Научная статья на тему '"рукопашный бой" как универсальное средство развития психофизических способностей военнослужащих'

"рукопашный бой" как универсальное средство развития психофизических способностей военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1869
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военный инженер
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов А.А.

В статье проведен анализ системы подготовки к рукопашному бою в Вооруженных Силах Российской Федерации, обозначены основные проблемы преподавания и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"рукопашный бой" как универсальное средство развития психофизических способностей военнослужащих»

8. Борисов А.А., Дмитриев Г.Г., Грабский Д.В. Основные направления совершенствования раздела «Рукопашный бой» в военных ВУЗах. Сборник докладов 6 - го Международного Конгресса «СПОРТ, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ» 18-20 октября 2013 г.,: материалы конгресса. Под ред. В.А. Тацмазова.- СПб., Из-во «Олим-СПб», 2013.- 256 с.

9. Психология экстремальных ситуаций: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /[Т.Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, Т.Ю. Кузнецова и др.] 4 под общ ред. Ю.С. Шойгу.- М.: Смысл; издательский центр Академия, 2009.- 320 с.

10. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений/ [В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др..; под ред. А.Н. Блеера].- М.: Издательский цент «Академия», 2008.- 256 с. ISBN 978- 5 -7695-3869-8.

11. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах РФ. ВИТУ, 2009.

12. Борисов А.А. Направления совершенствования раздела «Рукопашный бой» в военных ВУЗах. Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - науч. ред. журнал./под. ред. д.п.н., проф.В.Л. Пашута.- СПб.: ВИФК МОРФ.- №4 (22),2013.- 24-27 с.

13. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина -2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с. ISBN 5-85009-888-7.

14. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: Учебное пособие. - СПб.: ВИФК, 2010. - 296 с.

15. Теория и методика спорта: учебник / А.А. Васильков. - Ростов-на-Дону / Д: Феникс, 2008. - 379 с.- (Высшее образование). ISBN 978-5-222 - 14232 - 5.

Военная педагогика

УДК 355.237.3:355.232.6:796.819

Борисов А.А. Borisov A.A.

«Рукопашный бой» как универсальное средство развития психофизических способностей

военнослужащих

«Hand-to-hand fight» as a universal means of psychophysical abilities development of service

members

Аннотация:

В статье проведен анализ системы подготовки к рукопашному бою в Вооруженных Силах Российской Федерации, обозначены основные проблемы преподавания и пути их решения.

Abstract:

The article provides the analysis of preparation for hand-to-hand combat system in the Armed Forces of the Russian Federation, identifies the main problems of teaching

Ключевые слова: физическая подготовка, рукопашный бой, психологическая подготовка, тренировочный процесс, экстремальная ситуация, формирование двигательных навыков.

Keywords: physical fitness, hand-to-hand fight, mental preparation, training process, an extreme situation, the formation of motor skills.

Согласно положениям Наставления по физической подготовке 2009 года (НФП-2009) в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) занятия по рукопашному бою (РБ) направлены на формирование навыков, необходимых для уничтожения, выведения из строя или пленения противника, самозащиты от его нападения, а также на воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах [1].

Таким образом, раздел физической подготовки «Рукопашный бой» призван решить две основные задачи: 1 - сформировать у военнослужащих навыки ведения рукопашного боя, 2 -сформировать психологическую готовность действовать в экстремальных ситуациях.

Опыт современных локальных конфликтов показал то, что навыки ведения рукопашной схватки являются для военнослужащих чрезвычайно важными. Ряд военных специалистов США отмечают, что боевые действия в современных условиях имеют ряд особенностей, которые увеличивают вероятность возникновения ближнего боя и рукопашного, в частности. Это наличие у противника широкой сети подземных оборонительных сооружений, захватить которые невозможно без средств ближнего боя. А также широкое применение им десантных, диверсионно-разведывательных, партизанских методов боевых действий, их преимущественное проведение ночью и в условиях ограниченной видимости и др. [2,4].

