Научная статья на тему 'Содержательное наполнение компонентов профессионально-этической культуры сотрудников ОВД'

Содержательное наполнение компонентов профессионально-этической культуры сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1266
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL AND ETHICAL CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ / PROFESSIONAL AND MORAL DUTY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / PROFESSIONAL ETHICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Качалова Л.П., Смирнов Д.Д.

На основе анализа имеющихся исследований проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в статье дается характеристика компонентов, составляющих сущность профессионально-этической культуры сотрудников ОВД

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL AND ETHICAL CULTURE OF THE INTERNAL AFFAIRS DEPARTMENT EMPLOYEES

On the basis of the analysis of the existing researches on the problem of the professional culture formation of the Internal Affairs Department employees the article provides the description of the components that form the essence of the professional and ethical culture of the Internal Affairs Department employees

Текст научной работы на тему «Содержательное наполнение компонентов профессионально-этической культуры сотрудников ОВД»

как профессионале. Данное понятие содержит такие признаки, как совокупность знаний субъекта об аспектах, отражающих социально-экономическую, производственно-техническую, производственно-педагогическую и социально-психологическую стороны профессии. Образ профессии выполняет следующие функции: смыслообразующую, стратегическую, прогностическую, контрольно-корректирующую, регуляторную. Структура данного образования включает в себя разнообразные компоненты, такие как когнитивный, эмоциональный, творческий, личностный, социальный и др. Многообразие компонентного состава дает возможность раскрыть сущность понятия «образ профессии».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

2. Тимченко И. Н. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1997. 144 с.

3. Ильина С. П. Становление образа современного

педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 161 с.

4. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. 224 с.

5. Курбет Н. Н. Акмеологические условия и факторы развития образа профессии у студентов политехнического колледжа: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 24 с.

6. Платаш Е. Ф. Организационно-педагогические условия формирования образа будущей профессии у студентов специальностей экономического профиля: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2011. 189 с.

7. Рыбникова М. Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2008. 26 с.

8. Сосновская А. М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб.: Роза мира, 2005. 206 с.

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОВД

THE CONTENT OF THE COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL AND ETHICAL CULTURE OF THE INTERNAL AFFAIRS DEPARTMENT EMPLOYEES

Л. П. Качалова, Д. Д. Смирнов

На основе анализа имеющихся исследований проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в статье дается характеристика компонентов, составляющих сущность профессионально-этической культуры сотрудников ОВД.

Ключевые слова: профессиональная культура, про-фес сионально-этическая культура, про фес сио наль-но-нравственный долг, профессиональная этика.

L. P. Kachalova, D. D. Smirnov

On the basis of the analysis of the existing researches on the problem of the professional culture formation of the Internal Affairs Department employees the article provides the description of the components that form the essence of the professional and ethical culture of the Internal Affairs Department employees.

Keywords: professional culture, professional and ethical culture, professional and moral duty, professional ethics.

В период реформирования Российских органов внутренних дел одной из главных целей, наряду с предоставлением сотрудникам органов внутренних дел правовой, моральной санкции, является формирование высокой ответственности за строгое соблюдение законности, границ допустимости действий, сущность которых выражается в соблюдении нравственных требований к поведению. Чтобы успешно выполнять свой служебный и гражданский долг, современный со-

трудник органов внутренних дел должен быть широко образованным, высококультурным человеком, обладающим высокими профессиональными знаниями, профессиональной этикой.

Отсюда возникает острая необходимость повышения уровня профессионализма, профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел как возможности проявления личностных качеств во всем многообразии связей и взаимодействий.

Значительный вклад в развитие теории и практики воспитания сотрудников правоохранительных органов внесли Б. Г. Ананьев, В. Г. Андросюк, С. И. Архангельский,

A. В. Барабанщиков, С. Е. Большакова, В. И. Вдовюк, Д. А. Волкогонов, О. Д. Вьюшин, А. М. Герасимов, А. П. Гла-дилин, Г. И. Гопанчук, В. П. Давыдов, В. В. Домбровский,

