Научная статья на тему 'Личностные и деловые качества сотрудников органов внутренних дел как факторы профессиональной адаптации'

Личностные и деловые качества сотрудников органов внутренних дел как факторы профессиональной адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9393
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL ADAPTATION / PERSONAL AND BUSINESS QUALITIES / PSYCHO DIAGNOSTICS / EDUCATION / FORMATION / ACTIVITY / DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ И ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ОБУЧЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нежкина Лариса Юрьевна, Ярославцева Ирина Владиленовна

В статье рассматриваются вопросы профессиональной адаптации сотрудников правоохранительных органов, представлены результаты изучения личностных и деловых качеств сотрудников органов внутренних дел как факторы профессиональной адаптации. Раскрыты основные этапы и условия подготовки компетентного специалиста ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нежкина Лариса Юрьевна, Ярославцева Ирина Владиленовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal and business qualities of law enforcement professionals as factors of professional adaptation

The article deals with the problems of professional adaptation of law-enforcement professionals. It presents the results of studying personal and business qualities of the law enforcement officers as factors of professional adaptation. The main stages and the conditions of preparing the competent law enforcement professionals are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Личностные и деловые качества сотрудников органов внутренних дел как факторы профессиональной адаптации»

УДК 159.9: 351.74

Л. Ю. Нежкина*, И. В. Ярославцева**

Личностные и деловые качества сотрудников органов внутренних дел как факторы профессиональной адаптации

В статье рассматриваются вопросы профессиональной адаптации сотрудников правоохранительных органов, представлены результаты изучения личностных и деловых качеств сотрудников органов внутренних дел как факторы профессиональной адаптации. Раскрыты основные этапы и условия подготовки компетентного специалиста ОВД.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, личностные и деловые качества, психодиагностика, обучение, формирование, деятельность, развитие.

L.Y. Nezhkina*, I.V. Yaroslavtseva**. Personal and business qualities of law enforcement professionals as factors of professional adaptation. The article deals with the problems of professional adaptation of law-enforcement professionals. It presents the results of studying personal and business qualities of the law enforcement officers as factors of professional adaptation. The main stages and the conditions of preparing the competent law enforcement professionals are considered in the article.

Keywords: professional adaptation, personal and business qualities, psycho diagnostics, education, formation, activity, development.

В психологической науке профессиональная адаптация рассматривается как профессиональное самоопределение, обучение новым умениям и навыкам развития профессионального самосознания. По мнению А.А. Налчаджяна, профессиональная адаптация - это, с одной стороны, процесс, посредством которого человек удовлетворяет свои требования и ожидания от профессии и условий её осуществления, с другой - соответствие требованиям, деятельности, условиям её существования и тем социальным группам, под контролем и с участием которых протекает профессиональная деятельность. К.М. Гуревич отмечает, что каждый человек, может в той или иной степени овладеть любой профессией (или почти любой), однако сколько на это понадобиться сил и времени, зависит от психических и физических возможностей организма.

Специфика профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел характеризуется, во-первых, постоянно увеличивающимся объёмом работ, изменением привычных условий труда, специфичностью профессионального общения, высокой эмоциональной напряжённостью, что влечёт сложности в адаптации и прохождении службы. Во-вторых, сотрудникам ОВД приходится выполнять оперативно-служебные задачи в условиях, осложнённых воздействием эмоциональных и физических стрессовых факторов, связанных с обострением криминальной обстановки, локальными боевыми действиями, стихийными бедствиями и катастрофами; напряжённостью социально-экономических отношений, массовыми мероприятиями, грозящими групповыми нарушениями общественного порядка. В этих условиях высокие требования предъявляются не только к профессиональной подготовке сотрудников, но и к их физическому, психическому и личностному потенциалу [5; 7].