На наш взгляд, в связи с совершенствованием поражающих характеристик огнестрельного наступательного оружия, вопросы, связанные с прикладной направленностью рукопашного боя, сместились в сторону психофизической составляющей. Именно укрепление психологических, а также формирование специальных физических качеств, необходимых военнослужащим для выполнения боевых и специальных задач следует ставить во главу угла на занятиях по боевой подготовке.

Большинство исследователей проблем преподавания рукопашного боя так же отмечают, что данный раздел физической подготовки в ВС РФ является незаменимым средством формирования психологической готовности к стрессовым ситуациям как при ведении боевых действий, так и повседневной деятельности военнослужащих [3].

Таким образом, мы считаем, что основной задачей раздела физической подготовки «Рукопашный бой» является формирование психологической готовности действовать в экстремальных ситуациях, требующих максимальной физической выносливости.

Для современного боя характерными являются действия в условиях больших физических, эмоциональных нагрузок и нервно-психологических напряжений при непосредственном контакте с противником, что приводит к возрастанию масштабности - пространственного размаха, скорости и динамичности изменения обстановки в острейшей борьбе за выигрыш времени в условиях возникновения различных внезапных сложных ситуаций [3,4,5].

Практика показала, что даже если в повседневной службе личный состав не используют полученные навыки рукопашного боя, знание их - неоценимая психологическая поддержка при выполнении различных служебных задач в условиях значительного физического и психологического напряжения. Таким образом, рукопашный бой и сегодня не утратил своей актуальности.

Мы считаем, что процесс изучения рукопашного боя, как учебной дисциплины и практика участия в соревнованиях по контактным единоборствам (армейский рукопашный бой, бокс, кикбоксинг, кудо, муай-тай, боевое самбо и т.п.), позволяет прививать военнослужащим навыки умения решать многочисленные ситуационные задачи в экстремальных условиях. Так же рукопашный бой - это лучшее средство тренировки сенсомоторной реакции, и, как известно в условиях боевой обстановки - порой даже секунды определяют победителя [6,7].

Таким образом, в практике преподавания рукопашного боя на сегодняшний день по-прежнему существует необходимость решения целого ряда задач по совершенствования содержания и методики преподавания РБ. Для решения данных задач, по нашему мнению необходимо провести структурный и функциональный анализ системы подготовки личного состава ВС РФ по рукопашному бою, а так же изучить положительный опыт зарубежных армий.

Рукопашный бой представляет собой вид боевой деятельности военнослужащих и подразделений в ближнем бою с целью уничтожения или выведения из строя противника путем применения личного оружия, подручных средств и борьбы без оружия [6,7].

В ВС РФ в содержание основной части занятий включаются: 1 - комплекс приемов рукопашного боя (начальный) (РБ-Н), 2 - комплекс приемов рукопашного боя (общий) (РБ-1), 3 -комплекс приемов рукопашного боя (специальный) (РБ-2), 4 - комплекс приемов рукопашного боя (специальный) (РБ-3).

В таблице 1 представлено содержание основной части занятий по рукопашному бою для различных категории военнослужащих.

Таблица 1.

Содержание занятий по рукопашному бою для различных категории военнослужащих

Категории военнослужащих РБ-Н РБ-1 РБ-2 РБ-3

Военнослужащие по призыву, в период совершенствования начальной военной подготовки (курсанты вузов - в период общевойсковой подготовки) Все виды и рода войск ВС

Военнослужащие по призыву, прослужившие менее 6 мес. Все виды и рода войск ВС

Военнослужащие по призыву, прослужившие 6 мес. и более Все виды и рода войск ВС

Военнослужащие по контракту, прослужившие менее 6 мес. Все виды и рода войск ВС

Военнослужащие по контракту, прослужившие менее 1 года (курсанты 1 курса вузов*) Все виды и рода войск ВС ВДВ, морская пехота,мотостр ел. подр. Л/с развед. в/частей и подр.

