Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 11 (164)
УДК 796.01 (77.03.17)
А. Н. Воротник, А. И. Ткаченко
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ-ЖЕНЩИН ВУЗОВ МВД РОССИИ
Рассматриваются особенности и проблемы физической подготовки курсантов-женщин вузов МВД России, а также приводятся данные предварительного исследования их физической подготовленности. В результате сформированы критерии физической подготовленности женщин, работающих в органах внутренних дел. Раскрываются понятия модели и моделирования деятельности. Проводится анализ отечественных и зарубежных специалистов в определении методов моделирования и моделируемых ситуаций как в спорте, так и в служебной деятельности. Для сотрудников-женщин определены наиболее эффективные и оптимальные боевые приемы борьбы при действиях против правонарушителя. Разработаны специальные тренировочные комплексы, моделирующие условия задержания правонарушителей, что существенно улучшает педагогический процесс освоения сложных технико-тактических действий.
Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудник полиции, курсант, женщина, боевые приемы борьбы, физическая подготовленность, моделирование, модель, моделируемые ситуации, технико-тактические действия, анализ, метод.
Сложная криминогенная обстановка в нашей стране, постоянно растущее количество тяжких и особо тяжких преступлений обязывают правоохранительные органы существенным образом перестраивать свою деятельность для того, чтобы нормализовать ситуацию в обществе. При решении оперативно-служебных задач сотрудникам органов внутренних дел приходится вступать в физическое противоборство с правонарушителями, при этом силовое задержание происходит в различных ситуациях. В ряде случаев отмечается, что при задержании правонарушителей сотрудники полиции из-за неумелых и неэффективных действий не смогли выполнить поставленные задачи, получая при этом увечья, ранения и даже гибель.
Согласно статистическим данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», в январе - мае 2015 г. зарегистрировано 924,1 тыс. преступлений, что на 2,7 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечается в 53 субъектах Российской Федерации. В результате преступных посягательств погибло 13,9 тыс. человек (+1,4 %), здоровью 20,8 тыс. человек причинен тяжкий вред (+5,9 %). Ущерб от преступлений составил 133,02 млрд руб., что на 4,5 % больше аналогичного показателя прошлого года. В январе -мае 2015 г. с использованием разного оружия совершено 3,1 тыс. преступлений (+1,3 %). Только в 2014 г. совершено более 3 тыс. нападений на сотрудников полиции, треть из них осуществлялась с использованием огнестрельного оружия, в результате тяжелые ранения получили более 1200 сотрудников органов внутренних дел [1]. Одной из основных причин этой негативной статистики является недостаточный уровень физической, огневой и психологической подготовленности (Ю. Ф. Под-липняк, В. В. Яншин, С. В. Клименко, В. Г. Колю-хов, О. А. Невзоров, В. В. Орлов, В. А. Москвичев,
А. В. Парамонов, А. А. Тарасенко, Е. П. Супрунов, Д. А. Петров, А. В. Гадалов и др.) [2, 3].
Особое значение это имеет для сотрудников-женщин, количество которых за последние годы значительно увеличилось на службе в органах внутренних дел России. Как и мужчин, их привлекают для несения патрульно-постовой службы, к охране режимных объектов и службы в усиленном варианте. Следовательно, к ним предъявляются высокие требования профессиональной подготовленности, в том числе по физической подготовке [4, 5]. Такая тенденция прослеживается и в образовательных организациях МВД России, где за последнее время значительно увеличилось количество обучающихся курсантов-женщин. Анализируя данные по сдаче дополнительных испытаний по физической подготовке кандидатами на обучение в Белгородском юридическом институте МВД России им. И. Д. Путилина в 2012 и 2013 гг., можно утверждать, что в 2012 г. из 280 кандидатов на обучение 142 из них были девушки, в 2013 г. из 341 кандидата на обучение девушек было 183.
Анализ практического опыта деятельности органов внутренних дел свидетельствует о том, что уровень физической подготовленности сотрудников-женщин не отвечает требованиям, предъявляемым практикой к служебной деятельности [2, 3]. При этом особая роль в профессиональной подготовке сотрудников полиции отводится образовательным организациям системы МВД России.
