УДК 796.07
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ БАЗОВОЙ МЕТОДИКИ КИКБОКСИНГА В
ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Ризван Абдуллаевич Исаев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России), Волгоград
Аннотация
Работа посвящена проблемному вопросу обучения рукопашному бою курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Практика подготовки спортсменов рукопашного боя показывает, что наиболее эффективные оказываются в реальном поединке сотрудников МВД не только удары руками, но и удары ногами, современный кикбоксинг в своем арсенале содержит наиболее рациональные и эффективные технические приемы, заимствованные как из классического бокса, так и восточных боевых искусств, где сочетаются одновременно удары руками и ногами. Автором разработана и научно обоснованная методика обучения рукопашному бою будущих сотрудников МВД России на основе базовой техники кикбоксинга. Автором экспериментально доказано, что методика обучения рукопашному бою будущих сотрудников МВД России на основе базовой техники кикбоксинга является более прогрессивной, по сравнению с общепринятой методикой, основанной на технике классического бокса, так как повышает эффективность соревновательной деятельности за счет приобретенного опыта более качественного выполнять в ходе поединка удары и защиты ногами.
Ключевые слова: рукопашный бой, кикбоксинг, курсанты и слушатели, образовательные организации МВД России, кикбоксинг.
EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF BASIC METHOD OF KICKBOXING IN PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS
BODIES OF RUSSIA
Rizvan Abdullaevich Isaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Volgograd
Annotation
The article is devoted to the problem of teaching to hand-to-hand combat of the cadets and students of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. The practice of training athletes to hand-to-hand combat shows that the most effective are not only punches in a real fight of the interior Ministry staff, but also kicks, modern kickboxing in its arsenal contains the most rational and effective techniques, borrowed from both classical boxing and oriental martial arts, which combined simultaneously the punches and kicks. The author has developed a scientifically based method of training to hand-to-hand combat of future employees of the Ministry of internal Affairs of Russia on the basis of the basic technique of kickboxing. The author experimentally proved that the method of teaching to fighting of the new employees based on the basic techniques of kickboxing is more progressive, compared with the conventional technique based on the technique of classical boxing, as it improves the efficiency of competitive activity due to purchased higher quality to perform in the course of the fight the shock and protect actions with the feet due to purchased higher quality to perform fight.
Keywords: hand-to-hand fight, kickboxing, cadets and listeners, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, kickboxing.
ВВЕДЕНИЕ
Рукопашный бой является одним из самых сложных видов спорта, так как включает в себя технический арсенал практически всех боевых искусств и спортивных единоборств, в которых разрешается применять контролируемые удары, броски, удержания, болевые и удушающие приемы в зависимости от конкретной динамической ситуации поединка. Однако в настоящее время сложился ряд неблагоприятных условий в подготовке курсантов вузов МВД России по рукопашному бою: необоснованно низкий статус рукопашного боя,
который является лишь тематическим разделом физической подготовки; малые временные затраты на обучение рукопашному бою; наличие большого количества курсантов, не имеющих предварительной подготовки в спортивных единоборствах. Практика подготовки спортсменов рукопашного боя показывает, что наиболее эффективные оказываются в реальном поединке сотрудников МВД не только удары руками, но и удары ногами, современный кикбоксинг в своем арсенале содержит наиболее рациональные и эффективные технические приемы, заимствованные как из классического бокса, так и восточных боевых искусств, где сочетаются одновременно удары руками и ногами. Поэтому, кикбоксинг может вполне претендовать на роль одного из основных средств качественного и эффективного обучению технике рукопашного боя сотрудников МВД России.
МЕТОДИКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В результате анализа научно-методической литературы установили, что у специалистов нет единого мнения в подходах к обучению курсантов и слушателей вузов МВД России технике рукопашного боя. В ходе логического анализа мы пришли к заключению, что рукопашный бой сотрудников ОВД целесообразно рассматривать с нескольких позиций.