Адаптация к профессиональной деятельности в органах внутренних дел вновь прибывших сотрудников предполагает активное и сознательное включение в новую сферу деятельности; освоение характера, режима и условий труда системы ОВД; овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, механизмами социального поведения в служебном коллективе. Параллельно в процессе адаптации формируются необходимые профессиональные качества личности сотрудника; устойчивое положительное отношение к задачам, традициям, особенностям конкретного подразделения, выступающим важными факторами овладения специальностью. В свою очередь, процесс адаптации влияет на внутренний мир сотрудника, у него появляются новые представления, знания о деятельности, в результате происходит изменение самооценки личности, её убеждений и направленности [6; 12].

Как показывает практика работы в органах внутренних дел, профессиональная адаптация вновь прибывших сотрудников протекает достаточно сложно и противоречиво. Об этом свидетельствуют

* Нежкина, Лариса Юрьевна, доцент кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России», кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. Тел.: 8 (3952) 41-09-82. E-mail: n.l.y@mail.ru.

** Ярославцева, Ирина Владиленовна, заведующая Базовой кафедрой медицинской психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» и ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека», доктор психологических наук, профессор. Адрес: Россия, 664000, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2. Тел.: 8 (3952) 203-630. E-mail: ya-irk@yandex.ru.

* Nezhkina, Larisa Yurievna, assistant-professor of the Department of Phylosophy, Psychology, social and humanitarian disciplines of the East-Siberian Institute of the MIA of Russia, candidate of pedagogical Sciences. Address: Russia, 664074, Irkutsk, Lermontov str., 110. E-mail: n.l.y@mail.ru.

** Yaroslavtseva, Irina Vladilenovna, chief of the Department of the medical psychology of the Psychology faculty of Irkutsk State University and «Scientific Center for Problems of Family Health and Human Reproduction», doctor of psychological Sciences, Professor. Address: Russia, 664000, Chkalov str., 2. Tel.: 8 (3952) 203-630. E-mail: ya-irk@yandex.ru. © Нежкина Л.Ю., Ярославцева И.В., 2016

НежкинаЛ. Ю., ЯрославцеваИ. В. Личностные и деловые качества сотрудников органов внутренних...

такие явления, как неуспеваемость по учебным дисциплинам в период профессиональной подготовки в образовательных организациях системы МВД; нарушение служебной дисциплины, конфликты как на уровне учебной группы, так и на уровне образовательной организации; ухудшение общего физического и психического здоровья, частые простудные заболевания и др. В результате в системе правоохранительных органов наблюдаются негативные последствия в виде неудовлетворенности профессией, личностных изменений сотрудников, низкого уровня продуктивности деятельности, нарушений служебной дисциплины и законности, текучести кадров.

Сложность профессиональной адаптации вновь прибывших сотрудников органов внутренних дел может возникать при знакомстве с новыми условиями труда. Трудности зависят от объёма новых знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения и применения, от сложившихся межличностных отношений в служебном коллективе и способности вновь прибывшего сотрудника эффективно общаться как внутри коллектива, так и с различной категорией граждан при решении оперативно-служебных задач. Этими обстоятельствами обусловлена длительность и глубина адаптационных процессов вновь прибывших сотрудников ОВД.

В работах М.В. Гамезо, Ф.Б. Березина, И.А. Домашенко, А.Г. Михайлова, Т.Н. Петрова и др. выделены различные факторы успешности профессиональной адаптации личности, которые можно рассматривать как первопричины, движущие силы, влияющие на течение, темп, характер и результат адаптации.

На основании современных научных исследований, а также собственного эмпирического изучения сотрудников органов внутренних дел нами выделены четыре группы факторов, способствующих процессу адаптации сотрудников правоохранительных органов.

Первая группа факторов связана с личностными особенностями сотрудников, такими как социальный интеллект, когнитивный контроль в сложных ситуациях, ответственность при выполнении служебных обязанностей, эмоциональная устойчивость, профессиональная мотивация, самооценка, способность устанавливать контакты.

