2) Спортсмены, участвовавшие в исследованиях, показали отсутствие четких двигательных представлений о движениях, выполняемых в разбеге. Так, анализ соревновательной деятельности показал, что из всех зарегистрированных прыжков только 13,8% были выполнены с точным попаданием на планку отталкивания, а остальные прыжки были выполнены с неточностями в виде заступов (12,3%) и недоступаний (73,9%).
3) Лабораторные исследования показали тесную взаимосвязь между показателями воспроизведения временного интервала и точностью попадания на место отталкивания.
4) Исходя из результатов проведенного исследования, можно утверждать, что в основе ошибок в виде заступов и недоступаний места отталкивания лежит неспособность спортсменов контролировать движения в разбеге по временным параметрам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобровник, В. И. Формирование технического мастерства легкоатлетов-прыгунов высокой квалификации в системе спортивной подготовки : дис. ... д-ра наук по физ. воспитанию и спорту : 24.00.01 / Бобровник В.И. - Киев, 2007. - 582 с.
2. Монастырев, С.Н. Взаимосвязь точности выполнения разбега с другими видами двигательной координации у прыгунов в длину / С.Н. Монастырев, Т.В. Гладких // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: материалы XV Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2016 год, посвященной 80-летию университета, Минск, 30 марта - 17 мая 2017 г. : в 4 ч. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол. : Т Д. Полякова (гл. ред.) [и др.]. - Минск : БГУФК, 2017. - Ч. 1. - С. 157-160.
3. Оганджанов, А. Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатлетов-прыгунов : монография / А. Л. Оганджанов. - М. : Физическая культура, 2005. - 265 с.
4. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском виде спорта. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов - Киев.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
REFERENCES
1. Bobrovnik, V.I. (2007), Formation of technical skill athletes jumpers qualifications in sport training system, dissertation, Kiev.
2. Monastyrev, S.N. and Gladkikh, T.V. (2017), "Interrelation of the running up exactitude with other types of movement coordination in long jump ", Proceedings of the XV International session, BGUFK, Minsk, pp. 157-160.
3. Ogaddzanov, A.L. (2005), Manage the preparation of qualified athletes-jumpers: monograph, Physical culture, Moscow
4. Platonov, V.N. (2004), The system ofpreparation of sportsmen in Olympic sport, Olympic Literature, Kiev.
Контактная информация: tat-glad@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 04.06.2018
УДК 796.01
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ ПО ЗАДЕРЖАНИЮ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПОЛИГОНАХ В
РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Андрей Сергеевич Пряхин, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России), Волгоград
Аннотация
Работа посвящена изучению проблемного вопроса моделирования ситуаций по задержанию правонарушителей в различных сложившихся ситуациях на учебно-тренировочных полигонах в рамках дисциплины «Служебно-прикладная физическая подготовка» модуля «Физическая подготовка» курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Профессионально-
служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется многообразием ситуаций, которые в большей степени следует отнести к категории экстремальных, связанных с опасностью для жизни. Автором подробно охарактеризовал учебно-тренировочный полигон, позволяющий моделировать ситуации по задержанию правонарушителей, а также обоснованы критерии оценки действий курсантов и слушателей при прохождении каждого этапа. Важнейшим аспектом точного восприятия реальных ситуаций в будущей профессиональной деятельности и снижения травматизма является применение информационных технологий. С этой целью учебно-тренировочный полигон оборудован средствами видеофиксации. Преодоление слушателями каждого этапа фиксируется, обрабатывается и при необходимости выводится на экран мультимедийного проектора. В работе автором доказано, что использование подобных полигонов позволит повысить эффективность обучения по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» модуля «Физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России, тем самым повысят эффективность в дальнейшем эффективно выполнять оперативно-служебные задачи.
Ключевые слова: курсанты и слушатели, образовательные организации МВД России, физическая подготовленность, моделирование, задержание правонарушителей, учебно-тренировочный полигон.
FEATURES OF THE SITUATIONS MODELING TO APPREHEND THE OFFENDERS AT THE TRAINING GROUND IN THE FRAMEWORK OF THE DISCIPLINE "APPLIED PHYSICAL TRAINING" IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF
THE MIA OF RUSSIA
Andrey Sergeevich Pryakhin, the senior lecturer, Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Volgograd
Annotation
The work is devoted to the study of the problem issue of modeling situations of detention of offenders in various situations at training grounds in the discipline "Service and applied physical training" module "Physical training" of cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. Professional and service activity of the employees of the internal Affairs bodies is characterized by a variety of situations, which should be more referred to the category of extreme, related to the danger to life. The author described in detail the training ground, which allows to simulate the situation of detention of offenders, as well as the criteria for assessing the actions of cadets and students at each stage. The most important aspect of accurate perception of real situations in future professional activities and reduce injuries are actively introduced and used information technology. For this purpose, the training ground is equipped with video recording facilities. Each step is recorded, processed and displayed on the screen of the multimedia projector if necessary. The author proves that the use of such polygons will improve the efficiency of training in the discipline "Service-applied physical training" module "Physical training" in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia, thereby increase the efficiency in the future to effectively perform operational tasks.