Предварительные исследования [6], которые проводились на базе Белгородского юридического института МВД России им. И. Д. Путилина, показали, что средний уровень общей и специальной физической подготовленности выпускников из числа курсантов-женщин соответствует оценке «удовлетворительно». К тому же низкий уровень общей физической подготовки способствует ча-
А. Н. Воротник, А. И. Ткаченко. Моделирование как один из факторов повышения уровня.
стым заболеваниям и пропускам учебных занятий по данной дисциплине, отсюда слабый уровень освоения учебного материала. Все это, как показывает практика, приводит к получению травм на занятиях по физической подготовке.
Успешное решение данной проблемы целесообразно связывать с совершенствованием педагогических основ физической подготовки и прежде всего с внедрением новых технологий и методик обучения, имеющих профессиональную направленность.
Физическая подготовка в ОВД и образовательных организациях системы МВД России - это плановый учебно-тренировочный процесс, направленный на обеспечение физической готовности сотрудников к выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, сохранению высокой работоспособности, и как учебная дисциплина является важнейшим компонентом в профессиональной подготовке будущего специалиста органа внутренних дел и целостного развития личности [7].
На занятиях по физической подготовке особое внимание должно быть сосредоточено на отработке и совершенствовании боевых приемов борьбы, которые занимают одно из важных мест в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. Боевые приемы борьбы позволяют надежно и эффективно производить задержание правонарушителей и составляют комплекс приемов, направленных на обезоруживание противника, его поражение или сковывание посредством болевого воздействия.
В настоящее время для решения широкого круга задач специалисты в различных областях знаний широко используют метод моделирования. Согласно установкам педагогической психологии и спортивной педагогики, моделирование деятельности как метод организации учебного процесса составляет основу рационализации и повышения эффективности (совершенствования) тех методов и средств, которые необходимы для обучения и воспитания в спорте [8, с. 50].
Как в спорте, так и в процессе служебной деятельности методы моделирования различных ситуаций являются одним из основных способов совершенствования профессиональной подготовленности. В своих работах Ю. В. Верхошанский, А. А. Новиков, В. В. Кузнецов, Б. Н. Шустин уде -ляли достаточно много внимания теоретическим и практическим аспектам моделирования в процессе обучения [9, 10].
Наиболее широкое распространение получило определение модели, сформулированное В. В. Куз -нецовым и А. А. Новиковым. Согласно их определению, под моделью понимается «мысленно пред-ставимая и материально реализованная система,
которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте» [10].
Еще в 1950-1970-е гг. моделирование встречающихся ситуаций получило дальнейшее развитие в работах А. А. Харлампиева, который указывал, что применение приемов самозащиты зависит от конкретных обстоятельств, складывающихся на момент их применения, от степени подготовленности сотрудника, а также от знания им разного рода ухищрений, уловок, применяемых преступниками [11]. Впоследствии А. А. Харлампиев, В. П. Волков, В. С. Ознобишин, Е. М. Чумаков, В. И. Миле-нин высказывались о необходимости построения обучения приемам самозащиты на основе изучения практики и внедрения реальных ситуаций в учебный процесс.
Анализ зарубежного опыта, сбора и обработки данных, их систематизация и классификация показывают, что в основном зарубежные специалисты выделяют четыре основные группы модельных ситуаций в противоборстве с правонарушителями: а) нападение преступника, вооруженного предметом, холодным или огнестрельным оружием; б) нападение нестандартными способами; в) индивидуальные нападения; г) групповые нападения [12].
Моделирование деятельности - это процесс мысленного созидания («проигрывания») будущей деятельности в предполагаемых условиях. Метод моделирования представляет собой воспроизведение формы или некоторых свойств предметов (явлений) с целью их изучения или повторения (воспроизведения) [8, с. 50].