Во второй группе мы рассматриваем деловые (поведенческие) характеристики - уровень активности личности при выполнении оперативно-служебных задач; способность мобилизации в трудных ситуациях; действия, направленные на достижение успеха; практическое изменение сложившейся ситуации; усвоение социальных норм поведения и правил делового взаимодействия.

Третья группа факторов, по нашему мнению, включает особенности деятельности службы управления кадрами - профессиональная ориентация школьников для поступления в образовательные организации МВД России, слаженность организационного механизма управления процессом адаптации вновь прибывших сотрудников, объективность деловой оценки сотрудников, гибкость системы обучения сотрудников.

В четвертой группе факторов нами рассматриваются особенности службы - престиж и привлекательность профессии в целом, работа по определенной специальности в конкретном подразделении; особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника; наличие отработанной системы внедрения новшеств; позитивный социально-психологический климат в коллективе.

На основании Приказа МВД России от 18 июля 2014 г. № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», в котором основной целью определено выявление лиц, способных выполнять обязанности сотрудника ОВД добросовестно, на высоком профессиональном уровне, и в связи с отмеченными выше сложностями и факторами профессиональной адаптации вновь прибывших сотрудников органов внутренних дел, считаем необходимым в период профессиональной подготовки в образовательных организациях системы МВД России формирование профессионально важных психологических качеств личности у сотрудника ОВД [4].

Уже в ходе отбора на службу в органы внутренних дел следует выявлять профессионально важные качества кандидатов на службу в правоохранительные органы, в т.ч. в образовательные организации системы МВД России. Значимые профессиональные качества кандидатов на службу в правоохранительные органы обозначены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации». В постановлении определен перечень личных и деловых качеств кандидатов, подлежащих психометрическому изучению в ходе комплексного психологического обследования: уровня общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к чёткому изложению информации в устной и письменной формах; эмоциональной устойчивости, уравновешенности, контроля своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональной зрелости; уровня волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности; внутренней организованности, исполнительности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело; появлений правосознания и нравственных убеждений, честности, принципиальности, соблюдения норм общественной морали; зрелости личности, способности брать на себя ответственность за свои решения, действий и поступков, умений определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельности, уверенности в своих силах и уровня самокритичности; самооценки, особенностей мотивационной сферы личности.

Личностные и деловые качества кандидатов, поступающих на службу в правоохранительные органы, представленные в Постановлении Правительства Российской Федерации, составляют психологический портрет сотрудника органов внутренних дел. Учёт психологического портрета сотрудника правоохранительных органов значим при приёме на службу, прогнозировании результатов профессиональной подготовки и служебной деятельности. В комплексе выделенных профессионально значимых качеств (психологический портрет) сотрудника органов внутренних дел (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации») основными являются морально-психологическая устойчивость, мотивационно-ценностная ориентация, коммуникативная компетентность, профессиональное самосознание, профессиональная самостоятельность. Развитие этих личностных образований выступает основой деятельностного и социально-личностного аспектов сопровождения сотрудников ОВД на этапе адаптации в период профессиональной подготовки и последующей службы в правоохранительных органах.

В рамках деятельностного аспекта сопровождения вновь прибывших сотрудников ОВД с целью оптимизации процесса адаптации к специфике правоохранительной деятельности, выполнению конкретных профессиональных оперативно-служебных задач осуществляется психолого-педагогическая диагностика профессионально значимых качеств сотрудника: характерологических особенностей, ценностных ориентаций, самооценки, мотивации, коммуникативных качеств, адаптивности. Сотрудники в период профессиональной подготовки проходят курс обучения, направленный на формирование знаний, позволяющих адаптироваться к условиям служебной деятельности. Помимо этого, сотрудникам предлагаются те виды полезной деятельности, конечный продукт которых можно использовать в конкретных условиях службы. Через деятельность осуществляется процесс профессионального и личностного развития сотрудников правоохранительных органов.

