2. Solomin, V.P. and Stankevich, P.V. (2011), "Strategy of the higher pedagogical education in the field of health and safety", Modern problems of safety: directions, approaches and technologies. Collection of materials XV of the All-Russian scientific and practical conference, Moscow, pp. 4-6.
3. Stankevich, P.V. (2006), The theory and practice of training of the bachelor in system of multilevel natural-science education: monograph, publishing house "TESSA", St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.01.2015.
УДК 796.835
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ УДАРОВ НОГАМИ ЮНЫХ КИКБОКСЕРОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА РАЦИОНАЛЬНЫХ КИНЕМАТИЧЕСКИХ И ДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЙ
Александр Игоревич Агафонов, преподаватель,
Василий Александрович Осколков, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Николаевич Москвичев, кандидат философских наук, профессор, декан, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУВПО «ВГАФК»)
Аннотация
В данной статье представлена модель обучения технике прямых и боковых ударов ногами юных кикбоксеров, основанная на учете рациональных кинематических и динамических параметров движений. При сходном уровне физической подготовленности кикбоксеров контрольной и экспериментальной групп значительные отличия в данных кинематических и динамических характеристиках ударов ногами свидетельствуют о существенном превосходстве технической подготовленности кикбоксеров экспериментальной группы. Анализ соревновательной деятельности кикбоксеров, проведенный в ходе педагогического эксперимента, также подтвердил эффективность усовершенствованной методики. На основании всего этого можно заключить, что предложенная нами модель обучения двигательным действиям более перспективна.
Ключевые слова: кикбоксинг, модель, техника, биомеханический анализ, удары ногами.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p14-18
MODEL FOR TRAINING TO THE KICKS TECHNIQUE OF THE YOUNG KICKBOXERS ON THE BASIS OF RATIONAL KINEMATIC AND DYNAMIC PARAMETERS OF MOVEMENTS
Aleksandr Igorevich Agafonov, the lecturer, Vasily Aleksandrovich Oskolkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuri Nikolaevich Moskvichev, the candidate of philosophical sciences, professor, dean, The Volgograd State Physical Education Academy
Annotation
The given article presents a model for training to the technology of direct and sidekicks of the young kickboxers, based on the rational kinematic and dynamic parameters of the movements. At the similar level of physical fitness of kickboxers of the control and experimental groups there are considerable differences in the kinematic and dynamic characteristics of the kicks testifying to the essential superiority of the technical readiness of kickboxers in the experimental group. The analysis of competitive activity of kickboxers carried out during the pedagogical experiment has also confirmed the efficiency of the advanced technique. On the basis of all mentioned it is possible to conclude that the model for training to the physical actions offered by us is more perspective.
Keywords: kickboxing, model, technique, biomechanical analysis, kicks.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в кикбоксинге подбор и последовательность применения тренировочных средств базируется не на учете рациональных кинематических и динамических параметров движений, а на многолетнем эмпирическом опыте тренеров. Несмотря на тот факт, что техническая подготовка в единоборствах предоставляет спортсменам наибольшие резервы для роста их спортивного мастерства [1, 5], она трактуется, основываясь на визуальных наблюдениях специалистов, и имеет значительные различия во взглядах авторов [2, 4, 6]. Существенно повысить уровень технической подготовленности спортсменов возможно только на основе учета объективных показателей кинематических и динамических параметров движений [3]. В этой связи возникла необходимость провести биомеханический анализ техники ударов ногами, выполняемых высококвалифицированными кикбоксерами. На основе этого анализа разработать модель обучения юных спортсменов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Авторская модель обучения технике ударов ногами юных кикбоксеров, содержит следующие компоненты.
1). Модельные характеристики техники ударов ногами высококвалифицированных кикбоксеров.
Боковой удар сзади стоящей ногой в голову начинается с ее отталкивания от опоры. Одновременно с этим движением поворачивается плечевой пояс, затем начинается поворот таза и движение ноги к цели. В конечной стадии удара в момент касания бьющей ноги цели происходит поворот таза и опорной ноги.
