Научная статья на тему 'Взаимодействие пенитенциарных учреждений и Русской православной церкви как одно из направлений уголовно-исполнительной политики'

Взаимодействие пенитенциарных учреждений и Русской православной церкви как одно из направлений уголовно-исполнительной политики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
384
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УИС / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зауторова Э. В.

Исправление заключенных возможно через их воспитание и просвещение, направленные на утверждение в сознании данной категории лиц истинных духовных и нравственных ценностей. На это ориентирована деятельность пенитенциарных учреждений при активном взаимодействии с Русской православной церковью. В статье рассмотрены вопросы организации, формы и методы данного взаимодействия, освещается положительный опыт работы с религиозными организациями в указанном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Зауторова Э. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие пенитенциарных учреждений и Русской православной церкви как одно из направлений уголовно-исполнительной политики»

Взаимодействие пенитенциарных учреждений и Русской православной церкви как одно из направлений уголовно-исполнительной политики

Э.В. ЗАУТОРОВА - доцент кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

Исправление заключенных возможно через их воспитание и просвещение, направленные на утверждение в сознании данной категории лиц истинных духовных и нравственных ценностей. На это ориентирована деятельность пенитенциарных учреждений при активном взаимодействии с Русской православной церковью.

В статье рассмотрены вопросы организации, формы и методы данного взаимодействия, освещается положительный опыт работы с религиозными организациями в указанном направлении.

Ключевые слова: взаимодействие УИС; исправление осужденных; духовные ценности; духовно-нравственное воспитание

Усилия органов уголовно-исполнительной системы России по выполнению задач исправления осужденных и профилактике преступлений могут быть успешными только при условии их взаимодействия с религиозными организациями и общественными объединениями. В рамках гуманизации и демократизации исправительного процесса особое внимание уделяется вопросам духовного и нравственного воспитания правонарушителей, формированию и коррекции их ценностных ориентаций. Большую помощь в работе с осужденными и становлении их на путь исправления оказывает Русская православная церковь.

Конституция России гарантирует каждому гражданину страны свободу совести и вероисповедания (ст. 28). Действующее законодательство значительно расширило права осужденных в данном направлении: 21 декабря 1999 г. подписано соглашение между Русской православной церковью и Минюстом России; Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации осужденным гарантирована свобода вероисповедания, отправления религиозных обрядов и церемоний (ст. 14); Концепцией развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях на период до 2010 г. обращено особое внимание на дальнейшее укрепление взаимодействия учреждений и органов УИС с религиозными объединениями (п. 4).

Руководством Главного управления исполнения наказаний в обзорах о взаимодействии с религиозными и общественными организациями неизменно подчеркивается, что сегодня нет сомневающихся в том, что религиозное образование лиц, лишенных свободы, осуществля-

ется в рамках социальной адаптации к жизни на свободе, помогает духовно возродить оступившихся, внести успокоение в души осужденных. Взаимодействие религиозных объединений с учреждениями и органами, исполняющими наказания, является важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными, способствует возвращению их в общество правопослушными гражданами1. Духовно-нравственное воздействие религии на человека всегда было и остается весьма значимым, а в отношении осужденных может стать главным стимулом для их раскаяния и последующего исправления.

В нелегких условиях изоляции осужденные сами начинают проявлять интерес к православию, верят, что церковь поможет им найти ответы на многие трудные жизненные вопросы. Как показала практика, к числу этих осужденных относятся как положительно характеризующиеся, так и лица, являющиеся трудновоспитуемыми, находящиеся на профилактическом учете, склонные к различным нарушениям установленного порядка отбывания наказания. В результате плодотворной связи с церковью сегодня практически в каждом пенитенциарном учреждении имеются группы прихожан, деятельность которых в целом благотворно влияет на оперативную обстановку, способствует приобщению других осужденных к ценностям православия.