Keywords: cadets and students, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, physical preparedness, modeling, detention of offenders, training ground.
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетное направление системы профессионального образования правоохранительных органов является максимальное приближение содержания обучения к специфике задач, выполняемых сотрудниками правоохранительных органов, в том числе таких, как охрана общественного порядка, силовое пресечение преступлений, административных правонарушений и задержание лиц, их совершивших. В них, часто имеют место экстремальные ситуации, с постоянно меняющейся обстановкой, неожиданные действия преступников и окружающих их граждан, моральное давление и другие стресс-факторы. Всё вышеизложенное требуют более тщательной и качественной подготовки сотрудников [1, 2].
Выполнение вышеизложенных действий в таких ситуациях почти всегда осуществляется на фоне большой психологической напряженности. Поэтому необходимо формировать психологическую устойчивость к сбивающим факторам оперативно-служебной
деятельности сотрудника, мешающих эффективно действовать при задержании правонарушителей. На кафедре физической подготовки Волгоградской академии МВД России разработан и внедрен в учебный процесс учебно-тренировочный полигон, позволяющий моделировать условия практической деятельности сотрудников ОВД России, аналогов данного полигона в образовательных организациях МВД России не разработано. Целью создания учебного полигона послужила необходимость корректировки содержания учебного материала раздела «Боевые приемы борьбы» и попытка планирования обучения таким образом, чтобы оно отражало практику и динамику применения боевых приемов борьбы в условиях оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в частности отражало дистанционный принцип ведения единоборств с правонарушителями в современных условиях.
Учебно-тренировочный полигон спроектирован и построен в двухэтажном здании общей площадью 960 м2 (рисунок 1).
Рисунок 1 - Модель учебно-тренировочного полигона
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебный полигон состоит из учебно-методического класса, лабиринта со световыми и звуковыми раздражителями, зала с ударными тренажерными устройствами и зала для единоборств с восьмиугольником, пяти ситуационных площадок и зала огневых контактов. Учебно-методический класс расположен на первом этаже и оборудован проектором, экраном, учебными столами, здесь же находится центр обработки поступающей информации.
В лабиринте имеется тоннель со снижающимся потолком, завалом, вязким грунтом (имитация). Он оснащен автоматом свето-шумовых эффектов, который состоит из блока управления, осветительных приборов и звукового имитатора. Звуковой имитатор позволяет тонально изменять сигнал и воспроизводить звуки сирен, взрывов и т. д. Управление всеми устройствами осуществляется программой или вручную (кнопками управления).
В зале с тренажерными устройствами находится силомер «Киктестер-9Т», который представляет собой боксерскую ударную подушку (мишень), электронное блок-табло с трехразрядными индикаторами, расположенными на едином основании. Электронный блок позволяет регистрировать индикации силы, резкости и энергии удара.
В зале единоборств слушатель женского пола выполняет защитные действия против ассистента, атакующего ударом, после защиты выполняет задержание. Слушатели мужского пола надевают защитный шлем, перчатки, протекторы на голень и ведет единоборство по правилам рукопашного боя в течение 30 сек.
Ситуационные площадки, которые расположены на втором этаже учебного полигона моделируют следующие помещения: душевая, жилая комната, кафе-бар, гараж, автомобильная площадка. В душевой комнате расположены две имитационные площадки. Одна представляет собой ванную и туалетную комнаты. Здесь размещены душевая кабина, унитаз, раковина. Вторая - имитирует кухонное помещение. Здесь располагается газовая плита, холодильник, кухонный стол, стул, посуда и т. д. В жилой комнате находятся платяные шкафы, диван-кровать, кресло, трюмо, журнальный столик, компьютер, телефон, прикроватные тумбочки и т. д. В кафе-баре - барная стойка, барные стулья, столы и стулья для посетителей, чайный сервиз, набор посуды и т. д. В гараже - диван, верстак, автозапчасти, холодильник, сейф, автомобильные колеса и т.д. На автомобильной площадке размещен автомобиль ВАЗ-2106. Для каждой ситуационной площадки разработаны
специальные задания для слушателей - сотрудников ОВД и их сокурсников, исполняющих роли правонарушителей. Все задания написаны на карточках и представлены в виде пошагового алгоритма действий. Карточки-задания для слушателей - «правонарушителей» разделены на четыре группы: первая группа объединяет пассивные действия правонарушителя, вторая группа - активные действия, третья группа - удары руками, ногами, ножом, подручными средствами, четвертая группа - угрозы огнестрельным оружием, попытки завладеть табельным оружием сотрудника, применить оружие при проверке сотрудником документов.
