жайшего окружения; возможностях и путях развития собственной толерантности.
Инструментальный связан с актуализацией некоторых способностей и формированием группы умений: умения безусловно принимать индивидуальность другого, не стараясь переделать, перевоспитать партнера; отсутствие агрессивности, консерватизма и категоричности в суждениях и оценках людей; умение приспосабливаться к характерам, привычкам, физическим и психическим особенностям партнера; умение находить общий язык с разными людьми (отсутствие речевого шаблона); способность к эмпатии; способность с самоанализу, рефлексии собственной деятельности, самопознанию и самовоспитанию; умение организовывать конструктивную коммуникацию-диалог; конгруэнтность вербальной и невербальной речи; способность оставаться самим собой во взаимодействии с людьми.
На основании этого подхода были разработаны программы спецкурса «Развитие толерантности у специалиста по социальной работе» и спецсеминара «Основы толерантной коммуникации в социальной сфере» для студентов 4 и 5 курсов специальности «Социальная работа» КГУ им. Н.А. Некрасова. При разработке спецкурса
мы исходили из основных идей коммуникативного подхода, используя в качестве тактических когнитивное и мотивационное направления. В процессе изучения спецкурса и участия в спецсеминаре студенты проживали многочисленные ситуации толерантного и интолерантного взаимодействия как в жизненных, так и в профессионально значимых условиях. Затем коллективно анализировали когнитивные, мотивационные, ко-нативные и коммуникативные аспекты проявления толерантности, формировали свою толерантную позицию. На завершающих занятиях студентам предлагалось самим составить правила поведения толерантного человека.
Таким образом, становление толерантной позиции студентов социально ориентированных специальностей в воспитательной среде вуза должно осуществляться на протяжении всего периода обучения. Важно обращать внимание на включение их в разноплановую социально ориентированную деятельность в составе различных групп (отличающихся как по возрастному, так и по национальному, религиозному, культурному, интеллектуальному критериям). Кроме этого важное значение имеет научно-исследовательская и учебная деятельность студентов.
УДК 37.018
Зауторова Эльвира Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент Некоммерческий благотворительный фонд социальной реабилитации «Доверие», г. Вологда
elvira-song@mail. т
УРОКИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Автор говорит о необходимости приобщения осужденных к духовно-нравственным ценностям, изменении их внутренних установок, развитии нравственных чувств, выборе дальнейшего пути на свободе. Рассматривается опыт деятельности некоммерческого благотворительного фонда социальной реабилитации «Доверие» г. Вологды.
Ключевые слова: православное воспитание, осужденные.
Сегодня в России сложилась кризисная криминальная ситуация, за совершением каждого преступления стоит конкретная личность. Попадая в исправительное учреждение, осужденный оказывается в особой среде, которая во многом определяет его дальнейшую жизнь. В рамках гуманизации и демократизации исправительного процесса особое внимание уделяется вопросам духовного и нравственного воспитания правонарушителей, развитию и формированию их социальной активнос-
ти. Большую помощь в работе с осужденными и становлению их на путь исправления оказывает православное воспитание.
До недавнего времени осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не имели права на отправление религиозных обрядов. После 1917 года Русская Православная Церковь подверглась жестокому террору со стороны властей и о деятельности тюремных священников в России надолго забыли. Тюремные храмы, имевшиеся во всех местах заключения, были превращены
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Зауторова Э.В., 2012
в больницы, камеры, помещения для пыток и массовых расстрелов. В период обновления российской государственности, восстановления принципов свободы совести и вероисповедания произошла существенная переориентация взглядов на религию с признанием ее высокого потенциала духовнонравственного воздействия на осужденного. Сегодня осуществляется тесное сотрудничество между Русской Православной Церковью и пенитенциарной системой, совместно проводятся различные воспитательные мероприятия по приобщению осужденных к религиозным ценностям.
В Вологодской области находится 13 исправительных учреждений, в двух из них содержатся осужденные женского пола. Это особая категория осужденных, отличающаяся повышенной эмоциональностью, неразвитостью таких важных нравственных качеств, как ответственность перед собой, своими близкими, непониманием роли матери, жены, дочери, нежеланием вести трудовой образ жизни, отсутствием осмысленности жизненных явлений, умений предвидеть результаты своих поступков и т.д. При этом осужденным женщинам в меньшей мере присущи асоциальные установки, у них отсутствуют устойчивые преступные убеждения, они чаще испытывают чувство вины, беспокойство за свое будущее и больше нуждаются в педагогическом сопровождении и психологической поддержке. Поэтому при правильной организации воспитательной работы можно достичь положительных результатов, что требует к данной категории осужденных пристального внимания со стороны сотрудников уголовно-исполнительной системы.
С 2007 года Некоммерческий благотворительный фонд социальной реабилитации «Доверие» г. Вологды оказывает социально-психологическую, материальную и иную помощь лицам, ведущим асоциальный образ жизни, осужденным различных категорий, отбывающим лишение свободы, а так же бывшим осужденным, нуждающимся в социальной поддержке. Так, в рамках проекта «Мама, я тебя жду!», который осуществляется при финансировании Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского проводится работа по развитию и формированию материнских чувст осужденных женщин через приобщение лишенных свободы к традиционным ценностям Православия.
