УДК 343.8:342.731
ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА АБОЛМАСОВА, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫМИ ПРАВА НА ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Реферат: в статье предпринята попытка анализа отдельных положений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, регулирующих вопросы реализации права осужденных на вероисповедание. Рассмотрены проблемы сотрудничества пенитенциарной системы России с религиозными объединениями на современном этапе, приведены статистические данные о количестве соглашений, заключенных территориальными органами ФСИН России с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями, и действующих в учреждениях ФСИН России культовых объектах; формирования и деятельности института помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими, реализации программ их профессиональной переподготовки.
Ключевые слова: право осужденных на вероисповедание, централизованные религиозные организации, гуманизация условий содержания осужденных.
TATYANA EVGENYEVNA ABOLMASOVA, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL-LEGAL ASPECTS OF CONVICTS' IMPLEMENTATION OF THE RIGHTS TO RELIGION IN PLACES OF DETENTION
Abstract: in the article an attempt to analyze the separate provisions of the criminal and executive legislation of the Russian Federation regulating the questions of implementation the convicts' right to religion is made. Besides, the following problems are considered: cooperation of a penal system of Russia with religious associations at present stage, statistical data on the number of the agreements signed by territorial authorities of the FpS of Russia with the centralized religious organizations registered in accordance with the established procedure are given, the quantity of the cult objects operatin in penal organizations of Russia; formation and activities of the institute of assistants to chiefs of territorial authorities of the FPS of Russia for the organization of work with believers, the implementation of occupational retraining programs.
Keywords: convicts right to religion, centralized religious organizations, humanization of detention conditions of prisoners.
В рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее -Концепция) большое внимание уделяется вопросам гуманизации условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышения гарантий соблюдения их прав и законных интересов. Одним из положений Концепции является необходимость укрепления влияния церкви в местах лишения свободы. Обратиться в сторону церкви необходимо и уголовно-исполнительной политике, чтобы в дальнейшем стать основой преобразований в системе управления процессами исполнения наказаний.
О важной роли церкви и религиозных организаций в процессе перевоспитания осужденных и в работе уголовно-исполнительной системы (УИС) в целом, а также о ее все увеличивающемся влиянии
говорил в своем докладе директор ФСИН России [1, с. 57].
Количество верующих осужденных, активно посещающих церкви, храмы и молельные комнаты, с каждым годом возрастает. По состоянию на 1 января 2016 г. в учреждениях ФСИН России действовал 621 культовый объект: 547 храмов, церквей РПЦ, 61 исламская мечеть, 10 буддийских дуганов, 3 костела РКЦ; 704 молитвенные комнаты [4].
Гуманизация условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, предполагает создание и функционирование правовых механизмов обеспечения их прав и законных интересов с учетом особенностей их правового статуса. Вместе с тем право граждан на свободу вероисповедания распространяется на осужденных и входит в их специальный правовой статус. Право граждан Российской Федерации на свободу вероисповедания
© Аболмасова Т. Е., 2017 © Abolmasova T. E., 2017
Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 1. С. 1-163
обеспечивается ст. 28 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», а применительно к лицам, осужденным к лишению свободы, ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), которая гарантирует осужденным право исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в УИК РФ были внесены изменения, предусматривающие возможность приглашения к осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе священнослужителей, принадлежащих к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Была уточнена редакция ч. 6 указанной статьи, предусматривающей возможность тяжелобольным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе совершить все необходимые религиозные обряды и церемонии с приглашением священнослужителей.
Частью 7 ст. 14 УИК РФ в редакции указанного Федерального закона определен порядок реализации осужденными, отбывающими наказание в виде ареста, лишения свободы, права на проведение религиозных обрядов и церемоний.
В соответствии с положениями п. 4 гл. III Концепции использование сотрудничества с традиционными конфессиями, в частности обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализация совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов, может положительно сказаться на совершенствовании духовно-нравственного воспитания осужденных, будет способствовать формированию и развитию у осужденных стремления к общественно полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения.