B. Ф. Ильин, Э. Н. Коротков, В. Я. Кикоть, О. М. Латышев, В. И. Лебедев, М. В. Рябова, В. Я. Слепов, А. В. Щеглов, В. А. Якунин и др. Вопросы формирования нравственно-волевых, профессиональных качеств личности раскрыты в трудах Л. Г. Алешиной, Ю. К. Бабанского, Л. С. Выготского, М. М. Ибрагимова, А. М. Столяренко и др. В научных исследованиях А. А. Гусейнова, В. М. Кукушина, С. И. Ярковой рассматривается модель специалиста - сотрудника органов внутренних дел. Формированию правовой, профессиональной, этической культуры посвящены исследования Г. И. Андреева, П. А. Афиногенова, В. Н. Паршина, Н. М. Тапчанян, М. Г. Нестеровой, А. А. Сафонова, М. С. Михайлова, М. Н. Киреева и др.

Несмотря на наличие обширного научного и эмпирического материала в этой области, проблема формирования профессионально-этической культуры сотрудников ОВД в новых социально-экономических и культурных условиях развития общества остается недостаточно исследованной.

Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел - это наука о применении общих норм, принципов морали в их деятельности и повседневном поведении. Она включает высокую степень овладения профессией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, образованности и воспитанности.

Профессиональная культура сотрудников ОВД включает в себя правовую и этическую культуру, представления о социальной значимости конкретного вида труда, представление о профессиональном идеале, путях и средствах его достижения, развитое чувство профессиональной гордости, профессиональной чести и ответственности.

Единство морали и культуры выражается в профессиональной этике. Общая культура и профессиональная культура личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Как указывает Г. И. Андреев, главная особенность профессионально-этической культуры сотрудников ОВД, служащих МВД заключается в ее нормативном характере, то есть все требования к их моральному облику и правилам поведения при выполнении служебных обязанностей закреплены в различных нормативно-правовых аспектах и являются обязательными для соблюдения [1, с. 25].

Исследователями выделяются признаки профессионально-этической культуры сотрудников ОВД: интеллигентность; развитый интеллект; устойчивая правоохранительная направленность интересов и потребностей; гармония умственного, нравственного и физического развития; гуманизм; общительность; дисциплинированность; ответственность, развитый долг; такт, кругозор, способность к творчеству; мастерство общения.

Сотрудник ОВД своей деятельностью утверждает культуру взаимоотношений между людьми, является творцом культурных ценностей, и чем выше его культура,

тем больше успехов он достигает в своей деятельности, тем больше требований предъявляет себе [2].

В структуре профессиональной этики, профессионально-этической культуры значение придается личностным проявлениям сотрудника ОВД, и в первую очередь профессиональному сознанию, которое включает морально-политические качества, убеждения, чувства, что в совокупности предстает как профессиональная позиция. В связи с этим уместно говорить о профессионально-нравственных взглядах, профессионально-нравственных убеждениях и профессионально-нравственных чувствах [3].

Важным качеством личности сотрудника ОВД в исследованиях показана правовая сознательность. Под правовой сознательностью трактуется отношение (на основе совокупности взглядов и представлений о правовых явлениях, убежденности в необходимости существующего права, законности и правопорядка) к правовому идеалу, проявляющееся в правоприменительной и правотворческой деятельности в общественной жизни.

Правовая сознательность, реализующаяся в деятельности сотрудников ОВД, является индикатором правомерности тех или иных государственных актов. Правовая сознательность выступает существенным фактором эффективности деятельности сотрудника ОВД, что определяет и профессиональную пригодность, и мотивацию. Нравственная сознательность в данном аспекте определяется как сознательное и убежденное отношение личности сотрудника ОВД к нравственному идеалу, формирующемуся на основе профессиональных представлений, взглядов, принципов, норм, правил служебного этикета, требующих сочетания личных коллективных и общественных интересов [1, с. 25].

Важным компонентом профессионально-этической культуры сотрудника ОВД считается профессиональный долг, являющийся главным проводником нравственного долга. Профессионально-нравственный долг сотрудников ОВД (борьба с преступностью, охрана общественного порядка) обусловливает специфику, особенности профессиональной морали сотрудников ОВД.

Важной особенностью профессиональной морали сотрудника ОВД является то, что ее нравственные требования тесно связаны с конкретными профессиональными задачами и направлены на их решение. Для выполнения профессионального долга сотруднику ОВД требуется обладать высокими нравственными качествами, и первостепенное значение среди них отводится тем, которые зафиксированы в присяге сотрудника ОВД: мужество, честность, дисциплинированность, бдительность [4].