При изучении учебной дисциплины «Физическая подготовка» модельные характеристики позволяют определить возможные резервы и развитие специальной физической подготовленности курсантов, объективно оценить эффективность тех или иных методов специальной физической подготовки, проконтролировать динамику специальной физической подготовленности, разработать программу совершенствования специальной физической подготовки, организовать систему контроля за выполнением запланированных программ подготовки.
Для формирования методики обучения технико-тактическим действиям в процессе физической подготовки курсантов-женщин было проведено анкетирование и беседы с ведущими инструкторами и преподавателями по линии физической подготовки (всего 126 специалистов). Респонденты представляли различные регионы (Москву, Белгород, Орел, Курск, Хабаровск, Омск, Владимир, Воронеж).
В результате проведенных исследований были сформированы критерии физической подготовки,
Вестник ТГПУ (ТБРББиПвИп). 2015. 11 (164)
которыми должна обладать женщина, работающая в органах внутренних дел. Во-первых, иметь хорошую физическую подготовленность, во-вторых, уметь выполнять эффективную защиту от ударов и наносить удары по уязвимым местам противника, в-третьих, выполнять различные технические действия по задержанию и обезвреживанию правонарушителя. При этом 54 % респондентов ответили, что сотрудник-женщина должна в совершенстве владеть 3-4 боевыми приемами борьбы для эффективного решения оперативно-служебных задач, 21 % указали на 5-6 приемов, 16 % - на 7-8, 9 % -на 9-10.
Поэтому основным объектом анализируемых боевых приемов борьбы стали броски, ударно-защитные действия и болевые приемы (приемы задержания). Следует отметить, что только комплексное применение боевых приемов борьбы дает положительный эффект при единоборстве и задержании правонарушителя [13].
Так, разработка специальных тренировочных комплексов, моделирующих условия задержания правонарушителя, и включение их в учебные занятия позволяют существенно улучшить освоение сложных технико-тактических действий.
С помощью модельного эксперимента создается дополнительная возможность получения наиболее полной характеристики не только о самом объекте познания, но и о методах (вариантах) более рационального ответного действия [8, с. 51]. Теоретические и практические моделируемые ситуации укрепляют психическую устойчивость курсантов-женщин вузов МВД России к влиянию разного рода эмоциональных факторов [14].
Для повышения качества обучения технико-тактическим действиям в процессе физической подготовки курсантов-женщин вузов МВД России было разработано пять комплексов. Каждый комплекс
направлен на освоение и совершенствование определенного раздела боевых приемов борьбы: первый комплекс разработан для освоения и совершенствования бросков, второй для освоения и совершенствования ударов и защит, третий для освоения и совершенствования защит от холодного и огнестрельного оружия, четвертый для освоения и совершенствования действий по освобождению от захватов и обхватов и пятый для освоения и совершенствования боевых приемов борьбы в комплексе. Первый комплекс моделирует действия на открытом пространстве, второй, третий и четвертый моделирует действия в ограниченном пространстве (это может быть лестничный проем, узкий коридор, стена и т. д.). Необходимо обращать внимание на то, что все приемы должны выполняться в комбинации и заканчиваться приемами задержания.
Преимущества моделирования заключаются и в том, что от обучающихся требуется максимум мыслительной активности, что развивает у них интеллектуальные способности.
Таким образом, использование моделируемых ситуаций в ходе обучения повышает возможность управления учебно-тренировочным процессом. В результате возникает обратная связь между преподавателем и обучающимся, такая система передачи знаний обеспечивает получение объективных данных о качестве усвоения изучаемого материала. Можно сказать, что наибольший эффект в физической подготовке курсантов-женщин вузов МВД России на различных этапах обучения достигается за счет применения специальных тренировочных заданий (комплексов), моделирующих относительно самостоятельные, логически завершенные эпизоды схватки с правонарушителем. Включение их в учебные и тренировочные занятия существенно улучшает педагогический процесс освоения сложных технико-тактических действий.
Список литературы
1. Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. 11^: http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics. (дата обращения: 30.06.2015).
2. Гадалов А. В. Формирование готовности курсантов вузов МВД России к единоборству с правонарушителями: дис. ... канд. пед. наук. М.: МА МВД России, 2000. 145 с.