С вступлением в 1997 г. в силу Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» начала формироваться определенная практика реализации права на свободу вероисповедания в местах лишения свободы (в основном практика обеспечения отправления религиозных обрядов). Кроме того, ограниченное распространение получила практика осуществления религиозного образования, иных аспектов религиозной деятельности в местах лишения свободы. В связи с этим возник целый комплекс организационных и правовых вопросов, связанных с особенностями реализации осужденными указанного права, его объемов, создания системы правового регулирования, его реализации и т. д.
Важным этапом в формировании механизма реализации осужденными к лишению свободы права на свободу вероисповедания стало подписание в 2010 г. соглашений между Федеральной службой исполнения наказаний и Советом муфтиев России, Буддийской традиционной Сангхой России, в 2011 г. с Русской православной церковью. Соглашениями предусматривается сотрудничество в области духовно-нравственного образования и просвещения осужденных, обеспечения доступа священнослужителей в исправительные учреждения, а также строительство новых культовых сооружений на территории учреждений исполнения наказаний [3, с. 76].
Результатом соглашения с Советом муфтиев стало обращение особого внимания на важность общения имамов с теми, кто осужден за терроризм и экстремизм. В связи с этим востребованы соответствующие фильмы и программы духовного и воспитательного характера для просмотра осужденными мусульманского вероисповедания. Для работы с несовершеннолетними планируется разработать отдельную целевую программу. Совет муфтиев в работе с осужденными будет использовать возможности Международного кинофестиваля мусульманского кино «Золотой минбар». Был также поднят вопрос оказания помощи в оборудовании новых помещений для верующих, так как на сегодняшний день в системе ФСИН России дейст-
вуют около 60 мечетей и 250 исламских молельных домов.
ФСИН России сотрудничает с Федерацией еврейских общин России (далее - ФЭОР) и другими религиозными объединениями. Сотрудничество с ФЭОР предполагает содействие строительству культовых объектов иудаизма (синагог) или выделение помещения под молитвенные комнаты, исходя из имеющихся возможностей.
ФСИН России и ФЕОР также определились с распространением печатной продукции (газеты, журналы, книги) духовно-нравственного и патриотического содержания в учреждениях УИС. Планируется развивать религиозное образование для осужденных к лишению свободы при участии священнослужителей ФЭОР и преподавателей Раввинской академии (йешиве) «Томхей Тмимим».
Соглашение с Буддийской Сангхой предполагает открытие буддийских храмов в местах лишения свободы, где содержится большое количество приверженцев буддизма. Соответственно буддийские ламы наравне со священнослужителями других конфессий будут иметь право в соответствии со ст. 14 УИК РФ проводить религиозные обряды и церемонии, личные встречи с осужденными.
Согласно соглашению между Русской православной церковью и Федеральной службой исполнения наказаний осуществляется взаимодействие по вопросам строительства православных храмов, часовен, выделения помещений под молитвенные комнаты, организации развития религиозного образования для лиц, осужденных к лишению свободы, что способствует реализации их прав на свободу совести и вероисповедания. В свою очередь, Русская православная церковь на основании принципов добровольности и свободы вероисповедания осуществляет духовное окормление, включая совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний, оказывает содействие администрации исправительных учреждений в создании условий для формирования у осужденных к лишению свободы уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стремления к исправлению имеющихся негативных качеств, повышения их образовательного и культурного уровня, стимулирования правопослушного поведения.
Частью 4.1 ст. 14 УИК РФ установлено, что в целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уго-
ловно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом УИС заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний [6, с. 7-8].
ФСИН России и ее территориальные органы имеют более 80 соглашений о сотрудничестве с религиозными организациями. 21 марта 2016 г. Министерством юстиции Российской Федерации был издан приказ «Об утверждении Требований к содержанию соглашений о взаимодействии ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями», который вступил в силу 8 апреля 2016 г. Таким образом, требования к соответствующим соглашениям в нормативном порядке определены, однако вопрос правового статуса ранее заключенных соглашений между ФСИН России и зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями остается открытым.