Первая - это прикладной рукопашный бой, который предусматривает обучение технике обезоруживания и задержания правонарушителей или преступников. Вторая - это спортивный рукопашный бой, который проводится в рамках правил соревнований и предусматривает учебно-тренировочную или соревновательную рукопашную схватку двух курсантов между собой. Третий - это реальный рукопашный бой с правонарушителем или преступником, который всегда происходит без каких-либо правил и ограничений, а предусматривает только один результат - превосходство и победу сотрудника МВД [1, 3]. Однако в большей мере схеме рукопашной схватки соответствует кикбоксинг. Так, в кикбоксинге стойка спортсмена, положение его рук и перемещения заимствованы из классического бокса. Из бокса взята и техника ударов руками (прямой, боковой и снизу), но дополнена круговыми ударами из каратэ. Предпочтительной дистанцией для успешного боя является - средняя и ближняя. Техника защиты также напоминает классический бокс (подставки, уходы, уклоны, в том числе и при помощи перемещений), но расширена за счет блоков и отбивов, заимствованных из каратэ и тхэквондо. То есть, кикбоксинг, в конечном итоге, включает технику ударов руками и ногами, а также защиту от атак противника, соединяющих наиболее эффективные приемы из бокса, каратэ и тхэквондо.
Кроме того, что основные виды ударов руками и ногами кикбоксинга весьма эффективны в рукопашном бою, они ещё и достаточно просты в техническом исполнении, а, следовательно, и в их освоении. Этот факт имеет немаловажно значение, когда время на обучение технике рукопашного боя жестко ограничено учебным планом любого высшего образовательной организации МВД России. Таким образом, можно констатировать, что в основе техники обучения рукопашного боя будущих сотрудников МВД России должен быть положен кикбоксинг [2, 4].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Конечной целью всего процесса обучения боевым приемам борьбы выступает реальная рукопашная схватка с правонарушителем и преступником. Основным средством для подготовки будущих сотрудников к эффективным действиям в такой ситуации является спортивный рукопашный бой по установленным правилам. Для того чтобы курсанты и слушатели высших учебных заведений МВД России овладели всеми необходимыми техническими и тактическими элементами спортивного и реального рукопашной боя, они изучают основные приемы самбо и боевого самбо, а также основные технические действия кикбоксинга. Все выделенные экспертами технические действия были разделены на две группы: базовые, составляющие основу техники кикбоксинга, и специализированные, направленные на подготовку курсантов и слушателей к рукопашному бою.
В группу базовых технических действий включили. стойки, перемещения, одиночные удары руками и ногами, подсечки, а также защиты руками и ногами. Специализированную группу технических действий составили их комбинации. Важно подчеркнуть, что эксперты считают наиболее эффективными двухударные и трехударные комбинации, выполняемые руками и ногами. Именно такие комбинации позволяют вывести противника из равновесия, быстро сократить дистанцию боя и перейти непосредственно к захвату и броску. Всего предлагается курсантам и слушателям освоить 15 комбинаций ударов, но при этом каждому, в зависимости от индивидуальных особенностей, следует достаточно хорошо изучить на собственный выбор только 7-9 комбинаций. Из них 4-5 комбинаций ударов применительно к спортивному рукопашному бою, и 4-5 - к реальному бою с невооруженным преступником.
Для проверки эффективности разработанного подхода проводился педагогический эксперимент, в котором приняли участие две группы курсантов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность». Единственное, чем отличался экспериментальный вариант от общепринятого - полная замена содержания учебных занятий, посвященных обучению технике ударов и боксу, содержанием, направленным на освоение техники кикбоксинга.
В начале педагогического эксперимента курсанты обеих групп проходили педагогические испытания, в которых определялся уровень их физической подготовленности, силы и быстроты ударов ногами и руками.
