Проблема формирования толерантности у будущих специалистов по социальной работе
индивидуальных коммуникативных возможностей будущего психолога коммуникативным условиям профессиональной деятельности; психологической удовлетворенностью процессом делового общения, его результатами и системой межличностных отношений, складывающихся в нем; эффективностью индивидуальных коммуникативных действий в решении профессиональных задач; стремлением будущего психолога систематически участвовать в профессиональных коммуникациях.
В случае неадекватности избранной модели коммуникативного поведения индивидуальным особенностям студента в коммуникативной сфере, происходит возврат к первому этапу.
Формирование индивидуального стиля коммуникативной деятельности понимается нами как развивающийся, усложняющийся процесс. Успешное прохождение всех четырех этапов приводит к качественным изменениям в стиле коммуникативного поведения психолога. Затем развитие проходит через все этапы, но уже на новом, более сложном витке педагогической реальности.
Одним из важнейших условий формирования у студентов индивидуального стиля общения
является, на наш взгляд, стимулирование самосовершенствования будущих психологов в коммуникативной сфере, которое понимается нами как организация мотивообразующих условий деятельности, направленная на включение личности в процесс коммуникативного самосовершенствования. Данное условие реализуется благодаря использованию таких педагогических средств как применение методики индивидуальной проблематизации, поступательное увеличение пространства рефлексии, использование активных методов социально - психологического обучения (тренингов, игр, дискуссий).
В заключение отметим, что в системе вузовской подготовки окончательное формирование индивидуального стиля коммуникативной деятельности невозможно, поскольку это процесс длительный и происходит по мере накопления психологом индивидуального коммуникативного опыта. Однако коммуникативную подготовку психологов в системе высшего образования мы рассматриваем как базовый этап становления индивидуального стиля коммуникативной деятельности психолога-профессионала.
О.Б. Скрябина
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Проблему толерантности сегодня можно назвать одной из наиболее популярных в науке. Она рассматривается как в социальном, психологическом, педагогическом, так и в политическом аспектах. В научном сознании наметился сдвиг в понимании этого явления. Первоначально толерантность воспринимали как терпимое отношение к человеку или явлению, то есть как пассивное, часто индифферентное признание того факта, что кто-то другой, непонятный, неприемлемый находится рядом и с его существованием необходимо смириться. Но, фундаментальные и прикладные междисциплинарные исследования последних лет доказали несостоятельность подобного подхода. Они позволили выявить истинную сущность толерантности как социального явления. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает
взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Поэтому толерантность называют важным компонентом жизненной позиции сформировавшейся, зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям, интересам и ценностям других.
В науке разрабатываются несколько стратегических направлений «выращивание» толерантных качеств личности:
- когнитивное (понимание необходимости толерантных действий через изучение многовариантных проявлений интолерантности и насилия);
- мотивационное (формирование толерантных установок и готовности к терпимому восприятию других людей);
- коммуникативное (научение совокупности
©ОБ. Скрябина, 2007
83
Формирование социально-значимых качеств личности
коммун умений и навыков осуществления толерантной коммуникации, подкрепленное эмоциональным регулированием процесса) и др.
На практике эти подходы часто смешиваются, но, несомненно, один из них является ведущим.
В профессиональной подготовке студентов специальности «Социальная работа» формирование толерантности имеет немаловажное значение. Профессиональная деятельности специалиста уже ориентирована на толерантное отношение к клиенту, попавшему в трудную жизненную ситуацию, поэтому толерантность, в данном случае, можно воспринимать как профессионально значимое качество личности специалиста по социальной работе.
Становление толерантности у будущих специалистов по социальной работе может осуществляться двумя взаимосвязанными путями: когнитивным и инструментальным. Когнитивный предполагает усовение информации о: глобальных проблемах выживания цивилизации,
бесперспективности войн и деструктивных конфликтов; имеющемся опыте толерантного взаимодействия народов, религий, конкретных исторических деятелей и современников; результативность толерантного взаимодействия для субъекта в достижении его жизненных планов; уровне развитости собственной способности к толерантному поведению и его соотношением с уровнем развития способности у сверстников и старших из ближайшего окружения; возможностях и путях развития собственной толерантности.
Инструментальный связан с актуализацией некоторых способностей и формированием группы умений: умения безусловно принимать
индивидуальность другого, не стараясь переделать, перевоспитать партнера; отсутствие агрессивности, консерватизма и категоричности в суждениях и оценках людей; умение приспосабливаться к характерам, привычкам, физическим и психическим особенностям партнера; умение находить общий язык с разными людьми (отсутствие речевого шаблона); способность к эмпатии; способность к самоанализу, рефлексии собственной деятельности, самопознанию и самовоспитанию; умение организовывать конструктивную коммуникацию-диалог;
конгруэнтность вербальной и невербальной речи; способность оставаться самим собой во взаимодействии с людьми.