При таком ударном движении максимальная скорость голеностопного сустава 15,39±0,25 м/с., плечевого 4,51±0,09 м/с., тазобедренного - 3,51±0,13 м/с., коленного -9,90±0,31 м/с.
При выполнении бокового удара ногой в голову значение степени развиваемых усилий различных звеньев тела, выражаемое в процентах от силы удара, следующие:
1) разгибание бьющей ноги в коленном суставе - 36,6^40%,
2) движение тазобедренного сустава и бедра - 25,7^29,5%,
3) поворот плечевого пояса - 19,7^22,3%,
4) толчок ногой от опоры - 15,0^16,8%.
Прямой удар сзади стоящей ногой в голову начинается с ее отталкивания от опоры и движения вверх с максимальным сгибанием ее в коленном суставе вплоть до касания груди бедром. В это время таз отводится назад, туловище наклоняется вперед. Затем одновременно выполняется вращение в тазобедренном и разгибание в коленном суставах бьющей ноги. При этом ударная часть ноги - стопа, движется к цели по прямой линии. Эти действия усиливаются за счет движения тела спортсмена вперед и поворота туловища и таза вокруг вертикальной оси.
При прямом ударе ногой в голову максимальная скорость голеностопного сустава достигает значения 4,94±0,20, коленного - 4,05±0,12, тазобедренного - 2,47±0,13, плечевого - 1,37±0,14.
При выполнении данного ударного движения разгибание бьющей ноги в коленном суставе составляет 49,5^53,7% от силы удара, движение таза - 17,7^20,3%, подъем бьющей ноги к груди и вынос за границы опоры - 15,4^17,6%, разгибание опорной ноги в коленном и голеностопном суставах - 10,9^12,5%, толчок ногой от опоры - 6,5^7,9%.
2). Технология обучения юных кикбоксеров ударам ногами, которая включает в себя три этапа.
На первом этапе решаются задачи обучения оптимальной согласованности и последовательности работы звеньев тела, участвующих в ударе, правильной траектории их движения.
На втором этапе решаются задачи обеспечения максимальных амплитуды и степени развиваемых усилий в звеньях тела, участвующих в ударных движениях, формирование устойчивого равновесия во время выполнения ударов ногами;
На третьем этапе решаются задачи совершенствования техники выполнения ударов ногами в вариативных условиях и обстоятельствах.
3). Набор физических упражнений, используемых для решения двигательных задач первого, второго и третьего этапов обучения ударам ногами в кикбоксинге.
4). Методы обучения технике ударов ногами. В их состав входят методы строго регламентированного упражнения (целостно-конструктивный и расчлененно-конструктивный) на первом этапе обучения в сочетании с соревновательным методом. Для выполнения задач второго этапа обучения применялся метод направленного сопряженного воздействия в сочетании с методами строго регламентированного упражнения и соревновательным методом. На третьем этапе использовался соревновательный метод в сочетании с методами направленного сопряженного воздействия и строго регламентированного упражнения.
5). Различные организационно-методические формы занятий.
На первом этапе использовалась фронтальная форма обучения. Занимающиеся овладевали основными положениями техники ударов ногами в одношереножном и двух шереножном строю - лицом друг к другу под общую команду тренера.
На втором этапе применялись групповая и фронтальная формы организации занимающихся на занятии. Упражнения выполнялись в одношереножном и двухшереножном строю под общую команду тренера, на снарядах, в парах, свободно двигаясь по залу.
На третьем этапе использовалась индивидуальная форма в сочетании с круговой и групповой формами. Занимающиеся осваивали технику в определенных тренером условиях и обстоятельствах, произвольных боях, спаррингах, в условиях отсутствия партнера, индивидуально работая с тренером на «лапах», самостоятельно отрабатывая на снарядах элементы техники.
