Вестник НВГУ. № 1/2016
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ..
Е. V. Chistyakova, I. V. Sokolova
Saint Petersburg, Russia
ATTITUDE OF UNIVERISITY STUDENTS TOWARDS THE STATE SPORTS PROGRAM READY FOR LABOR AND DEFENSE
Abstract. Increased student motivation and interest in active physical training and sports is a major trend in the development of the national sports and recreation. In this redard, the state has carried out a series of large-scale events, including the ones to restore the sports program «Ready for Labor and Defense» (GTO), popular in the Soviet Union.
The author studies the attitude expressed by the students of St. Petersburg Humanitarian University of of Humanities and Social Sciences towards the GTO sports program. The study is based on the survey conducted among 322 bachelor students of St. Petersburg Humanitarian University of of Humanities and Social Sciences in order to determine the significance of abovesaid programs for the students. The survey resulted in 966 responses to questions which were processed and analyzed using Excel software.
The study reveled that most of the surveyed univeristy students are aware of the GTO program and its content, however, they are not ready to join it on volutary basis. Despite this fact, the students believe that when introduced, the GTO program will become an important tool for public engagement in physical education, sports and recreation.
Key words: students; sports program «Ready for Labor and Defense» (GTO); survey.
About the authors: Ekaterina Vladimirovna Chistyakova1, Candidate of Pedagogical Sciences, Assoistant Professor at the Department of Physical Education; Inna Viktorovna Sokolova2, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor at the Department of Physical Education.
Place of employment: Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences1'2.
УДК 796.835 В. Ю. Филатова, Н. А. Самоловов
Нижневартовск, Россия
АНАЛИЗ СИЛЫ УДАРА РУКАМИ В КИКБОКСИНГЕ
Аннотация. Для достижения высоких результатов в кикбоксинге не теряет актуальности проблема разработки рациональных научно-обоснованных и практически эффективных систем тренировок развития силы удара. Многие авторы заинтересованы в описании развития силы удара рук в различных единоборствах, и практически в каждой работе о силе удара приведены показатели, доказывающие, что мышцы ног и туловища спортсмена играют существенную роль в повышении силовой характеристики удара. Следовательно, правильное использование упругой деформации мышц туловища и плеча в ударном движении является значительным и дополнительным фактором, повышающим эффективность удара. Таким образом, эффективность удара кикбоксера во многом определяется оптимальным вкладом фазы вращательно-поступательного движения туловища и ног. Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс в кикбоксинге, предметом исследования — методики развития силы удара руками в кикбоксинге. Предмет исследования: методики развития силы удара руками в кикбоксинге. Цель исследования: выявить и обосновать эффективность применяемой методики тренировки, направленной на развитие силы удара у кикбоксеров. Были определены методы исследования: 1. анализ научно-методической литературы; 2. педагогическое тестирование; 3. педагогический эксперимент; 4. метод математической статистики.
В процессе учебно-тренировочных занятий путем систематического повторения спортсмены до автоматизма отрабатывают отдельные составные движения тела, сливающиеся воедино, чтобы быть готовыми к любой ситуации в бою. Однако порой этого бывает недостаточно, многие специалисты в области кикбоксинга выделяют из множества факторов, влияющих на победу в поединках, фактор силы удара как один из определяющих.
Ключевые слова: кикбоксинг; развитие силы удара руками; основные и вспомогательные упражнения.
Сведения об авторе: Валентина Юрьевна Филатова1, спортсмен-инструктор, мастер спорта международного класса по кикбоксингу; Николай Александрович Самоловов2, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин.
Место работы: МАУДО г. Нижневартовска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва»1; Нижневартовский государственный университет2.
Контактная информация: 628616, г. Нижневартовск, ул. Кузоваткина, д. 14А, e-mail: [email protected]; 628600, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56, e-mail: [email protected].
Вестник НВГУ. № 1/2016
В. Ю. Филатова, Н. А. Самоловов
Такой вид спорта, как кикбоксинг, наряду с каратэ, кунг-фу, тхэквондо и боксом, построен на работе большой и субмаксимальной мощности. Спортсмену очень важно иметь хорошую техническую и физическую готовность, а также владеть техникой быстрых, акцентированных ударов для преодоления атакующих действий противника в бою. Среди многих факторов, определяющих высокие достижения кикбоксеров, основным является сила удара (Валеев 1968). Имея в высшей степени дисциплинированное тело, мы можем быть готовыми к любой ситуации. В процессе тренировок отдельные составные движения тела, сливающиеся воедино для большей эффективности, оттачиваются путем систематического повторения (Волков 2006).
Наиболее актуальной остается проблема максимального развития (постановки) быстрого, резкого, хорошо акцентированного удара для эффективной соревновательной деятельности.
Так, к одной из сложнейших может быть отнесена проблема развития силы удара руками, поскольку сила удара может быть решающей в исходе боевого поединка.