Социально-личностный аспект сопровождения сотрудников ОВД включает адаптацию личности к другим людям, коллективу, социальным компонентам профессиональной среды. С этой целью сопровождение предполагает проведение тренингов (адаптационно-мотивационный, коммуникативный); мероприятий по регуляции эмоционально-волевой сферы, коррекции негативных личностных особенностей сотрудника, проявлений профессиональной деформации. Помощь психолога состоит и в разрешении психологических проблем, конфликтных ситуаций, консультировании по вопросам семейных взаимоотношений и т.д. [2; 8].

От успешности прохождения этапа профессиональной адаптации в процессе психологического сопровождения зависит не только качество выполнения оперативно-служебных задач конкретным сотрудником правоохранительных органов, но и эффективность деятельности органов внутренних дел в целом.

В нашей работе поставлена задача выявить личностные и деловые качества вновь прибывших сотрудников, способствующие профессиональной адаптации. Для этого проведено психодиагностическое исследование 210 слушателей из числа сотрудников, принятых на службу в ОВД и направленных для прохождения профессиональной подготовки. При реализации цели использованы психодиагностические методики, одобренные координационно-методическим советом по психологическому обеспечению органов, подразделений, учреждений системы МВД России от 26 октября 2011 г.

Для выявления черт характера человека, а также чрезмерно усиленных его свойств (акцентуаций), деловых качеств, ценностных ориентаций применены методики изучения индивидуально-личностных особенностей: «Индивидуально-психологический опросник» (ИТО) Л.Н. Собчик, адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека. По результатам обследования возможно прогнозировать поведение человека в трудных, сложных и экстремальных ситуациях.

Для изучения адаптивных способностей личности использован многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин). В основу методики положено представление об адаптации как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности.

Для изучения мотивации профессиональной деятельности использованы методика К. Замфир в модификации А. Реана, тест «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Для изучения общего интеллектуального развития применена методика изучения особенностей мышления «МИОМ» (адаптация теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра).

Анкета «Профессиональной самооценки личности сотрудника органов внутренних дел» позволила выявить соответствие личностных и деловых качеств сотрудника (выделенных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации») его представлениям о своем личностном и деловом потенциале.

На основании проведенной диагностики личностных и деловых качеств сформированы три группы сотрудников: группа сотрудников с высокой и нормальной адаптацией, группа сотрудников с удовлетворительной адаптацией и группа сотрудников с низкой адаптацией.

Группу высокой и нормальной адаптации составили 40 % слушателей. У слушателей выявлены возможности успешно адаптироваться к новым условиям деятельности, легко входить в новый

НежкинаЛ. Ю., ЯрославцеваИ. В. Личностные и деловые качества сотрудников органов внутренних...

коллектив, достаточно быстро и адекватно ориентироваться в сложных морально-психологических ситуациях, быстро вырабатывать стратегию своего поведения. Как правило, члены группы неконфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Отмечается доброжелательное отношение к миру, высокая самооценка, представление о себе как о сильном и компетентном сотруднике. Слушатели данной группы обладают интеллектом выше среднего и высоким.

Группу с удовлетворительной адаптацией составили 49 % слушателей. Слушатели характеризуются следующими проявлениями: недостаточными умениями управлять своими эмоциями в процессе взаимодействия в учебной группе; проявлениями конфликтных форм поведения; недостаточным уровнем развития коммуникативных способностей, стремлением ориентироваться на соблюдение общепринятых норм поведения; недостаточными способностями быстро ориентироваться в сложившейся обстановке и находить приемлемые способы для разрешения трудных ситуаций. Слушатели отличаются ограниченным кругозором, в структуре их интеллекта преобладает конкретно-практическое мышление. Умение выражать содержание своих мыслей и логическое мышление развиты у этих слушателей не на должном уровне. По данным тестирования слушатели данной группы обладают интеллектом ниже среднего и низким. У них отмечаются склонность к преувеличению имеющихся проблем, бурные реакции на критику, вспыльчивость, импульсивность, стремление действовать по первому побуждению в принятии решений. Они предпочитают командовать и управлять, стремятся к самоутверждению, престижному социальному положению, признанию окружающими, ориентированы на внешние атрибуты. При этом у слушателей отмечается снисходительное отношение к своим промахам, недостаткам и желание находиться вне контроля.

