Научная статья на тему 'Нравственно-эстетическое воспитание личности на основе идей А. С. Макаренко в исправительных учрежденияхвологодской области'

Нравственно-эстетическое воспитание личности на основе идей А. С. Макаренко в исправительных учрежденияхвологодской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
998
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А.С. МАКАРЕНКО / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Э. В.

В статье рассматриваются идеи русского педагога А.С. Макаренко в сфере нравственно-эстетического воспитания личности правонарушителя, реализация которых в деятельности исправительных учреждений Вологодской области способствует нравственному изменению личности, развитию ее творческого начала, ответственности, поиску смысла жизни, что оказывает положительное влияние на процесс исправления осужденного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зауторова Э. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственно-эстетическое воспитание личности на основе идей А. С. Макаренко в исправительных учрежденияхвологодской области»

Нравственно-эстетическое воспитание личности на основе идей А.С. Макаренко в исправительных учреждениях Вологодской области

Э.В. ЗАУТОРОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

В статье рассматриваются идеи русского педагога А.С. Макаренко в сфере нравственно-эстетического воспитания личности правонарушителя, реализация которых в деятельности исправительных учреждений Вологодской области способствует нравственному изменению личности, развитию ее творческого начала, ответственности, поиску смысла жизни, что оказывает положительное влияние на процесс исправления осужденного.

Ключевые слова: педагогические идеи А.С. Макаренко; нравственно-эстетическое воспитание осужденных; деятельность исправительных учреждений Вологодской области.

Moral-aesthetic education of personality on the basis of A.S. Makarenko ideas in correctional institutions of the Vologda region

E.V. ZAUTOROVA - Professor of the Chair for Legal Psychology and Pedagogics, the Vologda Institute of Law and Economics of the Penal Service of Russia, Doctor in Pedagogics, Professor, Corresponding Member of the International Academy of Science Teacher Education

This article is devoted to the ideas of the Russian teacher A.S. Makarenko about the moral-aesthetic education of the personality of the offender. The implementation of these ideas in the activity of correctional institutions of the Vologda region contributes to the moral change of personality, development of his creativity, responsibility, search for the meaning of life, which has a positive influence on the process of correction of the convicted person.

Key words: pedagogical ideas of A.S. Makarenko; moral-aesthetic education of the convicts; the activity of correctional institutions of the Vologda region.

Большое значение для совершенствования деятельности современных исправительных учреждений имеет педагогическое наследие А.С. Макаренко. Его опыт находит широкое применение в процессе исправления осужденных всех возрастных категорий, вне зависимости от степени их моральнопедагогической запущенности.

А.С. Макаренко был талантливым педагогом и организатором. Его отличали идейная направленность и целеустремленность, страстность и постоянное горение в работе, глубокая вера в личность и уважение к ней, требовательная любовь к людям.

Педагогическая система А.С. Макаренко сформировалась в 20-30-е гг. XX в., когда был взят курс на индустриализацию и коллективизацию, закладывался фундамент

социалистической экономики. В те годы проблема организации коллективов детей и подростков осознавалась как общегосударственная в связи с приведением всей системы воспитания и народного образования в соответствие с сущностью нового строя.

Вторая половина 40-х гг. и 50-е гг. отличались тем, что система исправительнотрудовых колоний работала по отдельным распоряжениям Совета Министров СССР и инструкциям МВД, но до конца продуманной исправительная политика государства еще не была. Деятельность исправительных учреждений была подчинена главным образом выполнению хозяйственных задач.

В апреле 1961 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению деятельности ис-

правительно-трудовых учреждений», что послужило толчком к реализации творческого подхода в сфере исправления и воспитания осужденных. В Вологодской области принимается решение о проведении эксперимента по использованию педагогического наследия А.С. Макаренко в работе с лицами, совершившими преступления. Инициатором этой деятельности стал Иван Прокопьевич Зайцев, прошедший путь от заместителя начальника колонии до заместителя начальника управления внутренних дел и посвятивший многие годы преподавательской деятельности.