Новизна настоящей работы заключается в том, что подобранные процентные соотношения основных (технических) и вспомогательных (физических) средств являются эффективным средством повышения развития силы удара руками.
Целью исследования является выявление и обоснование эффективности применяемой методики тренировки, направленной на развитие силы удара в кикбоксинге.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Провести сравнительный анализ методик по развитию силы удара руками, состоящих из основных и вспомогательных средств тренировки в кикбоксинге.
3. Экспериментально оценить эффективность предлагаемых методик, направленных на повышение силы удара руками в кикбоксинге.
Исследования проводились в Олимпийском учебно-спортивном центре «Спартак» г. Алушта (Крым).
В эксперименте участвовали 18 спортсменов. Экспериментальным фактором в ходе исследования являлось различное соотношение основных и вспомогательных средств подготовки кикбоксеров в каждой из групп. 18
спортсменов были разделены на две равные группы.
Контрольная группа занималась по программе Е. В. Головихина для СДЮСШОР «Кикбоксинг» (2005 г.); экспериментальная группа занималась в Олимпийском учебно-спортивном центре «Спартак» (г. Алушта) по программе С. Е. Зайцева для СДЮСШОР «Кикбоксинг» (2007 г.).
Объем основных и вспомогательных упражнений соответственно составлял: в экспериментальной группе 30 и 70%, в контрольной — 40 и 60% (от общего объема тренировочных средств).
К основным средствам были отнесены упражнения по технике ударов рук: правый прямой с места, правый прямой с подшагом, левый прямой с места, левый прямой с подшагом, правый боковой с места.
В качестве вспомогательных использовались упражнения, развивающие основные физические качества силы удара рук: толчки грифа вперед двумя руками в движении из фронтальной стойки, выталкивание набивных мячей из кикбоксерской стойки, нанесение прямых, боковых ударов в бассейне, находясь по шею в воде, бой с тенью с сопротивлением резинового жгута.
Тестирование проводились в тренировочное время. Перед проведением тестов была проведена разминка в течение 25 минут, в которую включались: общеразвивающие упражнения и упражнения на растяжку. Перед занимающимися ставилась установка — выполнять упражнения тестирования с максимально лучшим результатом. Для определения уровня физической подготовленности нами использовались следующие тесты (Кузнецов 1975):
1. Челночный бег 2 минуты по 10 метров. По команде «старт» спортсмен должен за 2 минуты пробежать максимальное количество отрезков по 10 метров. Дается 3 попытки с отдыхом.
2. Толчки грифа весом 20 кг вперед двумя руками в движении из фронтальной стойки. Давалось три попытки с отдыхом.
3. Выталкивание набивного мяча массой 5 кг из боксерской стойки. Испытуемый стоит у линии в боксерской стойке, одна нога впереди, держа мяч правой рукой у головы. Без замаха, имитируя прямой удар, выталкивается мяч. Из трех попыток учитывается лучший результат.
Вестник НВГУ. № 1/2016
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ...
4. Отжимание в упоре лежа. Спортсмен становится в упор лежа и отжимается максимальное количество раз.
5. Кроссовый бег 6 километров. Тест проводится на улице, на трассе с ровной поверхностью с отмеченным отрезком 6 километров. Стартуют две группы одновременно.
Результаты исследования подвергались ма-тематико-статистической обработке на компьютере.
Оценка данных физической подготовленности экспериментальной группы (табл. 1) при сравнении показателей начала и конца педагогического эксперимента свидетельствует о повышении результатов по всем показателям.
Таблица 1
Показатели физической подготовленности в группах сравнения (М±т)
Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа
1-й этап 2-й этап 1-й этап 2-й этап
Челночный бег, количество отрезков 29±1,68 30±2,03 27±,24 27,55±1,14**
Толчки грифа, количество раз 24,55±2,3 *26,55±2,1 24,66±1,77 24,44±1,95*
Выталкивания набивного мяча, м 6,65±0,28 **6,56±0,3 6,3±0,41 6,9±0,4*
Отжимание в упоре лежа, количество раз 38±2,5 44,22±2,94 36,44±2,58 35,55±2,25**
Кросс 6 км, мин 27,7± 1,13 27,8±1,29 27,7±0,58 27,6±0,51*
Звездочкой (*) справа отмечены достоверные отличия показателей в каждой группе относительно начала эксперимента, слева — между группами в конце эксперимента. * — р < 0,05; ** — р < 0,01.
На основании полученных данных контрольной группы по физической подготовленности было выявлено достоверное увеличение показателей в тестах «толчки грифа», «выталкивания набивного мяча», «кросс 6 километров», наблюдается повышение результатов в тестах «челночный бег» и «отжимание в упоре лежа».
Рассматривая полученные данные контрольной группы, мы выявили небольшое увеличение результатов по всех показателям.