3. Подлипняк Ю. Ф., Яншин В. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах МВД России // Ученые, научные школы и идеи: юбилейный сборник научных трудов. М.: МЮИ МВД России, 1995. С. 188-191.
4. Приказ МВД России от 31.03.2015 № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Физическая подготовка: примерная программа. М.: ДКО МВД России, 2011. 21 с.
7. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
8. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 288 с.
9. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 331 с.
А. Н. Воротник, А. И. Ткаченко. Моделирование как один из факторов повышения уровня...
10. Новиков А. А., Кузнецов В. В., Шустин Б. Н. О разработке модельных характеристик спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1976. № 6. С. 58-59.
11. Харлампиев А. А. Система самбо. Боевое искусство. М.: Советский спорт, 1995. 96 с.
12. Тестирование полицейских // Борьба с преступностью за рубежом: ежемесячный информационный бюллетень по материалам зарубежной печати. 1992. № 8. С. 17-18.
13. Славко А. Л., Клименко Б. А., Войнов П. Н. Физическая подготовка спортсменов, занимающихся единоборствами // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. материалов XIX Всерос. науч.-практ. конф. 30 июня 2011 г. В 2 ч. Орловский юридический институт МВД России, 2011. С. 19-21.
14. Горбатенко А. В., Апальков А. В., Ананьев С. И. Развитие психологической устойчивости у курсантов образовательных организаций МВД России в процессе физической подготовки // Высшая школа. 2015. № 6. С. 43-45.
Воротник А. Н., преподаватель.
Белгородский юридический институт МВД России им. И. Д. Путилина.
Ул. Горького, 71, Белгород, Россия, 308031. E-mail: [email protected]
Ткаченко А. И., кандидат педагогических наук, доцент.
Белгородский юридический институт МВД России им. И. Д. Путилина.
Ул. Горького, 71, Белгород, Россия, 308031. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 01.07.2015.
A. N. Vorotnik, A I. Tkachenko
MODELING AS ONE OF THE FACTORS OF INCREASING THE LEVEL OF SPECIAL PHYSICAL FITNESS OF WOMEN-CADETS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
Discusses the features and problems of physical training of women- cadets in educational institutions of the MIA of Russia, as well as the results of a preliminary study of their physical fitness. As a result, the criteria of physical fitness of women working in the authority of the interior affairs were formed. Discloses the concepts such as models and modeling activities. Performs the analysis of domestic and foreign experts in the definition of methods for modeling and simulated situations, both in sports and in service activities. Defines the most effective fighting techniques of wrestling for women staff in the action against the offender. Developed special training complexes, simulating the conditions of detention of offenders, that significantly improve the pedagogical process of mastering the complex of technical and tactical actions.
Key words: physical training, police officer, cadet, female, fighting techniques of wrestling, physical fitness, modeling, model, simulate situations, technical and tactical actions, analysis, method.
References
1. Ministerstvo vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii [The Ministry of internal affairs of the Russian Federation]. URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/ statistics/ (accessed 30 June 2015) (in Russian).
2. Gadalov A. V. Formirovaniye gotovnosti kursantov vuzovMVD Rossiik edinoborstvu s pravonarushitelyami. Dis. kand. ped. nauk [The formation of readiness of students of universities of the Ministry of internal affairs of Russia to combat offenders. Dis. cand. ped. sci.]. Moscow, MA MIA of Russia, 2000. 145 p. (in Russian).
3. Podlipnyak Yu. F., Yanshin V. V. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka v vuzakh MVD Rossii [Professionally-applied physical training in higher educational institutions of the MIA of Russia]. Uchenye, nauchnyeshkolyiidei:yubileynyysborniknauchnykh trudov[Scientists, scientific schools and ideas: jubilee collection of scientific papers]. Moscow, MLI MIA of Russia, 1995. Pp. 188-191(in Russian).