С целью реализации сотрудничества с религиозными организациями в сфере обеспечения права осужденных на вероисповедание в 2014 г. Минюстом России разработан проект нормативного правового акта, предусматривающего введение в территориальных органах УИС должности помощника начальника территориального органа по работе с верующими. Предполагалось, что соответствующий сотрудник будет осуществлять взаимодействие с представителями духовенства различных конфессий по вопросам реализации осужденными к лишению свободы права на свободу совести и вероисповедания. Для реализации этого проекта 24 июня 2015 г. состоялась встреча руководства ФСИН России с епископом Красногорским Иринархом, результатом которой стала выработка положений по ряду вопросов, касающихся деятельности помощников, в том числе создания отдела в составе правового управления ФСИН России по организации работы с верующими в учреждениях УИС. В этом отделе будут назначены четыре представителя традиционных религий России -православия, иудаизма, ислама и буддизма, которые станут представлять интересы верующих заключенных данных централизованных религиозных объединений. Предварительный отбор кандидатов к назначению на должности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по органи-
зации работы с верующими возлагается на централизованные религиозные объединения (конфессии) с учетом вероисповедания осужденных, содержащихся в учреждениях соответствующего территориального органа ФСИН России.
В настоящее время территориальными органами ФСИН России ведется совместная работа по подбору кандидатур для замещения введенных должностей помощников начальников УФСИН России по организации работы с верующими. Соответственно руководители других традиционных религий России в регионах с преобладающим неправославным населением должны провести аналогичную работу. Планируется также создание межрелигиозных рабочих групп в тех регионах, в состав которых на общественных началах будут включены представители других заинтересованных традиционных конфессий России.
К кандидатам на должность помощников выработаны определенные требования, касающиеся образования, состояния здоровья, возраста и пр. (как к гражданским служащим Федеральной службы исполнения наказаний). Они должны иметь высшее богословское образование, в обязательном порядке пройти курс дополнительной учебной программы профессиональной переподготовки работников УИС для кандидатов к назначению на должности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими, разработанной в Академии ФСИН России. Реализация указанной программы уже началась, и первая группа помощников прошла обучение с 1 февраля по 10 марта 2016 г. на основании приказа ФСИН России от 7 декабря
2015 г. за № 1170 «Об утверждении и организации исполнения Плана профессионального обучения, первоначальной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников уголовно-исполнительной системы на
2016 год» [5].
Программа обучения по дополнительной программе профессиональной переподготовки на высших академических курсах состояла из двух модулей.
Первый обучающий модуль - уголовно-правовая подготовка - включал в себя дисциплины: «Организация деятельности помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации»; «Права человека»; «Уголовная политика Российской Федерации»; «Основы режима и безопасности в УИС»; «Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права».
Второй обучающий модуль - социальная и психолого-педагогическая подготовка - включала в себя
дисциплины: «Пенитенциарная педагогика»; «Психологические основы работы с осужденными»; «Социальная работа в уголовно-исполнительной системе».
В период обучения были осуществлены выездные практические занятия в ФКУ ИК-2, ИК-6, СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области.
Назначенные на должности помощников начальников территориальных управлений ФСИН России священнослужители, состоящие в штате УИС и напрямую подчиняющиеся руководству Федеральной службы исполнения наказаний, не утрачивают при этом церковно-канонического подчинения своим правящим архиереям и статуса клириков епархий [6].
Однако анализ реализации осужденными права на свободу вероисповедания в современных условиях свидетельствует о наличии проблем в данной сфере, в том числе реализации прав осужденных, не исповедующих никакой религии и являющихся атеистами, а также прав лиц, принадлежащих к нетрадиционным конфессиям.
В Законе Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» одним из условий реализации свободы вероисповедания является необходимость соблюдения законов государства (ст. 3). Таким образом, реализация свободы вероисповедания не должна нарушать установленных в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. Например, проведение религиозных обрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на этот день мероприятий (лекции, просмотр кинофильма, посещение библиотеки и т. д.).
Не умаляя значения духовно-нравственного воспитания осужденных, считаем важным обратить внимание на то, что устанавливать взаимодействие желательно только с традиционными конфессиями в целях исключения возможности доступа к осужденным представителей сомнительных религиозных объединений. Поскольку в Законе детально не указаны порядок, время, в которое священники могут приходить и работать, в каких конкретно помещениях, то данные сведения должны содержаться в дополнительных соглашениях, заключаемых территориальным органом ФСИН России с местными отделениями конфессий.