Исследования подтверждают, что верующие (вне зависимости от вероисповедания) составляют не более 10% от общего числа осужденных. Материалы специальной переписи осужденных, проведенной в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, показали, что 36,8% респондентов считают себя верующими. Из их

числа 82,9% осужденных назвали себя православными христианами (30,5% от общего числа осужденных), 9% - мусульманами (3,3% от общего числа осужденных)2. Среди осужденных, прибывших в исправительные учреждения, только 21% не считают себя верующими; 71% отнесли себя к определенной вере, из них: 90,3%

- православные; 3,5% - мусульмане; 1,8% - католики; 1,3% - буддисты; 0,9% - иудаисты; 0,4%

- протестанты; 1,8% - отнесли себя к различным сектам, в том числе деструктивным (сатанизм). Остальные 8% не определились в своей позиции по отношению к религии. Однако из общего числа осужденных, считающих себя верующими, только 14% постоянно соблюдали религиозные традиции и обряды; 46% - периодически; 40%

- фактически их не соблюдают3.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что несмотря на то, что большая часть осужденных испытывает религиозную потребность и проявляет желание овладеть религиозными ценностями и знаниями, религия как фактор, сдерживающий преступное поведение, еще не получила ожидаемого подтверждения. Большинство опрошенных, считающих себя верующими, по сути, ими не являлись. Обращение к религии могло стать своеобразным механизмом их психологической защиты в местах лишения свободы или просто данью моде. В связи с этим необходимо усилить совместную деятельность пенитенциарных учреждений и епархии, что позволит добиться от осужденных не только законопослушания, но и сформировать у них истинные духовные ценности. Кроме того, это будет способствовать скорейшему нравственному выздоровлению преступников, возникновению у них стремления своим поведением приблизить срок освобождения и вернуться к нормальной жизни в обществе.

С целью изучения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей, степени религиозности опрашиваемых, то есть насколько осужденных можно считать воцерковленной социальной группой, был проведен опрос в одном из пенитенциарных учреждений Вологодской области (95 чел.). Осужденным предлагалось выбрать один из вариантов ответа: 1) я - глубоко верующий человек, хорошо знаю Закон Божий, читаю Библию, часто бываю в церкви, соблюдаю посты и отмечаю праздники; 2) бываю в церкви время от времени, не могу назвать себя истинно верующим, но и атеистом себя не считаю; 3) не ощущаю религиозной потребности, в церкви не бываю. Первый из предложенных ответов выбрали 36% осужденных, атеистами признали себя 11% опрошенных. Подавляющее большинство осужденных (53%) - это не определившиеся в религиозном отношении люди, которые ощущают наличие сверхъестественной силы, но сомневаются в существовании Христа Спасителя.

Отношение к Богу стало темой одного группового интервью с несовершеннолетними осужденными Вологодской воспитательной колонии (35 участников), на котором обсуждался вопрос «Что Вам представляется, когда Вы думаете о Боге?». Высказанные суждения четко разделились на группы: 1) свойственные верующим («спасение души», «защита, доброта, любовь», «всемогущество, надежда», «расплата за содеянное» и др.) - 16%; 2) свойственные колеблющимся («небо, свет, облака», «крест, иконы, церковное пение», «что-то хорошее, но не конкретное» и т.д.) - 56%; 3) свойственные убежденным атеистам («Бога нет, я о нем не думаю», «для меня главное вера в себя» и др.) - 28% опрошенных.

С целью изучения уровня знаний несовершеннолетних осужденных в данной области были проведены анкетирование и анализ творческих работ воспитанников. 61% респондентов заявили, что ощущают близость Бога, но только 25% подростков молятся наедине несколько раз в неделю. Также было установлено, что осужденные воспитательной колонии на основе сложившихся у них к этому времени представлений о православной культуре и в результате накопленных знаний имеют лишь частичное понятие о православии. Так, некоторые из них считают, что православие - это церковный праздник, единицы смогли указать различия между храмом и церковью, у подростков практически отсутствуют знания о православных традициях. Вместе с тем в рисунках воспитанников вполне удачно представлен образ русского православного храма, хотя и не совсем правильно отражены его особенности.