Физическая подготовленность курсантов обеих групп определялась по результатам педагогических тестов, рекомендуемых Наставлением и используемых кафедрой боевой и физической подготовки Волгоградской академии МВД России. Статистический анализ показал, что опытная и контрольная группы курсантов до педагогического эксперимента имели практически одинаковый уровень физической подготовленности, то есть были относительно однородные. После педагогического эксперимента в опытной и контрольной группах вновь было проведено комплексное испытание. Только теперь кроме тестов, определяющих уровень физической подготовленности и показателей силы ударов руками и ногами, были включены: экспертный анализ техники выполнения ударов руками и ногами по боксерским мешкам; результаты выполнения боевых приемов задержания и обезоруживания нарушителя; результаты и показатели соревновательной деятельности в рукопашном бое.
Результаты тестирования физической подготовленности позволяют утверждать, что у курсантов опытной и контрольной группы за четыре года обучения в Волгоградской академии МВД России уровень физической подготовленности их значительно улучшились. Причем это улучшение статистически достоверной на уровне значимости от 95 до 99,9%. Тем не менее, межгрупповое сравнение показателей физической подготовленности курсантов опытной и контрольной групп после педагогического эксперимента не выявило ни одного статистически значимого различия в результатах тестов, как это было и до начала эксперимента. Несколько другая картина сложилась после тестирования курсантов опытной и контрольной группы силы прямых ударов руками и ногами после педагогического эксперимента. Так, из двенадцати показателей только в двух не зафиксировано статистически достоверного различия их средних величин. Это - сила ударов правой и левой рукой. То есть, при обучении ударов руками по методике классического бокса и кикбоксинга сила удара возрастает практически одинаково. Но вот скорость удара и его энергия у курсантов, обучаемых рукопашному бою на основе кикбоксинга, после четырех лет обучения значительно превышают аналогические показатели курсантов контрольной группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, разработанная методика обучения техники рукопашного боя курсантов Волгоградской академии МВД России на основе кикбоксинга оказалась более
эффективная при освоении технику ударов как ногами, так и руками, что привело к существенному возрастанию силы, скорости и энергии ударных действий. Кроме этого, эксперты значительно выше оценили у курсантов опытной группы и технику выполнения боевых приемов задержания и обезоруживания нарушителя. Из восьми основных групп упражнений курсанты опытной группы в шести показали оценки лучше, чем курсанты контрольной группы. Различия статистически значимы на уровне достоверности от 95 до 99,9%. В двух группах упражнений (защита от угрозы огнестрельным оружием в упор, взаимодействие при силовом задержании) в средних оценках обеих групп испытуемых различий после эксперимента не обнаружено. Следовательно, можно констатировать, что разработанная методика обучения курсантов Волгоградской академии МВД России рукопашному бою на основе техники кикбоксинга оказалась более эффективной при освоении боевых приемов задержания и обезоруживания нарушителя, чем традиционная, применяемая в большинстве вузов МВД.У курсантов опытной группы после педагогического эксперимента эффективность атакующих ударов ногами составила почти одну треть, то есть каждый третий удар ногами достигал цели. У курсантов контрольной группы эффективным оказывался каждый четвертый или пятый удары ногами. Защитные действия ногами курсанты опытной группы в соревновательном бое также после педагогического эксперимента выполняли более эффективно, по сравнению с курсантами контрольной группы. Как закономерный результат итоговый коэффициент эффективности соревновательной деятельности в рукопашном бое у курсантов опытной группы после педагогического эксперимента оказался выше, чем у курсантов контрольной группы на 5% при уровне статистической достоверности 99%. Таким образом, можно утверждать, что разработанная и научно обоснованная методика обучения рукопашному бою будущих сотрудников МВД России на основе базовой техники кикбоксинга является более прогрессивной, по сравнению с общепринятой методикой, основанной на технике классического бокса, так как повышает эффективность соревновательной деятельности за счет приобретенного более качественного выполнять в ходе поединка удары и защиты ногами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евсиков, А.И. Профессионально-ориентированные технологии и методы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах : дис. ... канд. пед. наук / Евсиков А.И. - СПб., 2010. - 162 с.