Военнослужащие по контракту, прослужившие 1 год и более (курсанты 2 курса вузов) Все виды и рода войск ВС ВДВ, морская пехота, мотострел.подр Л/с развед. в/частей и подр.

* Курсанты военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для указанных подразделений

Личный состав подразделений и воинских частей Воздушно-десантных войск, морской пехоты, разведывательных подразделений и подразделений специального назначения наряду с приемами РБ-2 и РБ-3 дополнительно изучают приемы рукопашного боя по специальным программам [1,12].

Таким образом, в настоящее время в ВС РФ обучение приемам рукопашному бою в основном сводится, к отработке комплексов РБ-1, РБ-2, РБ-3 которое проводятся согласно требованиям НФП-2009. Проведенный опрос и педагогическое наблюдение позволяет сделать вывод, что предлагаемый набор приемов сложен для изучения, и оторван от реального выполнения (в боевой ситуации) и, следовательно, не имеет практической направленности. В частях специального назначения, где от уровня владения навыками ведения рукопашного боя зависит успех выполнения боевых задач, изучения рукопашного боя является одним из важнейших разделов физической подготовки военнослужащих, однако и здесь изучения рукопашного боя сводиться к изучению выше перечисленных комплексов. Таким образом, мы считаем, что содержание раздела противоречит принципу физической подготовки войск - прикладности, который выражает основное предназначение физической подготовки войск - готовить военнослужащих к успешному выполнению учебно-боевых и боевых задач [8].

В плане технической подготовленности современный рукопашный бой требует, от военнослужащего максимальной экономичности и эффективности, быстроты и ловкости и главное своевременности выполнения двигательного действия. Предлагаемый НФП-2009 набор технических действий не обеспечивает эффективности применения в сложных экстремальных ситуациях. Педагогическое наблюдение позволяет говорить о том, что на государственном экзамене по

физической подготовке курсанты не могут технически грамотно выполнить простейшие действия, например, удар рукой прямо, удар ногой прямо, задняя подножка, при этом согласно программы они должны выполнять сложные технические действия, как обезоруживание противника при уколе штыком с уходом влево или обезоруживание противника при ударе пехотной лопатой сверху или справа.

Современные исследования и практики РБ главным постулатом в его изучении выделяют формирования «живучести человека». Военнослужащий обязан сохранять свою жизнь и здоровье для выполнения поставленных перед ним задач. Своими знаниями, своим умением, состоянием крепкого духа, своей преданностью преодолеть воздействие любого противника. Живучесть -способность противостоять различным воздействиям негативных сил, а при повреждении организма - сохранять, т.е. восстанавливать (полностью или частично) свои боевые качества [18].

Ведение боевых действий в Афганистане и Чечне, практика боевой подготовки в войсках, выявили серьезные проблемы в вопросах обучения военнослужащих РБ, которые связанны, прежде всего, со слабой реализацией больших прикладных и воспитательных возможностей данного раздела физической подготовки, серьезные недостатки в содержательной, методической и особенно в психологической сторонах обучения.

Ведущих специалисты по проблемам преподавания РБ считают, что существующею систему обучения РБ в ВС РФ необходимо совершенствовать.

Исходя из вышеизложенного, необходимо проанализировать методики обучения с целью выявить наиболее проблемные вопросы. На основе всестороннего анализа следует пересмотреть содержание раздела физической подготовки «Рукопашный бой».

1. В современных условиях роль психологической подготовки еще более возросла. Важность данной проблемы, всю ее остроту показали локальные военные конфликты последних лет, что привело к необходимости разработки концепции морально психологического обеспечения войск, однако существующая программа не позволяет решить задачи курса «РБ» - формирования психологической способности действовать в экстремальных ситуациях.