В связи с этим необходимо более активно знакомить несовершеннолетних осужденных с ценностями Русской православной церкви. Так, в рамках авторской программы «В мире гармонии»4 были разработаны и проведены уроки по приобщению подростков к духовному искусству («Временное и вечное в искусстве», «Библия в искусстве», «Летние церковные праздники» и др.), где рассказы о церковных службах (заут-рен, литургия, праздничные службы) сочетались с прослушиванием произведений музыкального искусства, просмотром слайдов русских икон, беседами о заповедях, уточнением отдельных понятий и т.д.5 Занятия предусматривали накопление участниками процесса опыта творческого осмысления православного искусства; поступательное движение в эмоциональном, осознанном освоении явлений русской православной культуры; формирование навыков самостоятельного суждения о произведениях искусства религиозного содержания.

Сегодня в различных субъектах России накоплен положительный опыт взаимодействия уголовно-исполнительной системы с религиоз-

ными организациями. Используются разнообразные формы работы по воспитанию осужденных: встречи со священнослужителями, занятия по изучению традиций христианской религии, посещения библейских и воскресных школ, храмов и молельных комнат. Церковь оказывает большую гуманитарную помощь пенитенциарным учреждениям строительными материалами, деньгами, церковной утварью; осуществляет работу по укомплектованию библиотек духовной и исторической литературой. Священнослужители проводят различные религиозные обряды и таинства (причастие, крещение, исповедь, венчание и др.), просветительскую работу по истории православия, способствуя духовно-нравственному воспитанию осужденных различных категорий.

Существует опыт отдельных епархий по сбору средств для мест лишения свободы. Так, в различных регионах страны были проведены службы, целью которых было привлечение внимания общественности к проблемам улучшения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях; осуществлялся сбор пожертвований в виде денежных средств, вещей, продуктов питания, предметов первой необходимости.

Уже традиционными стали дни милосердия, проводимые в исправительных учреждениях совместно с представителями церкви: организуются концерты художественной самодеятельности осужденных, просмотры художественных и документальных фильмов религиозного содержания, прослушивание аудиозаписей духовной музыки, спортивные соревнования, турниры, конкурсы и т.д. Имеется также интересный опыт переписки осужденных с трудными подростками переходного возраста, которая имеет большое воспитательное воздействие.

На одном из таких праздников состоялось выступление детей из монастырской воскресной школы. Это напомнило осужденным о детстве, собственных детях. Чистые детские голоса оказали на осужденных сильное эмоциональное воздействие - заставили их задуматься об истинных ценностях, своей ответственности за жизненный выбор. Так в работе с правонарушителями появляется больше шансов изменить их отношение к жизни, себе, родным людям, прбу-дить в их душах сочувствие, сострадание, помочь прийти к покаянию.

Во многих исправительных учреждениях распространен опыт работы с осужденными в мастерских, где изготавливаются различные изделия религиозной направленности: оклады для икон, сами иконы и другая церковная утварь. Проводя в мастерских большую часть своего свободного времени, осужденные постепенно приобщаются к православию, приходят к исповеди. Также в храмах, находящихся

на территории исправительных учреждений, осуществляет свою деятельность хор осужденных. Например, на базе Вологодской женской колонии организован церковный хор под руководством регента храма Покрова на Торгу. Женщины очень эмоционально воспринимают песни иеромонаха Романа как уникальное явление современного православного псалмо-творчества. Покаянные стихи его песен полны глубокой любви к Богу. Духовная музыка несет в себе огромный нравственный, воспитательный потенциал, развивая чувство любви, сострадания к человеку, окружающему миру; способствует эстетическому, интеллектуальному, творческому и духовному развитию и становлению личности. Духовные песнопения способствуют психологической настройке человека на восприятие обучающей информации, оказывают благотворное влияние на психические и физиологические процессы организма, являясь средством реабилитации и одним из видов музыкальной психотерапии.

В некоторых учреждениях организован ежемесячный выпуск стенной церковной газеты, оформлены стенды, созданы уголки «Слушателю воскресной церковной школы». Осужденные самостоятельно ищут духовную литературу, освещают события, которые происходят в жизни православной церкви. Приобщение правонарушителей к духовным ценностям постепенно приводит к успешному решению педагогических задач по формированию нравственных качеств личности. С помощью православных традиций и обычаев обеспечивается замена в сознании и поведении воспитуемых антиобщественных взглядов на высоконравственные принципы и образцы человеческого поведения. В итоге происходят осознание осужденным своей вины, раскаяние в содеянном, что является залогом достижения одной из главных целей наказания - отказа от совершения в будущем новых пре-ступлений6.