В группу слушателей с низкой адаптацией вошли 11 % слушателей с признаками негативных черт характера, их психическое состояние характеризуется низкой стрессоустойчивостью. У слушателей отмечаются недостаточно развитые коммуникативные способности, затруднение в построении контактов с окружающими, возможные проявления агрессивности, конфликтности; низкий уровень интеллекта, трудности в соблюдении общепринятых норм и правил поведения.

С целью реализации задач, обозначенных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259, в работе сделан акцент на выявление у сотрудников особенностей самооценки личностных и деловых качеств. Представленные ниже результаты отражают различную оценку сотрудниками своих качеств. Так, 25 % слушателей отмечают высокий уровень своего общего интеллектуального развития, способность к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах, 16 % отмечают слабый уровень своего интеллектуального развития, 59 %, т.е. большинство опрошенных слушателей, указывают на средний уровень интеллектуального развития. 48 % сотрудников считают, что уровни их эмоциональной устойчивости, уравновешенности, способностей контролировать своё поведение и внешнее проявление эмоций, эмоциональной зрелости сформированы недостаточно. 25 % слушателей отмечают у себя высокий уровень эмоциональной устойчивости. 27 % считают, что эмоциональная устойчивость сформирована у них на среднем уровне. 35 % слушателей отмечают высокий уровень своей волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности, 38 % - низкий и 27 % - средний уровень развития волевых качеств. 42 % слушателей отмечают, что внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело сформированы у них на высоком уровне, 14 % - на низком уровне; 44 % сотрудников считают, что эти качества достигают у них среднего уровня развития. 28 % слушателей отмечают высокий уровень своего правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали, 14 % считают, что их уровень правосознания и нравственных убеждений сформирован недостаточно, и 58 % опрошенных сотрудников отмечают средний уровень своего правосознания и нравственных убеждений.

Самостоятельность, уверенность в своих силах, способность брать на себя ответственность за принятые решения, самокритичность отметили 12 % сотрудников. Они считают, что данные качества сформированы у них на высоком уровне, 54 % сотрудников говорят о том, что выделенные личностные качества сформированы у них на низком уровне и 34 % опрошенных сотрудников отмечают у себя выраженность данных качеств на среднем уровне. 36 % слушателей считают, что их уровень мотивации высокий, т.е. они проявляют ответственность за выполнение работы, стремятся к достижению высоких результатов в деятельности, самообразовании, 40 % опрошенных сотрудников отмечают, что уровень их мотивации средний, 24 % сотрудников не смогли определить уровень своей мотивации.

Сопоставление результатов изучения личностных и деловых качеств (с использованием стандартизованных психодиагностических методик) с результатами анкетирования профессиональной самооценки, представлений о собственном личностном и деловом потенциале вновь прибывших сотрудников ОВД выявило различия между показателями объективной и субъективной диагностики. Так, результаты самооценки вновь прибывших сотрудников органов внутренних дел, отражающие представления о себе, своих реальных интеллектуальных возможностях, коммуникативных и эмоционально-волевых качествах, выше объективных показателей их личностных и деловых качеств.