Разработанная нами инновационная модель обучения технике ударов ногами у юных кикбоксеров экспериментальной группы при ее внедрении в тренировочный процесс способствовала достоверному увеличению скорости движения ударной части бьющей конечности (боковой удар ногой - 11,47±0,85м/с, прямой удар - 3,90±0,43м/с, оптимизации скорости плечевого, тазобедренного, коленного суставов, увеличению силы бокового (205,0±7,3усл.ед.) и прямого (134,0±5,7усл.ед.) ударов ногой. У спортсменов экспериментальной группы при выполнении бокового удара ногой показатель максимальной скорости движения ударной части бьющей конечности выше на 3,35 м/с (р<0,05), чем у кикбоксеров контрольной группы, скорость плечевого сустава превышает на 1,85 м/с (р<0,05), тазобедренного - на 1,62 м/с (р>0,05), коленного - на 5,3 м/с (р<0,05). На 2,8% (р>0,05) больше вклад толчка ногой от опоры у кикбоксеров экспериментальной группы, на 7,0% (р<0,05) выше значение движения бедра и таза, на 6,0% (р<0,05) больше степень участия плечевого пояса. Разгибание ноги в коленном суставе у спортсменов экспериментальной группы составляет лишь половину развиваемых усилий при ударе и равно 103,2 усл.ед. У кикбоксеров контрольной группы это движение вносит вклад 65,9% и составляет 89,0 усл.ед.
При выполнении прямого удара сильнейшей ногой спортсменами контрольной группы максимальная скорость движения ударной части ноги ниже на 1,30 м/с, плечевого сустава - на 0,35 м/с (р<0,05), тазобедренного - на 0,80 м/с (р>0,05), коленного - на 0,90 м/с (р<0,05). Время, затраченное на выполнение удара у кикбоксеров экспериментальной группы, меньше на 0,034 с (р<0,05). В контрольной группе показатель разгибания ноги в коленном суставе выше на 14% (р<0,05). Абсолютное его значение у спортсменов экспериментальной группы - 73,7 усл.ед., контрольной - 52,4 усл.ед. Вклад толчка бьющей ногой от опоры у спортсменов контрольной группы (3,9%) ниже на 1,7%. Подъ-
ем ее к груди и вынос за границы опоры согнутой в коленном суставе в контрольной группе составляет 9,5% (экспериментальной - 15,0%). На 2,9% значительнее вклад разгибания опорной ноги в коленном и голеностопном суставах в экспериментальной группе.
Результаты анализа соревновательной деятельности кикбоксеров экспериментальной группы были следующие: КЭУН (коэффициент эффективности ударов ногами) = 0,089, КЭПДН (коэффициент эффективности поражающего действия ногами) = 0,104, КЭА (коэффициент эффективности атаки) = 0,19. Показатели спортсменов контрольной группы оказались ниже: КЭУН = 0,065, КЭПДН = 0,087, КЭА = 0,12. В контрольных спаррингах между обеими группами кикбоксеры экспериментальной группы одержали 12 побед; спортсмены контрольной - 6. Суммарно спортсмены контрольной группы, проведя за исследуемый период времени 23 контрольных поединка, в 54,2% одержали победы над своими сверстниками, в то время как, спортсмены экспериментальной группы за тот же период времени провели примерно такое же количество боев (21 поединок), но процент побед у них существенно выше и составил 69,7%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что занимающиеся в экспериментальной группе спортсмены смогли быстрее и качественнее освоить технику ударов ногами в кикбоксинге. В конечном счете, это приводит к значительному превосходству в силе и скорости ударов, выполняемых за более короткий промежуток времени. При сходном уровне физической подготовленности кикбоксеров обеих групп значительные отличия в данных кинематических и динамических характеристиках ударов ногами свидетельствуют о существенном превосходстве технической подготовленности кикбоксеров экспериментальной группы. Анализ соревновательной деятельности кикбоксеров, проведенный в ходе педагогического эксперимента, также подтвердил эффективность усовершенствованной методики. На основании всего этого можно заключить, что предложенная нами модель обучения двигательным действиям более перспективна.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агафонов, А.И. Биомеханический анализ техники ударов ногами кикбоксеров различных квалификационных групп / А.И. Агафонов // Фундаментальные исследования. - 2013. -№ 10 . - С. 2031-2034.
