted to questions of application of technical and tactical actions when training in fighting methods of fight in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The efficiency of use of physical, strong-willed, mental and technical capabilities of the employee is proved in specifically developed conditions for achievement of the best result in a fight with the offender by the author.
Key words: physical training, office activity, fighting methods of fight, tactics
Профессиональная деятельность сотрудников ОВД зачастую связана с задержанием опасных правонарушителей. Это характеризуется дефицитом информации и времени при принятии ответственных решений сотрудниками, неожиданностью и опасностью, а также другими стрессовыми факторами, как правило, имеющими место в экстремальных ситуациях [4]. Успешные профессиональные действия в таких условиях во многом определяются как умением сотрудника управлять своим эмоциональным состоянием, способностью мобилизоваться, владеть приемами самозащиты на должном уровне, так и его физическими и морально-волевыми качествами и тактической подготовленностью.
Вместе с тем приобретенные двигательные навыки и технические действия не всегда обус-
ловливают полную победу в схватке, так как отсутствие тактической подготовленности сотрудника в конечном счете ведет к нестабильности поединка, влечет за собой неуверенность в своих силах и ряд других негативных последствий [6]. Следовательно, всякое техническое совершенство должно подкрепляться тактической учебой, чтобы выработать технико-тактическое мастерство.
Успешность выполнения технических действий зависит от того, насколько тактически благоприятная ситуация сложилась для проведения боевых приемов на преступнике. В контексте сказанного тактику можно определить как наиболее рациональное и целесообразное применение физических, волевых, психоэмоциональных и технических возможностей сотрудника в конкретно сложившихся условиях для достижения наилучшего результата в схватке [1; 3]. От спо-
собности сотрудника принимать верные решения, планировать свои действия сообразно складывающейся ситуации зависит в конечном итоге результат поединка.
Чтобы успешно составлять план действий, сотруднику нужны знания и опыт. Он должен уметь оценивать как свои возможности, так и возможности противников (преступников, правонарушителей), иначе могут возникнуть затруднения при выборе правильной тактики и ее реализации. Задача сотрудника состоит в такой маскировке своих намерений посредством тактических действий и создании благоприятной ситуации для проведения технического действия неожиданно и с наивысшей результативностью [3]. В свою очередь, тактическая задача состоит не только в подготовке благоприятных условий, но и в создании выгодного положения для проведения задуманных технических действий.
Важно разгадать намерения преступника, предусмотреть направление и характер готовящихся действий, ответить на них вовремя не только защитой, но и контратакой.
Если попытаться условно разложить схватку на основные составляющие ее структурные компоненты, то можно выделить атакующие и контратакующие действия, защитные действия, а также всевозможные подготовительные действия, которые преимущественно сводятся к маневрированию (всевозможным передвижениям, перемещениям, захватам), вместе с тем они как бы служат для заполнения паузы между атаками, контратаками и защитами [2; 6].
Кроме того, тактика самозащиты в оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел складывается в определении линии поведения и действий при защите от внезапного нападения невооруженных или вооруженных преступников и их задержании [4].
Основными тактическими способами создания выгодного положения для ведения схватки выступают маскировка и разведка.
Маскировка представляет собой действие, направленное на сокрытие от преступника истинных намерений, состояния и подготовленности, чтобы вызвать его реакции, способствующие решению тактических задач.
Разведка — это действия, направленные на создание безошибочного формирования мнения и представления о преступнике, представляемой им угрозе, его намерениях, замыслах и возможностях. Разведку чаще всего применяют в виде опроса, наблюдения и разведкой боем при задержании преступников, которая может оказать-
ся весьма затруднительной при внезапном нападении.
Другими тактическими способами создания благоприятных условий являются подавление, маневрирование, угроза, сковывание, вызов, психологическая настроенность, использование огнестрельного оружия [2; 6].
Структурно методика обучения боевым приемам борьбы и рукопашному бою состоит из трех этапов: (1) ознакомление; (2) разучивание и (3) тренировка [2].
Этап ознакомления с приемом направлен на формирование у сотрудника правильного представления о приеме и технике его выполнения при помощи наглядного и словесного методов, способствующих осознанному изучению приема [4].
Следующий этап — разучивание приема — в зависимости от готовности сотрудника к обучению и сложности маневра выполняется различными способами: целостного выполнения приема (двигательного действия), расчлененного выполнения по частям (элементам), а также при помощи подготовительных (подводящих) упражнений [5].
И наконец, заключительный этап — тренировка, в ходе которой происходит многократное выполнение (повторение) разученного приема в постепенно усложняющейся обстановке и в различных условиях. Главные задачи данного этапа — доведение техники выполнения приема до автоматизма, развитие двигательного навыка и обеспечение высокого уровня сфор-мированности специальных, физических и волевых качеств [3; 5].
Одним из распространенных способов подготовки благоприятной обстановки при атакующих действиях преступника является вызов, который заключается в том, что атакующий принимает определенное положение тела, как бы показывает свой страх перед преступником, создавая тем самым условия для активных действий с его стороны, против которых он готов произвести определенные запланированные действия.
Тактика ведения схватки подразделяется на наступательную, контратакующую и оборонительную [1].
Наступательная тактика состоит в захвате инициативы способами подавления, угрозы. Она выражается в проявлении высокой активности в схватке и направлена на незамедлительное подтверждение своего преимущества. Также в результате наступательной тактики происходит физическое изматывание преступника, подавляются его сила и воля.
2019 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры
121
Контратакующая тактика предполагает использование благоприятных моментов, возникающих при попытке остановить преступника, для проведения запланированных действий.
Оборонительная тактика направлена на сосредоточение внимания на защите, без проявления активности в схватке. В ходе оборонительной тактики предпринимается попытка остановки преступника лишь в том случае, если он допустит явную ошибку. Такая тактика применяется для восстановления своих сил или выигрыша времени [2].
В служебной деятельности выбор той или иной тактики зависит от складывающейся обстановки [5].
Таким образом, обучение боевым приемам борьбы состоит в комплексном формировании и развитии боевых действий, физических и специальных (профессионально-прикладных) качеств, а также надлежащей психолого-педагогической подготовке к действиям в бою.
Список литературы
1. Дадов А.В., Губжоков А.Х. Актуальные вопросы боевой и физической подготовки сотрудников полиции: основные требования к профессиональным качествам [Текст] // Современное общество и власть. 2017. № 3 (13). С. 85—89.
2. Канукоев А.М. Боевые приемы борьбы как наиболее важный раздел физической подготовки сотрудников ОВД // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 20. № 3 (20). С. 104—108.
3. Кирпичникова С.Д., Дмитриев A.B., Герасимов И.Н. Боевые приемы борьбы как средство обеспечения личной безопасности сотрудников полиции // Совершенствование тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: Сб. науч. тр. Всерос. конф. / Под общ. ред. А.Х-А. Пихова. 2018. С. 362—367.
4. Макаров В.М., Марченко И.Н. Боевые приемы борьбы как средство самообороны и борьбы с правонарушителями // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2017. № 3-3. С. 133—136.
5. Настуев Э.Б. Совершенствование концепции обучения болевым приемам борьбы слушателей образовательных организаций МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 178—180.
6. Томас A.B., Василькова Е.В. Боевые приемы борьбы как один из элементов эффективности профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017. № 1 (32). С. 67—69.