На основании этого содержания были
разработаны программы спецкурса «Развитие толерантности у специалиста по социальной работе» и спецсеминара «Основы толерантной коммуникации в социальной сфере» для студентов 4 и 5 курсов специальности «Социальная работа» КГУ им. Н.А. Некрасова. При разработке спецкурса мы исходили из основных идей коммуникативного подхода, используя в качестве тактических когнитивное и мотивационное направления.
Содержание спецкурса рассчитано на углубление и расширение знаний, практических умений и навыков студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», а также на завершения формирования у них мативационно-ценностного отношения и выбранной профессии. Спецкурс опирается и конкретизирует широкий круг ранее изученного материала в блоке дисциплин общепрофессионального цикла. Он призван не только теоретически обогатить студентов, но и усовершенствовать их профессиональные умения и навыки.
Объем спецкурса рассчитан на 32 часа учебного времени. Учитывая его комплексный характер, предлагается вести синтетические теоретикоприкладные занятия (по сути сочетающие в элементы лекционных и практических). В процессе изучения содержания спецкурса студенты могут использовать нормативно-правовые документы, монографические и периодические издания, справочные материалы.
Изучение спецкурса завершается экзаменом, программа которого предусматривает проверку не только усвоенных знаний, но и сформированность практических умений и навыков по организации специалистом по социальной работе толерантной коммуникации с клиентом. Экзамен может быть организован в двух формах: традиционной (вопрос-ответ) и креативной (разработка и защита программы развития толерантности у одной из категорий клиентов специалистов по социальной работе). Выбор студентом той или иной формы экзамена уже показывает степень усвояемости материала и степень готовности проявить толерантные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности.
Таким образом, о сформированности толерантности у будущих специалистов по социальной работе мы предлагаем судить по конативному критерию, то есть по анализу непосредственного активного участия студента во взаимодействии с клиентов в период профессиональной практики.
84
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13
Проблемы инновационных преобразовании в учебном процессе медицинского ВУЗа
Е.В. Глушевская ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Российская высшая медицинская школа сегодня находится в состоянии модернизации, способствуя опережающему развитию здравоохранения и образования - важнейших факторов совершенствования всей экономической и социальной жизни нашего общества, готовя медицинские и фармацевтические кадры к работе в новых условиях. Стратегическая программа работы вуза решает задачи радикального повышения качества здравоохранения через улучшение медицинского образования, значительного усиления теоретической и практической подготовки специалистов. Выпускники Высшей медицинской школы должны владеть современными методами и технологиями диагностики и лечения организма человека как единого целого, быть заинтересованными в результатах своего труда. Одной из главных задач при этом является воспитание у медицинских и фармацевтических работников высоких нравственных и гражданских качеств. Все это требует перехода к новому инновационному типу образования, который предполагает:
- междисциплинарный характер организации содержания обучения;
- формирование культуры системного мышления студентов;
- направление содержания и методов обучения на способность создания его принципиально новых технологий.
Критерием работы высшей школы является качество подготовки специалистов, что предполагает глубокий профессионализм и высокую нравственность выпускников вуза.
Решение этой задачи в настоящее время достаточно затруднительно, так как до сих пор существует разрыв между учебными заведениями и учреждениями науки, а так же практического здравоохранения. Существует также определенный разрыв между обучением и воспитанием, искусственно созданный при изъятии из вузов воспитательной функции, официально восстановленной только недавно.
В связи с особенностями современного этапа
российской действительности значительно усложняются и расширяются профессиональные функции провизора и врача в обществе. Это определяется как количественными, так и качественными показателями.
Количественный свидетельствует о массовости профессии, так как на территории Российской Федерации трудятся почти семьсот тысяч врачей.
Качественный показатель - усиление и углубление социальной роли врачебной интеллигенции. Здравоохранение XX в. основывалось на болезнецентрической концепции, с ее парадигмой больной-врач. В XXI в. идет переход к здравоцентрической концепции, где ведущей парадигмой является: гражданин - врач - здоровое общество.
Сегодня профессиональные функции врача и провизора можно было бы условно разделить на три группы:
1) лечебно-профилактические;
2) психолого-просветительские;
3) социально-организаторские.
С учетом выполняемых функций будущего специалиста, ставится задача «гуманитаризации медицинского и фармацевтического образования; возрождения и развития прогрессивных традиций образования, культуры и образа жизни врачебной интеллигенции; воспроизводства общечеловеческих ценностей, духовности, милосердия и высокой нравственности». В основе гуманитаризации медицинского и фармацевтического образования должна быть заложена модель гуманистической профессии провизора, врача, имеющая следующие составляющие:
- профессиональные знания, умения, навыки в области диагностики, профилактики и лечения заболеваний;
- клиническое мышление как особый тип профессионального логического системного мышления, являющегося основным ориентиром в
©Е.В. Глушевская, 2007
85