С.М. Ашкинази, Г.Г. Дмитриев отмечают необходимость создания экстремального фона при проведении парных боевых упражнений. В первую очередь оно может быть реализовано путем создания обстановки риска и опасности, осознанием возможности получить травму. «Экстремальный фон» достигается применением реального оружия при проведении приемов, усложнением обстановки им сопутствующим: высота, огневые имитационные средства, световые и шумовые воздействия, элемент неожиданности при возникновении схваток, бой с несколькими противниками и т.п. Существующая система обучения, когда удары реально не наносятся, используются облегченные макеты оружия, выполнение данного требования не обеспечивается [13,16].

Мы считаем, что необходимо широко использовать элемент состязательности, что позволит создать ситуацию напряженности и необходимый эмоциональный фон, достичь это можно различными методами, например, поводить соревнования между военнослужащими, не специализирующимися в спортивных единоборствах по общепринятым правилам, разделяя их по весовым категориям уровню физической и технической подготовленности, с целью предупреждения травматизма и обеспечения конкуренции. Возможно, введение в программу раздела «РБ» тестов по силовому разбиванию, как средство психологической подготовки и формирования навыка нанесения сильного нокаутирующего удара.

2. Необходимо детально изучать содержания раздела «РБ» ведущих военных держав мира, для формирования программы РБ с целью обеспечения конкурентоспособности ведения РБ российскими военнослужащими, а также использование положительного опыта развития необходимых физических качеств, формирования двигательного навыка и психологической готовности для ведения рукопашного боя.

3. Большой проблемой на наш взгляд является отсутствие квалифицированных инструкторов и преподавателей по разделу «рукопашный бой». Как правило, в военных вузах занятия проводят преподаватели, прошедшие базовый курс обучения, который на наш взгляд не позволяет сформировать навыки ведения рукопашного боя, а также не имеющие опыта участия в соревнованиях по контактным единоборствам. Мы считаем очень серьезным недостатком отсутствие достаточного опыта владения боевым оружием и его применения в реальных условиях. Следовательно, существует необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих опытом выступления в соревнованиях по контактным единоборствам, а так же прошедших обучение по прикладным разделам РБ.

4. Как было отмечено выше проведенное педагогическое наблюдение позволяет сделать вывод о том, что курсанты выпускного курса зачастую не могут выполнить простейшие удары, а по программе на экзамене необходимо выполнять сложные приемы, например, обезоруживание партнера вооруженного пехотной лопатой, ножом, автоматом. Анализ тренировочных программ по различным видам единоборств позволяет говорить, что без формирования прочного навыка перемещений, выполнения простых ударов руками и ногами, простейших приемов борьбы, к изучению сложной комбинационной технике не приступают. При выходе на государственные экзамены при сдаче приемов рукопашного боя курсанты, прошедшие курс физической подготовки, в том числе по разделу «РБ» в течение пяти лет не могли технически правильно выполнить элементарные атакующие и защитные действия. Следовательно, в существующих учебных программах и тематических планах не учитывается последовательность методики обучения, принятой, эмпирически и экспериментально проверенной в единоборствах. Правильная техника базируется на развитии координационных способностей, под которыми понимаются: 1 -способность строить новые двигательные стереотипы, соединять элементы движений в целое; 2 - способность

51

преобразовать освоенные двигательные шаблоны в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Вот почему на начальных этапах обучения важно затратить время на отработку правильной базовой техники.

5. Несмотря на то, что участие в спортивных соревнованиях по различным видам контактных спортивных единоборства активно используются в практике подготовки военнослужащих к действиям в экстремальной ситуации ведения рукопашного боя, а также позволяют моделировать эмоционально-психологическое напряжение военнослужащих, возникающее в процессе боевой деятельности показано, что существует множество различий между спортивными единоборствами и прикладным РБ [10].

Практика показала, что выступая много лет в спортивных единоборствах по определенным правилам, психологически трудно перестроиться от стереотипов, приобретенных в спортивных единоборствах. Мы считаем, что между спортивными единоборствами и боевым разделом РБ много различий, адаптировать спортивный стиль в боевой РБ достаточно сложно.