В большинстве своём сотрудников ОВД, проходящих первоначальную подготовку, характеризует недостаточный уровень развития интеллектуальных возможностей, коммуникативных и эмоционально-волевых качеств. Согласно показателям развития интеллектуального компонента, им свойственны конкретность, некоторая ригидность мышления, в экстремальных обстоятельствах у них могут возникать трудности в рациональной оценке ситуации, дезорганизация мыслительной

деятельности. Им присущи переменчивость настроения, влияние эмоций на поведение, кроме того возможны проявления импульсивности, неорганизованности, безответственности. Сотрудников отличают трудности в установлении эффективного профессионального контакта, возможны конфликтные, порой агрессивные формы поведения.

В целом выявленные различия, с одной стороны, являются закономерностью, т.к. слушатели, принимавшие участие в исследовании, - вновь прибывшие сотрудники, начинающие свою профессиональную карьеру в сфере ОВД. С другой стороны, данные свидетельствуют о том, что у большинства сотрудников на первоначальном этапе представление о развитии своих личностных и деловых качеств несколько завышено. У многих сотрудников недостаточно сформирована мотивация к службе в полиции, что является, как отмечалось ранее, препятствием для профессионального становления сотрудника органов внутренних дел.

Опираясь на исследование Э.Ф. Зеера, считаем необходимым в профессиональном становлении личности выделить три составляющие: профессиональную мотивацию, профессионально важные качества, компетентность.

Компетентность проявляется в овладении соответствующими компетенциями, необходимыми инструментами профессиональной деятельности. Некомпетентность сотрудников состоит в отсутствии, или недостатке, знаний, умений, навыков, несформированных (или нечётко сформированных) ценностях, склонностях личности к профессиональной деятельности. Следствием такой некомпетентности окажется снижение мотивации деятельности, неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и низкая эффективность профессиональной деятельности сотрудника [9; 10].

Несформированность таких профессионально важных качеств, как честность и добросовестное отношение к выполнению своих профессиональных обязанностей, личная ответственность за порученную работу, справедливость, гуманизм, доброжелательность и другие могут стать причиной бесчувственности и глухоты сотрудника по отношению к гражданам, ожидающим уважительного и заинтересованного отношения. Формальное отношение к служебным обязанностям, профессиональная беспомощность в анализе и регулировании человеческих поступков и отношений приводят сотрудника к избеганию ответственности за решение стоящей перед ним служебной задачи. Такой сотрудник попадает в ситуацию, подталкивающую его к использованию силовых методов - домогательства, насилия, угроз и других незаконных мер.

На наш взгляд, уже на этапе адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности в правоохранительных органах необходимо формирование личностных и деловых качеств сотрудника - основы профессионального самосознания и профессиональной самостоятельности, морально-психологической устойчивости, профессионально-ориентированной направленности деятельности.

В качестве психолого-педагогических условий, обеспечивающих подготовку компетентного специалиста, мы выделяем:

- развитие эмоционально-волевой и мотивационной сферы будущего сотрудника органов внутренних дел, знающего специфику и особенности профессии;

- формирование личностных и деловых качеств, умений и навыков;

- использование в психолого-педагогическом процессе технологий, способствующих осознанию специфики профессиональной компетентности сотрудника (специальные тренинги, семинары, деловые игры, практические занятия);

- оказание психолого-педагогической поддержки сотруднику в период профессионального обучения.

Процесс подготовки специалиста ОВД должен строиться поэтапно, с учётом психологических особенностей, профессионально-нравственных качеств, мотивационно-ценностной ориентации, коммуникативной компетентностью сотрудника.

Список литературы

1. Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».

2. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2010. - 15 февраля. - № 5110.

3. Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2012. - 31 августа. - № 200.

4. Приказ МВД России от 18 июля 2014 г. № 595 (в редакции от 29 июля 2016 г.) «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации».

5. Домашенкина, А. С., Ярославцева, И. В. Проблема психологической готовности к риску лиц опасных профессий // Проблемы теории и практики современной психологии [Электронный ресурс] : материалы XIV ежегод. Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Иркутск, 23-24 апреля 2015 г. - Иркутск, 2015.