Положительные результаты эксперимента получили название «Вологодский опыт», которому сегодня более полувека. В основу деятельности по исправлению осужденных были положены принципы добровольности и доверия, самодеятельности, производительного труда на благо общего хозяйства, особое значение придавалось воспитанию личности в коллективе и через коллектив.

Опыт работы исправительных учреждений Вологодской области был обсужден на коллегии МВД СССР, одобрен и предложен для распространения во всей уголовно-исполнительной системе страны. В 1973 г. был заключен договор о творческом сотрудничестве между УВД Вологодской области и Академией МВД СССР. Большой вклад в данную работу внесли ученые В.Ф. Клюкин,

В.Ф. Пирожков, М.П. Стурова и др.

Сегодня было бы неверно думать, будто макаренковские труды - это уже пройденный этап, история. Литературное и научно-педагогическое наследие А.С. Макаренко заслуживает постоянного изучения и творческого использования на практике. Он разработал стройную систему, методологической основой которой стала педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход предполагает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, задачами, средствами, методами, формами и результатами воспитания.

Ведущие положения педагогической системы А.С. Макаренко отражены в основополагающих началах уголовно-исполнительной политики. Идеи педагога успешно воплощаются в наши дни и не перестают быть устремленными в будущее. Это нашло свое проявление и в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. Так, одна из задач концепции предполагает изменение идеологии применения основных средств

исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагоги-ческой работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе, разработку форм проведения воспитательной работы1.

Педагог усматривал небывалые возможности в воспитательном воздействии искусства на личность. Важнейшей задачей он считал формирование чувства красоты, вкладывая в это понятие «не только воспитание чувства красоты неба, картины, одежды, а и красоту поступков, эстетику поступков». А.С. Макаренко подчеркивал, что стремление к красоте, крепко заложенное в каждом человеке, «есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре», так как «именно в культуре заключена истинно очеловечивающая все природные задатки и дарования человека сила»2. Эта генеральная идея нравственного воспитания человека через эстетическое остается и по сей день чрезвычайно актуальной.

Исходя из опыта исправления подростков и лиц молодежного возраста в колонии им. А.М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского педагог доказывал целесообразность большого числа художественных кружков. Так, в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского Макаренко организовал около двадцати художественных кружков и секций: духовой и джазовый оркестры, драматический, хореографический, литературный и др., считая приобщение к искусству, внесение художественного начала в сам процесс жизни воспитанников одним из необходимых условий воспитания и исправления личности.

Из всех художественных кружков А.С. Макаренко особо выделял хоровой коллектив, духовой оркестр, оркестр струнных инструментов, оперу-театр, то есть музыкальные виды деятельности. Его коммунарский оркестр был одним из лучших самодеятельных коллективов в Харькове и на Украине, колонисты исполняли произведения Бетховена, Шуберта, Листа, Мусоргского, Моцарта. Музыка, как и любое другое искусство, способствует всестороннему развитию личности, побуждает ее к нравственно-эстетическим переживаниям, преобразованию окружающего, активизирует мышление.

В работе художественно-творческих коллективов, как в фокусе, сконцентрированы идеи педагога. Во-первых, творческое объединение является образцом коллектива. Антон Семенович рассматривал это как целеустремленный комплекс личностей, обладающий органами коллектива. «А там, где есть организация коллектива, там есть

органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношения товарища к товарищу - это не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости»3.

Именно такие коллективы и сегодня пытаются создать сотрудники исправительных учреждений Вологодской области. Так, в женской исправительной колонии № 1 несколько лет осуществляет свою творческую деятельность театральный кружок, объединяющий осужденных разного возраста. В последние годы с большим успехом на колонийской сцене идут спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков, такие как «Мнимый больной» по комедии Мольера, «Много шума из ничего» по пьесе Шекспира, «Сивильский цирюльник» по комедии Бомарше, «Предложение» по мотивам пьесы А.П. Чехова и т.д. В рамках творческого коллектива решаются как общие, так и индивидуальные задачи. Это значит, что любой момент воспитательно-познавательного воздействия в театральной группе положительно сказывается на каждом ее участнике.