Особо трудная проблема, как подтвердила практика, - это помощь осужденным после освобождения. Люди, которые провели в местах лишения свободы много времени и у которых нет ни жилья, ни родственников, ни специальности, к сожалению, часто остаются без всякой поддержки. В связи с этим все чаще на совещаниях различного уровня обсуждаются вопросы о создании православных центров в помощь принявшим веру. Кроме того, после освобождения некоторые бывшие осужденные продолжают подвижническую деятельность: одни помогают восстанавливать храмы, другие работают в благотворительных православных обществах, есть и те, кто ушел послушником в монастырь или служит в церкви. Так, в одном из учреждений Брянской области освободившийся, не имеющий специальности, просидевший всю лучшую часть

своей жизни в тюрьме, сознательно пришел к Богу и, выйдя на волю, при участии сотрудников исправительного учреждения устроился в монастырь алтарником, восстановил семью. Вор-рецидивист после освобождения стал монахом. Первая запись в его трудовой книжке была: «Пономарь Покровского храма Марфо-Мариинской обители»7.

Таким образом, большую помощь учреждениям УИС в исправлении осужденных, формировании духовно-нравственных ценностей, добросовестного отношения к труду оказывает сотрудничество с Русской православной церковью. В связи с этим необходимо создавать условия для представителей церкви и религиозных организаций в работе с осужденными в местах лишения свободы и их участия не только в проповеднической работе, но и учебно-воспитательном процессе, благотворительной и попечительской деятельности, организации спортивных соревнований, отдыха, культурных мероприятий.

Возможности духовно-нравственного воспитания осужденных через приобщение их к церкви сегодня широко обсуждаются в различных учреждениях ФСИН России. Так, в марте 2007 г. на кафедре юридической психологии и педагогики Вологодского института права и экономики ФСИН России состоялся межрегиональный научно-практический семинар, посвященный проблемам взаимодействия уголовно-исполнительной системы с общественностью и церковью в нравственно-эстетическом воспитании осужденных. В нем приняли участие сотрудники исправительных учреждений Вологодской, Мурманской и Костромской областей, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Республики Карелии и Краснодарского края. На семинаре был рассмотрен исторический аспект изучаемой проблемы, нормативно-правовое регулирование взаимодействия церкви, общественных организаций и учреждений УИС, состоялся живой

обмен мнениями и опытом участников, что особенно было полезно курсантам, принимавшим активное участие в работе данного мероприятия.

Таким образом, взаимодействие пенитенциарных учреждений с Русской православной церковью способствует созданию благоприятных условий для утверждения в сознании осужденных идеалов добра и красоты, более эффективному разрешению конфликтных ситуаций, возникающих как между самими осужденными, так и с администрацией. Данная деятельность оказывает помощь в оздоровлении морально-психологического климата в коллективе воспитуе-мых, а также благотворно влияет на укрепление дисциплины, способствует снижению уровня злостных нарушений порядка отбывания наказания. Но самое главное - оказывает большое воздействие на эффективность нравственного исправления осужденных, формирование их ценностных ориентаций, подготовку к законопослушной жизни после освобождения.

■ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Аналитическая справка НИИ ФСИН России. http:// www.pobeda.ru/zone/index.html

2 См.: Там же.

3 См.: Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Учеб.-метод. пособие. М., 2006. С. 22.

4 См.: Зауторова Э.В. Программа нравственно-эстетического развития несовершеннолетних осужденных «В мире гармонии». Вологда, 2005.

5 См.: Сурова Л.В. Мироведение: Комплекс методических разработок. Клин, 2004. С. 100-112.

6 См.: Православные традиции и обычаи и их роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних // Профилактика девиантного поведения учащихся в образовательных учреждениях: Сб. метод. рекомендаций / Под ред. И.П. Баш-катова. Коломна, 2006. С. 74-75.

7 Брянский правовой вестник. 2001. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.