6. Кузнецов, П. С. Адаптация как функция развития личности. - Саратов.: Изд-во СГУ, 1991. - 76 с.

Сучкова Е.Л. Представления осуждённых о праве и законе

7. Клепач, Д. Г., Ярославцева, И. В. Эмоциональная устойчивость сотрудников исправительной колонии ФСИН РФ с разным профессиональным стажем // Проблемы теории и практики современной психологии [Электронный ресурс] : материалы XV ежегод. Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Иркутск., 2016 г. - Иркутск, 2016.

8. Марьин, М. И. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях : метод. пособие / М. И. Марьин, Ю. Г. Касперович, Н. И. Мягких и др. / под общ. ред. В. М. Бурыкина. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. - 240 с.

9. Нежкина, Л. Ю., Ярославцева, И. В., Капустюк, О. Ю. О профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2014. - № 1 (61). - С. 184-188.

10. Нежкина, Л. Ю., Ярославцева, И. В., Капустюк, О. Ю. Психологическое сопровождение сотрудников органов внутренних дел в период адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2 (66). - С. 219-225.

11. Сластёнин, В. А., Каширин, В. П. Психология и педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

12. Фромич, Ю. В., Ярославцева, И. В. Работоспособность как показатель успешности профессиональной деятельности лиц опасных профессий // Современные технологии в системе медико-психологической реабилитации лиц опасных профессий : материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Иркутск, 2008. - С. 88-90.

УДК 159.9.07 Е.Л. Сучкова*

Представления осуждённых о праве и законе

В статье анализируется содержание представлений осуждённых о праве и законе с учётом культурно-мировоззренческих особенностей российского правосознания и специфических черт правосознания данной общности. На основе сравнительного анализа делается вывод, что в рассматриваемых представлениях присутствуют традиционные черты российского менталитета, а также специфические деформации, обусловленные социально-правовым статусом осуждённых.

Ключевые слова: осуждённые; правосознание осуждённых; социальные представления; представления о праве и законе.

E.L. Suchkova*. Convicts notions on the right and law. The article deals with the content of convicts notions on the right and law taking into account cultural and ideological peculiarities of the Russian sense of justice and specific features of the sense of justice of this community, on the base of comparative analysis is made a conclusion that these notions of convicts contain the traditional features of the russian mentality, as well as specific deformations caused by the social and legal status of convicts.

Keywords: convicts; sense ofjustice; social notions; notions on the right and law.

Реформы в области уголовно-исполнительной политики государства направлены на создание условий для ресоциализации осуждённых в местах лишения свободы. В частности, в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года основными целями проводимой работы указаны: повышение эффективности функционирования учреждений и органов, исполняющих наказания; сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы [1].

Наблюдающийся рост рецидивной преступности свидетельствует о том, что в процессе отбывания наказания далеко не всегда удается убедить осуждённых в необходимости соблюдать принятые в обществе социальные и правовые нормы, сформировать установку на правопослушное поведение. Негативное отношение осуждённых к праву и правоохраняемым ценностям является серьёзной проблемой, препятствующей любому ресоциализирующему воздействию, осуществляемому в местах лишения свободы.

В проведённых в советские годы исследованиях отмечалось, что по отношению к закону осуждённые не занимают какой-то особой, чётко выраженной позиции. В принципе ими признается

* Сучкова, Елизавета Львовна, доцент кафедры организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе Вологодского института права и экономики ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент. Адрес: Россия, 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, 2. Тел.: (88172) 53-01-73, факс: 51-82-48. E-mail: elizavetasuchkova@yandex.ru.

* Suchkova, Elizaveta L'vovna, associate Professor of the Department of Organization of Psychological Service in Penal System of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Psychology. Address: 160002, Vologda, ul. Shchetinina 2. Tel. (88172) 53-01-73. Fax. 51-82-48. E-mail: elizavetasuchkova@yandex.ru.

© Сучкова Е.Л., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.