2. Атилов, А.А. Кикбоксинг, лоу-кик / А.А. Атилов, Е.И. Глебов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 560 с.
3. Васильев, О.С. Современные методики биомеханических измерений: компьютеризированный динамометрический комплекс / О.С. Васильев, Н.Г. Сучилин // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3. - С. 13.
4. Иванов, А. Л. Искусство кикбоксинга / А. Л. Иванов. - Киев : Техника, 2000. - 296 с.
5. Осколков, В.А. Изменение методики применения боксерских «лап» по мере приближения к соревнованиям / В.А. Осколков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 80-82.
6. Ширяев, А.Г. Бокс и кикбоксинг : учебное пособие / А.Г. Ширяев, В.И. Филимонов. -М. : Академия, 2007. - 240 с.
REFERENCES
1. Agafonov, A.I. (2013), "Biomechanical analysis techniques kicks kickboxers different qualification groups", Fundamental research, No. 10 (part 9), pp. 2031-2034.
2. Adilov, A.A. and Glebov, E.I. (2002), Kickboxing, low kick, Phoenix, Rostov-on-Don.
3. Vasilyev, O.S. and Suchilin, N.G. (2004), "Modern methods of biomechanical measurements: Computerized dynamometer complex", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 13.
4. Ivanov, A.L. (2000), the Art of kickboxing, Technology, Kiev.
5. Oskolkov, V.A. (2011), "Changing techniques of Boxing "paws" as it approaches the compe-
tition", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 80-82.
6. Shiryaev, A.G. and Filimonov, V.I. (2007), Boxing and kickboxing: textbook, Academy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.01.2015.
УДК 796.07
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СБОРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ
РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ
Андрей Владимирович Агеевец, кандидат педагогических наук, профессор,
советник юстиции, Мария Викторовна Пучкова, старший преподаватель, юрист 1 класса, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ
Аннотация
В статье рассмотрена проблема организационной формы проведения занятий с работниками прокуратуры по специальной подготовке. Обоснована необходимость создания специализированных классов, оснащенных специальными тренажерами для отработки тем и технических действий из тематики прикладного рукопашного боя и огневой подготовки, подготовке инструкторов из числа занимающихся.
Ключевые слова: специальная подготовка, травмобезопасность, специализированный
класс.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p18-21
EDUCATIONAL AND METHODICAL TRAINING SESSIONS FOR SPECIAL PREPARATION OF PROSECUTORS
Andrey Vladimirovich Ageevets, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Adviser of justice,
Maria Viktorovna Puchkova, the senior teacher, lawyer of the 1st class, St. Petersburg Legal Institute (branch) of Academy of the Prosecutor General's Office of the
Russian Federation
Annotation
The article analyzes the issue of the organizational form for carrying out the special preparation classes for the prosecutors. Need in organization of the specialized classes equipped with the special exercise machines for working out of the subjects and technical actions of the applied hand-to-hand fight and shooting preparation for training of the instructors from the number of the engaged has been proved.
Keywords: special preparation, injury prevention, specialized class.
В настоящее время одной из проблем является поиск наиболее эффективной организационной формы проведения работы по специальной подготовке с работниками подразделений прокуратуры. Считаем необходимым отметить, что в данный момент в России нет четкой системы проведения работы по подготовке личного состава прокуратуры по разделам специальной подготовки. На одной из таких организационных форм работы с личным составом, которые показали свою эффективность в других структурах, мы считаем целесообразным остановиться. Речь идет об учебно-методических сборах по специальной подготовке. Данная форма организации занятий может быть использована как при изучении и работе по различным тематикам (изучение и отработка отдельных технических действий из тематики прикладного рукопашного боя, отработка различных тем из раздела огневой подготовки, тактико-специальной подготовки, изучение отдельных тем из области саперной подготовки и т.д.), так и при изучении дисциплины « Личная без-