Основной формой проведения в исправительном учреждении воспитательной работы в дан-
ном направлении являются уроки православной культуры. Мероприятия направлены на решение общественно значимых задач, обращение осужденных к истинному женскому началу - рождение и воспитание детей. В ходе осуществления проекта необходимо показать женщинам, особенно тем, кто имеет несовершеннолетних детей, что ключи к решению всех семейных проблем находятся в их собственных руках.
Уроки знакомят осужденных женщин с памятниками мировой духовной культуры, приобщают их к духовным ценностям. Так, успешно прошли такие занятия, как «Я - мать, жена и дочь», «Семейные правила», заочная экскурсия «По святым местам», просмотр и обсуждение фильма «Умягчение злых сердец», беседа «Любовь и семья», «О церковном воспитании» и др. В ходе этих встреч участники задаются вопросами о смысле своего предназначения на земле, свободе, жизни и смерти, несовершенстве окружающего мира, своих поступках и поведении. Наряду с новыми знаниями у осужденных женщин развиваются нравственные чувства, вырабатывается эстетический вкус, они находят ответы на многие жизненно важные вопросы.
Главным мероприятием станет акция «Подарок на Рождество»: женщины подписывают своим детям новогодние открытки, при этом находят добрые и ласковые слова, а организаторы данного мероприятия дарят подарок детям от имени мамы. Для некоторых женщин это будет сложный шаг, так как у многих из них потеряны социальные связи, отсутствуют теплые и близкие отношения со своими детьми. Детям в свою очередь тоже будет непросто, многие из них никогда не получали от своей мамы ни подарков, ни внимания, ни заботы. Данная акция поможет им соединиться, почувствовать любовь друг к другу, даст толчок к дальнейшему общению, объединению мамы и ребенка.
При организации данной работы в исправительных учреждениях привлечены силы церковных служителей, они проводят индивидуальную и групповую работу с осужденными по духовно-нравственному воспитанию, совершают различные церковные обряды, а также активное участие принимают волонтеры - главные помощники сотрудников пенитенциарных учреждений.
Таким образом, проведение мероприятий, способствующих приобщению осужденных женщин к духовно-нравственным ценностям важно при изменении их внутренних установок, разви-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
165
тии нравственных чувств, выборе дальнейшего пути на свободе. Для этого необходимо объединение всех заинтересованных лиц, государствен-
ных учреждений и некоммерческих организаций в деле исправления осужденных, находящихся в местах лишения свободы.
УДК 37.02
Меньшиков Владимир Михайлович
доктор педагогических наук, профессор Курский государственный университет kurskgu@kursk-uni. т
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор размышляет о человеческом благополучии, выводы получаются одни и те же: за материальным началом лежит более глубокое, фундаментальное, определяющее — духовно-нравственное начало. Определяет его оптимальное содержание, а также его организация в системе современного российского профессионального образования.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, образование, культура.
Поиск путей совершенствования современного педагогического образования естественно требует анализа всего пространства его функционирования. В этой связи важнейшей задачей изучения проблемы профессионального образования учителя становится задача исследования духовно-нравственного аспекта его профессиональной подготовки, которая, в свою очередь, уходит в проблему организации духовно-нравственного воспитания в целом.
Сегодня много говорят и пишут о духовнонравственном воспитании. Есть его сторонники, есть и противники. При этом и среди сторонников нет единого мнения о его задачах и содержании, его методике и организации.
Словом, проблема совершенно открытая. И чтобы решить ее, вернее даже, чтобы приступить к решению ее, мы должны ответить на вопрос: а нужно ли вообще, и если нужно, то зачем, духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования?
Как и любую задачу, имеющую более чем два действия, решить ее можно разными способами и в разной системе координат.
Попробуем решить через поиск ответа на вопрос: а достаточно ли для благополучия человека физического здоровья, хорошего образования и профессиональной подготовки?
Ответ более чем очевиден - нет! Любой человек без труда расскажет о случаях, когда физически больной человек содержит не только себя своим трудом, но и других. В то же время любой че-
ловек без труда приведет примеры, когда здоровый человек, профессионал, но впавший в тот или иной грех, тот же алкоголизм, не может ни то что других, а самого себя содержать своим трудом.
Отсюда следует тот простой ответ, что для благополучия человека недостаточно только физического здоровья, прекрасного образования и профессиональной подготовки, но нужно еще что-то. Это что-то и именуется духовно-нравственным здоровьем.
Следовательно, игнорировать этот фактор нельзя. Хотя бы теоретически. Иное дело практически. Погиб человек от какого-нибудь свиного гриппа где-нибудь в южном штате Мексики, и весь мир на ушах стоит. Гибнут миллионы людей от наркотиков - и никто на это даже внимания не обращает. Парадокс. Но почему-то смерть одного человека от какого-нибудь свиного гриппа - это трагедия (может, потому, что на этом многим удается руки погреть?), а гибель миллионов - это статистика (может, опять же потому, что это кому-то выгодно?).
Рассмотрим же эту же проблему на уровне общества. Сегодня в качестве приоритетной национальной идеи и фактически в качестве национальной идеи объявлена задача создания инновационной экономики. Допустим, эта задача будет решена, то есть через 5 лет Китай поставит России такие лампочки, которые будут экономить половину ее электроэнергии. Следовательно, вторую половину продадут за рубеж. И можно с точностью до копейки сказать, куда будут потрачены вырученные деньги: значительная часть из них пойдет на
166
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Меньшиков В.М., 2012