Еще в 1930 году родоначальник самбо Н.Н. Ознобишин, писал: «Мы не отрицаем того, что системы эти (бокс, сават и джиу-джитсу), практикуемые для целей чистого спорта, представляют прекрасное средство развития выдержки и психологических качеств и в этом косвенно подготавливают бойца, но еще раз повторяем, реальной, прямой подготовки к серьезному столкновению они не дают» [11].

Но в то же время, так называемые боевые стили не имеют практики ведения реальных поединков, что так же приводит к полной неспособности применения полученных навыков в боевой ситуации.

И как было отмечено выше спортивные поединки в полный контакт, являются незаменимым средством воспитания морально-волевых качеств, формирование навыков действий в экстремальной ситуации. Участие военнослужащих в спортивных соревнованиях необходимо при подготовке к выполнению профессиональных боевых задач, как техническая, физическая и психологическая составляющая этой подготовки. Поэтому необходим поиск оптимального сочетания участия в спортивных поединках и отработки приемов боевого раздела.

6. Слабое обеспечение инвентарем. Как было отмечено выше для формирования психологической готовности военнослужащих действовать в экстремальных ситуациях необходимо проводить учебные поединки в полный контакт, для этого необходимо полное обеспечение необходимым спортивным инвентарем и оборудованием, с целью предупреждения травматизма на занятиях. В настоящее время в условиях недостаточного финансирования существует проблема материального обеспечения занятий по физической подготовке. Например, макеты оружия должны максимально соответствовать боевому оружию. Курсанты, в течение семестра выполняющие комплекс рукопашного боя на 8 счетов с деревянным макетом автомата не могли выполнить технически правильно приемы с макетом автомата реального веса. Отсутствие надежной спортивной

52

экипировки приводило к получению трав на занятиях по РБ. Применение макетов оружия несоответствующего массогабаритным характеристикам приводило к ошибкам выполнения первого движения приема, что в дальнейшем приведет к закреплению неверного навыка и, как следствие, к поражению в реальном бою.

7. Сложность применения предлагаемых приемов в реальной боевой ситуации.

Необходимо пересмотреть содержание раздела РБ с целью подбора простых, но эффективных

технических действий. Например, британские коммандос по рукопашному бою в ударной технике отрабатывают всего шесть приемов (удары ребром ладони в шею, основанием ладони в подбородок, ботинком в голень, топчущий удар по стопе, удар коленом, прыжок двумя ногами на сбитого противника) и три приема борьбы, но доводят данные технические действия до совершенства. На наш взгляд эффективным будет применение принятого во многих видах единоборств так называемого «кустового» метода обучение и доведение до совершенства базовых простых эффективных приемов, а затем рассматривать и обучать их применять в различных ситуациях.

Так же при составлении содержания раздела «РБ» никак не учитываются антропометрические данные военнослужащих. Необходимо разработать не менее трех вариантов содержания раздела «РБ», для военнослужащих разного телосложения [19].

Проведенный нами анализ литературных источников показал, что в настоящее время нет достоверных данных о приемах рукопашного боя реально применяемых в боевых действиях. Следовательно, невозможно отобрать из всего массива технических действий наиболее эффективные приемы. С целью сбора информации о наиболее эффективных, реально применяемых в боевых столкновениях приемах рукопашного боя необходимо провести экспертный опрос.

8. Необходимо пересмотреть критерии оценки степени освоения программы РБ. Здесь следует подчеркнуть, что оценивание сформированности у военнослужащего двигательного навыка в ведении рукопашного боя не может быть произведено по выполнению только одного комплекса приемов РБ на 8 счетов с оружием или без оружия (в виду отсутствия реальной учебно-боевой ситуации), а только в комплексе с выполнением других назначенных приемов их программы обучения [14]. Задача сформулировать критерии готовности к ведению рукопашного боя в экстремальных боевых условиях является одной из важнейших.