Как подчеркивает Г. И. Андреев, некоторые из нравственных требований морали зафиксированы в специальных приказах и уставах МВД и тем самым приобретают не только нравственную, но и юридическую силу воздействия. Сотрудник, нарушающий эти требования, подвергается не только нравственному осуждению, но и дисциплинарному наказанию. Кроме того, деятельность сотрудника ОВД отличается сложностью конфликтных ситуаций, порождающих профессионально-нравственные пробле-

мы. Это проблема гуманизма и насилия. Насилие, которое приходится применять, является вынужденным, это ответное насилие, защищающее личность; но насилие это ограничено моралью и законом; но это и зло, и потому остается проблема грани в использовании насильственных средств [1, с. 41].

К данной проблеме присоединяется и проблема нравственной деформации личности сотрудника ОВД, которая объяснятся следующими факторами:

а) отрицательное влияние преступников на нравственное сознание сотрудника;

б) соблазн воспользоваться властью;

в) несовершенство законодательства;

г) неверные методы оценки деятельности сотрудников ОВД.

Тогда появляются элементы корпоративной морали [5].

Все названные составляющие тесно связаны с профессионально-нравственными отношениями, обозначаемыми категориями «профессиональный долг», «профессиональная мораль», «профессиональная ответственность», «профессиональная этика» и др., которые находятся в реальной зависимости между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые имеют значение для общества.

Многомерный анализ имеющихся научных изысканий показывает, что в целом к профессионально-этическим качествам сотрудников ОВД относятся: требовательность к себе; принципиальность; правдивость; беспристрастность; высокая организованность; дисциплинированность; исполнительность; инициативность; честь и достоинство; тактичность; патриотизм; мужество и бескорыстие; благородство и самопожертвование; чуткость; верность долгу.

Итак, под профессионально-этической культурой будем понимать характеристику личности с точки зрения ее целостного нравственного развития, единства сознания и поведения, совокупность нравственных качеств, присущих сотрудникам ОВД.

Исходя из позиций, представленных выше, мы выделяем следующие компоненты профессионально-этической культуры сотрудников ОВД.

1. Профессионально-личностный компонент включает:

а) культуру нравственного сознания (знания о сущности, содержании и структуре морали, ее происхождения и закономерностях развития ее социальной роли);

б) моральные чувства, эмоции, симпатии и антипатии;

в) представления о нравственном и безнравственном;

г) моральные ценности, принципы и нормы;

д) нравственно-психологическую и социальную устойчивость;

е) осознание социальной роли своей профессии;

ж) профессионально-этические качества (долг и ответственность, честность и правдивость, достоинство, мужество, терпимость, самообладание, готовность к самопожертвованию;

з) профессионально-этическую позицию в повседневной служебной деятельности.

2. Нормативно-деятельностный компонент включает:

а) культуру нравственных отношений и культуру нравственного поведения;

б) нравственное отношение к своей деятельности;

в) нравственные отношений между сотрудниками как субъектами этой деятельности;

г) нравственные отношения в социуме;

д) моральную ответственность за последствия своих действий.

3. Этико-коммуникативный компонент включает:

а) культуру общения (стиль, манеру общения, чувство такта, основные правила ведения речи);

б) коммуникативно-этические установки (способность к эмпатии, ориентация на признание положительных качеств другого);

в) коммуникативные умения; владение нормативной речью.

4. Рефлексивно-позиционный компонент включает:

а) осознание потребности изменить себя, усовершенствовать свои личные качества;

б) самоанализ, самооценку;

в) направленность на самоизменение и самосовершенствование;

г) культуру умственного труда, позволяющие реализовать свои творческие потенциалы;

д) углубленную оценку себя при сопоставлении с образами идеального сотрудника ОВД.