Такая форма творческой деятельности активно способствует самосовершенствованию личности осужденного и его исправлению, поскольку участники не только осознают необходимость поступать в соответствии с принятыми предписаниями и нормами, но и вырабатывают в себе такую привычку. Отсюда вытекает макаренковское требование строгого соблюдения дисциплины в коллективе.

Осужденный, получивший опыт коллективистских отношений, приобретает необходимые навыки совместного труда, положительные привычки в общественной и индивидуальной деятельности. Все это позволяет лицам, временно изолированным от общества, лучше осознать свою вину в совершенном преступлении, в более короткий срок адаптироваться после освобождения.

Поскольку первоначально А.С. Макаренко должен был «вправить души» правонарушителей, «сделать их вместимыми в жизни, то есть подлечить, наложить заплаты на их характеры»4, создание «мажорного» тона в группе считалось обязательным. Педагогу было важно, чтобы каждый воспитанник видел и ощущал не только сегодняшнюю, но и завтрашнюю радость: «Даже самый никчемный человечишка, если видит перед собой... пусть и самую скромную перспективу... начинает и себя раскладывать по определенным этапам, веселее смотрит вперед»5.

Таким образом, педагогические идеи

А.С. Макаренко, проводимые в жизнь посредством коллективно-групповых форм художественной и эстетической деятельности, помогают сотрудникам пенитенциарных учреждений и сегодня создавать атмосферу жизнерадостного, творческого, воспитывающего общения, которая способна превратить того самого «никчемного человечишку» в гражданина своей страны, высококвалифицированного специалиста и просто хорошего человека.

В своей работе Антон Семенович стремился к тому, чтобы его воспитанники любили и ценили искусство, внимательно следили за событиями культурной жизни. В коммуне часто проводились диспуты, обсуждения спектаклей и пьес. Актеры Харьковского театра русской драмы, взявшие шефство над коммуной, были там частыми гостями.

Различные мероприятия в рамках программы «В мире гармонии»6 по нравственно-эстетическому развитию осужденных организуются в вологодских исправительных учреждениях. Так, учителями учебно-консультационного пункта женской исправительной колонии № 2 была подготовлена беседа «Наши проблемы - наши перспективы». При чтении отрывков из книги А.Я. Бруштейн «Дорога уходит в даль» неоднократно судимые женщины пытались размышлять о проблемах смысла жизни, выстраивания правильных взаимоотношений с близкими людьми. После обсуждения в группах была поставлена задача записать десять качеств, за которые можно уважать человека, при этом следовало привести примеры людей, которые этими качествами обладают, из литературы, кино, жизни. В итоге появился список качеств, предложенных участницами воспитательного мероприятия, приемом мягкого ранжирования были отобраны пять самых главных среди них (честность, доброта, смелость, ответственность и сила воли).

Судя по отзывам, привлекли внимание осужденных женщин и такие этические диалоги, как «Этика отношений в коллективе», «Милосердие - это милость сердца» и др. Участие в подобных мероприятиях способствует формированию у воспитуемых умения видеть и принимать сердцем окружающую действительность, болеть душой за происходящее.

Искусство может активно способствовать организации жизни осужденных, пробуждать у них внутренние стимулы, расширять кругозор и давать определенные примеры для подражания. Благодаря своему содер-

жанию искусство превращается в эффективный метод педагогического воздействия, стимулирующий положительные и тормозящий отрицательные поступки осужденных.

Выдвинутые А.С. Макаренко идеи по нравственному, эстетическому воспитанию осужденных сохраняют свою актуальность и сегодня. Художественно-эстетические занятия помогают ликвидировать дефицит позитивного общения у правонарушителей, повышают общественную активность лиц, изолированных от общества, а четкая организация способствует их дисциплинированности.