Несмотря на то что условия содержания в исправительных учреждениях позволяют осужденным в полной мере реализовывать свое право на вероисповедание, в некоторых регионах ощущается нехватка священнослужителей для работы в местах лишения свободы.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что представители религиозных направлений своей деятельностью по окормле-
нию осужденных оказывают огромное положительное влияние на воспитательный процесс и подготовку осужденных к дальнейшей успешной адаптации в социуме.
Сотрудничество учреждений ФСИН России с традиционными религиозными организациями не только плодотворно влияет на процесс исправления осужденных, но и является средством профилактики распространения в среде осужденных экстремистских идей. Организации экстремистской направленности делают серьезную ставку на осужденных, вовлекая их в противоправную деятельность, что способствует развитию негативных процессов в среде осужденных, приводит к дезорганизации деятельности исправительных учреждений. В сложившихся условиях противодействие различным проявлениям экстремизма в местах лишения свободы в равной степени является зада-
чей как органов УИС, так и традиционных религиозных объединений [2, с. 19].
Законодательство Российской Федерации предусматривает в соответствии с нормами международного права предоставление осужденным прав на свободу совести и свободу вероисповедания в местах лишения свободы. При осуществлении осужденными данного права необходимо помнить, что:
Российская Федерация - это светское государство и религиозные объединения отделены от государства;
при исполнении одними осужденными своих религиозных обрядов не должны ущемляться права осужденных, исповедующих другую религию или не исповедующих никакой религии;
при осуществлении религиозных обрядов осужденными не должны нарушаться Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения.
Список литературы
1. Корниенко Г. А. О проблемах укрепления воспитательной работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 4. С. 57-59.
2. Марченко Д. Э., Яворский М. А. К вопросу об организации обеспечения права осужденных на свободу вероисповедания в исправительных учреждениях УИС России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. № 3. С. 17-20.
3. Яворский М. А. Актуальные проблемы пенитенциарно-религиозных отношений в России // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1. С. 75-79.
4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL : http//www.fsin.su (дата обращения: 21.02.2016).
5. Официальный сайт Московского патриархата. URL : http://www.patriarchia.ru/ (дата обращения: 19.03.2016).
6. Официальный информационный ресурс Синодального отдела Московского патриархата по тюремному служению. URL : http://anastasia-uz.ru/ (дата обращения: 19.03.2016).
References
1. Kornienko G. A. O problemah ukreplenija vospitatel'noj raboty v uchrezhdenijah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [About problems of strengthening of educational work in organizations of a penal correction system]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Sheets of a penal system, 2012, no. 4, pp. 57-59.
2. Marchenko D. Je., Javorskij M. A. K voprosu ob organizacii obespechenija prava osuzhdennyh na svobodu veroispovedanija v ispravitel'nyh uchrezhdenijah UIS Rossii [To a question of the organization of providing the right of convicts to religious liberty in the penal correction systems correctional facilities of Russia]. Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: pravo, jekonomika, upravlenie - Penal system: law, economy, management, 2015, no. 3, pp. 17-20.
3. Javorskij M. A. Aktual'nye problemy penitenciarno-religioznyh otnoshenij v Rossii [Urgent problems of the penitentiary and religious relations in Russia]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2012, no. 1, pp. 75-79.
4. Kratkaja harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. Available at: http//www.fsin.su (Accessed 21 March 2016).
5. Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata [Official site of the Moscow Patriarchy]. Available at : http://www.patriarchia.ru/ (Accessed 19 March 2016).
6. Oficial'nyj informacionnyj resurs Sinodal'nogo otdela Moskovskogo Patriarhata po tjuremnomu sluz-heniju [Official information resource of Synod department of the Moscow Patriarchy of prison service]. Available at : http://anastasia-uz.ru/ (Accessed 19 March 2016).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Аболмасова Татьяна Евгеньевна - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Аболмасова, Т. Е. Организационно-правовые аспекты реализации осужденными права на вероисповедание в местах лишения свободы / Т. Е. Аболмасова // Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25. - № 1. -С.102-107.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Abolmasova Tatyana E. - adjunct preparation of the research and educational personnel department of Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Abolmasova T. E. Organizacionno-pravovye aspekty realizacii osuzhdennymi prava na vero-ispovedanie v mestah lishenija svobody [Organizational-legal aspects of convicts' implementation of the rights to religion in places of detention]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25, no. 1, pp. 102-107.