Основанием для выделения указанных компонентов является анализ научных исследований (В. М. Кукушкин, О. С. Олейников, П. Г. Пивоваров, А. В. Щеглов и др.) [6-7], в которых мы выделяем в контексте нашего исследования ряд позиций:

1) понимание профессиональной культуры сотрудников ОВД, которая определяет сущностные характеристики правовой и этической культуры, спецификой которых является то, что сотрудник ОВД имеет дело с людьми, защищает их права, законности, правопорядок, оказывает воздействие на них, опираясь на имеющиеся законы, мораль, этические нормы общества;

2) этическая культура как составляющая профессиональной культуры сотрудника ОВД определяется совокупностью культуры мышления, общения, поведения и внешнего вида, духовно-нравственной культуры. В этом требуется высокое развитие способности к научной обработке социальных явлений, рефлексия, интуиция, информационная компетентность;

3) личностные проявления сотрудников ОВД, такие как убеждения, чувства, социально-обусловленные свойства и качества личности сотрудника ОВД определяют цельность и устойчивость профессиональной позиции, готовность к действиям, эмоциональное отношение к тем или иным сторонам деятельности, сознательные волевые усилия, отражают особые моменты профессиональных отношений, индивидуальное сознание, профессионально-этические представления.

Таким образом, в целостном восприятии профессионально-этической культуры сотрудников ОВД четко обозначаются качества, к которым относятся: требовательность к себе, принципиальность, правдивость, беспристрастность, организованность, исполнительность, честь и достоинство, мужество. Анализ научной литературы позволил нам выделить ведущие компоненты профессионально-этической культуры сотрудников ОВД, которые вбирают перечисленные качества и формулируются как профессионально-личностный, нормативно-дея-тельностный, этико-коммуникативный и рефлексивно-пози цион ный.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев Г. И. Формирование профессионально-этической культуры курсантов образовательных учреждений образовательных учрежде-

ний МВД РФ: дис. канд. ... пед. наук. Чебоксары, 2002. 250 с.

2. Тассовой В. А. Развитие профессионально-личностных качеств сотрудников ОВД. М., 1993. 87 с.

3. Куличенко В. В. Основы профессиональной морали сотрудников ОВД. Киев, 1986. 210 с.

4. Роша А. Н. Стимулирование служебной деятельности работника милиции. М.: Академия МВД СССР, 1971. 87 с.

5. Слепов В. А. Морально-политическая и психологическая будущих офицеров: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1973. 41 с.

6. Кукушкин В. М. Профессиональная этика, этикет и такт работника ОВД. М., 1991.

7. Олейников В. С. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудника органов внутренних дел России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1993. 34 с.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

ON SOME ISSUES ASSOCIATED WITH THE APPLICATION IN MODERN CONDITIONS OF STAFF MOTIVATION

Минцзин Ду

В статье рассматриваются основные положения '

теории потребностей. Основное внимание уделя- '

ется иерархии потребностей А. Маслоу и разрабо- <

танной им концепции «просвещенной управленче- i ской политики», которой в российской литературе

уделяется мало внимания. Раскрыты некоторые \

другие подходы к определению видов потребностей. \

Отмечается роль теории потребностей в разра- i ботке технологий мотивации персонала.

OF THE THEORY OF NEEDS

Mingin Du

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This paper provides an outline of the theory of needs. The focus is made on the hierarchy of needs worked out by Maslow and his concept of „enlightened management policy" which has received little attention in Russian literature. Some other approaches to the definition of types of needs are revealed. The role of the theory in the development of technology needs motivation is noted.

Ключевые слова: потребность, мотивация, трудовая деятельность, индивидуальные различия, самоактуализация.

Keywords: need, motivation, work, individual differences, self-actualization.

В литературе по управлению персоналом общепризнанной является точка зрения, согласно которой любая трудовая деятельность обусловлена удовлетворением потребностей человека. Проблемы потребностей исследуют психологи, социологи, экономисты, философы, представители других отраслей знания. Есть основание считать, что давно сложилась междисциплинарная теория потребностей, в рамках разработки которой ведутся дискуссии, высказываются различные, иногда противоположные точки зрения, ищутся пути и средства

повышения эффективности стимулирующего воздействия процесса удовлетворения потребностей на мотивацию индивида.

Наиболее распространенным является определение потребности как состояния субъекта (индивидуума, социальной группы, организации), которое отражает необходимость в каких-то предметах, условиях или действиях, обеспечивающих жизнедеятельность человека. В современных условиях круг потребностей постоянно изменяется и расширяется. Развитие средств информации, сферы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.