Примером нравственно-эстетического развития осужденных с целью их исправления может служить опыт мужской колонии № 17 УФСИН России по Вологодской области, где традиционно проходят различные творческие вечера, подготовленные в отрядах. Данные мероприятия выявляют способности и интересы осужденных. Каждое отдельно взятое событие представляет собой красочное представление, будь то концерт, спектакль или литературный вечер. Из последних проведенных мероприятий наиболее яркой стала постановка по пьесе Булгакова «Шутка мецената». Спектакль заставил задуматься каждого зрителя о правильности своих поступков и будущей жизни. Специально для постановки были изготовлены декорации, сшиты костюмы, и в этом осужденные также проявили фантазию и творческие умения.

При организации воспитательной работы с правонарушителями А.С. Макаренко придавал огромное значение роли воспитателя и его авторитету. Он сам был примером дис-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

2 Цит. по: Киященко Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре // Эстетическая культура сотрудников внутренних дел России / А.А. Гришин, С.С. Пылев, Н.В. Румянцев, А.В. Щеглов. М., 2006. С. 217.

3 Макаренко А.С. Собрание сочинений: В 7 т. М., 1957. Т. 2. С. 420.

4 О воспитании молодежи / Под общ. ред. А.С. Макаренко. М., 1951. С. 197.

5 Макаренко А.С. Собрание сочинений. Т. 5. С. 438.

6 См.: Зауторова Э.В. Нравственно-эстетическое развитие осужденных к лишению свободы: Метод. рекомендации для сотрудников пенитенциарных учреждений. Вологда, 2005.

циплинированности, доброжелательности, трудолюбия и требовал этого в первую очередь от педагогов, а затем и от колонистов. Необходимый уровень образования для осуществления педагогического процесса, высокие моральные качества, ответственное отношение к выполнению служебного долга остаются главными требованиями к сотруднику исправительного учреждения и сегодня.

Учитывая ориентацию Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. на осуществление комплексного подхода к организации и проведению воспитательной работы в учреждениях УИС, при реализации которого первостепенное значение приобретает нравственное воспитание, мы еще раз убеждаемся в значимости педагогического опыта А.С. Макаренко. Разнообразие воспитательных форм, обусловленных характером новых взаимоотношений между сотрудниками и осужденными, позволяет лишенным свободы стать полноправными субъектами совместной воспитывающей деятельности. Продолжая претворять идеи великого педагога в жизнь, мы тем самым помогаем отступившейся личности обрести нравственную опору, открыть для себя истинные ценности в жизни.

В то же время предстоит еще немало сделать, чтобы сотрудники исправительных учреждений полнее и глубже изучили работы А.С. Макаренко по исправлению правонарушителей, так как педагогическое учение, опыт, система воспитательных воздействий педагога-новатора и в условиях современности продолжают доказывать свою могучую силу и неиссякаемую жизненность.

1 Sm.: Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.10.2010 g. № 1772-r «O Koncepcii razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 g.» // SZ RF. 2010. № 43. St. 5544.

2 Cit. po: Kijashhenko N.I. Ot jesteticheskogo opyta k jesteticheskoj kul'ture // Jesteticheskaja kul'tura sotrudnikov vnutrennih del Rossii / A.A. Grishin, S.S. Pylev, N.V. Rumjancev, A.V. Shheglov. M., 2006. S. 217.

3 Makarenko A.S. Sobranie sochinenij: V 7 t. M., 1957. T 2. S. 420.

4 O vospitanii molodezhi / Pod obshh. red. A.S. Makarenko. M., 1951. S. 197.

5 Makarenko A.S. Sobranie sochinenij. T 5. S. 438.

6 Sm.: Zautorova Je.V. Nravstvenno-jesteticheskoe razvitie

osuzhdennyh k lisheniju svobody: Metod. rekomendacii

dlja sotrudnikov penitenciarnyh uchrezhdenij. Vologda, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.