2. Исаев, Р.А. Рукопашный бой в структуре учебной программы по дисциплине "Физическая подготовка" для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / Р.А. Исаев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 4 (31). - С. 156-161.
3. История боевых искусств. Россия и ее соседи / под ред. Г.К. Панченко. - М. : Олимп, АСТ, 1997. - 512 с.
4. Панова, О.С. Основные виды противодействия правонарушителями сотрудникам полиции России / О.С. Панова // Уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты расследования преступлений : сборник статей Международной научно-практической конференции. - Барнаул : ИП Колмогоров И.А., 2016. - С. 144-146.
REFERENCES
1. Evsikov A.I. (2010), Professionally-oriented technologies and methods of physical training of cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia for action in emergency situations., dissertation, St. Petersburg.
2. Isaev, R.A. (2014), "Hand-to-Hand fight in the structure of the curriculum on the discipline "Physical training" for cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of internal Affairs of Russia, No. 4 (31). pp. 156-161.
3. Ed. Panchenko G. K. (1997), History of martial arts. Russia and her neighbors, Olimp, AST, Moscow.
4. Panova, O.S. (2016), "The Main types of counteraction by offenders to police officers of Russia", Criminal procedural and criminalistic aspects of investigation of crimes, collection of articles of the international scientifically-practical Conference, publishing house IP Kolmogorov, Barnaul, pp. 144-146.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.05.2018
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ЭКОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКОТУРИЗМА
Екатерина Игоревна Казакова, соискатель, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел, Марина Александровна Соломченко, кандидат педагогических наук, доцент, Приокский государственный университет, г. Орел
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической технологии социальной адаптации будущих экологов к профессиональной деятельности с использованием экотуризма. В ходе исследования было выявлено, что экотуризм обладает широкими возможностями для социальной адаптации будущих экологов, к профессиональной деятельности. Установлено, что социальная адаптация будущих экологов к условиям профессиональной деятельности протекает во время экотуризма в виде изучения последствий модернизации производственной среды и ее влияния на окружающую среду. Это происходит в ходе группового контакта студентов-экологов в ходе экотуризма.
Ключевые слова: педагогическая технология; студенты-экологи; профессиональная деятельность; социальная адаптация; экотуризм.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF SOCIAL ADAPTATION OF FUTURE ECOLOGISTS TO PROFESSIONAL ACTIVITY WITH USE OF ECOTOURISM
Ekaterina Igorevna Kazakova, the competitor, The Turgenev Oryol State University, Oryol, Marina Aleksandrovna Solomchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Prioksky state university, Oryol
Annotation
In article, the results of researches of authors on justification of the pedagogical technology of social adaptation of the future ecologists to professional activity with use of ecotourism are presented. During the research it has been revealed that the ecotourism has ample opportunities for the social adaptation of future ecologists to professional activity. It is established that the social adaptation of the future ecologists to conditions of the professional activity proceeds during the ecotourism in the form of studying of the consequences of modernization of the production environment and its influence on the environment. It occurs during the group contact of the students-ecologists during ecotourism.
Keywords: pedagogical technology, students ecologists, professional activity, social adaptation, ecotourism.
Экотуризм обладает широкими возможностями для социальной адаптации будущих экологов к профессиональной деятельности [2]. Адаптация будущих экологов к условиям профессиональной деятельности протекает во время экотуризма в виде изучения последствий модернизации производственной среды и их влияния на окружающую среду. Это происходит в ходе группового контакта студентов-экологов.
Педагоги отмечают, что действия в ходе группового контакта студентов-экологов расширяют их знания по основам общей экологии. В ходе экотуризма студенты-экологи объединены общим предметом внимания. Они совместно переживают и думают над решением проблемы, связанной с охраной окружающей среды. Для такой деятельности характерным является: общая заинтересованность и готовность к действию по охране