9. На наш взгляд существующая методика обучения приемам РБ не позволяет формировать навык защитных действий (адекватная реакция на первое атакующие движение), совершенствовать функции анализаторов движений. Данный навык достигается следующими упражнениями: парная работа с фиксацией после каждого такта движения, отработка защиты от произвольной атаки с дистанции в один шаг.

Один из ведущих специалистов по проблемам теории и методики РБ С.М. Ашкинази рекомендует применение парных боевых упражнений с выделением на полуобусловленные схватки и вольные бои не менее 10-15 процентов всего учебного времени [16].

53

Необходимо формировать естественное движение на атаку противника, пластичность нервной системы тренируется в различных формах парной работы, отработке приема в различных моментах начала реагирования на атаку. Как известно, проекции кистей в сенсомоторной коре головного мозга занимают около трети всего объема [17]. Поэтому необходимо использовать опыт школ восточных единоборств, где особое внимание уделяется развитию «чувствительности» кистей, естественной реакции на удар посредством использования разнообразных парных упражнений.

Таким образом, мы считаем, что в содержание раздела «Рукопашный бой» необходимо внести приемы, основанные на развитии естественных движений человека в ответ на атакующие действия, основанные на его инстинктивных действиях и простых по исполнению, но эффективных технических действий, из арсенала боевых искусств, бокса и прикладного рукопашного боя.

Следовательно, по нашему мнению, преподавание должно быть основано на небольшом арсенале техник, адаптируемых для конкретных боевых ситуаций. Данные ситуации должны быть проанализированы ведущими специалистами, желательно имеющими опыт ведения боевых действий.

10. Рукопашный бой - это бой, в котором противоборствующие стороны для выведения из строя или пленения друг друга применяют холодное оружие, ручное стрелковое оружие, гранаты, подручные средства, борьбу без оружия и другие средства, обеспечивающие поражение противника и выполнения задачи [12,18]. Следовательно, прежде чем вступить в рукопашную схватку военнослужащий должен использовать весь арсенал своего вооружения и подручные средства, вместе с тем несмотря на то, что ведение боя с оружием всегда более эффективно, и военнослужащий на поле боя очень редко остается без оружия вообще (автомата, штык-ножа, пехотной лопатки) приемам с оружием в разделе «РБ» уделяется недостаточное внимание. В армии перестали культивировать такой важный военно-прикладной вид, как фехтование на карабинах [15].

В большинстве школ восточных единоборств на первом этапе обучения отрабатывают приемы без оружия, затем (по мере формирования навыка ведения рукопашного боя) - с различными видами оружия. В вооруженных силах такой подход считаем неправильным. В процессе обучения необходимо отрабатывать приемы ведения рукопашного боя, с оружием против безоружного противника, с оружием против вооруженного противника и лишь затем безоружного против вооруженного, так как выполнения этих приемов требует значительной психологической, технической и физической подготовленности, тем более в экстремальной ситуации ведения реальных боевых действий. Для выполнения учебных схваток вооруженных соперников необходимо использовать надежную спортивную экипировку.

11. Одной из главных задач считаем необходимость предварительного ознакомления военнослужащих с условиями реального боя, с психическими переживаниями в боевой обстановке [9]. Поэтому в учебно-тренировочном процессе необходимо моделировать возможные боевые ситуации. Такие тренировочные занятия позволяют накапливать боевой практический опыт,

54

формировать готовность к экстремальной деятельности, снижают вредное влияние на сознание курсантов всех тех переживаний, которые связаны с чувствами тревоги, страха.

12. В настоящее время на занятиях не отрабатываются взаимодействия при ведении рукопашного боя в составе курсантского подразделения. Действия при отражении группового нападения представляют собой самый сложный вид деятельности в рукопашном бою, так как координация управления индивидуальными действиями бойцов будет почти полностью отсутствовать и может свестись только к индивидуальным действиям. Вместе с тем они включают в себя отражение первого нападения, оценку ситуации, маневрирование в сочетании с ответными атаками, координацию действий бойцов со стороны командира и ответное нападение. Огромное значение при этом имеет взаимодействие и взаимопомощь товарищей [7]. Групповое взаимодействие целесообразно отрабатывать на старших курсах в три этапа: 1 - бой между безоружными противоборствующими сторонами. 2 - бой между вооруженными противоборствующими сторонами, 3 - бой между безоружной и вооруженной противоборствующими сторонами.