Заключительный, пятый этап учебного полигона - огневое поражение преступника. Зал огневых контактов включает комнату для получения оружия и стрелковую площадку. Слушателю - сотруднику ОВД выдается страйкбольный пистолет 01оск-23 в кобуре (стрельба ведется в автоматическом режиме), защитные очки и восемь патронов (шары 0,12 г или 0,2 г). Правонарушителю - пистолет в1оск ТМ пневматический (перед каждым выстрелом необходимо передергивать затворную раму) и два патрона (шары 0,12 г или 0,2 г). На стрелковой площадке размещены перегородки из ДСП, фанерные щиты, катушки для кабеля, трехстворчатые шкафы, автомобильные колеса и т.д. Правонарушитель заранее располагается на стрелковой площадке и старается при появлении сотрудника поразить его.
Оценка за прохождение учебного полигона слушателями, складывается из суммы баллов шести критериев, которая в дальнейшем интегрируется в итоговую оценку. При оценке каждого этапа слушатель, в зависимости от продемонстрированных действий может набрать от 0 до 5-ти баллов. Первым критерием является общее время преодоления всего полигона. Вторым критерием является оценка силы удара рукой, наносимого по кик-тестеру. Третьим критерием также является оценка силы удара, только ногой. Четвертым критерием является оценка за технику ведения рукопашного боя у мужчин, а у женщин выполнение действий по задержанию правонарушителя, атакующего ударом рукой. Пятый критерий заключается в выполнении боевых приемов борьбы в имитационных комнатах, основной задачей слушателя является задержание правонарушителя, его наружный досмотр после сковывания наручниками, важнейшим аспектом является тщательный наружный досмотр с целью поиска возможного холодного или огнестрельного оружия у правонарушителя, а также соблюдение правил личной безопасности и тактики вхождения в помещение. Заключительным критерием является оценка ведения слушателем огневого контакта, основная задача слушателя поразить правонарушителя с причинением ему минимального вреда, то есть поразить по конечности.
Итоговая оценка по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» определяется на основании суммы (6 критериев), полученных по результатам прохождения этапов учебного полигона по указанным выше критериям. Для оценки «отлично» необходимо набрать не менее 27 баллов, для оценки «хорошо» - не менее 21 балла, для оценки «удовлетворительно» - не менее 15 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для повышения эффективности изучения дисциплины «Служебно-прикладная физическая подготовка», более точного восприятия реальных ситуаций в будущей профессиональной деятельности и снижения травматизма активно внедряются и используются информационные технологии. Для контроля за выполнением технико-тактических действий курсантов во время прохождения учебно-тренировочного полигона было установлено одиннадцать видеокамер с проводной и беспроводной передачей данных. Преодоление слушателями каждого этапа фиксируется, обрабатывается и при необходимости выводится на экран мультимедийного проектора. Такое оборудование учебного полигона позволяет автоматизировать систему его управления. Таким образом, мы считаем, что использование учебно-тренировочных полигонов, позволяющих моделировать ситуации по
задержанию правонарушителей на занятиях по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» позволят курсантам и слушателям в дальнейшем эффективно выполнять оперативно-служебные задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лукашов, Н.В. Совершенствование профессиональной подготовки руководящего состава ОВД на основе информационного моделирования объектов управления / Н.В. Лукашов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 2 (53). - С. 19-21.
2. Овчинников, В.А Теоретические аспекты формирования двигательных навыков у сотрудников ОВД России / В.А Овчинников, Р.Г. Логинов, В.В. Крючков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 133-136.
REFERENCES
1. Lukashov, N.B. (2013), "Improvement of professional training of the management of ATS on the basis of information modeling of objects of management", Psychopedagogics in law enforcement, No. 2 (53), pp. 19-21.
2. Ovchinnikov, V.A., Loginov, R.G. and Kryuchkov, V.V. (2014), "Theoretical aspects of the formation of motor skills in the staff of ATS Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 2 (29), pp. 133-136.
Контактная информация: Kole235@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.06.2018
УДК 378.1
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Александр Семенович Розенфельд, доктор биологических наук, профессор,
Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Ксения Александровна Рямова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург
Аннотация
Педагогами и психологами разработано значительное количество технологий, обеспечивающих эффективную социально-педагогическую адаптацию студентов для безболезненного «вхождения» их в социальную среду вуза. В наших исследованиях показано, что социокультурные мероприятия, проведенные в условиях выездных учебно-методических сборов, создают благоприятные педагогические условия для эффективной социально-педагогической адаптации первокурсников к образовательной среде вуза. При этом, степень сплоченности студенческой группы, её идентичность и психологический климат во многом ответственны за формирование таких важных социально-адаптационных критериев как самоопределение, самовыражение и социальная зрелость индивида.
Ключевые слова: социальная адаптация, педагогические условия, студент, абитуриент, психологический климат группы.
SOME ASPECTS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Aleksandr Semenovich Rozenfeld, the doctor of biological sciences, professor, Ural State University of Means of Communication, Yekaterinburg, Kseniya Aleksandrovna Ryamova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ministry of Internal Affairs Ural Legal Institute of Russia, Yekaterinburg
Annotation
Teachers and psychologists developed a significant amount of the technologies providing effective social and pedagogical adaptation of students for their painless "occurrence" on social Wednesday of higher