4. Prikaz MVD Rossii ot 31.03.2015 no. 385 "Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii podgotovki kadrov dlya zameshcheniya dolzhnostey v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii" [The Order of the MIA of Russia no. 663 from July 03 2012 "About approving of the order of organization of personnel training for posts replacement in law enforcement bodies of Russian Federation"]. SPS "Konsul'tantPlyus" [ILS ConsultantPlus] (in Russian).
5. Federal'nyy zakon ot 07.02.2011 no. 3-FZ "O politsii" [The Federal Act from February 7 2011 no. 3-FA "About the police"]. SPS "Konsul'tantPlyus" [ILS ConsultantPlus] (in Russian).
6. Fizicheskaya podgotovka: primernaya programma [Physical training: approximate program]. Moscow, DKO MIA of Russia, 2011. 21 p. (in Russian).
7. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury (obshchiye osnovy teorii i metodiki fizicheskogo vospitaniya; teoretiko-metodicheskiye aspekty sporta i professional'no-prikladnykh form fizicheskoy kul'tury): ucheb. dlya in-tov fiz. kul'tury [The theory and methods of the physical culture (the general bases to theory and methods of the physical education; the theoretical and methodical aspects of the sport and professional-
EecmHUK ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. 11 (164)
applied forms of the physical culture): The textbook for institutes of physical culture]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1991. 543 p. (in Russian).
8. Gogunov E. N., Mart'yanov B. I. Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Psychology of physical education and sport: textbook for stud. of higher pedagog. educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2000. 288 p. (in Russian).
9. Verkhoshanskiy Yu. V. Osnovy spetsial'noy fizicheskoy podgotovki sportsmenov [Fundamentals of special physical preparation of athletes]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1988. 331 p. (in Russian).
10. Novikov A. A., Kuznetsov V. V., Shustin B. N. O razrabotke model'nykh kharakteristik sportsmenov [The development of model characteristics of athletes]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 1976, no 6, pp. 58-59 (in Russian).
11. Harlampiev A. A. Sistema sambo. Boevoye iskusstvo [The system of Sambo. Martial art]. Moscow, Sovetskiy sport Publ., 1995. 96 p. (in Russian).
12. Testirovaniye politseyskikh [Testing of policemen]. Bor'ba s prestupnost'yu za rubezhom: ezhemesyachnyy informatsionnyy byulleten' po materialam zarubezhnoy pechati - Fighting crime abroad: a monthly newsletter on materials of the foreign press, 1992, no. 8, pp. 17-18 (in Russian).
13. Slavko A. L., Klimenko B. A., Vojnov P. N. Fizicheskaya podgotovka sportsmenov, zanimayushchikhsya edinoborstvami [Physical preparation of sportsmen in martial arts]. Sovershenstvovaniye fizicheskoy, ognevoyi taktiko-spetsial'noypodgotovkisotrudnikovpravookhranitel'nykh organov. Sbornik materialovXIX Vserossiyskoy nauchno-prakticheskyj konferentsii 30 iyunya 2011 g. V 2-h chastyakh [In the collection: the Improvement of physical, fire and tactical training for law enforcement officers. Proceedings of the XIX all-Russian scientific and practical conference June 30, 2011. In 2 parts]. Orel Law Institute of MIA of Russia, 2011. Pp. 19-21 (in Russian).
14. Gorbatenko A. V., Apal'kov A. V., Anan'ev S. I. Razvitiye psikhologicheskoy ustoychivosti u kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii v protsesse fizicheskoy podgotovki [The development of psychological stability of cadets of educational institutions of the MIA of Russia in the process of physical training]. Vysshaya shkola - Higher school, 2015, no. 6, pp. 43-45 (in Russian).
Vorotnik A. N.
Belgorod Law Institute of the MIA of Russia name after I. D. Putilina.
Ul. Gorkogo, 71, Belgorod, Russia, 308031.
E-mail: [email protected]
Tkachenko A. I.
Belgorod Law Institute of the MIA of Russia name after I. D. Putilina.
Ul. Gorkogo, 71, Belgorod, Russia, 308031.
E-mail: [email protected]