Анализ эволюции развития системы рукопашного боя, содержания и методики обучения в Вооруженных Силах позволяет говорить о том, что существует объективная необходимость дальнейшего совершенствования данного раздела физической подготовки. Оно должно быть направленно на реализацию принципа прикладности, психологической готовности действовать в экстремальных ситуациях.

Список литературы:

1. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (НФП- 2009). - М.: РИЦ ГШ ВС РФ,

2009 г.

2. Щеголев В.А. Физическая подготовка иностранных армий: Учебное пособие. - СПб.: МО РФ, 2007. - 272 с.

3. Шиллингфорд Р. Руководство по рукопашному бою для специальных подразделений/ Рон Шиллингфорд.- Пер. с англ. А. Куликова.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.- 352 с.: ил.- (Спецназ). ISBN 5-8183-0429-9 (рус.)

4. Рукопашный бой. Учебник для курсантов и слушателей института. Л. 1990.

5. Рукопашный бой и спортивные единоборства. Под ред. Проф. А.В. Зюкина. -СПб: ВИФК, 2005.- 431.

6. Караван А.В., Борисов А.А., Методика обучения приемам рукопашного боя курсантов высших военных учебных заведений инженерного профиля / ВИТИ.- СПб., 2010 г.-110 с.

7. Караван А.В., Логинов Ю.И., Борисов А.А., Никулин Л.В. Рукопашный бой /Вити. СПб., 2010.- 116 с.

8. Миронов В.В., Пашута В.Л. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной адаптивной физической культуры: Учебное пособие.- СПб.: ВИФК, 2010.- 296 с.

9. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений/ [В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; под ред. А.Н. Блеера].- М.: Издательский цент «Академия», 2008.- 256 с. ISBN 978- 5 -7695-3869-8.

10. Кочергин А.Н. Кои но такинобори рю. Введение в школу боевого каратэ / А.Н. Кочергин // СПб.: «Лекс Стар», 2002 -139 с.

11. Ближний бой. Опыт разведчика: Сборник / Г. Калаев, Н.Н. Симкин; Сост. А.А. Харлампиев.- М.: «Издательство ФАИР», 2007.-240 с.: ил.

12. Практический курс рукопашного боя / Сост. С.С. Краснопольский, А.М. Петрий, А.С. Фомичев.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.-159, [1] с.: ил.- (Боевые искусства) ISBN 5- 17 -025658-2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Дмитриева Г.Г. и др. Морально - психологическая подготовка спортсменов - единоборцев. Учебно - методическое пособие, под ред. проф. Дмитриева Г.Г. СПб.: ВИФК, 2012. - 158 стр.

14. Степкин М.А. Направления совершенствования комплексов приемов рукопашного боя (на восемь и более счетов). Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур.- Научно рецензируемый журнал / под. ред. д.п.н., проф. В.Л. Пашута.- СПб.: ВИФК МО РФ. №5(18) - 2012.- 232 с.

15. Обвинцев А.А., Ашкинази С.М., Пашута В.Л. Страницы истории развития рукопашного боя в России. Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур.-Научно рецензируемый журнал / под. ред. д.п.н., проф. В.Л. Пашута.- СПб.: ВИФК МО РФ. №5(18) -2012.- 232 с.

16. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации: Монография / под ред.проф. В.Л. Марищука/ С М. Ашкинази -СПб.: ВИФК, 2001.- 240 с.

17. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. Учебных заведений.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 608 с.: ил.

18. URL http://www.kadochnikov.info: (дата обращения 12.03.2019)

19. URL http: // www. razym. ru.: (дата обращения 14.03.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.