Сравнив данные контрольной и экспериментальной групп, мы наблюдаем достоверное увеличение результатов в экспериментальной
группе в тестах, наиболее важных для развития силы удара в данном виде спорта — «толчки грифа» и «выталкивания набивного мяча», что говорит о наиболее подходящем использовании соотношения основных и вспомогательных средств.
Анализ данных (табл. 2), полученных в ходе эксперимента, позволяет констатировать, что лучшими оказались показатели у кикбоксеров экспериментальной группы, в тренировочной программе которых соотношение основных и вспомогательных средств составляло 30 и 70%.
Таблица 2
Изменения показателей физической подготовленности кикбоксеров
Физическая подготовленность Контрольная группа Экспериментальная группа
Челночный бег 10,3% 35,1%
Толчки грифа 10% 20%
Выталкивания набивного мяча 0,3% 2%
Отжимание в упоре лежа 30% 40%
Кросс 6 километров 7,4% 16%
Доказан положительный эффект предложенной методики тренировки, состоящей из сочетания основных и вспомогательных
средств в соотношении 30%:70%, направленных на развитие физической подготовленности кикбоксеров.
ЛИТЕРАТУРА
Валеев Т. А. 1968. Тренировка для развития ударной силы. Москва: Советский спорт.
Волков В. М. 2006. Удар — сила удара. Москва: Физкультура и спорт.
Головихин Е. В. 2009. Программа спортивной подготовки по кикбоксингу для образовательных учреждений (детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, федерации, спортивные клубы и другие юридические организации, занимающиеся дополнительным образованием). Ульяновск: Российский государственный университет физической культуры (РГУФК).
Зайцев С. Е. 2007. Программа для учебно-тренировочной группы по кикбоксингу. Москва: Московская федерация кикбоксинга.
BecmnuK HBry. № 1/2016
B. 10. 0ujiamoea, H. A. CaMonoeoe
REFERENCES
Valeev T. A. Trenirovka dlya razvitiya udarnoy sily [Developing the striking power], Moscow: Sovetsky sport, 1968. (In Russian).
Volkov V. M. Udar — sila udara [Punch — the power of punch], Moscow: Fizkultura i sport, 2006. (In Russian).
Golovikhin E. V. Programma sportivnoy podgotovki po kikboksingu dlya obrazovatelnykh uchrezhdeniy (detsko-yunosheskiye sportivniye shkoly, spetsializirovanniye detsko-yunosheskiye sportivniye shkoly olimpiskogo rezerva, federatsii, sportivniye kluby i drugiye yuridicheskiye organizatsii, zanimayuschiesya dopolnitelnym obrazovaniyem) [Kickboxing training program for educational institutions (children's and youth sports schools, specialized children's and youth sports schools of Olympic reserve, sports federations, sports clubs and other legal organizations engaged in additional education)]. Ulyanovsk: Russian State University of Physical Training, 2009. (In Russian).
Zaytsev S. E. Programma dlya uchebno-trenirovochnoy gruppy po kikboksingu [Training program for student kickboxing groups]. Moscow: Moscow Kickboxing Federation, 2007. (In Russian).
V. Y. Filatova, N. A. Samolovov
Nizhnevartovsk, Russia
ANALYSING THE PUNCHING FORCE IN KICKBOXING
Abstract. The goal of achieving good results in kickboxing leads to an urgent need to design a rational, scietifically justified sed and effective training system to develop the pnching force. Many sports reserachers describe the ways to develop the punching force in various martial arts, and almost every reference author presents evidence and indicators showing that the muscles of the legs and torso play a significant role in improving the punching force. Therefore, by using the elastic deformation of torso and shoulder muscles in punching movement correctly, one may significantly enhance the efficiency of the punch. Thus, the effectiveness of a kickboxer's punch is largely determined by the optimal contribution of the rotational-translational movement of his or her torso and legs. This study is devoted to training in kickboxing, namely, to the methods of developing the punching force in kickboxing. The study is aimed at identifying and justifying the effectiveness of training methods used to develop the punching force of kickboxers. This study is based on the following research methods: 1. analysis of scientific reference sources; 2. pedagogical testing; 3. teaching experiment; 4. mathematical statistic evaluation.
During the training sessions sportsmen work on the individual body movements through systematic repetition. However, this kind of training is sometimes not enough, as many experts in kickboxing name the punching force as one of the major factors determining victory in a kickboxing competition.
Key words: kickboxing; developing punching force; major and additional exercises.
About the author: Valentina Yurievna Filatova1, instructing athlete, Master of Sports of International Class in kickboxing; Nikolai Alexandrovich Samolovov2, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Sports Disciplines.
Place of employment: Nizhnevartovsk Specialized Children and Youth Sports School of Olympic Reserve1; Nizhnevartovsk State University2.